Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правда о том, как началось и почему Ижевск?




Забвение участников в воспоминаниях не причастных.

 

«Наказание не виновных – награждение не причастных» афоризм советских времен, который наиболее подходит к статье «Как робот из Ижевска стал героем Чернобыля», опубликованный в приложении КП от 28.03.2005 г., попавшейся на глаза.

Обратил внимание, что статья в виде «интервью – воспоминания», накануне очередной годовщины трагедии Осипова Олега Николаевича с корреспондентом Дарьей Васильевой, лжива по своей сути и не профессиональна по своему содержанию. Как непосредственный участник тех событий, прочитав её, я не удивился вранью в «интервью – воспоминаниях», не возмутился и хотел забыть о ней, сожалея о том, что уважаемое мною издание КП, становиться «бульварной прессой». Но увидев, как много в прессе и на телевидении «интервью – воспоминаний» участников, казалось бы не связанных с этим событий Великой Отечественной войны, решил, что не прав предавая забвению настоящих участников тех далеких событий, иначе в будущем о событиях тех дней будут судить по «воспоминаниям» вот таких «непосредственных участников».

Заявляю со всей ответственностью, что «интервью – воспоминание» Осипова О.Н. ложь, не содержащая правды. Тем более оно умаляет вклад в работу множество людей и руководителей предприятий Ижевска, участвующих в данном проекте.

Попытаюсь реабилитировать участников, излагая только факты, которые можно проверить.

Начну с того, что из него не ясно кто-же он такой Осипов О.Н., и какое отношение имеет к «роботу из Ижевска» (кстати, в то время он назывался г. Устинов). Да НИТИ «Прогресс» участвовал в проекте создания тележки транспортного робота для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Но только как один из множества суббодрядчиков и руководил этими работами от НИТИ главный инженер В.А. Лонг. По-видимому, Осипов О.Н. разрабатывал, какой-либо болт или реле в той системе управления электродвигателями, разработка и изготовление которой для одной из тележек были поручены НИТИ, - «и мы пахали».

Суббодрядчиком был и «Мотозавод» («Аксион»), которому были поручены разработка и изготовление многоканального радиоканала связи для всей системы управления. Руководил данными работами главный инженер Н.Д. Богданов.

Участвовал в проекте и ижевский «Завод пластмасс», заполняя шины тележки транспортного робота пенополиуретаном, поскольку обычная резина не выдерживала радиации.

Консультации о радиационной стойкости материалов и компонентов оказывали специалисты «Чепецкого механического завода» (г. Глазов), СЭГЭПО (г. Сарапул) и многие другие предприятия не только города, но и республики.

Основные же работы велись в цехах №379 и 72 – производства «Ижмаш», под руководством главного инженера О.И. Собина.

Руководили работами секретарь обкома по промышленности Ю.И. Макаров и секретарь горкома Н.А. Сапожников.

 

Правда о том, как началось и почему Ижевск?

Май 1986 г. был жарким, в прямом и переносном смысле. Пятница, вечер около 19-00, конец рабочей недели я, Петрушин Сергей Александрович, отдыхаю на даче с семьёй.

К воротам дачи подъезжает чёрная «Волга» из которой выходят люди в чёрных костюмах и, не представляясь и ничего не объясняя, забирают меня и отвозят в обком партии. Так было принято в то время.

Ю.И. Макаров, «добрейшей души человек», увидев меня в очень мягкой форме стал «топать ногами и кричать», что я их подставил, заявив в политбюро ЦК КПСС, что смогу за неделю сделать тележку транспортного робота. Я стал оправдываться, что с политбюро ЦК КПСС у меня нет никаких связей, нигде ничего я не говорил и даже в пьяном бреду не мог обещать никому этого, поскольку никогда подобного не делал и по специальности не механик, а радиоинженер. Тон разговора стал более дружественный. Немного прояснилось, после того, как Ю.И. Макаров сообщил, что ему звонил лично Ю.Д. Маслюков, бывший тогда членом политбюро ЦК КПСС, просил разыскать меня и поручить разработку и изготовление в кратчайшие сроки тележку транспортного робота для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Так было принято в то время.

Под руководством Ю.Д. Маслюкова я начинал свою инженерную деятельность на автозаводе, когда он был там главным инженером. Будучи руководителем от СМ СССР ВПК, он курировал работы по созданию транспортных роботов в которых, через ленинградский институт ЦНИИ РТК, должен был принимать участие и я. Эта работа не была связана с проектированием и созданием тележки транспортного робота, а была посвящена алгоритмам автоматического управления. В этот период мы тесно сотрудничали с А.М. Липановым, который был заместителем министра Высшего и Среднего образования РСФСР и который по сути организовывал наше участие в работе по проекту ВПК.

Накануне аварии на Чернобыльской АЭС ЦНИИ РТК посетил М.С. Горбачёв с супругой, где ему очень много и красочно об успехах отечественной робототехники рассказал директор Ю.И. Юревич. Так было принято в то время. Кто знал, что случиться авария и «пыль в глаза» станет не возможно пускать, поскольку потребуют дела. Авария сделала ЦНИИ РТК головным предприятием разработчиком роботов для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и потребовала для снятия ответственности «перевести стрелку», что и было успешно сделано Ю.И. Юревичем. Так было принято в то время. На вопрос М.С. Горбачёва тот ответил, что робот манипулятор у него есть, а вот средства доставки нет и он ими не занимается. На вопрос кто этим занимается он подставил нас С.А. Петрушина и Игнатьева А.Н., полагая что мы его не сделаем и не предполагая, как серьёзно отнесётся к поставленной задаче местное партийное руководство. Таким образом был разыскан Петрушин С.А. Так было принято в то время.

Ю.И. Макаров собрал экстренное совещание, на котором присутствовало около 15 человек, из тех кого помню, присутствовали: Н.Д. Богданов, В.А. Лонг, С.А. Петрушин, Н.А. Сапожников, О.И. Собин, О.И. Шаврин. Я выступил с разъяснениями, началось деловое обсуждение. Постановили обеспечить условия для работы по изготовлению тележки транспортного робота для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС С.А. Петрушину, поручив ему спроектировать, изготовить и испытать её в течении 10 дней.

Наметили, чтобы ректор Устиновского механического института (ныне ИжГТУ) О.И. Шаврин взял на себя организацию работ по созданию тележки транспортного робота и обеспечил их квалифицированными кадрами и необходимыми специалистами института. Все работы провести в цехе нестандартного оборудования (№379, начальник П.В. Огородников) «Ижмаша». Обеспечение работ материалами и необходимыми техническими специалистами поручили главному инженеру О.И. Собину.

Параллельно, чтобы не допустить срыва и обеспечить исполнение указания политбюро ЦК КПСС создать группу из конструкторов ЦКБ-36 под руководством В.А. Умняшкина, которые бы делали параллельно свой вариант тележки транспортного робота. Оказать помощь в создании системы управления альтернативного варианта поручили НИТИ. Они и стали нашими конкурентами. Так было принято в то время. В Ижевске появились две конструкторских группы: группа работников Устиновского механического института под руководством С.А. Петрушина и группа работников ЦКБ-36 под руководством В.А.Умняшкина, в каждой из которых было около 15 человек, которым была поставлена задача в 10-ти дневный срок спроектировать и изготовить тележки транспортного робота для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Причём тут О.Н. Осипов?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...