Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программный комплекс судовой компьютерной системы




Классификация программного обеспечения судовых ПЭВМ. Пакеты прикладных программ. Общие сведения об АРМ.

Структура АРМ судоводителя

Изобретение недорогих и надёжных персональных компьютеров привело к быстрорастущему их использованию на морских судах. Во многих случаях, включая решение навигационных задач, расчёты по погрузке и расчеты посадки и остойчивости, использование компьютеров значительно повышает эффективность и безопасность судовождения. Компьютерные системы уже длительное время успешно и безопасно используются на многих судах.

Компьютерная система - это система из одного или более компьютеров, связанного с ними программного обеспечения, периферии и устройств сопряжения (интерфейсом).

Программное обеспечение - программы, данные и документация, связанные с работой компьютерной системы.

Программное обеспечение, используемое на морских судах, показано на рис. 2 в виде схемы.

Рис. 2. Классификация программного обеспечения судовых ПЭВМ

 

В состав программного обеспечения судовых ПЭВМ входят:

· Microsoft Office, из которого в основном используются такие программы, как Microsoft Word и Microsoft Excel;

· пакеты прикладных программ (ППП), состоящие из набора специализированных программ по навигации, мореходной астрономии, управлению судами и другим разделам судовождения. К числу таких программ относятся программы по планированию рейса, контролю остойчивости и прочности судна, навигационным и астрономическим расчётам и др.;

· базы данных (судов, служб, адресов и др.).

Следует отметить, что к настоящему времени разработано большое количество компьютерных программ для решения практически любых задач судовождения.

Поскольку программы зависят от ввода данных и интерпретации полученных результатов человеком, они потенциально подвержены ошибкам, вызванным влиянием человеческого фактора. Хотя такие ошибки в большинстве своем будут вноситься командным составом судов как пользователями, действительную первопричину ошибок можно найти в других, береговых секторах - у разработчиков программного обеспечения, которые могут недооценивать необходимость учета человеческого фактора при управлении судном. Поэтому Комитет по безопасности на море предъявляет определённые требования к программному обеспечению, используемому на морских судах, изложенные в Руководстве по использованию компьютеров на судах (прил. 4).

К таким требованиям относятся:

- единообразие программ из разных источников;

- наличие наглядных результатов программного обеспечения, которые включают соответствующие материалы по подготовке персонала и документацию для пересмотра программы или данных;

- отражение в программном обеспечении широкой опытной базы;

- выработка программ и их внедрение в практику с учетом человеческого фактора.

Разработанное Комитетом по безопасности на море Руководство по использованию компьютеров на судах было подготовлено с целью разработки международного стандарта по проектированию, одобрению и испытаниям компьютерных систем, включая программное обеспечение.

Бурное развитие компьютерных технологий остро поставило вопрос об интеграции программного обеспечения персональных компьютеров и создании автоматизированного рабочего места (АРМ).

Под автоматизированным рабочим местом понимается совокупность (комплекс) математического (МО), программного (ПО), информационного (ИО), аппаратного (АО) и методического (МеО) обеспечений, предназначенных для автоматизации решения задач инженером на его рабочем месте: АРМ = МО и ПО и ИО и АО и МеО.

Главными компонентами АРМ судоводителя являются математическое, программное и информационное обеспечения (рис. 3).

Рис. 3. Блок-схема АРМ судоводителя

Выявление задач, решаемых специалистом, и их структуризация (построение дерева задач) являются первой и основной частью работы при разработке АРМ. После этого выявляют заданные, нормативные и варьируемые характеристики каждой задачи и осуществляют их структуризацию.

Заданные характеристики - это характеристики, однозначно определяемые из технического задания. Нормативные - это характеристики, которые определяются ГОСТами, ОСТами, Правилами Морского Регистра РФ и другими нормативными документами. Варьируемые - это характеристики, которые можно изменять и которыми исследователь задается, исходя из своего опыта и интуиции.

После структуризации характеристик следует постановка задачи, т. е. разработка математической модели (ММ) и выявление граничных (краевых) условий (ГУ, КУ). Таким образом, ЗАДАЧА = ММ и ГУ.

После разработки математической модели и определения граничных условий завершают постановку задачи и переходят к составлению прикладной программы для решения задачи на персональном компьютере. Здесь, разумеется, необходимы знания хотя бы одного из языков программирования высокого уровня: Basic, C++, Java, Delphy.

Одним из самых простых и универсальных языков программирования, на котором программируют 50 % специалистов мира, является язык Basic (QBasic, Visual Basic, Visual Basic for Application, Visual Basic Scripting Edition, VBScript). Язык Basic позволяет разрабатывать прикладные программы для решения задач любой сложности.

Информация, необходимая для решения задач, - характеристики судов, механизмов, судовых материалов - должна быть структурирована и записана в базы данных (БД) и базы знаний (БЗ).

АРМ - мощное современное средство повышения эффективности работы инженера. Для судоводителя, работа которого сложна и ответственна, использование АРМ поможет повысить её эффективность и безопасность.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и охарактеризуйте программное обеспечение судовых ПЭВМ.

2. Что такое АРМ?

3. В чём заключается необходимость создания АРМ?

4. Нарисуйте блок-схему АРМ судоводителя.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...