Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности налогового учета премии и бонуса




Как уже отмечалось ранее, при предоставлении премии (бонуса) договорная цена ранее отгруженных (переданных) товаров (работ, услуг) не изменяется. Этим премия (бонус) отличается от скидки. Поэтому при предоставлении премии (бонуса) у поставщика нет оснований для внесения изменений в ранее оформленные счета-фактуры и накладные. Соответственно, нет оснований у покупателя для изменений принятых к вычету сумм «входного» НДС.

Пример. Между организацией "Альфа" (поставщик) и организацией "Бета" (покупатель) заключен договор поставки партии товара на сумму 100 000 руб. Условиями договор предусмотрено, что оплата товара осуществляется покупателем в течение 20 дней со дня его получения, в случае досрочной оплаты поставщик выплачивает премию в размере 20% от стоимости товара. Предположим, что организация "Бета" оплатила товар в течение 10 дней со дня его получения. В таком случае организация "Альфа" перечисляет на банковский счет организации "Бета" премию в размере 20 000 руб.

 

Порядок налогообложения НДС денежной премии

Относительно порядка налогообложения НДС денежной премии по результатам продаж позиция контролирующих органов однозначна. Указанные премии НДС не облагаются. Вот каким образом обосновывают свою позицию чиновники.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Кроме того, на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налогообложению НДС подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг).

Поскольку при выдаче премии реализации товаров (работ, услуг) не происходит, то у поставщика отсутствует база для начисления НДС. А так как получение денежных средств не связано с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то и покупатель не должен облагать НДС полученную премию.

При этом у поставщика товаров (работ, услуг) налоговая база на сумму премии (вознаграждения) не уменьшается, так как договорная цена товаров не изменяется. По этой же причине и покупатель сумму «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) не уменьшает (Письмо ФНС России от 01.04.2010 N 3-0-06/63).

Поставщик Покупатель
Итак, поставщик после предоставления премии (вознаграждения) по результатам продаж: · сумму выручки от реализации товара не уменьшает; · сумму НДС, уплаченную при реализации товара, не уменьшает. Покупатель после получения премии (вознаграждения) от поставщика: · НДС с суммы полученной премии (вознаграждения) не исчисляет; · сумму принятого к вычету «входного» НДС по оприходованным товарам (работам, услугам) не уменьшает.

 

По мнению Минфина России, обязанность включения покупателем в налоговую базу сумм премий (бонусов) зависит от того, предоставляет покупатель продавцу встречную услугу (по рекламе, продвижению товаров и др.) или нет. Так, если премии и вознаграждения, полученные покупателем товара от продавца, не связаны с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, то они НДС не облагаются.

Финансовое ведомство отмечает, что, если соглашением о предоставлении премии (бонуса) предусмотрено выполнение покупателем конкретных действий, такую премию следует рассматривать как плату за услуги, которая облагается НДС.

Позиция 1. Суммы выплат, бонусов, премий не включаются в налоговую базу, если они не связаны с оказанием услуг (по рекламе и продвижению товаров и т.д.)

Письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-07-11/138

Финансовое ведомство разъяснило, что при решении вопросов о применении НДС в отношении премий (вознаграждений), выплачиваемых продавцом покупателю товаров за определенный период времени без изменения цены товаров, следует руководствоваться Письмом Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112. Согласно данному документу если суммы премий и вознаграждений не связаны с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, то НДС они не облагаются.

Позиция 2. Суммы выплат, бонусов, премий включаются в налоговую базу, если действия покупателя способствуют привлечению внимания к товарам поставщика

Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112

Финансовое ведомство разъясняет, что премии признаются платой за услуги и облагаются НДС в том случае, если действия покупателя способствуют привлечению внимания к товарам поставщика. К таковым, например, относятся премии за размещение товаров на полках магазинов в оговоренных местах и за выделение для товаров постоянного и (или) дополнительного места в магазине. В таком случае услуги (работы) подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом налоговая база у покупателя определяется как размер премии. На ее сумму он должен выписать поставщику счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ), а поставщик в свою очередь вправе принять сумму налога, указанную в счете-фактуре, к вычету при соблюдении всех условий.

Письмо УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 N 19-11/99884

Разъяснено, что премия (бонус), полученная дистрибьютором (покупателем) за выполнение определенных условий договора, рассматривается как средства, полученные за сбыт определенного объема товаров и прочие услуги, которые облагаются НДС.

 

Поскольку официальные органы придерживаются мнения о том, что премия, полученная дистрибьютором за выполнение определенных условий договора, рассматривается как средства, полученные за услугу по сбыту определенного количества товара, которая облагается НДС, налогоплательщику придется в судебном порядке доказывать обратное.

 

Порядок налогообложения НДС при предоставлении бонуса

Как было отмечено выше, предоставление бонуса означает, что при выполнении покупателем установленных договором условий он получает подарок или дополнительную партию приобретаемого товара (оказываемых услуг, выполняемых работ).

Пример. Между организацией "Альфа" (поставщик) и организацией "Бета" (покупатель) заключен договор поставки товара, которым предусмотрено, что если покупатель в течение месяца приобретает товар на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.), то ему полагается бонус в виде дополнительной партии товара на сумму 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.).

Налоговые органы трактуют действия поставщика по предоставлению бонуса как безвозмездную передачу товаров (работ, услуг). Следовательно, у организации возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС, поскольку безвозмездная передача товара (работ, услуг) приравнивается к его реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налог уплачивается исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданного товара.

Поставщик Покупатель
Поставщик при предоставлении бонуса в виде отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ) должен: · начислить сумму НДС на стоимость безвозмездно переданного товара (работ, услуг). При этом налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости; · выставить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж; · направить покупателю первичные документы с указанием стоимости переданного товара. У покупателя не возникает права на налоговый вычет НДС, т.к. сумма налога покупателю не предъявляется. Покупатель в бухгалтерском учете учитывает бонус по его стоимости с учетом НДС, исчисленного продавцом.  

 

Как видно, использование бонусной системы для поставщиков невыгодно с точки зрения налогообложения. Ведь, предоставляя бонус, поставщик платит в бюджет НДС с рыночной цены дополнительно поставленного товара (оказанных услуг, выполненных работ).

Неблагоприятные последствия возникают также и у покупателя. Поскольку чиновники квалифицируют сделку по передаче бонуса как дарение, то покупатель, получив дополнительную партию приобретаемого товара (работ, услуг), не вправе принять к вычету сумму «входного» НДС по ним, так как в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ к вычету принимаются суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг). А при безвозмездной передаче товара (работ, услуг) сумма налога покупателю к оплате не предъявляется.

Однако указанных последствий, связанных с предоставлением бонуса, можно избежать, предусмотрев передачу «подарков» как продажу товаров со скидкой. При этом размер скидки будет равняться продажной цене подарка.

Пример. Организация "Альфа" реализует электрические чайники. Для того чтобы увеличить объем продаж, она указала в договоре следующее условие: в случае приобретения 10 чайников покупателю предоставляется скидка в размере стоимости одного чайника. Допустим, что продажная цена 1 чайника - 1770 руб. (в том числе НДС 250 руб.). В том случае, когда покупатель приобретает 10 чайников, ему предоставляется скидка в размере 1770 руб. (продажная цена 1 чайника). Таким образом, в учете организации отражается реализация 10 чайников на сумму 15 930 руб. (10 шт. x 1770 руб. - 1770 руб.) (в том числе НДС 2250 руб. (10 x 250 руб. - 250 руб.)).

Как видим, в данном примере выручка от продажи 9 чайников без скидки составляет 15 930 руб. (1770 руб. x 9 шт.). Такой же будет сумма выручки от продажи 10 чайников со скидкой (10 шт. x 1770 руб. - 1770 руб.). Иными словами, 10 чайников реализованы по цене 9. Во втором случае у поставщика не возникает проблем с безвозмездной передачей товара. Следовательно, платить НДС со стоимости «подарка» еще раз не надо. Также и покупатель вправе принять всю сумму «входного» НДС к вычету без проблем.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...