Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная культура Древнего мира.




Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теноч-титлан).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Художественная культура Средних веков.

София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох.

Художественная культура Ренессанса.

Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура Нового времени.

Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Б. Ф. Растрелли); живопись (П. П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармо-нического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И. С. Бах).

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л.Давид, К. П. Брюллов, А. А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники — И. Е. Репин, В. И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Художественная культура конца XIX—XX в.

Основные направления в живописи конца XIX в.: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, Ф. О. Шехтель). Символ и миф в живописи (М. А. Врубель) и музыке (А. Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В. Е. Татлин, Ш. Э. ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С. М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Л. Уэббер). Рок-музыка («Битлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Ж. М. Жарр). Массовое искусство.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;

Уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества

УМК:

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010.

2. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.

3. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.

4. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с

 


Тематическое планирование по МХК

На 2011-2012 учебный год

Класс

№ урока дата Тема ЗУН Основные понятия Практическая деятельность литература
I. Художественная культура первобытного мира
  Миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве -Роль мифа в культуре. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Региональный компонент: Соотношение роли мифа в культуре коренных народов Сибири. Синкретический характер искусства, мегалиты, дольмены, менгиры, кромлехи. Стоунхендж. Альтамир. Опыт творческой деятельности: Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). Гл.1
  Первые художники земли. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Региональный компонент: Существующие памятники первобытного искусства в целом по Сибири, и по НСО в частности.
II. Древние цивилизации.  
  Архитектура страны фараонов Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Гипостильнй зал, капители, пандусы Разработать маршрут путешествия по долине в Гизе. Гл. 2
  Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта Знать понятие канона, рельефа, фрески, сокровища гробницы Тутанхамона, особенности музыки Древнего Египта. Уметь рассказывать о создании и особенности основных памятников Древнего Египта, узнавать их на изображениях, понимать и доказывать их влияние на мировую художественную культуру. Фреска, канон, рельеф, амаркский период искусства Древнего Египта Написать небольшое сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту» Гл. 3
  Художественная культура Древней Передней Азии Знать особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Зиккурат, пиктографическое письмо. Попробовать подготовить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии. Гл.4
6) Искусство доколумбовой Америки (тест: Искусство первобытного общества и древних цивилизаций) Знать отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).   Реконструкция искусства, погребальное искусство, керамика в искусстве Выполнить эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнамент, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства. Гл.5
III.Культура Античности.  
  Эгейское искусство Знать характерные особенности крито-микенской культуры и ее связи и отличия от древнеегипетской и древнемесопотамской; основные черты вазописи и фресковых росписей Кносского дворца и ваз стиля Камарес.   Вазопись, фрески Кносского периода, понятие стиля Дионистические действа, эстетическая программа комплекса Акрополь, Парфенон Куросы и коры Архаики, пантеон богов в искусстве, форум, колонна Трояна, акведук, владук,термы Сделать эскизы росписей ваз или дргих предметов обихода в стиле Караманес. Разработать маршрут экскурсии по Кносскому дворцу Попробовать спроектировать с помощью компьютерной графики архитектурное сооружение (храм). Индивидуальное задание:Подготовить сообщение об одном из греческих ваятелей: Фидие, Поликлете, Мироне, Скопасе, Прасителе, Лисиппе, Леохаре. Гл. 6
  Золотой век Афин Знать идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Знать основной этап развития древнегреческой скульптуры (характерные черты архаики). Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Гл. 7, 8
  Архитектура Древнего Рима Театральное и музыкальное искусство Античности. Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Знать особенности культурного наследия в сравнении и культурой Древней Греции. Знать характерные особенности искусства этрусков, отличия от произведений египетских и греческих мастеров. Знать истоки и механизм постановки театрального искусства Древней Греции, отличия и особенности музыкального искусства Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - Мозаичная живопись, скульптурный портрет. Дифирамбы, пантомимы, гармоники, каноники. Подготовить сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца») Попробовать разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Нарисовать эскизы костюмов, масок для различных актерских амплуа. Придумать фактуру декораций и их размещение. Гл. 9 Гл.10(для сам. Изучения) Гл.11 (п. 11.1)
  Обобщающий урок по теме: «Культура Античности» и контроль ЗУН: тест «Античное искусство» Работа по группам. Опыт творческой деятельности:
  • Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.
  • Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре.
  • Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности
Региональный компонент: легенды о существовавших древних цивилизациях на территории Сибири, новейшие данные археологических раскопок, подтверждающих или опровергающих данные этих легенд.
IV.Средние века.  
  Мир византийской культуры София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас   Иконография, нефы,апсиды, алтари, атриумы, понятие интерьера, собор Св. Софии, крестово-купольный храм архитектурная, космическая, топографическая и временная символика Провести стилистический анализ отрывков из произведений Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина. Подготовить сообщения. Гл.12
  Архитектурный облик Древней Руси. Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Особенности деревянного зодчества. Региональный компонент: Культура Сибири до и после ее освоения; Хоры, закоморы, плинфа, цемянка, пилястры, килевидные арки(какошники), фасады. Подготовить экскурсию по Московскому Кремлю и рассказать о сооружениях, определивших его облик. Гл.13
  Изобразительное искусство и музыка Древней Руси Знать особенности и своеобразие живописи Др. Руси. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и творчество А. Рублева ("Троица") и Дионисия. Изобразительное искусство Владимиро- Суздальского княжества. Региональный компонент: культурные традиции коренных народов. Новгородская школа живописи, понятие светотени. Подготовить отзыв, рецензию по прочтению повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» Гл.14
  Архитектура западноевропейского Средневековья Знать особенности романского стиля в искусстве; особенности готического стиля в искусстве. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).   Аскетизм, литургическая драма, романтский и готический стиль, перспективный портал, хор, пинакли, фронтоны, вимперги, собор Нотр-Дам в Париже, Архитектурное оформление портала средневекового собора. Нарисовать силуэты романского и готического храмов средствами компьютерной графики. Проект архитектурного сооружения в традициях готики. Гл.15
  Изобразительное искусство Средних Веков Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Химеры, витражное искусство. Сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов, придумать композицию окна-розы. Гл.16
  Театральное искусство и музыка Средних веков Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Значение григорианского хорала. Региональный компонент: историко-культурный пласт искусства Сибири. Многоголосие, мистерии, моралите, миракли, григорианский хорал, псалмодия, кондукт и мотет, минезингеры Театральное выражение средневекового фарса, мистерии или литургической драмы. Гл.17
  Обобщение знаний и Контроль ЗУН: тест: «Мир Средневековья» Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация  
V.Культура Востока.  
  Индия – «страна чудес» Своеобразие культуры Индии. Знать основные виды архитектурных сооружений индии и уметь описывать некоторые выдающиеся памятники индийского зодчества. Знать особенности развития искусства музыки и танца в Индии. Пантеон индийских богов, якшини, чайтьи, притвор, миниатюрная живопись,рага, «Веды»,ситар, «раса». Рецензия на один из народных индийских танцев, попытка прочтения танца с помощью языка символов. Гл.18
  Художественная культура Китая Суть своеобразия китайского зодчества, знать самые значительные памятники архитектуры Китая. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Садово-парковое искусство, «терракотовое войско», пагоды Нарисовать силуэты китайских пагод средствами компьютерной графики. Гл.19
  Искусство Страны восходящего солнца (Япония) Знать характерные черты японского зодчества, основные архитектурные достопримечательности Японии. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).   Гравюра, нецке, «бидзинга» Написать сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней». Гл.20
  Художественная культура Ислама Своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Медресе, худжуры, михраб, айван, караван-сарай, мечеть, минарет, муэдзин, каллиграфии, куфи. Попробовать сочинить рубаи в стиле Омара Хаяма. Гл.21
  Контроль ЗУН: тест «Загадочный мир Востока» Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».      
VI. Возрождение.  
  Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения Характерных черт эпохи Возрождения, жизнестроительные идеи Ренессанса панэстетизм и индивидуализм Мини-сочинение по теме урока  
  Флоренция – колыбель итальянского Возрождения Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Гуманизм, Проторенессанс, Подготовить, представить себя на диспуте среди философов и написать список возможных вопросов для оспаривания, касающиеся эстетических принципов. Гл.22
  Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения Знать характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников, Собор Святого Марка, Кватрогенто, Джотто Написать сочинение по теме: «Моя любимая картина итальянского художника Проторенессанса или Раннего Возрождения», отразить в нем свои впечатления Гл.23
  Золотой век Возрождения Титаны Возрождения:Леонардо да Винчи (Картины “Святая Анна”, “Иоанн Креститель” и “Мона Лиза” (“Джоконда”) как философский итог творчества Леонардо да Винчи. Выражение леонардовского представления о мире в улыбке, “полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму”). Рафаэль (Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление его с внешним видом (“Портрет кардинала”, “Портрет графа Бальтасаре Кастильоне”, “Донна Велата”). , Микеланджело, Тициан) Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Леонардо до Винчи Сопоставление и анализ художественных особенностей каждого из представителей итальянского Возрожения. Гл.24
27 ( Возрождение в Венеции Расположение города на архипелаге, насчитывающем более ста островов. Собор Святого Марка — символ города и центр общественной жизни. Площадь Святого Марка. Провоцирование природой поисков художниками особого колорита. Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан). Многообразие таланта Тициана Вечеллио: Соединение точности рисунка Микеланджело с колоритом Тициана в творчестве Тинторетто (Якопо Робусти). Темпера, Тициана Вечеллио, Якопо Робусти Оформить стенд-выставку произведений венецианского возрождения. Объяснить причины своего выбора. Гл.25
  Северное Возрождение Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Лессировки, темпера, портреты и гравюры Дюрера. Составить экспозицию выставки художников Северного Возрождения, написать краткие аннотации к экспонатам. Гл.26
  Музыка и театр эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Полифония, имитация, театр «Глобус», комедия дель арте, речитатив, мадригал. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Гл.27
  Эпоха Возрождения в России -Ренессанс в России - это не повторение европейского с его культом индивидуализма, что явилось одною из причин его разложения, а совершенно новое явление, с отрицанием индивидуализма и культа наживы, основных ценностей буржуазного Запада. -Ренессанс в России не повторение западноевропейского, а совершенно новый феномен - в силу разнообразных исторических, социально-экономических причин и художественных факторов как в самом Российском государстве, так и в европейских странах, вступивших в век Просвещения. Гражданственность, интернациональный по своей сути переход от средневековья к новому времени Подготовить рефераты по Ренессансу в России.  
  Повторение. Обобщение знаний по теме: «Возрождение», «Культура Новосибирской области» Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Региональный компонент: Культура Сибири до заселения европейцами (архитектура кочевых племен, живопись) Идеология Возрождения Шаманизм, камлания. Доработка проектов по искусству в период до 17 века Подготовка каталога произведений культуры родного края до 17 века.  
  Контроль ЗУН по теме:«Возрождение» Тест: «Культура Ренессанса»
  Повторение и систематизация по всему курсу МХК в 10 классе Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от истоков до XVII века
  Итоговый контроль ЗУН Провести сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов.
  Итоговое занятие по курсу МХК (резерв) Просмотр отрывков из документальных фильмов ВВС по искусству и археологии      
               

Тематическое планирование по МХК

Класс

 
№ урока дата Тема ЗУН Основные понятия Практическая деятельность Литература
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...