Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различие публичных и частных норм, регулирующих международные финансовые отношения.




Место международных договоров РФ в системе национальных источников валютного права.

Международно-правовые источники валютного регулирования Российской Федерации в настоящее время составляют четыре группы:

1) международные валютные соглашения Российской Федерации, связанные с членством в глобальных международных финансовых и торговых организациях (МВФ, ВТО);

2) двусторонние международные договоры, регулирующие порядок расчетов во взаимной торговле, и основанные на них соглашения между денежными регуляторами договаривающихся стран;

3) международные валютные соглашения Российской Федерации, связанные с участием в наднациональных объединениях государств (Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ЕЭП, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана);

4) нормативные правовые акты наднациональных институтов по вопросам валютного регулирования, принятые в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП, Таможенного союза.

Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Статья 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определяет международный договор РФ как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры РФ, содержащие соответствующие нормы, применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из самого международного договора следует, что для его применения требуется издание внутреннего государственного акта. Нормы международных договоров РФ имеют приоритет над нормами валютного законодательства РФ. В случае противоречия между национальным законодательством и нормами международного договора применяются правила международного договора.

В качестве примера двустороннего международного договора, регулирующего валютные операции, можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о поощрении и взаимной защите капиталовложений (1995 г.). Статья 6 указанного Соглашения, в частности, предусматривает отмену валютных ограничений при осуществлении инвесторами одной договаривающейся стороны переводов за границу отдельных видов платежей, связанных с капитальными вложениями на территории другой договаривающейся стороны.

С точки зрения регулирования международными договорами отдельных видов валютных операций следует также обратить внимание на Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о переводном и простом векселе (1930 г.), Женевскую Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (1930 г.), и Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о чеках (1931 г.).


 

Различие публичных и частных норм, регулирующих международные финансовые отношения.

 

Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. В настоящее время финансы представляют собой, с одной стороны, совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства или частного лица; а с другой - систему формирования, распределения и использования денежных средств.

Предметом изучения финансового права являются публичные финансы, но в законодательстве отсутствует, как правило, закрепление их понятия. Дело в том, что, по сути, невозможно провести четкое разграничение публичных и частных финансов, так как любой критерий носит рамочный характер и не учитывает всего разнообразия общественных отношений, объектом которых являются финансы.

Однако в науке выделяют несколько критериев, совокупность которых помогает определить категории публичных и частных финансов.

Во-первых, основанием для разграничения финансов являются отношения собственности. Так, под публичными финансами понимаются финансы различных государственных и муниципальных образований, в то время как частные финансы включают в себя финансы частных лиц (физических и юридических).

Во-вторых, публичные и частные финансы различаются по источникам финансирования. Несомненно, такие доходы, как прибыль, дивиденды, поступления от использования имущества, займы, безвозмездные поступления, характерны как для частных, так и для публичных лиц. Однако лишь государство и муниципальные образования имеют исключительный источник финансирования - налоги, носящие обязательный характер.

В-третьих, только государство при регулировании своих финансовых отношений может применять принуждение. Финансовые операции частных лиц (физических или юридических) базируются на договоре, в то время как государство применяет метод авторитарного распределения денежных средств (властный метод).

В-четвертых, разница вытекает из подхода к расходованию средств. Так, государство сначала исчисляет свои расходы и лишь затем определяет необходимые для их покрытия доходы, в то время как частные лица поступают наоборот.

В-пятых, публичные финансы превышают по объему финансы частного лица. Безусловно, в объемном отношении публичные расходы значительно превышают расходы частных лиц. Часто государство тратит больше, чем может покрыть, настолько больше, что не опасается таких серьезных последствий, как признание несостоятельности, применяемой к коммерческим предприятиям в случае прекращения ими платежей. Указанная ситуация обусловлена тем, что современное государство не может быть доведено до банкротства. Кроме того, только публичные финансы наделяются функцией обеспечения, распределительной и контрольной функциями. Публичные финансы призваны распределить стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми для выполнения им возложенных на него задач финансовыми ресурсами, а также отслеживать весь ход распределительного процесса. Отсюда следует, что различие публичных и частных финансов становится более очевидным при анализе целей расходования средств. В то время как частные юридические лица ищут прибыль, физические лица - материальное удовлетворение своих личных нужд, государство, наоборот, стремится защитить то, что оно считает общественным интересом. Именно государство обеспечивает деньгами социальную сферу жизни общества, берет на себя заботу о наименее защищенных слоях общества.

Различие между международным финансовым публичным и международным финансовым частным правом может быть проведено по следующим основаниям:

1) по содержанию регулируемых отношений - общественные отношения, регулируемые международным финансовым публичным правом, носят межгосударственный характер. Отличительной их особенностью является специфическое качество, присущее их основному субъекту (государству), – суверенитет. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;

2) по субъектам отношений – основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;

3) по источникам – источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права – внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;

4) в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые (непосредственно устанавливающие права и обязанности) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства);

5) порядок рассмотрения споров – в международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);

6) международное частное право, в отличие от международного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особую правовую систему.

Отграничение международного частного права от международного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного и международного публичного права вытекает из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни. Отсюда ряд основных начал международного публичного права имеют определяющее значение и для международного частного права.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...