Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа и педагогика в России после Великой Отечественной войны




Школа и педагогика в России после Великой Отечественной войны

  Вопрос 41. В 50-е гг. значительно выросло производство, что привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Система школьного образования " оказалась оторванной от практики социалистического строительства", говорилось в документах того времени.

" Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958г. ) ставит задачи: соединение обучения с производительным трудом, активное участие школы в общественной жизни, производственная практика школьников, усиление политехнического содержания образования и др.

В соответствии с этим Законом вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в полной средней школе увеличился до 11 лет. В школе было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. В большинстве школ обучение в ХI классе было посвящено профессиональной подготовке.

Был учрежден новый тип учебных заведений - профессионально-технические училища (ПТУ). Наряду с профессиональным обучением здесь давалась и общеобразовательная подготовка.

Пришедшая на смену этому закону реформа 60-70-х гг. привела к стабилизации системы образования, возвращению школе традиционного статуса учебного заведения. В конце 60-х гг. в основном шла модернизация содержания общего среднего образования в соответствии с задачами, выдвигавшимися научно-техническим прогрессом. С этим же были связаны и новые направления в дидактике и методике.

В 60-е годы намечается крен школы и педагогики в сторону развивающего обучения. Московская школа дидактов под руководством И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина и Казанская школа под руководством М. И. Махмутова разрабатывает теоретические основы проблемного обучения.

На волне перестроечных процессов с середины 80-х гг. появилось новое направление в деятельности педагогов, получившее название " педагогика сотрудничества". В " педагогике сотрудничества" выделяются два аспекта: первый - тяготеет к жесткой технологической схеме, рассчитанной на оптимальную результативность учебного процесса (В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова и др. ); второй - представляет собой гибкую, подвижную, нацеленную на создание благоприятных условий для возможно более полной самореализации личности школьника технологическую систему (Е. Н. Ильин, И. П. Волков, М. П. Щетинин и др. ). Указанные два аспекта были альтернативами единого гуманистического, личностно- ориентированного технологического аппарата " педагогики сотрудничества".

Реформа школы 1984г. в СССР была направлена на уравнивание школы и системы профессионально-технического образования с точки зрения целей, задач и уровня обучения. На школу возлагались функции всеобщей профессиональной подготовки на уровне СПТУ (средних профессионально-технических училищ). Старшеклассники один раз в неделю обучались одной из рабочих профессий. Вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения, в школы стали принимать детей с 6-летнего возраста.

После распада СССР в России были провозглашены принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативность и альтернативность, национальный характер и т. д.

К концу столетия стало ясно, что кризис в сфере образования не преодолен. Появление множества различных типов средних учебных заведений - гимназий, лицеев, колледжей, профильных школ, частных школ, национальных школ, внедрение многоуровневой системы в сфере высшего образования не решили тех проблем, которые возникли в 80-х гг.


 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Новые задачи и условия работы школы во время Отечественной войны.

Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу.

Из многих прифронтовых районов началась по указанию партии и правительства эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...