Особенности налогового учета скидок
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СКИДОК, ПРЕМИЙ И БОНУСОВ Все организации заинтересованы в увеличении объемов своих продаж и привлечении большего количества покупателей. На сегодняшний день одним из самых распространенных и эффективных способов повысить продажи являются системы скидок и премий (бонусов). Применение этих способов позволяет не только привлечь новых клиентов, но и удержать старых. Точного определения понятий «скидка», «премия» и «бонус» не содержит ни гражданское, ни налоговое законодательство. Это признает и ФНС России (Письмо от 01.04.2010 N 3-0-06/63). Согласно экономическому словарю: Скидка - одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Иными словами, скидка всегда означает уменьшение поставщиком ранее заявленной цены товара. Термины «премия» и «бонус» - это синонимы и означают форму поощрения поставщиком покупателя за выполнение условий сделки. При этом премия, как правило, предоставляется путем выплаты денег. А предоставление бонуса означает, что при выполнении покупателем установленных договором условий он получает подарок или дополнительную партию приобретаемого товара. Пример 1. Организация "Альфа" (поставщик) и организация "Бета" (покупатель) заключили договор поставки 100 единиц товара по цене 100 руб. за единицу на общую сумму 10 000 руб. В договоре предусмотрено такое условие: при закупке покупателем в течение месяца полного ассортимента товаров на общую сумму 30 000 руб. поставщик обязан выплатить покупателю денежную премию в размере 2% от общей стоимости приобретенных товаров. Предположим, что организация "Бета" выполнила условия договора и в течение месяца с даты заключения первого договора поставки приобрела еще товары на сумму 20 000 руб.
Организация "Альфа" перечисляет на расчетный счет организации "Бета" премию в сумме 600 руб. (30 000 руб. x 2%). Пример 2. Организация "Альфа" (поставщик) и организация "Бета" (покупатель) заключили договор поставки 100 единиц товаров по цене 100 руб. за единицу. В договоре предусмотрено такое условие: при досрочной оплате стоимости приобретенного товара поставщик предоставляет покупателю бонус в виде дополнительной поставки товара на сумму 500 руб. Представим, что организация "Бета" оплатила товар досрочно, значит, организация "Альфа" обязана отгрузить 5 единиц товара на сумму 500 руб. Таким образом, если происходит пересмотр цены товара, установленной договором, то следует говорить о предоставлении скидки. Если же договорная цена товара остается прежней, а поставщик за выполнение условий сделки выплачивает покупателю вознаграждение (поощрение) в денежной или натуральной форме, то правильно говорить о выплате премии (бонуса).
Скидки, премии и бонусы могут предоставляться при соблюдении следующих условий: 1) скидка (премия, бонус) должна быть предусмотрена договором, в котором четко сформулированы порядок и условия ее предоставления (покупатель получает скидку премию или бонус не просто так, а за выполнение установленных условий сделки).
2) для того чтобы получить скидку (премию, бонус), покупатель должен выполнить установленные сделкой условия, необходимые для получения скидки (премии, бонуса). В подтверждение выполнения покупателем условий сторонам необходимо составить соответствующие документы. Перечень документов и порядок их оформления необходимо четко прописать в договоре. В качестве таких документов могут использоваться акты сверки, акты инвентаризации, уведомление поставщика о предоставлении скидки (премии, бонуса), кредит-нота и т.п. Особенности налогового учета скидок Порядок исчисления НДС при предоставлении (получении) скидок зависит от того, на какую дату скидка предоставлена (получена). Поэтому все скидки условно можно разделить: - на скидки, предоставляемые в момент отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) (т.е. покупатель сразу платит меньшую сумму); - скидки, предоставляемые после отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) (т.е. поставщик либо возвращает покупателю часть денег (если на момент предоставления скидки товар был оплачен), либо уменьшает его задолженность (если покупатель не оплатил товар на момент предоставления скидки)). Если скидка представляется в момент отгрузки товара Как правило, в момент отгрузки (передачи) предоставляются сезонные, праздничные скидки, скидки постоянным покупателям. При таком варианте предоставления скидки сразу указывается уменьшенная цена товара. Пример. Организация "Альфа" торгует одеждой в розницу. В период с 1 февраля по 31 мая она проводит весеннюю распродажу зимней одежды со скидкой 70%. При покупке пальто, цена которого до распродажи составляла 7000 руб., покупатель в момент получения товара оплачивает 2100 руб. (7000 руб. - (7000 руб. x 70%)). Как правило, порядок учета и налогообложения скидок, которые предоставлены в момент отгрузки (передачи), не вызывает вопросов у бухгалтеров. В таком случае ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете поставщику и покупателю ничего корректировать не нужно. Ведь выручка сразу уменьшается на сумму скидки.
Если скидка представляется после отгрузки товаров Совсем иная ситуация возникает, когда скидка предоставляется после отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Поскольку скидка означает уменьшение цены товара (работ, услуг), то в данном случае поставщик задним числом пересматривает цену уже отгруженного (переданного) товара (работ, услуг).
При этом цена товара может быть уменьшена как до даты оплаты товаров (работ, услуг) покупателем, так и после. Если скидка предоставлена после того, как покупатель оплатил товар (работы, услуги), то поставщик возвращает покупателю разницу между ценой товара с учетом скидки и фактической суммой оплаты. Пример. Организация "Альфа" (поставщик) и организация "Бета" (покупатель) заключили договор поставки товара по цене 100 руб. за единицу товара. Договором предусмотрено, что если покупатель в течение квартала приобретает 1000 единиц товара, то цена товара (в том числе оплаченного) уменьшается на 10%. Организация "Бета" выполнила условия договора, в связи с чем организация "Альфа" предоставила скидку, уменьшив цену товара до 90 руб. (100 руб. - (100 руб. x 10%)). Разница между ценой товара с учетом скидки и фактически оплаченной суммой в размере 10 000 руб. (100 000 руб. - 90 000 руб.) возвращается организации "Бета". Если же скидка предоставляется до даты оплаты, то тогда поставщик уменьшает сумму задолженности покупателя. Предположим, что в вышеприведенном примере на момент предоставления скидки организация "Бета" не оплатила товар. В таком случае организация "Альфа", предоставив скидку, уменьшает задолженность покупателя на 10 000 руб. За приобретенный товар организация "Бета" должна заплатить 90 000 руб. Независимо от того, когда предоставляется скидка (до даты оплаты или после) и в каком порядке (перечисляется на расчетный счет, засчитывается в качестве аванса или уменьшает задолженность покупателя), поставщику и покупателю нужно внести корректировки в учет. Покупатель корректирует сумму вычетов, а поставщик - налоговую базу по НДС за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг). На это указывают контролирующие органы (см., например, Письма Минфина России от 23.04.2010 N 03-07-11/130, от 23.04.2010 N 03-07-11/137, от 09.04.2010 N 03-07-11/106, от 05.05.2010 N 03-07-14/31). Поскольку в данном случае при предоставлении скидки цена сделки уменьшается, то налоговая база по НДС также уменьшается. Поэтому поставщику нужно пересчитать сумму выручки и сумму налога с учетом предоставленной скидки. А покупатель, в свою очередь, должен откорректировать сумму "входного" НДС, принимаемого к вычету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|