Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теноч-титлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Б. Ф. Растрелли); живопись (П. П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармо-нического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И. С. Бах).
Основные направления в живописи конца XIX в.: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, Ф. О. Шехтель). Символ и миф в живописи (М. А. Врубель) и музыке (А. Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В. Е. Татлин, Ш. Э. ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С. М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Л. Уэббер). Рок-музыка («Битлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Ж. М. Жарр). Массовое искусство.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010.
2. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
3. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с
№ урока
дата
| Тема
| ЗУН
| Основные понятия
| Практическая деятельность
| литература
|
I. Художественная культура первобытного мира
|
| Миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве
| -Роль мифа в культуре. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.).
Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.
Региональный компонент: Соотношение роли мифа в культуре коренных народов Сибири.
| Синкретический характер искусства, мегалиты, дольмены, менгиры, кромлехи. Стоунхендж. Альтамир.
| Опыт творческой деятельности: Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
| Гл.1
|
| Первые художники земли.
| Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Региональный компонент: Существующие памятники первобытного искусства в целом по Сибири, и по НСО в частности.
|
II. Древние цивилизации.
|
| Архитектура страны фараонов
| Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.
| Гипостильнй зал, капители, пандусы
| Разработать маршрут путешествия по долине в Гизе.
| Гл. 2
|
| Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
| Знать понятие канона, рельефа, фрески, сокровища гробницы Тутанхамона, особенности музыки Древнего Египта.
Уметь рассказывать о создании и особенности основных памятников Древнего Египта, узнавать их на изображениях, понимать и доказывать их влияние на мировую художественную культуру.
| Фреска, канон, рельеф, амаркский период искусства Древнего Египта
| Написать небольшое сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту»
| Гл. 3
|
| Художественная культура Древней Передней Азии
| Знать особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).
| Зиккурат, пиктографическое письмо.
| Попробовать подготовить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии.
| Гл.4
|
6)
| Искусство доколумбовой Америки
(тест: Искусство первобытного общества и древних цивилизаций)
| Знать отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
| Реконструкция искусства, погребальное искусство, керамика в искусстве
| Выполнить эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнамент, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.
| Гл.5
|
III.Культура Античности.
|
| Эгейское искусство
| Знать характерные особенности крито-микенской культуры и ее связи и отличия от древнеегипетской и древнемесопотамской; основные черты вазописи и фресковых росписей Кносского дворца и ваз стиля Камарес.
| Вазопись, фрески Кносского периода, понятие стиля Дионистические действа, эстетическая программа комплекса
Акрополь, Парфенон
Куросы и коры Архаики, пантеон богов в искусстве, форум, колонна Трояна, акведук, владук,термы
| Сделать эскизы росписей ваз или дргих предметов обихода в стиле Караманес.
Разработать маршрут экскурсии по Кносскому дворцу Попробовать спроектировать с помощью компьютерной графики архитектурное сооружение (храм). Индивидуальное задание:Подготовить сообщение об одном из греческих ваятелей: Фидие, Поликлете, Мироне, Скопасе, Прасителе, Лисиппе, Леохаре.
| Гл. 6
|
| Золотой век Афин
| Знать идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Знать основной этап развития древнегреческой скульптуры (характерные черты архаики). Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь.
| Гл. 7, 8
|
| Архитектура Древнего Рима Театральное и музыкальное искусство Античности.
| Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Знать особенности культурного наследия в сравнении и культурой Древней Греции. Знать характерные особенности искусства этрусков, отличия от произведений египетских и греческих мастеров.
Знать истоки и механизм постановки театрального искусства Древней Греции, отличия и особенности музыкального искусства
Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера.
| Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - Мозаичная живопись, скульптурный портрет. Дифирамбы, пантомимы, гармоники, каноники.
| Подготовить сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца») Попробовать разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Нарисовать эскизы костюмов, масок для различных актерских амплуа. Придумать фактуру декораций и их размещение.
| Гл. 9 Гл.10(для сам. Изучения) Гл.11
(п.
11.1)
|
| Обобщающий урок по теме: «Культура Античности» и контроль ЗУН:
тест
«Античное искусство»
| Работа по группам. Опыт творческой деятельности:
- Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.
- Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре.
- Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности
Региональный компонент: легенды о существовавших древних цивилизациях на территории Сибири, новейшие данные археологических раскопок, подтверждающих или опровергающих данные этих легенд.
|
IV.Средние века.
|
| Мир византийской культуры
| София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).
Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас
| Иконография, нефы,апсиды, алтари, атриумы, понятие интерьера, собор Св. Софии, крестово-купольный храм архитектурная, космическая, топографическая и временная символика
| Провести стилистический анализ отрывков из произведений Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина. Подготовить сообщения.
| Гл.12
|
| Архитектурный облик Древней Руси.
| Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Особенности деревянного зодчества.
Региональный компонент: Культура Сибири до и после ее освоения;
| Хоры, закоморы, плинфа, цемянка, пилястры, килевидные арки(какошники), фасады.
| Подготовить экскурсию по Московскому Кремлю и рассказать о сооружениях, определивших его облик.
| Гл.13
|
| Изобразительное искусство и музыка Древней Руси
| Знать особенности и своеобразие живописи Др. Руси. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и творчество А. Рублева ("Троица") и Дионисия. Изобразительное искусство Владимиро- Суздальского княжества.
Региональный компонент: культурные традиции коренных народов.
| Новгородская школа живописи, понятие светотени.
| Подготовить отзыв, рецензию по прочтению повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел»
| Гл.14
|
| Архитектура западноевропейского Средневековья
| Знать особенности романского стиля в искусстве; особенности готического стиля в искусстве.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
| Аскетизм, литургическая драма, романтский и готический стиль, перспективный портал, хор, пинакли, фронтоны, вимперги, собор Нотр-Дам в Париже,
| Архитектурное оформление портала средневекового собора. Нарисовать силуэты романского и готического храмов средствами компьютерной графики. Проект архитектурного сооружения в традициях готики.
| Гл.15
|
| Изобразительное искусство Средних Веков
| Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы.
| Химеры, витражное искусство.
| Сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов, придумать композицию окна-розы.
| Гл.16
|
| Театральное искусство и музыка Средних веков
| Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Значение григорианского хорала.
Региональный компонент: историко-культурный пласт искусства Сибири.
| Многоголосие, мистерии, моралите, миракли, григорианский хорал, псалмодия, кондукт и мотет, минезингеры
| Театральное выражение средневекового фарса, мистерии или литургической драмы.
| Гл.17
|
| Обобщение знаний и
Контроль ЗУН: тест: «Мир Средневековья»
| Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация
|
|
V.Культура Востока.
|
| Индия – «страна чудес»
| Своеобразие культуры Индии. Знать основные виды архитектурных сооружений индии и уметь описывать некоторые выдающиеся памятники индийского зодчества. Знать особенности развития искусства музыки и танца в Индии.
| Пантеон индийских богов, якшини, чайтьи, притвор, миниатюрная живопись,рага, «Веды»,ситар, «раса».
| Рецензия на один из народных индийских танцев, попытка прочтения танца с помощью языка символов.
| Гл.18
|
| Художественная культура Китая
| Суть своеобразия китайского зодчества, знать самые значительные памятники архитектуры Китая. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине.
| Садово-парковое искусство, «терракотовое войско», пагоды
| Нарисовать силуэты китайских пагод средствами компьютерной графики.
| Гл.19
|
| Искусство Страны восходящего солнца (Япония)
| Знать характерные черты японского зодчества, основные архитектурные достопримечательности Японии.
Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
| Гравюра, нецке, «бидзинга»
| Написать сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней».
| Гл.20
|
| Художественная культура Ислама
| Своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
| Медресе, худжуры, михраб, айван, караван-сарай, мечеть, минарет, муэдзин, каллиграфии, куфи.
| Попробовать сочинить рубаи в стиле Омара Хаяма.
| Гл.21
|
| Контроль ЗУН: тест «Загадочный мир Востока»
| Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
|
|
|
|
VI. Возрождение.
|
| Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения
| Характерных черт эпохи Возрождения,
жизнестроительные идеи Ренессанса
| панэстетизм и индивидуализм
| Мини-сочинение по теме урока
|
|
| Флоренция – колыбель итальянского Возрождения
| Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи).
| Гуманизм, Проторенессанс,
| Подготовить, представить себя на диспуте среди философов и написать список возможных вопросов для оспаривания, касающиеся эстетических принципов.
| Гл.22
|
| Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения
| Знать характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников,
| Собор Святого Марка, Кватрогенто, Джотто
| Написать сочинение по теме: «Моя любимая картина итальянского художника Проторенессанса или Раннего Возрождения», отразить в нем свои впечатления
| Гл.23
|
| Золотой век Возрождения
| Титаны Возрождения:Леонардо да Винчи (Картины “Святая Анна”, “Иоанн Креститель” и “Мона Лиза” (“Джоконда”) как философский итог творчества Леонардо да Винчи. Выражение леонардовского представления о мире в улыбке, “полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму”).
Рафаэль (Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление его с внешним видом (“Портрет кардинала”, “Портрет графа Бальтасаре Кастильоне”, “Донна Велата”).
, Микеланджело, Тициан)
| Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Леонардо до Винчи
| Сопоставление и анализ художественных особенностей каждого из представителей итальянского Возрожения.
| Гл.24
|
27 (
| Возрождение в Венеции
| Расположение города на архипелаге, насчитывающем более ста островов.
Собор Святого Марка — символ города и центр общественной жизни. Площадь Святого Марка.
Провоцирование природой поисков художниками особого колорита.
Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан).
Многообразие таланта Тициана Вечеллио:
Соединение точности рисунка Микеланджело с колоритом Тициана в творчестве Тинторетто (Якопо Робусти).
| Темпера, Тициана Вечеллио, Якопо Робусти
| Оформить стенд-выставку произведений венецианского возрождения. Объяснить причины своего выбора.
| Гл.25
|
| Северное Возрождение
| Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера.
| Лессировки, темпера, портреты и гравюры Дюрера.
| Составить экспозицию выставки художников Северного Возрождения, написать краткие аннотации к экспонатам.
| Гл.26
|
| Музыка и театр эпохи Возрождения.
| Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
| Полифония, имитация, театр «Глобус», комедия дель арте, речитатив, мадригал.
| Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
| Гл.27
|
| Эпоха Возрождения в России
| -Ренессанс в России - это не повторение европейского с его культом индивидуализма, что явилось одною из причин его разложения, а совершенно новое явление, с отрицанием индивидуализма и культа наживы, основных ценностей буржуазного Запада.
-Ренессанс в России не повторение западноевропейского, а совершенно новый феномен - в силу разнообразных исторических, социально-экономических причин и художественных факторов как в самом Российском государстве, так и в европейских странах, вступивших в век Просвещения.
| Гражданственность, интернациональный по своей сути переход от средневековья к новому времени
| Подготовить рефераты по Ренессансу в России.
|
|
| Повторение. Обобщение знаний по теме: «Возрождение», «Культура Новосибирской области»
| Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов.
Региональный компонент: Культура Сибири до заселения европейцами (архитектура кочевых племен, живопись)
| Идеология Возрождения Шаманизм, камлания.
| Доработка проектов по искусству в период до 17 века
Подготовка каталога произведений культуры родного края до 17 века.
|
|
| Контроль ЗУН по теме:«Возрождение»
| Тест: «Культура Ренессанса»
|
| Повторение и систематизация по всему курсу МХК в 10 классе
| Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от истоков до XVII века
|
| Итоговый контроль ЗУН
| Провести сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов.
|
| Итоговое занятие по курсу МХК (резерв)
| Просмотр отрывков из документальных фильмов ВВС по искусству и археологии
|
|
|
|
| | | | | | | |