Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. «Санитарно-гигиеническое обследование школьного учреждения, учебно-воспитательного режима и условий обучения в школе»




I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

1. Основные принципы проектирования школ.

2. Зоны, различаемые на участке.

3. Классы и кабинеты, принципы размещения.

4. Медицинский кабинет, оснащение.

5. Пищеблок, требования, гигиенические принципы организации питания школьников.

6. Требования к воздушно-тепловому режиму.

7. Требования, предъявляемые к мебели и школьным пособиям.

8. Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе.

9. Требования к школьному расписанию и организации уроков.

 

II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

Студент должен знать:

  • гигиенические требования к проектированию общеобразовательных школ;
  • гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школах;
  • гигиенические требования к составлению расписания общеобразовательных школ.

 

Студент должен уметь:

  • дать гигиеническую оценку проекту школы;
  • дать гигиеническую оценку школьному расписанию.

 

III. Литература:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских заведений. М. Медицина, 2001г. Гл. 7, С. 308-312, С. 325-342. Гл. 3, С. 121-141.
  2. Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М. Медицина. Гл. 2, С. 51-74.
  3. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М. 1999г.

 

IV. Задания по самостоятельной работе по изучаемой теме

I. Вопросы:

1. Основные гигиенические принципы размещения образовательных учреждений:

  • ………………..
  • ………………..
  • ………………..

 

2. Перечислите гигиенические принципы экспертизы проекта школы:

  • ……………….
  • ……………….
  • ……………….
  • ……………….
  • ………………..
  • ……………….
  • ………………

 

3. На земельном участке выделяются зоны:

  • учебно-опытная;
  • …………………
  • …………………
  • …………………

 

4. С гигиенической позиции благоприятной является …………………композиция здания. Окна учебных помещений должны быть ориентированы …………….. стороны горизонта.

 

5. Наполняемость каждого класса не должна превышать ……… человек.

 

6. Воздушно-тепловой режим учебных кабинетах: относительная влажность воздуха в помещениях должна быть ….%, температура - …..°С, скорость движения воздуха …..м/с.

 

7. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает в себя:

  • кабинет врача:
  • ………………
  • ………………
  • ………………

 

8. Утомление - ………….

 

Переутомление - ………..

 

9. Признаки, свидетельствующие о начале утомления:

  • ……………….
  • ……………….
  • ……………….
  • ……………….

 

10. Признаки переутомления:

  • ………………
  • ………………
  • ………………
  • ………………

 

11. Объясните разницу между понятиями утомление и переутомление.

 

12. Назовите фазы кривой работоспособности.

13. Продолжительность урока в первом полугодии для первого класса составляет ……. мин, во втором полугодии ……. мин.

 

14. Хронометраж - …………

 

 

Он может быть:

 

 

……………. ……………….

 

 

15. Плотность урока - ………..

 

 

16. Назовите основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

  • ………………
  • ………………
  • ……………...

 

17. Школьников с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают на ………….партах;

С ревматическими заболеваниями, часто болеющих необходимо рассаживать дальше от …………….стены. Не менее 2 раз за учебный год, учащихся сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине с целью профилактики …………… и ………………

 

II. Практическое задание:

Задача

Дайте гигиеническую оценку расписания (с построением графика) и рекомендации по его коррекции. 10 класс

Понедельник Четверг

1. алгебра 1. геометрия

2.ОБЖ 2. биология

3. русс.яз. 3. экономика

4. физика 4. физика

5. осет. яз. 5. география

6. физика 6. осет. лит-ра

 

Вторник Пятница

1.ОБЖ 1. информатика

2. химия 2. труд

3. геометрия 3. физика

4. история 4. физ-ра

5. история

СредаСуббота

1. русс.лит-ра 1. русс.яз.

2. русс.яз. 2. русс.лит-ра

3. история 3. осет.лит-ра

4. алгебра 4. ин.яз.

5. физ-ра 5. география

6. ин.яз. 6. химия

Малые перемены – 5 минут. Большая перемена после 3 урока 15 минут.

 

Для решения задачи необходимо использовать шкалу трудности предметов.

Тесты:

1. Гигиеническое нормирование при проектировании учреждений
для детей и подростков осуществляется с учетом;

а) отличной от организма взрослого
чувствительности и реактивности детей и подростков;

б) изменения уровня морфо-функциональной зрелости

и адаптационных возможностей детского организма с возрастом;

в) характера учебно-воспитательного процесса;

г) климато-географических особенностей;

д) происходящих изменений в системе воспитания и образования;

е) национальных и исторических традиций.

2. При проектировании школ необходимо предусматривать:

а) отдельную непроходную секцию для учащихся 1-х классов;

б) отдельную непроходную секцию для учащихся 2-4-х классов;

в) отдельную непроходную секцию для учащихся 1-4-х классов;

г) отдельную секцию для учащихся 2-4-х классов;

д) секции для 5-11-х классов.

3. Оптимальным с гигиенических позиций для общеобразовательных школ является:

а) вместимость 1960 мест;

б) вместимость 844 мест;

в) радиус обслуживания до 1.5 км;

г) радиус обслуживания до 3 км;

д) размещение на внутриквартальных проездах;

е) размещение на межквартальных проездах;

ж) внутриквартальное размещение.

 

4. Наилучший шумо- и пылезащитный эффект учреждений для детей и подростков зелеными насаждениями создается при:

а) при достаточном проценте озеленения участка;

б) при периметральном озеленение высокорослыми деревьями;

в) при периметральном озеленении шириной не менее 1,5 м, а со стороны проездов и магистралей – шириной не менее 4 м;

г) при периметральном озеленении хвойными и вечнозелеными породами деревьев шириной не менее 1,5 м, а со стороны проездов и магистралей – шириной не менее 4м;

д) при периметральном трехъярусном озеленении шириной не менее 1,5 м, а со стороны проездов и магистралей – шириной не менее 4 м.

 

5. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим показателям:

а) плотность урока;

б) количество, продолжительность и чередование видов деятельности;

в) психологический климат на уроке;

г) наличие физкультурных минуток;

д) чередование поз учащегося.

 

6. Основные помещения в школе:

а) классные комнаты, учебные кабинеты;

б) мастерские;

в) гимнастический зал;

г) пищеблок;

д) лаборатории.

7. Основным методом изучения организации занятий является:

а) исследование латентного периода зрительно-моторной реакции
до и после занятий;

б) исследование умственной работоспособности

с помощью корректурных проб до и после занятий;

в) исследование субъективного состояния с помощью теста САН до и после занятий;

г) хронометраж урока;

д) изучение выживаемости знаний после урока.

 

8. Принципами организации ступенчатого режима для первоклассников
являются:

а) сокращение длительности урока до 30 минут
на протяжении всего учебного года;

б) постепенное увеличение длительности урока от 30 до 45 минут
на протяжении учебного года;

в) сокращение числа уроков до 3;

г) постепенное увеличение числа уроков;

д) постепенное укорочение перемен.

9. Облегченным в расписании учебных занятий при обучении
старших школьников по 5-дневной рабочей неделе должен быть:

а) понедельник;

б) вторник;

в) среда;

г) четверг;

д) пятница.

 

10. Показатель, который учитывается при подборе парты для учащихся это:

а) возраст;

б) длина голени;

в) рост.

 

11. Условия, способствующие развитию близорукости у детей и подростков:

а) недостаточность освещения рабочего места;

б) неравномерность освещения;

в) слепящая яркость;

г) неправильная посадка.

 

12. Показанием к началу физкультурных минут на уроке является:

а) 20-я минута 45 минутного урока;

б) 30-я минута 45 минутного урока;

в) появление первоначальных признаков утомления у отдельных учащихся;

г) появление первоначальных признаков утомления у большинства учащихся.

 

 

Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...