Понятие бюджета, необходимость и условия его возникновения
При определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны: - форму; - сущность; - материальное содержание. Прежде всего бюджет представляет собой основной финансовый план формирования и использования денежных средств государства. Основной финансовый план и централизованный фонд финансовых ресурсов государства – это внешние признаки бюджета, а именно, его форма и материальное воплощение. Сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Если соединить все эти три стороны, то можно дать следующее определение государственному бюджету. Госбюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В бюджетном плане отражаются доходы государства, направления и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый год. В ходе исполнения основного финансового плана между государством, юридическими и физическими лицами возникают отношения по поводу перераспределения национального дохода в связи с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Таким образом, государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года.
Главным назначением бюджета является аккумуляция средств в казну для выполнения функций государства. Государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет национальный доход для того, чтобы дать возможность правительству реализовать свою экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Экономическое содержание бюджета заключается в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым он может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственные сферы. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной жизни. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением – с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету присущи две основные функции: распределительная (перераспределительная) и контрольная.С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей. Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура, искусство и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям народного хозяйства (сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.Контрольная функция бюджета осуществляется в процессе формирования его доходов и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.Таким образом, по своей сути бюджет – это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Экономические отношения – главный признак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах.
2.2. Особенности бюджета как финансового плана. Бюджет как централизованный фонд денежных средств Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, где бюджет рассматривается как план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону как «форму образования и расходования денежных средств».В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды доходных источников, формирующих его, направления расходов.Бюджет имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления бюджета он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение: государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода и является основной формой планирования, образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.Таким образом, формирование и использование государственного бюджета в Республике Беларусь имеет ряд отличительных черт.Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами: составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер; балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве; балансовый метод позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов; формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления является экономической основой реализации принципа развития демократического общества; с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Республики Беларусь и иными сферами; отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана страны, являются: перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|