Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философско-педагогические взгляды Н.А. Бердяева




Философско-педагогические взгляды Н. А. Бердяева

Прежде всего, необходимо говорить преимущественно о философско-педагогических взглядах Бердяева, так как педагогические искания русских философов в эмиграции были тесно связаны с философским знанием.

Диалектическое единство педагогики и философии является основой мировоззрения философско-педагогических мыслителей второй половины XIX - первой половины ХХ веков. По мнению К. Д. Ушинского и его последователей, определение цели воспитания показывает тесную связь между воспитанием и философскими науками. О необходимости философских знаний для педагогов и воспитателей писали Бердяев, Зеньковский, Ильин и др.

Педагогика дает философии материал для познания: челoвек как предмет воспитания становится главным объектом в духовно-ментальном диалоге философии и педагогики.

В. В. Зеньковский считал цель воздействия воспитателя на воспитанника той стороной в педагогике, которая может быть лишь освещена философией - этикой, философией религии, эстетикой. Эти высказывания Зеньковского взяты из статьи Л. И. Шеховской

Во второй половине XIX века русская философия пережила внутренний кризис ценностей, выразившийся, с одной стороны, в ориентации на науку, научный дух и знание, с другой - на рост ценностей морального осознания, свободы. Русская философия ХХ века охарактеризовалась сменой ценностных установок.

Философия Бердяева, гордо именуемая персонализмом, должна была распахнуть вход во вселенную. Находясь в пересечении двух миров, человек включен в третий мир - мир божественного. По Бердяеву, " Бог есть Смысл и Истина мира, Бог есть Дух и Свобода”. Духовному миру, духовной жизни, духовному существованию принадлежит примат над бытием. Эти проблемы обсуждаются в книгах: " Дух и реальность” (1937), " Царство духа и царство кесаря” (1949).

Темой истории … является судьба человека в земной человеческой жизни.

Бердяев признает сложность человека. Человек есть сам целый мир. В экзистенциальной глубине…человек общается с духовным миром. Как существо духовное он превышает мир. …Человек окружен космической бесконечностью. Есть два типа отношения человека к миру: или человек подчиняет себя миру как часть его, или человек вбирает в себя мир.

Любую проблему он рассматривал через призму своих представлений о свободе, только затем включая его в состав своего философствования. Вся наша жизнь - от первого крика ребенка до высших проявлений духа - пусть в малой степени, но всегда несет на себе отпечаток несвободы. Она открывается человеку его страданиями. Страдание же показывает, что человек жив, что дух угнетен, но не уничтожен. Дух проявляет себя в чуждости миру, неприятия мировой данности. " Я страдаю - значит, я существую" - перефразировал философ Декарта. Страдание порождает страх, страх - надежду, тоску, скуку. Надежда обращена к потустороннему миру, скука и тоска - к земному. Только смерть порывает связи с миром. Она - " абсолютное уединение”, но тем возвышает человека над обыденностью жизни. В таких и иных понятиях - экзистенциалах Бердяев раскрывает самочувствие " метафизического" человека в нашем мире.

Смысл воспитания и обучения Николай Бердяев рассматривает с антропологической точки зрения. Антропологический метод заключался в утверждении творческой сущности человеческого бытия, и подчеркивал целостность человеческой личности.

В то же время он отстаивал ценности Свободы, Добра, Нравственности, Творчества личности, ценность Знания как результата эмпирического, рационального, интуитивного познания, значимость религиозного сознания, определяющего ценность человека в его единстве с Богом. Образовательный импульс сопровождает человека всю его жизнь, он поддерживается и потребностями человека, и его ценностными ориентациями.

Вопрос 37. Педология (от греч. π α ι δ ό ς — дитя и греч. λ ό γ ο ς — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.

Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста.

История

В мире

Возникновение Педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу ХХ в.

Педология в России и СССР

Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы XX века. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др. ).

Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения после сталинского Великого перелома конца 1920-х не согласовывались с новой линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям:

· недостаточный учёт " политического момента": в состав, как тогда говорили, дефективных учащихся по итогам испытаний чаще попадали представители " социально-близких" рабочих, крестьян и пролетариата, а в составе одарённых оказывались дети " гнилой интеллигенции", священников, белогвардейцев и др. " социально-чуждых".

· переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при истолковании испытаний и выработке предложений по их итогам при недооценке культурно-исторической среды при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения[1].

Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.

С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей педологии в педагогику и психологию, что было связано со столь же постепенным восстановлением прав сначала кибернетики, особенно её технических приложений для обороны, а затем и генетики. В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.

Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...