Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Cведения о состоянии окружающей среды, вероятных воздействях строительства и эксплуатации железной дороги




 

Климат Южной Якутии, также как и любого другого места на Земле, формируется в результате действия трех основных климатообразующих факторов: солнечной радиации, общей циркуляции атмосферы и географического положения. В связи с этим планируемое строительство таких локальных объектов, как линейные сооружения (автодороги, железные дороги), не могут серьезным образом повлиять на изменение климатических параметров, анализ которым был посвящен данный раздел. Если и будут происходить такие изменения, то их стоит ожидать лишь на уровне местного климата (климата урочища) или микроклимата (климата склона холма, опушки леса, лесных полос и т.д.). То есть, скорее всего, заметны будут лишь изменения в пределах нескольких десятков, может быть сотен метров от строительных объектов. В целом же, в ближайшие десятилетия колебания основных климатических элементов следует ожидать в рамках естественной изменчивости.

В атмосферном воздухе района фоновое содержание газов и взвешенных веществ значительно ниже санитарных норм. Исключением является содержание в атмосфере района окиси азота в Южной Якутии, фоновое значение которого примерно в два раза выше уровня среднесуточных ПДК. В целом, уровень загрязнения атмосферного воздуха в районе предполагаемого размещения объекта характерен для районов, удаленных от промышленных центров. Устойчивое и глубокое изменение состава воздуха в связи с незначительными и растянутыми во времени выбросами от работающей техники, карьеров, перегрузки сыпучих материалов не прогнозируется.

Многолетнемерзлые породы имеют прерывистое распространение и непосредственно занимают в среднем около 55 % территории. Развитие сезонно- и многолетнемерзлых пород характеризуется значительной неоднородностью. Это обусловлено различиями в геолого-геоморфологическом строении территории, через которые проявляется влияние других факторов – поступление радиационного тепла, подземных и поверхностных вод, атмосферных осадков, снежного и растительного покровов.

Материалы многолетних геокриологических исследований позволяют говорить о существовании в современный период устойчивого деградационного процесса в криолитозоне местрождения «Таежное» в связи с техногенезом. Проектируемая железная дорога не будет исключением. Следует отметить, что нельзя в современный период рассматривать влияние на ММП только поверхностных нарушений в отрыве от глобального изменения климата. Возможно, фиксируемая современная геокриологическая обстановка непосредственно на месторождении Таежное, как и на других участках южно-якутского региона отражает комплексное влияние как антропогенового воздействия, так и изменения климата.

В этом плане особую ценность представляют многолетние (с перерывами в течение 26 лет) мониторинговые геотермические исследования на подгольцовых участках в западной и восточной частях месторождения «Таежное». Буровые площадки подготавливались без нарушения поверхностных условий при отсутствии естественной растительности, включая и сплошные напочвенные покровы. Кроме того, скважины бурились в зимний период с минимальной нагрузкой на природные геосистемы участка. Полученные данные позволяют говорить о тенденции повышения температуры многолетнемерзлых пород на подошве слоя годовых теплооборотов в связи с потеплением климата примерно на величину от 0,30С до 1-1,30С, что согласуется со средней величиной повышения температуры воздуха в регионе (Павлов, 2008 г.).

Полученные материалы в пределах железорудного месторождения «Таежное» позволяют с определенной долей условности говорить только о тенденциях деградации ММП, связанных с потеплением климата. Данный вывод основывается на результатах предварительных исследований, что не позволяет однозначно утверждать о преобладании деградационных признаков над аградационными в криолитозоне территории.

Для достоверного подтверждения деградационной тенденции изменения геокриологических условий зоны освоения месторождения, связанной с антропогенным воздействием (строительство железной дороги) на фоне изменения климата необходима организация долговременного мониторинга геокриологической среды с использованием современных технологий.

Наглядным подтверждением всему перечисленному многообразию мерзлотных условий рассматриваемой территории может служить картографическое обобщение в масштабе 1:100 000 (Железняк и др., 2009). Таким образом, строительство железной дороги «ст.Таежная – м-е Таежное» приведет к отдельным изменениям в геосистемах территории, связанное с нарушением мерзлотно-геотермического и мерзлотно-влажностного режима приповерхностного слоя горных пород. В первую очередь, произойдет активизация склоновых процессов на склонах со средними уклонами и интенсификация заболачивания пологих склонов, сложенных многолетней мерзлотой.

Из типов ландшафтов встречаются горные тундры, подгольцовые заросли кустарников, горные редколесья, горная тайга, интразональные приводораздельные маревые и долинные маревые (Мерзлотные ландшафты Якутии, 1989). Типы местности представлены характерными для горных ландшафтов комплексами – горнопривершинным, плоскогорно-привершинным, плоскогорно-слабодренированным, горносклоновым коллювиальным, горносклоновым делювиально-коллювиальным, горносклоновым делювиально-солифлюкционным, моренным и горнодолинным. Также в приграничных районах встречаются равнинные плакорный и склоновый.

В результате хозяйственного освоения ландшафты и рельеф рассматриваемых территорий может быть изменен в значительной степени. Наибольшей трансформации в процессе антропогенной деятельности подвергнутся ПТК пологих делювиально-солифлюкционных склонов, долин рек и ручьев, моренных и плоскогорно-слабодренированных участков.

Из опасных экзогенных геологических процессов, с которыми столкнется строительство и эксплуатация практически всех промышленных и гражданских объектов, следует отметить эрозию и термокарстовые просадки, солифлюкцию, пучение, наледеобразование и т.п.

Неоднородность гидрогеологической и геокриологической обстановки, на которые на месторождении Таежном и прилегающей к нему территории широко распространены зоны тектонических нарушений, содержащие напорные трещинно-жильные воды и участки с мощной корой выветривания с безнапорными трещинными водами. Надмерзлотные воды, связанные со слоем сезонного протаивания пород, распространены в долинах и на пологих склонах северной экспозиции, а на водоразделах, на участках отсутствия многолетнемерзлых пород - верховодка и грунтовые воды. Результатом разгрузки подземных вод являются наледи, распространенные в верховьях рек и ручьев.

Хозяйственное освоение территории, строительство железнодорожной инфраструктуры и объектов горно-обогатительного комбината, несомненно, будет оказывать определенное влияние на гидрогеологические условия на месторождения Таежное. Одним из основных объектов природной среды, требующих особого внимания, являются наледи. Необходимо учитывать вероятность их проявления при строительстве дорог, железнодорожных путей и других линейных сооружений и предусматривать противоналедные мероприятия. Потенциально опасными участками являются поймы рек, ручьев, логов, где в естественных условиях наледи не наблюдаются, но которые могут возникнуть при нарушении природной обстановки. Неглубокое залегание надмерзлотных вод и их быстрое реагирование на любые изменения, в том числе и техногенные, приводит к значительным изменениям и отрицательным влияниям на инженерные коммуникации, фундаменты, горные выработки, водозаборы, водохранилища и другие сооружения.

На месторождении Таежном, участками, на которых необходимо вести наблюдения за надмерзлотными и водами таликовых зон является железная дорога, отходящая от основной магистрали в местах ее пересечения с долиной руч. Таежный, а также на участках, примыкающих к хвостохранилищу на р. Улахан-Леглигер и водохранилищу на руч. Тинг.

 

Почвы характеризуются кислой и слабокислой реакцией среды, слабой насыщенностью основаниями, недостаточным количеством питательных веществ, особенно азотом и фосфором. В целом, исследованные почвы характеризуются низким плодородием. Для повышения продуктивности местных почв требуется проведение известкования и использование минеральных удобрений (азотных и фосфорных). Микроэлементный состав почв беден. Содержание определяемых металлов в большинстве случаев составляет десятые и даже сотые доли от величин соответствующих нормативов. Почвы легкого механического состава отличаются бедным микроэлементным составом по сравнению с почвами среднего и тяжелого состава. Органогенные почвы имеют способность аккумулировать большинство химических элементов и соединений.

Содержание валовых форм Zn, Сr, Pb, Ni, Cd и Cо в мерзлотных почвах изученного участка существенно ниже установленных ОДК и ПДК и свидетельствует об удовлетворительном экологическом состоянии антропогенно-ненарушенной части железнодорожной линии ст. Таежная – Таежный ГОК.

Главное отрицательное воздействие на земельные ресурсы и почвенный покров ожидается в результате изменения их целевого назначения при строительстве и эксплуатации железнодожных линий.

В целях предотвращения деградации земель и прямых потерь почвенного субстрата при строительстве необходимо выполнение следующих природоохранных требований:

· контроль границ землеотвода строго по проекту во избежание сверхнормативного изъятия земель;

· проведение всех работ подготовительного и строительного периода в согласованные с землепользователями сроки;

· запрет на передвижение транспортных средств вне установленных транспортных маршрутов;

· исключение сброса и утечек горюче-смазочных материалов и других загрязняющих веществ на рельеф и почвы при строительстве всех объектов;

· гидроизоляцию площадок под всеми объектами, связанными с утечкой загрязняющих жидкостей;

· рекультивация земель в ходе и (или) сразу после окончания строительства.

В целях предотвращения загрязнения и прямых потерь почвенного субстрата в проекте предусматриваются следующие организационно-технические мероприятия:

· обязательное и своевременное проведение противоэрозионных (травосеяние, посадка кустарника) в целях защиты почвенного слоя от водной эрозии;

· организация поверхностного стока на площадных объектах путем проектирования и строительства водоотводных лотков.

· ликвидация пятен загрязнений почвенного покрова горюче-смазочными материалами и другими отходами, с вывозом загрязненного грунта на организованную свалку и обязательной заменой качественным грунтом;

· недопущение захламления почвенного покрова, организация сбора загрязняющих вешеств и их утилизация;

· обязательное складирование почвенно-растительного грунта, снятого из-под пятен застройки постоянных наземных сооружений и использование его на благоустройство территорий и проведение укрепительных работ.

Мероприятия, направленные на предотвращение развития эрозионных процессов. В районе строительства железнодорожной линии ст. Икабьекан-ст.Тарыннах и прилегающих горно-таежных территориях Олекмо-Чарского нагорья эрозионные процессы сильно развиты на склоновых почвах – подбурах. После лесных пожаров процессы эрозии резко усиливаются и обратно приостанавливаются только после естественного задернения поверхности почвы. Строительство железнодорожной линии может вызвать активизацию этих процессов. Для предотвращения эрозии почв необходимо выполнение следующего комплекса природоохранных мер:

· организация производственно-экологического контроля за технологией снятия и складирования плодородного слоя почв; мощностью и равномерностью нанесения плодородного слоя почвы; качеством планировочных работ; своевременной реализацией в полном объеме всех заложенных в проекте природоохранных мероприятий;

· проведение технической и биологической рекультивации;

· рекультивация земель проводится после окончания строительства на основе проектов рекультивации, разрабатываемых проектными организациями ведомств, осуществляющих указанные работы, с привлечением на договорных началах проектных организаций Госкомзема России и Рослесхоза;

· полнота выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель.

 

Реки рассматриваемой территории относятся к типу рек со смешанным питанием, на которых максимумы преимущественно снегового происхождения. Максимальные весенние уровни и расходы значительно превышают дождевые. В питании рек преимущественное значение имеют талые воды (25-40 %). Доля дождевых вод в суммарном стоке достигают 20-30%. Доля подземных вод в питании, находящихся в условиях островной многолетней мерзлоты достигает 35-45 %. Периодом наиболее низкого стока является зимняя межень. Зимняя межень устойчива и характеризуется постепенным уменьшением расходов воды к концу сезона. В бассейнах рек пересекающих железнодорожную линию ст. Таежная –Таежный горно-обогатительный комбинат возможно увеличение взвешенных веществ в реках, за счет увеличения смыва поверхностного слоя почв.

Вода в реках в настоящее время практически не проявляет признаков загрязненности. На стадии эксплуатации готового объекта, при условии отвода и очистки сточных дождевых и талых вод с конструкций мостового перехода, значительного отрицательного воздействия не ожидается. В случае неэффективной работы системы есть вероятность загрязнения воды органическими промышленными загрязняющими веществами (фенолами, нефтепродуктами, анионактивными детергентами).

Несоблюдение свода правил охраны водных объектов при проведении строительных работ (попадание в водотоки бытовых отходов, смывы с полотна железной дороги, попадание нефтепродуктов и других промышленных загрязняющих веществ от эксплуатации автотехники и т.п.), может привести к повышению концентрации, именно тех элементов, которые на современном этапе имеют превышение ПДК. К ним относятся трудноокисляемые органические вещества и нефтепродукты. Самыми опасными загрязнителями являются нефтепродукты и другие промышленные загрязняющие вещества, так как сроки восстановления после такого загрязнения длительные и составляют несколько десятков лет. Прочие превышения концентрации химических веществ, при условии сохранения или уменьшения степени антропогенной нагрузки будут кратковременными, благодаря процессам самоочищения, протекающим в водотоках.

Водотоки по уровню количественного развития водорослей характеризуются как северные горные олиготрофные. Сходный характер условий среды обитания фитопланктона данных водоемов обусловливает общие черты таксономической структуры флоры водорослей данных водотоков. По результатам сапробиологического анализа водотоки являются слабозагрязнёнными.

Зообентос водоемов района исследования представлен моллюсками, личинками ручейников и стрекоз. Доминирующее положение, как по частоте встречаемости, так и по биомассе занимали личинки ручейников. Количественные показатели донной фауны ручья Гальцовый и численность-84 экз/м2, биомасса -11,4 г/м2, ручья Таежный численность- 23 экз/м2, биомасса -7,2 г/м2.

Ихтиофауна представлена в основном реофильными видами во время весеннего подъема уровня воды в исследованные водоемы на нерест поднимаются хариус, ленок, сиг. Также, на нагул возможен подъем некоторых видов из карповых, окуневых и щуки. По степени развития кормовой базы водоемы являются среднекормными. Зимовальных ям особо ценных видов и других промысловых организмов не имеются. Рыболовно-мелиоративные работы не ведутся.

Строительство железной дороги не несет факторов, вызывающих глубокие и необратимые изменения для гидробионтов и среды обитания. Среди всего комплекса инженерных работ прогнозируемое воздействие имеют работы по строительству мостов на малых водотоках и ручьях разъезда Таёжный – ст.Таёжная, которые оказывают негативное влияние, выраженное в механическом уничтожении донных организмов, в целом снижении биопродуктивности водоемов на данном участке в период строительства

Все возможные негативные воздействия постройки данного объекта на функционирование альгоценозов реки и водоемов поймы опосредованы через изменения гидрофизических и гидрохимических параметров вод как среды обитания водорослей. Основными факторами отрицательного воздействия при строительстве объекта будут повышенная мутность и неизбежное попадание загрязняющих веществ в воды реки. Повышение мутности скажется на фотосинтетической активности фитопланктона, что приведет к снижению его биомассы и продуктивности. На участках рек вне зоны повышенной мутности, где процессы фотосинтеза будут проходить нормально, в случае обогащения речной воды биогенами при поднятии и взмучивании донных осадков, вероятен процесс техногенного эвтрофирования. Это выразится в снижении биоразнообразия альгоценоза и повышении биомассы одного-двух видов в сообществе, вплоть до цветения воды, что, в свою очередь, скажется на качестве вод рек и пойменных водоемов. Попадание в реки загрязняющих веществ как на стадии строительства так и во время эксплуатации объекта, источником которых может быть строительная техника (нефтепродукты), несанкционированные свалки бытовых отходов, стоки ливневой канализации, также может быть причиной нарушения естественного функционирования водорослевых сообществ планктона. При этом существует вероятность смены комплекса доминирующих видов фитопланктона, снижении их продуктивности, нарушении естественного функционирования альгоценозов.

 

На описываемой территории Флора высших сосудистых растений территории предполагаемого строительства железной дороги включает более 300 видов и подвидов. В этом районе произрастает 15 редких и эндемичных растений, занесенных в Красные книги СССР, РСФСР, РФ, Сибири и Якутии (2000). Произрастает 168 видов из числа лекарственных и пищевых растений, применяющихся в научной и народной медицине (Атлас…, 2003, 2005). Среди целебных растений - лилия пенсильванская, вздутоплодник сибирский, водосбор сибирский, рододендрон золотистый, башмачок капельный, б. крупноцветковый, многоножка сибирская - являются редкими, занесенными Красную книгу РС (Я) (2000).

Доминирующий тип растительности – лиственничники от сухих до влажных местопроизрастаний, доля лиственницы в лесном покрове составляет около 70%, сосны – от 7 до 11%. Кедровостланиковые заросли занимают около 10% лесной площади. Основным эдификатором района является лиственница Каяндера, к которой в той или иной степени примешивается ель сибирская, сосна обыкновенная. Березовые и осиновые леса в основном имеют послепожарное происхождение. Луговая растительность выражена слабо.

Основная часть трассы проектируется по местности, занятой лиственничными лесами и кедровостланиковыми сообществами. Это лиственничники бруснично-зеленомошные, багульниковые, багульниково-моховые, горные лиственничники с кедровым стлаником и березкой растопыренной и кедровостланики зеленомошные и лишайниковые. Кроме лиственничных лесов, нарушены будут ерники из березки растопыренной. Часть трассы пролегает по уже нарушенным участкам.

Таким образом, при выборе 1 варианта под постоянное изъятие попадает 39,0 га земель ГЛФ, под временное изъятие – 39,0 га. При выборе варианта 2 под постоянное изъятие попадает 39,5 га земель ГЛФ, под временное изъятие – 39,5 га.

Запасы древесины в полосе отвода составляют:

по 1 варианту постоянный отвод – 386,5 м3, в том числе 301,5 м3 – ликвидной; временный отвод – 386,5 м3, в том числе 301,5 м3 – ликвидной.

по 2 варианту постоянный отвод – 622,3 м3, в том числе 485,4 м3 – ликвидной; временный отвод – 622,3 м3, в том числе 485,4 м3 – ликвидной.

Видовой состав птиц включает до 90 видов, в том числе 5 занесенных в Красную книгу (табл.1).

 

Таблица 1. Список и статус особо охраняемых видов птиц

  № Отряд, вид Характер пребыва-ния   Статус в Красной книге
КС МСОП ККА ККР ККЯ
1. Беркут Aquila chrysaetos П   +    
2. Сапсан Falco peregrinus П   +    
3. Вальдшнеп Scolopax rusticola Г        
4. Таежная мухоловка Ficedula mugimaki Г        
5. Желтобровая овсянка Emberiza chrysophrys Г        

Примечания: КС МСОП – Красный список МСОП; ККА – Красная книга Азии; ККР – Красная книга России; ККЯ – Красная книга Республики Саха (Якутия); Пр2 –Приложение 2 Красной книги России; категории в Красном списке МСОП: VU – уязвимые, NT – находящиеся в состоянии, близком к угрожаемому.

 

Видовой состав охотничьих птиц насчитывает 11 видов. Основную долю охотничьих видов составляют тетеревиные птицы – каменный глухарь, рябчик и белая куропатка.

Вследствие строительства железнодорожной ветки население птиц будет, безусловно, испытывать влияние антропогенных факторов, которое выражается в основном в отчуждении и трансформации местообитаний птиц, а также беспокойству и прямому преследованию. Однако наибольшее влияние будут иметь факторы беспокойства и вероятного прямого преследования со стороны людей занятых на этом строительстве. Фактору преследования подвержены в основном охотничье-промысловые виды птиц – гусеобразные и курообразные.

Отчуждение территории под строительство участка не будет иметь масштабного отрицательного влияния на население птиц вследствие небольшого размера отчуждаемых площадей. Для некоторых видов наоборот возникнут привлекательные новые условия обитания птиц из-за появления мозаичности местообитаний, например для опушечных видов.

Наибольшее значение для поддержания на современном уровне состояния орнитофауны будут иметь контроль за незаконным преследованием охотничье-промысловых, особо охраняемых видов птиц, а также других видов, не отнесенных к этим категориям.

Фауна млекопитающих района прохождения железнодорожного пути и прилегающих территорий предположительно включает 17 видов Обедненный состав териофауны связан с существующим антропогенным влиянием - данный район является одним из наиболее освоенных в Южной Якутии. Рядом проходит строящаяся железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, а также Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), связывающая с Бол. Невер на юге и г. Якутском на севере.

Основными факторами негативного воздействия являются отторжение местообитаний и беспокойство млекопитающих, которые могут вызвать только локальное снижение разнообразия млекопитающих.

Применительно к санитарно-эпидемиологическим проблемам Республика Саха (Якутия) классифицирована на 5 медико-географических зон (Васильева и др., 1987). Рассматриваемая территория относится к Южной эпидемиологической зоне. Список зооантропонозов, зарегистрированных в данной зоне, довольно велик: лептоспирозы, туляремия, сибирская язва, псевдотуберкулез, кишечный иерсиниоз, листериоз, пастереллез, сальмонелезы, эризипелоид, иксодовый клещевой боррелиоз, клещевой риккетсиоз, лихорадка Ку, токсоплазмоз, орнитоз, клещевой энцефалит и арбовирусные лихорадочные заболевания, ГЛПС, бешенство и целый ряд биогельминтозов (альвеококкоз, эхинококкоз, дифиллоботриоз, тениидозы, трихинеллез (Чернявский, 1990; Эпиднадзор…, 2000; Протодьяконов и др., 2000)

Заболевания людей данной патологией регистрировались в виде спорадических случаев или изолированных вспышек, что, прежде всего, связано с невысокой численностью проживающего здесь населения. Тем не менее, по относительным показателям заболеваемости некоторыми из них, особенно биогельминтозами, северо-восточные районы Российской Федерации занимают одно из первых мест в стране.

Из заболеваний бактериальной и вирусной природы для рассматриваемой территорий наиболее существенное значение имеют следующие нозологические формы природно-очаговых болезней: наибольший суммарный фоновый процент серопозитивных находок к вирусным инфекциям у местных жителей - 22,4% и у диких грызунов - 4,5%; суммарные фоновые результаты к бактериальным природно-очаговым инфекциям среди людей доходят - до 40%, среди крупного рогатого скота - до 8% и среди диких грызунов - от 16,9% до 24,2%. Общий контакт с возбудителями природно-очаговых инфекций бактериальной и вирусной природы составляет от 16,4% до 31,4% обследованных лиц.

В настоящее время Нерюнгринский район отнесен к зоне с невысокой степенью интенсивности нападения иксодовых клещей на человека. Основной переносчик вируса клещевого энцефалита (КЭ) - таежный клещ (Ixodes persulcatus) распространен в пределах рассматриваемой территории крайне неравномерно. Часть территории лежит за пределами северной границы ареала таежного клеща, а часть – на периферии или в высокогорных частях ареала и характеризуется низкой численностью переносчика. Из-за горного рельефа создается значительный градиент условий обитания таежного клеща. В результате наблюдается мозаичность вероятных природных очагов КЭ с резко различающимися показателями лоймопотенциала. Преобладают очаги с низкой интенсивностью эпидпроцесса, но на отдельных участках в результате антропогенной трансформации растительности или естественных процессов активность очагов может внезапно нарастать.

По данным серологического обследования населения, частота положительных находок антител в крови людей к вирусам комплекса клещевого энцефалита (КЭ) составляла 0,7 – 0,9 % (Львов и др., 1987), а при обследовании населения Алданского района в 2006 г. из 131 пробы серопозитивными оказались 18 (13,7%).

Изучение материалов по РС(Я) не исключает возникновения заболеваний этой инфекций (Краминский и др., 1971). Так, из партии норовых клещей Ixodes plumbens, собранных в гнездах береговых ласточек в Мегино-Кангаласском районе, был выделен штамм нейровируса из группы КЭ и доказана инфицированность длиннохвостых сусликов (положительная РТГА в разведениях 1: 10, 1: 20 в 5 (41,6 %) случаях из 12). Антитела к вирусу КЭ обнаруживались у 330 людей. По данным Р.А.Мейеровой (1964), зафиксирован случай заболевания КЭ у больного, постоянного проживавшего в Олекминском районе, из ликвора крови которого в лаборатории Иркутского противочумного института был выделен штамм 209 вируса КЭ (Восточного серотипа).

В будущем не исключено ухудшение ситуации по клещевым инфекциям, так как в процессе изменения таежных ландшафтов, прокладки дорог, естественном лесовосстановлении на просеках и вырубках, возрастает численность иксодовых клещей. Более того, на таких участках могут формироваться эфемерные популяции клещей, даже если их ранее не отмечали.

Несмотря на то, что не выявлены серологические находки на лептоспирозы среди населения это не исключает возможность эпидосложнений среди местного населения и рабочих «лесных профессий» при контакте с грызунами, сельскохозяйственными животными и собаками.

Принимая во внимание среднюю и высокую численность грызунов в природных биотопах следует ожидать активизацию природноочаговых инфекций, перечень которых и данные о существовании очагов, представлены в первой аналитической части отчета.

При проведении работ в полевых условиях необходимо обеспечение работающих средствами защиты от гнуса и клещей. Вероятно, потребуется вакцинация некоторых контингентов против клещевого энцефалита и туляремии. Необходимо довести информацию о ситуации по природноочаговым инфекциям в районе до сведения медицинских работников территориальной и дорожной служб с целью более эффективного выявления больных людей. Больные с энцефалитами, менингоэнцефалитами или другой тяжелой патологией при выявлении контактов с животными в анамнезе должны дополнительно обследоваться на природноочаговые инфекции.

Особого внимания требует проведение предупредительных профилактических мероприятий в отношении сибирской язвы (плановая вакцинация) и бешенства (правила содержания животных в населенных пунктах республики).

Комплексные исследования (литературные и фондовые материалы), проведенные применительно к зоне реализации проекта констатируют достаточно напряженную санитарно-гигиеническую обстановку и наличие широко распространенных инфекций, а также их природных и антропургических очагов.

Медико-экологические данные, положенные в основу оценки возможных последствстроительства участка ж/д. «Косаревский – м/р. Селигдар» свидетельствуют об относительно неблагоприятной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации на осваиваемом участке.

С медико-демографических, оценочно-прогностических позиций реализации обозначенного проекта просматриваются два общих признака. Первый определяется его связью с БАМом и продолжением АЯМа, второй заключается в его привязанности к административной территории Алданского района, на которой сформировалась определенная медико-экологическая обстановка.

Эпидемиология и санитария это не только медицина, поэтому все другие комплексные, технические, технологические, народно-хозяйственные и социально-экономические характеристики будут иметь существенные специфические особенности.

Не исключаются, что разнообразные в количественно-качественном отношении антропогенные воздействия на внешнюю среду от железнодорожного комплекса окажут определенное негативное влияние на здоровье работающих лиц и населения. При этом возможно не только оживление, но и парадоксальное подавление природных очагов тех инфекций, возбудители которых высокочувствительны к меди, кобальту, цинку тяжелым металлам.

Отражение антропогенного пресса будет прослеживаться на изменении иммуноструктуры населения, сельскохозяйственных и диких животных. На локальных участках ввиду трансформации коренных биотопов возможно изменение состава сообществ мелких млекопитающих, увеличение численности бездомных животных, а также их зараженность патогенными энтеробактериями. Занос бешенства в Алданский район, в связи со строительством БАМа и АЯМа, является прецедентом распространения особо-опасной болезни, вероятны дополнительные заносы инфекции, где имеется её автохтонный очаг.

Наличие стационарно неблагополучных пунктов по сибирской язве обуславливает дремлющий потенциал данного особо опасного зооноза. Показатели общей инфекционной заболеваемости свидетельствуют о достаточно широком спектре их перечня, а временная стабилизация не исключает усугубления отдельных негативных тенденций.

Зона строительства железнодорожной пути к ГОКу Таёжный проходит по водоразделам ручьев Гольцовый и Таёжный, которые преимущественно сложены метаморфическими породами (кристаллические сланцы, гнейсы и кварциты) и магматическими (биотитовые, биотит-амфиболовые и аляскитовые граниты) архейского возраста (Энтин и др., 1987). Протяженность железной дороги составляет 7,8-7,9 км. В данном районе мощность эквивалентной дозы гамма-излучения метаморфических пород обычно составляет 12-25 мкЗв/ч, а гранитах может превышать 50 мкЗв/ч. Такие значения вполне возможны для отвода участков под строительство железной дороги, фабрики, промплощадки и водохранилищ. Согласно по геологической карты района исследования, участок строительства вахтового поселка исключительно сложено метаморфическими породами, у которых мощность эквивалентной дозы не превышает санитарно-гигиенические нормы установленные для территорий под строительство домов и зданий социально-бытового назначения (0,3мкЗв/ч) [8]. Другой важный строительный объект, а именно автотрасса соединяющая Амуро-Якутской автомагистраль и район строительства Канкунской ГЭС, проходит преимущественно по территории сложенной метаморфическими породами и пересекает небольшие массивы магматических пород с относительно высоким радиационным фоном. Это обстоятельство в целом не препятствует строительству дороги. Таким образом, на территории предполагаемых объектов строительства радиационная обстановка в целом удовлетворительна, хотя, общая радиационная ситуация на обследуемой территории охарактеризована Управлением Госатомнадзора Республики Саха (Якутия) как напряженная (Геологическая карта …, 1963)..

Испрашиваемый участок на территории Нерюнгринского района под железнодорожную линию ст. Таежная – ст. Таежный горно-обогатительный комплекс при всех вариантах строительства подпадает под территорию ресурсного резервата муниципального значения «Хатыми» Нерюнгринского улуса.

Согласно статье 2 Закона РС(Я) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха(Якутия)» 105-З №213-III от 25.12.2003 года особо охраняемые природные территории являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении местного самоуправления - администрации г. Нерюнгри.

Одной из особенностей территории Южной Якутии является то, что здесь в условиях уязвимой природной среды представлены два диаметрально противоположных типа хозяйствования: традиционное аборигенное, экологически адаптированное к природной среде, а потому экологически чистое производство и современное промышленное, недродобывающее истощающее и разрушающее окружающую среду.

Другая особенность то, что на протяжении всех лет советской власти территория была крупнейшим поставщиком в общесоюзный фонд золота, слюды, пушнины, в последующем угля. Это сырье обеспечивало благополучие большинства регионов страны в ущерб самой территории.

В настоящее время начата реализация проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Согласно проводимой здесь кластерной политике намечается создание 7 крупных промышленных объектов, новые ответвления железных дорог к ним, возрастет численность населения, появятся рабочие поселки, учебные поселки и т.д.

Интенсивное промышленное освоение территории Южной Якутии вновь угрожает окружающей среде, вступая в противоречие с их общинным сознанием. Статистика России и Республики Саха (Якутия) показывает негативные тенденции в социально-экономическом положении коренного населения, что было подчеркнуто 20 апреля 2009 года на круглом столе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), посвященного реализации «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», утвержденного Правительством Российской Федерации 4 февраля 2009 года.

Концепция предполагает укрепление социально-экономического потенциала народов Севера, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства. Реализация указанной концепции, а также положений Конституции РФ и РС (Я), федерального и республиканского законодательства по защите и обеспечению конституционных прав коренных малочисленных народов Севера становится особо актуальной в сфере исполнения инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», который предусматривает интенсивное промышленное освоение Южной Якутии. В ходе реализации этой широкомасштабной программы резко усилится давление на природную среду региона, нарушится экологический баланс территории и воспроизводительные способности биологических ресурсов. В очередной раз коренное население принудительно отторгается от исконных территорий традиционного природопользования.

Однако, реализация мегапроектов на территории Южной Якутии в целом не вызывает негативного отношения у коренного населения региона. Это подтверждают решения Парламентских слушаний Госсобрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) «Интенсивное освоение Южной Якутии и развитие <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...