О тех, кто отрицает предопределение
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Как мы говорили в прошлой главе, отрицание предопределения относится к плохим мыслям об Аллахе. В этой главе говорится более подробно о том, о чем было сказано в предыдущей.
Вера в предопределение - обязательна! Единобожие раба не будет действительным до тех пор, пока он не уверует в предопределение. Отрицание предопределения является неверием, противоречащим основе единобожия. Ибн Аббас говорил, что предопределение - это ожерелье Единобожия, а кто не верит в предопределение, тот разорвал свое единобожие. И это понятно, так как предопределение относится к шести столпам веры.
Предопределение (القدر) означает, что Аллах изначально знал обо всем, что произойдет; записал это в Хранимой скрижали; пожелал, чтобы все произошло именно так; и сотворил все творения вместе с их качествами и деяниями. Это - верное определение, которое охватило четыре степени предопределения:
1 - Вера в то, что Аллах изначально знал обо всем, что произойдет -(الإيمان بالعلم السابق) - это первая степень.
2 - Вера в то, что Аллах записал это в Хранимой скрижали -(الإيمان بكتابة الله جل وعلا لعموم الأشياء) - как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах предопределил (записал) судьбы за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли». ат-Тирмизи, 2156.
3 - Вера в то, что Он пожелал, чтобы все произошло именно так -(عموم المشيئة) - то, что пожелает Аллах, обязательно случится, а то, чего он не желает, не произойдет. Раб не сможет ничего пожелать, пока этого не пожелает Аллах. Всевышний Аллах сказал:
﴾ وَمَا تَشَاؤُونَ إِلاَّ أَن يَشَاء اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا ﴿
«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый». (Сура аль-Инсан, аят 30)
А также:
﴾ وَمَا تَشَاؤُونَ إِلاَّ أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴿
«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров». (Сура ат-Такуир, аят 29)
Желание раба следует за желанием Всевышнего Аллаха.
4 - Вера в то, что Аллах сотворил все творения вместе с их качествами и деяниями -(الإيمان بأن الله جل وعلا خالق كل شيء) - Всевышний Аллах создал человека, животных, небеса и Землю. Всевышний Аллах создал для творений определенные качества, а также Он создал деяния рабов. Всевышний Аллах сказал:
﴾ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ ﴿
«Аллах - Творец всякой вещи». (Сура аз-Зумар, аят 62)
Это значит, что Он сотворил как самих рабов, так и их деяния. Это и есть четыре степени предопределения. Если человек отрицает хотя бы одну из этих степеней, то о нём пойдет речь в этой главе об отрицающих предопределение. Человек не сможет называться верующим в предопределением, пока он не смирится перед ним и не уверует в него полностью, о чем свидетельствуют ясные священные тексты.
В число отрицающих предопределение входят крайние къадариты (القدرية الغلاة). Они отрицают самую первую степень, а это - изначальное знание Аллаха. Они являются неверными и их убеждения противоречат основе единобожия. Точно также сюда относятся те, кто отрицает то, что Аллах записал это в Хранимой скрижали.
Что касается того, кто отрицает четвертую степень предопределения, то это путь му‘тазилитов и им подобных. Это противоречит полноте единобожия, но не выводит их из Ислама, однако они являются заблудшими нововведенцами.
Поэтому мы поняли, что отрицание предопределения может быть неверием, которое полностью разрушает единобожие и выводит человека из лона религии. А некоторые другие формы отрицания предопределения являются менее тяжким грехом и ересью, подрывающей совершенство единобожия.
Абдуллах ибн Умар сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках душа Ибн Умара, если бы у одного из них была гора золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы всё это богатство на пути Аллаха, то Аллах не принял бы это до тех пор, пока этот человек не уверует в Предопределение». Затем он привёл в доказательство своих слов высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день, а также веруешь в Предопределение с его добром и злом». Муслим, 8.
Почему же Аллах не принимает благодеяния раба, пока он не уверует в предопределение? Потому что Великий и Могучий Аллах принимает праведные деяния только от мусульман, а человек, который отрицает предопределение и отказывается уверовать в него, не является мусульманином, и его деяния не принимаются, даже если он пожертвует золото величиной с гору Ухуд. Доказательством этого являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день, а также веруешь в предопределение с его добром и злом». Добро и зло являются относительным понятием для потомков Адама. Если же рассматривать их сквозь призму деяний Аллаха, то все божественные деяния являются абсолютным добром, потому что они соответствуют великой мудрости Аллаха. Доводом тому служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Зло не имеет к Тебе отношения». Муслим, 771.
Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: «Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как только Аллах создал Перо Он повелел ему: "Пиши!" Перо спросило: "О Господь, что мне писать?" Всевышний сказал: "Пиши все что предопределено до наступления Часа". Сынок, я также слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тот, кто умер без подобных убеждений, тот не от меня"». Абу Дауд, 4700; ат-Табарани в «Муснад аш-Шамиййин», 59; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 10/204 и другие.
В этом хадисе приводится доказательство относительно второй степени предопределения (запись в Хранимой скрижали). Мусульманин обязан верить в то, что сказано в этом хадисе, потому что Аллах уже давно предопределил все события во вселенной. Но для того, чтобы правильно уверовать в предопределение, человек должен знать, что Аллах предоставил ему возможность выбора. Человек не принужден совершать то, что ему предписано, и именно это обстоятельство делает его ответственным за совершаемые деяния.
В версии у Ахмада говорится: «Как только Аллах создал Перо Он повелел ему: "Пиши!" И в этот час было записано всё сущее вплоть до дня Воскресения». Ахмад, 5/317.
В версии у Ибн Вахба говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот же, кто не уверует в Предопределение с его добром и злом, будет сожжён Аллахом в Огне». Передали ибн Уахб в «Китаб аль-Къадар», 26 и другие.
Ахмад в «аль-Муснаде» и Ибн Маджах в «ас-Сунане» передали хадис Ибн ад-Дайлами, который сказал: «Придя к Убаййу ибн Ка'бу, я сказал: "В моей душе есть нечто, заставляющее меня усомниться в Предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из моего сердца". Он сказал: "Если ты потратишь на пути Аллаха золота величиной с гору Ухуд, то Он не примет это от тебя до тех пор, пока ты не уверуешь в Предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрёшь без подобных убеждений, то окажешься среди обитателей Огня". После этого я посетил Абдуллу ибн Масуда, Хузейфу ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на Пророка (мир ему и благословение Аллаха)». Передали Ахмад, 5/185-189; Абу Дауд, 4699; ибн Маджах, 77; ат-Табарани в «аль-Кабир», 4940; ибн Хиббан, 1817.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разъяснение обязательности веры в Предопределение.
2. Разъяснение того, как следует верить в Предопределение.
3. Указание на бесплодность действий того, кто не уверовал в Предопределение.
4. Указание на то, что человек не почувствует вкуса веры до тех пор, пока не уверует в Предопределение.
5. Упоминание о том, что Аллах создал в первую очередь.
6. В тот час, когда Аллах создал Перо, было записано предопределение всего сущего вплоть до наступления Часа.
7. Отречение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того, кто не уверовал в Предопределение.
8. Обычай саляфов устранять сомнения по поводу какого-либо вопроса путём постановки данной проблемы перед учёными.
9. Учёные отвечали им тем, что устраняло их сомнение, обосновывая свои слова ссылкой только на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
باب ما جاء في المصَوِّرين
О создающих изображения
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Человек будет единобожником, если не будет придавать Аллаху сотоварищей в том, чего достоин только Он. А создание изображений является придаванием Аллаху сотоварищей, так как человек пытается повторить то, что сделал Аллах. Поэтому тот, кто довольствуется созданием изображений, попадает в слова Аллаха:
﴾ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». (Сура аль-Бакара, аят 22)
Человек убежден в том, что кто-то создает изображение, хотя на самом деле создает его Всевышний Аллах. К совершенному единобожию относится то, что человек недоволен изображениями, и сам не создает их. Создание изображений противоречит полноте единобожия.
Также создание изображений является причиной, которая приводит человека к многобожию, а мы должны закрывать все пути, которые ведут к нему. Если мы не закроем эти пути, то люди попадут в многобожие. Многие из многобожников приобщали в сотоварищи к Аллаху именно изображения, и поэтому верующий, подлинно убежденный в единобожии, не должен считать создание изображений дозволенным. Одним словом, изображения являются одним из средств приобщения сотоварищей к Аллаху.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем тот, кто пытался создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они хотя бы зёрнышко, пусть создадут они маленького муравья!”» аль-Бухари, 7559; Муслим, 2111.
Создавая скульптуры и изображения, люди полагают, что они создают творения, подобные творениям Аллаха, хотя в действительности никто не способен создать нечто подобное Божьим творениям. Вот почему человек, который пытается уподобляться Великому и Могучему Аллаху, является самым несправедливым из творений.
Муджахид (ибн Джабр) и другие саляфы, опираясь на слова «пусть создадут они зёрнышко», сказали, что запрещено создавать даже изображения того, в чем нету души. То есть, исходя из хадиса, они запретили изображения деревьев, зернышек и так далее.
Однако большинство ученых несогласны с этим, так как зернышко упомянуто в хадисе, только для того чтобы указать на бессилие человека, а не для указания причины. Поэтому в другом хадисе сказано: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». Поэтому становится понятно, что запрещено создавать только изображения тех, в ком есть душа.
Они же приводят хадис Айшы, которая рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день Воскресения самая жестокая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении». аль-Бухари, 5954; Муслим, 2106.
В хадисе указывается причина запрета, а это - уподобление Аллаху в творении. Это является одной из причин, из-за которых запрещены изображения. Создание изображений запрещено (харам), а тот, кто их создает, будет подвергнут самому жестокому наказанию. Во-первых, создающий изображения пытается создавать подобно Аллаху, а во-вторых, изображения приводят к многобожию.
Многие ученые сказали о том, что самому жестокому наказанию будет подвергнут тот, кто впал в неверие по причине создания изображений. Создание изображений ради подражания Аллаху является проявлением великого неверия в двух случаях. Во-первых, если человек создает изображение, заведомо зная, что ему будут поклоняться. Например, человек делает для буддистов изображение (или памятник) Будды, а для христиан рисует икону Исы (мир ему) или его матери Марьям. Несомненно, такой поступок является большим неверием в Великого и Могучего Аллаха, так как человек делает для людей идола, которому будут поклоняться. Во-вторых, если человек создает изображение и полагает, что оно выглядет лучше, чем творение Самого Аллаха. Именно по этой причине скульптуры и изображения имеют отношения к данной книге, хотя упомянутый нами запрет распространяется на всех, кто подражает Аллаху, создавая рисунки или скульптуры. И даже если совершаемый ими поступок не выводит их из лона религии, они все равно совершают тяжкий грех, обрекают себя на проклятие и мучения в Адском огне.
Они же приводят хадис Ибн Аббаса: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Каждый создающий изображения в Огне! И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду" ». аль-Бухари, 2225; Муслим, 2110.
Из упоминания о душе следует, что речь идет об изображении творений, обладающих душой, т.е. животных и людей. Именно эти изображения запрещены шариатом.
«Каждый создающий изображения в Огне» - из этих слов нам понятно, что это относится к очень тяжким грехам.
Они же приводят другой хадис Ибн Аббаса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». аль-Бухари, 5963; Муслим, 2110.
Им будет приказано вдохнуть душу в созданные ими запрещенные изображения, однако они не смогут сделать этого, потому что души находятся только во власти Великого и Могучего Аллаха.
Муслим приводит хадис Абу-ль-Хаййаджа, который сказал: «Али сказал мне: "Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй"». Муслим, 969.
В этом хадисе содержится указание на вторую причину, по которой Ислам запрещает создавать изображения. Эта причина заключается в том, что изображения могут привести к появлению многобожия. Смысл этого хадиса становится ясен из того, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, одновременно повелел уничтожать изображения и сравнивать с землей возвышающиеся над ней могилы, а поскольку существование высоких могил может привести к появлению многобожия, существование изображений и скульптур также можно считать одной из причин возникновения многобожия.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Страшная угроза в адрес создающих изображения.
2. Указание на причину этого, то есть их неуважение по отношению к Аллаху, Который сказал: «Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я?»
3. Указание на Его могущество и их беспомощность, так как Всевышний сказал: «Пусть попробуют создать хотя бы букашку или хотя бы пшеничное или ячменное зерно».
4. Такие люди понесут жесточайшее наказание.
5. Аллах создаст души в соответствии с числом сделанных изображений и оживит их всех, и они будут мучить художника (скульптора) в Аду.
6. Художнику (скульптору) будет велено вдохнуть в них душу.
7. Повеление стирать или уничтожать изображения при виде их.
باب ما جاء في كثرة الحلف
О многочисленных клятвах
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Человек, который возвеличивает Аллаха и чье сердце сжимается при Его поминании, не будет использовать клятвы. Многочисленные клятвы несовместимы с полной убежденностью в единобожии, ибо если в сердце раба укореняется подлинное единобожие, или если его единобожие приближается к совершенному, то он не желает часто использовать имя Аллаха в своих клятвах. Он не подобен тем, кто всегда клянется: покупает - клянется, продает - клянется и так далее. Кто всегда клянется, тот не возвеличивает Всевышнего Аллаха. Здесь речь идет о клятвах, которые люди скрепляют своими намерениями, то есть произносят их осознанно. Что касается клятв, произнесенных неосознанно, то Аллах прощает их. Тем не менее, желательно, чтобы приверженец единобожия оберегал свои уста и сердце от многочисленных клятв и не пытался угодить людям, раздавая праздные клятвы Аллахом.
Соответствие этой главы книге Единобожия - явное. Многочисленность клятв не соответствует полноте единобожия, а противоречит ей. Клятва, как мы говорили ранее, это подтверждение слов Кем-то великим, а это - Всевышний Аллах. А кто постоянно осознанно клянется, тот не возвеличивает Всевышнего Аллаха. Нужно беречь имя Всевышнего Аллаха, сторониться клятв Его именем, кроме как при нужде. А многочисленность клятв не является признаком праведных людей. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴾ وَاحْفَظُواْ أَيْمَانَكُمْ ﴿
«Оберегайте же свои клятвы». (Сура аль-Маида, аят 89)
Этот приказ указывает на обязательность, поэтому человек не должен клясться постоянно.
Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клятва делает товар ходким, однако уничтожает баракят его (зароботка)» аль-Бухари, 2087; Муслим, 1606.
Уничтожение дохода (или бараката) является своего рода наказанием за то, что человек не проявляет должного уважения к имени Великого и Могучего Аллаха.
Сальман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С тремя людьми Аллах не будет разговаривать в день Воскресения и не очистит их [от грехов] и постигнет их мучительное наказание: это - развратный старик, высокомерный бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом». Передали ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кабир», 6111; аль-Бейхакъи в «Шу‘аб аль-Иман», 4/220.
«Развратный старик» - его голову покрыла седина, а сердце по-прежнему связано с прелюбодеянием, да убережет нас Аллах! Его не зовёт к этому страсть, в отличии от молодого юноши, но в сердце у него любовь к ослушанию. Поэтому такому человеку угрожает это страшнейшее наказание.
«Высокомерный бедняк» - он также подобен первому. Как говорят ученые, высокомерие возникает по двум причинам: либо человек сам по себе высокомерный, либо ему есть чем гордиться.
Что касается второго вида, то это запрещено! Например, человек гордиться своим имуществом или положением в обществе. Но однако у такого человека есть какая-то причина, которая побуждает его проявлять высокомерие. Это очень частое явление среди богатых людей. Они часто ведут себя высокомерно с бедняками. У таких людей есть какая-то причина, которая заставляет их гордиться. Однако еще страшнее положение того, кто высокомерный сам по себе, хотя не имеет никаких причин для высокомерия. У человека ничего нет, а он видит себя великим. Этот грех относится к величайшим грехам и именно о нём сказано в нашем хадисе. В хадисе речь идёт о бедняке, который не имеет никаких поводов для высокомерия.
«...и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом» - именно поэтому автор привел этот хадис в данной главе. Из хадиса явно видно, что этот поступок порицаем, а тот, кто совершил его, совершил тяжкий грех. Он сделал Аллаха предметом своей торговли. Это несовместимо с совершенным единобожием, несовместимо с возвеличиванием Аллаха. Такой человек попадает в большой грех.
Сообщается от Имрана ибн Хусейна о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие люди в моей общине - это мое поколение, затем следующее за ним, а затем - следующее за ним». Имран продолжил: "Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три". После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать до того, как от них будет требоваться свидетельство, будут совершать предательства, в то время когда им будут доверяют, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И будут среди них много полных». Муслим, 2535.
Сообщается также от Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшее из людей - это мое поколение, затем - следующее за ним, а затем - следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и приносит свидетельства раньше, чем клясться». Ибрахим ан-Нахаи рассказывал: «Когда мы были маленькими, нас били за то, что мы свидетельствовал или давали обещание (или же: за свидетельство и обещание)». Муслим, 2533.
Это сообщение свидетельствует о том, что ранние мусульмане воспитывали своих детей и потомков в духе уважения к Великому и Могучему Аллаху.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Завет оберегать клятвы.
2. Сообщение о том, что клятва при купле-продаже приводит к потере бараката в доходе не смотря на то, что этот товар ходко продается.
3. Суровая угроза тому, кто не покупает и не продаёт ничего, не поклявшись.
4. Указание на то, что совершённый грех усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.
5. Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
6. Похвала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, трём или четырём поколениям и возвещение того, что произойдёт после них.
7. Порицание тех, которые свидетельствуют, когда их не просят свидетельствовать.
8. Саляфы били детеи за обязательства или за свидетельства.
بابُ ما جاء في ذِمّة الله وذمّة نبيه
Воспользуйтесь поиском по сайту: