Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика медицинского работника. Общение с пациентом - важнейший элемент процесса лечения.




Искусство сбора анамнеза - нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе опроса у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходим творческий подход.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет и мимика медицинского работника, и его жестикуляция, и тон голоса, и выражение лица, вытекающие из предыдущей ситуации, не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что, принимая серьёзное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.

Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен знать течение заболевания и его возможные исходы. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда - над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий, так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.

Отметим, что медработник - молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшеё квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.

Вообще, уравновешенная личность медработника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам, направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.

Медсестра и больной, принципы общения с пациентом. Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.

Медсестре не следует высказываться по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом. В контакте между сестрой и больным большое значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и пациентов. Одна из них выглядит следующим образом (Роберт Вич, 1992 год):

  • Патерналистская (лат. pater - отец) – модель характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам как родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть ответственности на себя.
  • Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.
  • Коллегиальная - модель характеризуется полным взаимным доверием медперсонала и пациентов. Стремясь к общей цели, врач или медсестра становятся “друзьями” больного.
  • Контрактная – модель, которая выглядит как юридически оформляемый договор с пациентом. Именно эта модель предполагает последовательное уважение прав пациента.

Существуют несколько правил эффективного знакомства с пациентом:

1. Создать приятную атмосферу при разговоре. Во-первых, оцените освещение. Слишком много или мало света может утомлять или напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2.Получите всю имеющуюся информацию о Вашем пациенте до разговора с ним. Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. Попробуйте добиться доверительных отношений с вашим пациентом. Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. Задайте тон разговора. Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о его болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе узнать больше о нем.

5. Формулировка точных вопросов. Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите рассказать о ней подробней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы.

6. Делайте заметки. Не пытайтесь запомнить всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

Можно выделить 10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени - отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

Существуют также и 10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно, если расстроены.

10. Не повышайте голоса!

Таким образом, общение с больным является неотъемлемой частью лечебного процесса, его естественной составляющей, от которой зависит успех лечения, его продолжительность, а также период восстановления после болезни.

 

Литература:

1. Заликина Л.С.. Общий уход за больными. М. Медицина. 1984.

2. “Учебный материал по сестринскому делу”. Бишкек. «Кыргызстан», 1997. – 688 с. “LEMON” (проект ВОЗ).

3. «Общий уход в терапевтической клинике», под. ред. проф. Ослонова., М., МЕД пресс-информ.2002.

4. Обуховец Т.П. Основы сестринского ухода: Учеб. пос. для мед. колледжей.- Ростов-н/Д: Феникс, 2000.- 448 с.

5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В., «Основы сестринского дела». - Ростов-на-Дону., - Феникс, 2001.

6. Мухина С.А., Тарновская И.И.. Общий уход за больными. М. Мед., 1989.

7. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М.. Основы общего ухода за больными: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 1999. – 288 с.

8. Санитарные правила и нормы. «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения», Приказ № 96 от 31 января 2003 года, МЗ РК.

9. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В., Общий уход за больными.- М.: Медицина 1988.

10. Никитина А.В. Маштакова Г.С., Всё по уходу за больными в больнице и дома. М.: Медицина 1998.

11. Лычев В.Г., Карманов В.К., Основы сестринского дела в терапии. –Ростов н/Д: Феникс, 2006 -512 с.

12. Ослонов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учеб. пособие для вузов. М: ГЭОТАР- Медиа, 2005,-396 с.

13. Яромич И.В. Сестринское дело. Минск Высшая школа – 2001 - 431 с.

14. Фомина И.Г. Общий уход за больными.- М.:Медицина, 2000.

15. Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными. – Минск, Высшая школа.,-1997,2000.

16. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии. Серия «Медицина для вас». Ростов н.Д.- Феникс, 2003 - 408 с.

17. Мостицкая Р.М., Медсестра врача общей (семейной) практики. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 -480 с.

18. Stephanie’s. Principles and practice of nursing. Vol.1. Nursing arts procedures. By Sr. Nancy. 2005. P. 1-22.

19. L.C.Gupta, U.C.Sahu. Practical nursing procedure. 2003.

20. V.M. Bogolyubov. Internal diseases. Mir publishers. Moscow. 1987. P.11-18.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...