Сущность и функции финансов, их место в системе экономических отношений
Стр 1 из 21Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров По новым направлениям развития техники, технологии и экономики
Кафедра «Экономика предприятия»
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ»
Разработчик к.э.н., доцент Короткевич А.И.
Минск, 2013 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 4 1. ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................... 5 1.1. Сущность и функции финансов, их место в системе экономических отношений 5 1.2. Финансовая система государства и место финансов организаций в ее структуре.................................................................................................................... 14 1.3. Финансы субъектов хозяйствования и основы их организации....... 22 1.4. Финансовая деятельность и содержание финансовой работы.......... 24 1.5. Финансовые ресурсы и капитал организации................................... 28 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.................................................................................................. 36 2.1. Понятие бюджета, необходимость и условия его возникновения.... 36 2.2. Особенности бюджета как финансового плана. Бюджет как централизованный фонд денежных средств....................................................................................... 38 2.3. Бюджет как финансовая основа деятельности органов государственного управления и местного самоуправления....................................................................... 40
2.4. Понятие бюджетного устройства и принципы построения бюджетной системы 42 2.5. Содержание республиканского бюджета, его место в бюджетной системе Республики Беларусь................................................................................. 45 2.6. Местные бюджеты, их содержание и роль в социально-экономическом развитии регионов..................................................................................................... 46 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ИХ РОЛЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ......................................................................................... 48 3.1. Понятие внебюджетных фондов, их назначение, принципы организации и правовой статус.......................................................................................................... 48 3.2. Составление, рассмотрение утверждение и исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов............................................................................... 49 3.3. Фонд социальной защиты населения и его роль, порядок формирования и направления использования средств......................................................... 51 4. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК...................................................................... 54 4.1. Понятие финансового рынка и его структура................................... 54 4.2. Инструментарий рынка ценных бумаг.............................................. 58 5. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА...................................................................... 61 5.1. Банковская система............................................................................. 61 5.2. Небанковские кредитно-финансовые организации........................... 67 6. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ........................................ 73 6.1. Пассивные операции........................................................................... 73 6.2. Активные операции............................................................................. 79 6.3. Комиссионно-посреднические операции........................................... 82 7. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 84 7.1. Экономическая сущность операций банков с ценными бумагами... 84 7.2. Пассивные операции банков с ценными бумагами........................... 87 7.3. Активные операции банков с ценными бумагами............................. 91 7.4. Портфель ценных бумаг..................................................................... 98
7.5. Депозитарная деятельность банка.................................................... 101 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК 104 8.1. Национальная валютная система: сущность, структура и механизм функционирования................................................................................... 104 8.2. Сущность, участники и виды валютных рынков............................. 106 8. ЗАДАНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.............................. 112 Задача 1. Проценты и их начисление...................................................... 112 Задача 2. Операции с государственными краткосрочными облигациями 119 Задача 3. Операции, связанные с переучетом векселей......................... 120 Задача 4. Оценка рыночной стоимости и курса акций.......................... 122 Задача 5. Лизинговые операции коммерческих банков......................... 124 ЛИТЕРАТУРА........................................................................................... 134 ВВЕДЕНИЕ
Задача дисциплины «Финансовая система Республики Беларусь и финансовые рынки» состоит в формулировке, логическом обосновании, систематизации, обобщении и демонстрации практической применимости множества вопросов, посвященных изучению финансовых отношений, возникающих в процессе хозяйственной и финансовой деятельности организаций. Разбор примеров из реальной жизни дает возможность применения теоретических сведений на практике. Предметом дисциплины «Финансовая система Республики Беларусь и финансовые рынки» является изучение базовых концепций финансов, экономических стоимостных отношений организаций, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств; закономерностей и тенденций развития форм и методов реализации этих отношений в современных условиях экономического развития; тенденций развития финансовой системы и финансового рынка и др.. В процессе изучения дисциплины ставятся следующие задачи: - рассмотрение базовых концепций организации и функционирования финансов, их сущности, содержания и значения в воспроизводственном процессе; - изучение современной финансовой системы государства ее сфер, звеньев форм взаимосвязей финансов предприятий с различными сегментами финансовой системы; - ознакомление с процессом формирования и воспроизводства капитала предприятия, его инвестициями и денежными потоками;
- овладение основными инструментами финансового рынка. В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать: - основные концепции современной теории финансов; - механизм функционирования финансового рынка и его роль в финансовой системе государства; - принципы управления финансами организации (предприятия) - основные инструменты финансового рынка и механизм их использования. Усвоение слушателями содержания дисциплины «Финансовая система Республики Беларусь и финансовые рынки» позволит им эффективно использовать полученные знания в дальнейшей самостоятельной работе.
ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Сущность и функции финансов, их место в системе экономических отношений Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Говоря о финансах как об экономической категории, отражающей экономические отношения, необходимо выделить субъекты этих отношений. Современное рассмотрение экономической системы государства предполагает выделение четырех групп субъектов экономических отношений, обеспечивающих кругооборот движения продуктов и доходов: - домашние хозяйства; - организации (фирмы); - государство; - иностранные экономические системы. Общая схема их взаимодействия представлена на рисунке 1.1 и представляет собой модель кругооборота доходов и продуктов. Данная модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются субъекты экономической системы, сбалансированный контрпотоком денежный платежей, совершаемых при этом обмене. Процессы, показанные стрелками, называются потоками, поскольку они непрерывны и продолжительны. Потоки измеряются в единицах за период времени: например, в рублях в год, тонн в минуту и так далее. Для того чтобы не загромождать схему взаимодействия субъектов экономики, в модель включены только те компоненты кругооборота потоков, которые являются денежными платежами, и исключены контрпотоки товаров и услуг.
В приведенной на рисунке 1.1 схеме использованные обозначения интерпретируются следующим образом: - домашнее хозяйство – это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (личные подсобные хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Осуществляя предложение ресурсов и покупку предметов потребления, домашние хозяйства, в свою очередь, имеют следующую ресурсную базу: оплату труда наемных работников, трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии), предпринимательский доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.).
Рисунок 1.1 – Модель взаимодействия субъектов экономической системы в процессе кругооборота доходов и расходов
- организация (фирма) – хозяйственная организация, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы организаций формируются в основном за счет поступлений от реализации произведенных товаров и услуг; - государство – организации, занятые предоставлением, как правило, нерыночных услуг, предназначенных для индивидуального и коллективного потребления. К ним относятся финансируемые из государственного бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны, поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т.п.). Государство осуществляет связь с остальными субъектами экономической системы (населением, предприятиями) посредством трех каналов: через налоги, государственные закупки и займы; - иностранные экономические системы – представляют собой в совокупности мировую экономическую систему. Определяют режимы деятельности государств, организаций и домашних хозяйств, а с другой стороны определяются их деятельностью;
- рынки продуктов– рынки, на которых население, фирмы и государство покупают произведенные другими предприятиями товары и услуги; - рынки ресурсов – рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы, необходимые для производства – рабочую силу, капитал и природные ресурсы; - финансовые рынки – рынки, представляющие собой набор механизмов, осуществляющих перемещение потоков денежных средств от кредиторов к заемщикам на определенных принципах (платности, срочности, возвратности) и при помощи различных инструментов (кредитов, ценных бумаг), как правило, от домашних хозяйств (поскольку большинство сбережений совершается населением) к фирмам (поскольку большинство инвестиций осуществляется организациями), а также к государству в случае дефицита бюджета; - чистые налоги – разница между налоговыми поступлениями от населения государству и трансфертными платежами (все выплаты, осуществляемые государством населению: пенсии, выплаты лицам с низкими доходами, пособия по безработице и т.п., не являющиеся компенсацией за текущие трудовые услуги, оказываемые государству); - платежи в бюджет – прямой поток налогов, уплачиваемых фирмами государству, т.е. в государственный бюджет (налог на добавленную стоимость, платежи из прибыли и другие налоги и платежи); - сбережения – часть дохода, которая не идет на покупку товаров и услуг, а также уплату налогов и погашение долговых обязательств; - инвестиции, для обеспечения своей деятельности организация не только приобретают ресурсы, но и осуществляют долгосрочные вложения капитала; - государственные закупки товаров и услуг представляют собой расходы государства по приобретению им товаров и услуг, по выплате заработной платы государственным служащим и по отмеченным трансфертным платежам. В случае, когда налоговые поступления (в том числе и от организаций) меньше государственных расходов, образуется бюджетный дефицит и государство вынуждено его покрывать, осуществляя заимствования на финансовых рынках. В случае профицита бюджета (расходы меньше чем доходы) государство может погашать ранее произведенные займы (в этом случае стрелка должна быть обращена в противоположную сторону – к финансовым рынкам); - чистый приток капитала возникает, если импорт превышает экспорт. Как уже отмечалось, все компоненты кругооборота потоков – денежные платежи, а не потоки товаров и услуг. Поэтому платежи по импорту показаны стрелкой, направленной из внутренней национальной экономики за рубеж. Экспорт – средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, которые поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним домашним хозяйствам, фирмам и государству. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта. Если экспорт не покрывает импорта, то разница должна быть оплачена или путем займа у иностранных финансовых посредников или путем продажи реальных и финансовых активов иностранным покупателям. Такие операции, вызывающие чистый приток капитала, на рисунке показаны как поток, направленный к внутренним финансовым рынкам. В случае превышения экспорта над импортом возникает противоположная ситуация. Из всех потоков, показанных на рисунке 1.1, наиболее важными являются национальный (совокупный) продукт, дающий оценку суммарной стоимости всех готовых товаров и услуг, и национальный доход, характеризующий суммарный доход, полученный населением, включая заработную плату, ренту, процентные выплаты и прибыль. Количественным измерителем товарных потоков выступают деньги. В Республике Беларусь в настоящее время основным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). Он исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования. Производственный метод состоит в исключении из стоимости произведенных товаров и услуг части, израсходованной в производстве. Согласно производственному методу, ВВП представляет собой сумму; добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, исключая стоимость потребленного сырья и материалов. Можно сказать, что добавленная стоимость отдельной фирмы дает стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости национального продукта. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить валовые добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг данной страны. Кроме суммы добавленных стоимостей валовой внутренний продукт, рассчитанный по производственному методу, включает налоги (налог на продукты и на импорт) и полученные на продукты и на импорт субсидии. Расчет ВВП по распределительному методу требует использования потоков доходов, получаемых владельцами факторов производства. Совокупный доход, получаемый владельцами факторов производства, является валовым внутренним доходом. Если же к валовому внутреннему доходу добавить сальдо факторных доходов из-за границы, получим валовой национальный доход. Эти показатели характеризуют доходность национальной экономики. Если речь идет об индивидуальных доходах, то следует различать два вида доходов: трудовой и на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя: - рентные доходы – это доходы от передачи прав, например, на землю, патенты, разработку недр и т.п.; - прибыль, получаемую от вложения собственного капитала в свои предприятия; - прибыль корпораций, то есть доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпоративном секторе экономики; - чистый процентный доход, то есть выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты. Валовой внутренний продукт можно также определить по методу конечного использования как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, или как сумма расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление. Схема движения продуктов и доходов в национальной экономике включает следующие показатели: 1. Расходы домашних хозяйств (С), составляющие наибольшую часть в экономике. 2. Расходы фирм на товары и услуги (I). Они бывают двух видов: во-первых, фирмы закупают физический капитал (оборудование, транспорт, здания), во-вторых, – товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом (I). Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции (ВИ) – это общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданных в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть часть, потраченную на замену износившихся зданий и оборудования, т.е. амортизационные отчисления (АО), получим чистые инвестиции (ЧИ); таким образом, ЧИ = ВИ – АО. 3. Расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих (обозначим G). 4. Расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный; если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение. Обозначим чистый экспорт N. Определить валовой внутренний продукт по сумме расходов на покупку конечной продукции можно по формуле:
ВВП = С + I + G + N
Областью возникновения и функционирования финансов является та стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Необходимо отметить, что распределению подвергается и часть национального богатства, в состав которого включатся следующие экономические активы (рисунок 1.2): - производственные нефинансовые активы, представляющие собой накопленные активы, созданные в результате труда всех предшествующих поколений (основные фонды, функционирующие в отраслях, производящих товары и услуги, запасы материальных оборотных средств, резервы и запасы различного назначения, имущество населения и ценности); - непроизводственные нефинансовые активы включают активы, которые не являются результатом производства, но используются в этом процессе. Они делятся на материальные (природные активы) и нематериальные, представляющие собой юридические формы, которые составляются в связи с процессом производства ипериодически переходят от одних институциональных единиц к другим (авторские права, лицензии, торговые знаки и т.п.); - финансовые активы, это активы, большинству из которых противостоят финансовые обязательства со стороны другой институциональной единицы, за исключением монетарного золота и специальных прав заимствования. Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования – активы, дающие кредитору право на получение определенного платежа от должника.
Рисунок 1.2 – Состав национального богатства Правильное определение объема национального богатства и его составляющих зависит не только от четкого учета его компонентов и методики их расчета, но и от правильности их стоимостной оценки. Объем национального богатства определяется, как правило, в стоимостном выражении. Исключение составляет характеристика непроизведенных активов – природных ресурсов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы. На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение финансов. Финансы – это экономические (денежные) отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования, домашних хозяйств и государства при создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, на нужды обороны, управления, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования, домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни – в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: республиканский, региональный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. Распределительная и контрольная функции это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|