Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бронеавтомобиль «Эрхард» обр. 1915/1917




 

Бронеавтомобиль «Эрхард» образца 1915 года стал одной из первых бронемашин, которые поступили на вооружение полиции и использовались до Второй мировой войны. Его масса составляла почти девять тонн, экипаж - 8-9 человек, вооружение - три пулемета.

Первые немецкие бронеавтомобили представляли собой обшитые стальными листами грузовые автомобили с установленными в кузове зенитными орудиями, предназначенными для борьбы с аэростатами противника. Машин таких было немного, попытки заинтересовать ими командование вермахта успеха не имели. Только после того как в 1914 году бельгийская армия, имевшая на вооружении бронеавтомобили «Минерва» и активно их применявшая для проведения стремительных рейдов (тактика «удар - отход»), нанесла немецкой пехоте и кавалерии существенные потери, в Германии решили принять на вооружение аналогичную технику. Поскольку опыта не было, немцы решили идти своим путем.

В 1915 году в Германии были созданы три опытных экземпляра бронеавтомобилей.Разработавшие их компании «Эрхард», «Даймлер» и «Бюссинг», словно сговорившись, не учли бельгийский опыт, в основе которого было использование шасси коммерческого грузового автомобиля. Все они представили массивные машины, самой большой из которых была модель фирмы «Бюссинг». Все три прототипа имели схожую компоновку - расположенный спереди двигатель, защищенный стальными листами, и кузов в виде бронированной коробки с башней сверху. Они отличались высоким силуэтом и большой массой, что делало затруднительным выполнение тактических задач, под которые они и создавались. Для уменьшения удельного давления на грунт и повышения проходимости на задней оси устанавливались сдвоенные колеса, экипаж машин составлял 8-9 человек, вооружение - три пулемета, толщина брони - 7 мм.

 

 

На службе сил безопасности

Представленные прототипы были включены в состав сводного экспериментального подразделения и отправлены сначала в Прибалтику, а затем на Западный фронт для проведения комплексных испытаний. Нельзя сказать, что результаты были блестящими, однако командование посчитало целесообразным заказать 20 бронеавтомобилей. Поскольку фирмы «Даймлер» и «Бюссинг» были полностью загружены заказами, он достался компании «Эрхард». В результате на базе модели 1915 года был разработан бронеавтомобиль образца 1917 года, облегченный на 1,72 т и имевший слегка наклонный лобовой броневой лист.

Вся партия была отправлена на Восточный фронт, где они использовались до конца 1917 года. Затем машины были переданы силам внутренней безопасности, которые высоко оценили их качества и заказали дополнительно 20 единиц. В полиции бронеавтомобили «Эрхард» оставались вплоть до начала Второй мировой войны. Таким образом, в Первой мировой войне в германских войсках отсутствовали бронеавтомобили в достаточном количестве, что порой вынуждало фронтовые части применять захваченные в боях трофейные машины (например, «Роллс-Ройс»). В целом бронеавтомобили сыграли незначительную роль в сражениях той войны.

 

 

НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Легкий танк LT-35

 

 

В ходе вторжения во Францию вермахт использовал немало чешских танков. На снимке легкий танк 35 (t) немецкой 6-й танковой дивизии. Эти машины оставались в боевых частях до 1942 года.

Мало кто знает, что Чехословакия до начала Второй мировой войны являлась лидером среди экспортеров бронетанковой техники, поставляя продукцию в Австрию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Перу, Румынию, Швецию, Швейцарию и Турцию.

В октябре 1934 года командование чешской армии разместило заказ на разработку двух прототипов среднего танка (получили обозначение S-11-а или Т-11). К июлю 1935 года машины были готовы и начались их испытания. Несмотря на то что были выявлены многочисленные недочеты, военные не стали дожидаться их устранения и в октябре заказали 160 серийных образцов, первые из которых поступили в войска в начале следующего года. Однако поломки были настолько частыми, что все машины пришлось отозвать на завод «Шкода» для внесения конструктивных изменений.

Усовершенствованные танки получили обозначение LT-35.138 таких машин было поставлено в чешскую армию, Румыния закупила 126 таких танков, присвоив им обозначение R-2. Поскольку конструкторам удалось решить большинство проблем, эта техника пользовалась неплохой репутацией. Когда немцы в 1939 году оккупировали Богемию и Моравию, у них в руках оказалось некоторое количество этих машин. Оценив их качества, немцы приняли их на вооружение под обозначением легкий танк 35 (t). По заказу вермахта на заводе «Шкода» было изготовлено еще 219 единиц. В Германии тех лет не хватало собственной бронетехники, чтобы вооружить растущую армию, поэтому 6-я танковая дивизия перед вторжением во Францию была вооружена танками 35 (t). Они оставались в боевых частях до 1942 года, после чего оставшиеся машины были переоборудованы в артиллерийские тягачи и передвижные ремонтные мастерские танковых батальонов.

 

 

Конструкция

Башня танка LT-35 была клепаной, из броневых листов толщиной от 12 до 35 мм. В передней части корпуса справа размещался механик- водитель, слева от него - стрелок 7,92-мм курсового пулемета (ZB 35 или ZB 37).

Рабочие места командира (он же наводчик орудия) и заряжающего (он же радист) находились в башне. Вооружение включало 37,2-мм пушку «Шкода» и расположенный справа от нее спаренный пулемет ZB 35 или ZB 37. Боекомплект - 72 снаряда к пушке и 1800 патронов к пулеметам. Мотор- но-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть броневого корпуса, трансмиссия имела шесть передач вперед и одну назад. Ходовая часть включала по шесть небольших опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо и ленивец с каждого борта. Необычным в конструкции было то, что в органах управления и трансмиссии был применен воздушный компрессор, который снижал прилагаемое механиком-водителем усилие. Это новшество позволяло совершать длительные марши на высокой скорости.

Однако эта система не оправдала себя в условиях низких температур окружающего воздуха, и немцы имели немало проблем с этими танками зимой на Восточном фронте.

 

 

Легкий танк TNH P-S

 

В 1940 году танки 38 (t) состояли на вооружении двух немецких танковых дивизий и выпускались серийно до 1942 года. Впоследствии их шасси переоборудовали в артиллерийские платформы.

Резкое обострение международной обстановки в 1937 году побудило командование чешской армии заказать разработку нового легкого танка. Для того чтобы избежать ошибок, допущенных при принятии на вооружение танка LT-35, был объявлен конкурс. В нем приняли участие компания «Шкода», представившая два образца - S-11-а и S-11-b, фирма CKI с модификацией танка LT-35 (были установлены новые двигатель и трансмиссия, модель получила название LT4), компания TNH представила свой экспортный танк P-S (уже находился в производстве и успешно продавался за рубеж), а также свой новый средний танк V-8-H.

 

 

На службе вермахта

После интенсивных сравнительных испытаний лучшей была признана модель TNH P-S, и 1 июля 1938 года было принято решение о принятии его на вооружение в качестве основного легкого танка чешской армии (машина получила обозначение LT-38). Однако ни один танк не успел поступить в войска - в 1939 году германские войска оккупировали страну. Производственные мощности, однако, не простаивали - с 1939 по 1942 год было произведено более 1400 таких танков, которые поступили на вооружение вермахта (под обозначением 38 (t)S и модернизированные 38(t)G). Кроме того, немцы передали 69 таких машин Словакии, 102 - Венгрии, 50 - Румынии и 10 - Болгарии. Во время вторжения во Францию такими танками были оснащены 7-я и 8-я танковые дивизии вермахта (последней тогда командовал Эрвин Роммель). Эти машины оставались на вооружении боевых частей до 1942 года. Минимальная толщина броневого листа составляла 10 мм, максимальная - 26 мм (на последних модификациях - 50 мм).

 

 

Вооружение

Механик-водитель размещался впереди справа, слева от него находился стрелок с 7,92-мм курсовым пулеметом MG 37(t). Еще два члена экипажа размещались в башне, где была установлена пушка калибра 37,2 мм и справа от нее - спаренный пулемет калибра 7,92 мм. Угол вертикального наведения орудия составлял от - 6 до +12°, боекомплект включал 90 снарядов к пушке (бронебойных и осколочно- фугасных) и 2550 патронов к пулеметам.

 

 

Силовая установка

Двигатель и трансмиссия размещались в корме танка. Имелось пять передач вперед и одна назад. Ходовая часть включала по четыре опорных обрезиненных катка, ведущее колесо впереди и ленивец сзади, а также два поддерживающих ролика с каждого борта. Опорные катки устанавливались попарно на рессорную подвеску.

 

 

Боевое применение

После 1942 года танки 38 (t) использовались главным образом в качестве разведывательных машин. С этой целью на них нередко устанавливали башню от бронеавтомобиля 222 с 20-мм пушкой. На шасси 38 (t) были разработаны другие машины, например истребители танков «Мардер» с очень эффективной 75-мм противотанковой пушкой и «Хетцер», самоходная гаубица калибра 150 мм, 20-мм самоходная зенитная артиллерийская установка и другие. Истребитель танков «Хетцер» многими специалистами был признан одним из лучших образцов такого оружия во Второй мировой войне. Эта машина с полностью защищенным корпусом была вооружена 75-мм противотанковой пушкой. В 1944-1945 годах было выпущено 2584 единиц, причем их производство продолжилось и после окончания войны для нужд чешской армии. Кроме того, в 1946-1947 годах 158 машин было поставлено в Швейцарию, где им присвоили обозначение G-13. Последние такие образцы были сняты с вооружения в конце 1960-х годов.

 

 

Танк 38 (t) во время вторжения во Францию. Такими машинами были вооружены немецкие 7-я и 8-я танковые дивизии. Последней в то время командовал Роммель, который позднее стал широко известен.

 

 

Легкий танк T-I

 

 

Легкий танк Т-1 на улице захваченного французского городка в 1940 году. Несмотря на слабое вооружение и бронирование, более 500 таких машин участвовали в той кампании.

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск Германии объявило конкурс на создание легкобронированной учебной машины с массой до 5000 кг. В тендере приняли участие пять компаний, которые вскоре представили свои образцы. После испытаний в лучшую сторону были отмечены ходовая часть фирмы «Крупп» и конструкция корпуса компании «Даймлер». Им было предложено продолжить разработку, а в июле 1934 года были заказаны первые 150 машин, которым присвоили обозначение SdKfz 101 Ausf А. Силовая установка включала бензиновый двигатель М 305 фирмы «Крупп» мощностью всего 42 кВт (57 л. е.). Помимо малой мощности, двигатель отличался невысокой надежностью, поэтому вскоре стали устанавливать более мощную силовую установку. Это, в свою очередь, позволило удлинить корпус машины (были установлены дополнительно по одному опорному катку с каждого борта). Несмотря на увеличение массы, новый двигатель позволял развивать скорость движения по шоссе до 40 км/ч. Эта модель была запущена в производство на заводах «Хеншель» и «Вег- манн» в 1935 году и получила название Ausf В.Только в 1935 году было произведено более 800 таких машин.

 

 

Слабое вооружение

Танки T-I были впервые применены в боях в ходе граж- данской войны в Испании. К началу Второй мировой войны в войска было поставлено не менее 1445 таких машин, многие из которых участвовали в нападении на Польшу. Однако эта техника имела слабое вооружение и броневую защиту (7-13 мм), поэтому в немецких войсках, вторгшихся в 1940 году во Францию, насчитывалось всего 523 таких танка. К концу 1941 года большинство T-I были сняты с вооружения боевых частей и переоборудованы в командные, транспортные, подвоза боеприпасов и другие модификации. Была также предпринята попытка превратить машину в истребитель танков - на шасси T-I установили трофейную чешскую противотанковую пушку калибра 47 мм, однако образец оказался неэффективным даже в Северной Африке, где в то время немцы не использовали свои новейшие танки.

 

 

Самоходное орудие

Самой смелой идеей оказалось предложение установить на шасси Т-l орудие калибра 150 мм. Несмотря на то что ходовая часть не выдерживала такой нагрузки, особенно при выстреле, было выпущено около 40 таких машин.

В результате вернулись к изначальному пулеметному варианту: в башне, установленной в центральной части корпуса и смещенной вправо, были размещены два пулемета калибра 7,92 мм (боекомплект -1525 патронов). Левее размещался механик- водитель.

 

 

Дебют Т-l состоялся в ходе гражданской войны в Испании, после чего большое число таких танков участвовали в нападении на Польшу.

 

 

Легкий танк T-II

 

Несмотря на то что танк T-II создавался как учебно-боевой, именно такие машины составили костяк немецких войск при оккупации Польши и Франции.

 

В 1934 году было принято решение быстро разработать промежуточную модель легкого танка, чтобы временно, до поступления на вооружение проектируемых танков T-III и T-IV, насытить войска бронетехникой. Так появился Т-И, который первоначально в целях соблюдения секретности именовали трактор 100 или LaS 100. Контракт на разработку получили фирмы «Хеншель», «Крупп» и MAN. После сравнительных испытаний представленных образцов наиболее перспективным показалась модель фирмы MAN, которой поручили усовершенствовать шасси. Остальную часть работ поручили компании «Даймлер- Бенц», а также MIAG, «Вег- манн» и «Фамо».

 

 

Боевой танк

Танки Т-II явились главной ударной силой немецких танковых дивизий в ходе вторжения во Францию. В операции участвовали более 1000 таких машин, причем в основном они находились в передовых частях. На следующий год эти танки участвовали в нападении на СССР, хотя на Восточном фронте быстро выяснилось, что их огневая мощь и броневая защита недостаточны. ТанкТ-II создавался в первую очередь как учебно-боевая машина. Первые серийные машины (модель Ausf А) были выпущены в 1935 году, имели боевой вес 7,2 т и смешанное вооружение - пушку калибра 20 мм и спаренный 7,92-мм пулемет. Войсковые испытания показали недостаточную мощность силовой установки (97 кВт, или 130 л. е.). Следующая модификация (Ausf В) имела утолщенную лобовую броню, масса достигла 8 т, а мощность двигателя - 104 кВт (140 л. с).

 

 

Усиление броневой защиты

В 1937 году была представлена новая модель - Ausf С. Помимо усиленного бронирования в ней была применена новая ходовая часть с пятью опорными катками, которая стала стандартной для всех последующих модификаций. Год спустя были созданы модели D и Е, где применили торсионную подвеску. Это позволило увеличить максимальную скорость движения по дорогам с твердым покрытием до 55 км/ч, хотя и за счет некоторого снижения проходимости по пересеченной местности. Последней модификацией в серии танков T-II стала модель Ausf F, выпуск которой осуществлялся в 1941-1942 годах. Толщина лобовой брони составляла 35 мм, бортовой - 20 мм. Масса танка возросла до 10 т. Специалисты считали, что в этой машине достигнуто удачное соотношение скорости движения и броневой защиты.

Корпус и башня были сварными. Механик-водитель был размещен в передней части корпуса, а два других члена экипажа - в башне. В башне была установлена 20-мм пушка (боекомплект -180 выстрелов), справа от нее - 7,92-мм пулемет с боекомплектом 1425 патронов.

На базе танка T-II была также разработана разведывательная машина, однако она изготавливалась лишь очень маленькими партиями.

 

 

Плавающий танк

Разрабатывая планы по захвату Великобритании, в Германии была создана модель плавающего легкого танка. Двигатель через специальный привод вращал закрепленный на валу гребной винт, обеспечивавший движение на плаву со скоростью до 10 км/ч. Позднее разработали модель с двумя винтами - около 100 таких машин поступили на вооружение к 1942 году под обозначением плавающий танк T-II.

Когда танки T-II были сняты с вооружения боевых частей, было решено переоборудовать их в истребители танков, устанавливая на шасси эффективные противотанковые пушки калибра 76,2 мм, захваченные в боях у советских войск. Такие машины получили обозначение «Мардер», вскоре их сменили «Мардер II» с 75-мм немецкой противотанковой пушкой (всего было переоборудовано под эти орудия примерно 1200 танков). На заводах оккупированной Польши до 1944 года выпускались самоходные артиллерийские установки, которые представляли собой 150-мм гаубицу, установленную на шасси танка Т-II.

 

 

Справа. Встретив сопротивление в бою, немецкие танкисты убедились в слабой броневой защите T-II и стали усиливать ее подручными средствами, в основном используя гусеничные траки.

 

 

Немецкие танки 38(t) и Т-И (справа) во Франции в мае 1940 года. За счет современной тактики действий и средств связи эти легкие танки одержали победу над противником, который располагал более мощной бронетехникой.

 

 

Средний танк T-III

 

Для боевых действий в Северной Африке танки T-III оборудовались усовершенствованными фильтрами двигателя и более широкими гусеницами, улучшающими проходимость по песчаному грунту.

В середине 1930-х годов немецкие разработчики тактики действий танковых войск посчитали необходимым иметь в каждом танковом батальоне по три роты, вооруженных средними танками, и роту поддержки с тяжелыми танками. В качестве среднего и был создан "Г-111 (в целях соблюдения секретности модель именовали SdKfz 141), на базе которого впоследствии разработали T-IV, выпускавшийся в течение всей Второй мировой войны. В1935 году управление вооружений заказало разработку прототипа фирмам «Крупп», «Даймлер-Бенц», MAN и «Рейнметалл». В задании оговаривалось, что танк должен быть вооружен 37-мм пушкой, применяющей боеприпасы пехотной противотанковой пушки такого же калибра, однако погон башни должен быть увеличен с тем, чтобы обеспечить модернизацию машин и установку пушки калибра 50 мм.

 

 

Испытания

По результатам сравнительных испытаний представленных прототипов наиболее перспективным был признан образец компании «Дайм- лер-Бенц». Однако запущенные в производство T-III первых трех модификаций (А, В и С) выпускались мелкими партиями и отличались лишь незначительными изменениями ходовой части. В сентябре 1939-го был утвержден облик машины и начался ее массовый выпуск. Танки T-III участвовали в оккупации Польши, после анализа опыта боевого применения появилась модификация D с усиленным бронированием и видоизмененной башней.

В 1939 году началась разработка модели с 50-мм пушкой и шестью опорными катками с каждого борта. Этот танк пошел в серию в 1940-м под обозначением T-IIIF, а следующая модификация (G) имела более мощный двигатель. К моменту начала войны с СССР был разработан вариант Н с широкими гусеницами и рядом других усовершенствований.

 

 

Советская угроза

50-мм пушка L/42 оказалась неэффективной в борьбе с советскими танками Т-34, поэтому на T-III стали устанавливать длинноствольную пушку kWk 39 L/60 с более высокой начальной скоростью полета снаряда, а танк с таким орудием получил обозначение J. К началу 19142 года практически все танки "Г-III были перевооружены с 37-мм на 50-мм пушки.

 

 

Дальнейшее развитие

Следующая модификация (T-IIIL) отличалась усиленным бронированием,из-за чего масса машины превысила 22 т, то есть танк стал почти вдвое тяжелее своего прототипа. На модификации М и N устанавливали 75-мм пушку L/24, ставшую стандартным вооружением танка T-IV. Боекомплект к пушке включал 64 снаряда. Производство танков T-III было прекращено в 1943 году, однако шасси использовались для выпуска нескольких моделей САУ.

 

 

Справа. Танки T-III стали главной ударной силой немецкого Африканского корпуса в первые два года войны, хотя их надежность в крайне тяжелых климатических условиях заметно снизилась.

 

 

Внизу. Танк T-III в ходе городского боя в СССР в 1941 году. Эти машины не могли противостоять советским Т-34 и KB-1.

 

 

Все ранние модели (A-D) были вооружены 37-мм пушкой 35/36 L/46.5 и тремя 7,92-мм пулеметами MG 34 - двумя в башне и курсовым в лобовой части корпуса.

 

 

Средний танк T-IV

 

На этой поздней модификации T-IVno бортам установлены специальные экраны, увеличивающие защиту от противотанковых средств противника.

 

Танки T-IV выпускались в течение всей Второй мировой войны и составили основу вооружения немецких танковых дивизий. В 1934 году управление вооружений вермахта заказало разработку танка (для секретности ему дали обозначение «средний трактор»), которым было намечено вооружить каждую четвертую роту танковых батальонов. В конкурсе приняли участие фирмы «Рейнме- талл», «Крупп» и MAN, которые представили свои прототипы - VK 2001 (Rh), VK 2001 (К) и VK 2002 (MAN) соответственно. Конкурс выиграл вариант компании «Крупп», и вскоре на заводе в Магдебурге началось серийное производство машин, получивших обозначение T-IV Ausf A, SdKfz 161, или машина командира батальона

 

 

Конструкция

В то время, когда создавался T-IV, основные средние по классу, но сравнительно легкие по массе танки не могли нести пушки с высокой начальной скоростью полета снаряда. Поэтому первоначально главной задачей новой машины было оказание огневой поддержки таким танкам. Основным вооружением T-IV была пушка L/24 калибра 75 мм с длиной ствола 24 калибра.

Дополнительное вооружение включало спаренный и курсовой 7,92-мм пулеметы. Место механика-водителя располагалось в передней левой части корпуса, справа от него размещался стрелок-радист. В башне располагались три члена экипажа - командир в центре, за казенной частью орудия, слева от казенника было место наводчика, справа - заряжающего. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса, ручная коробка имела шесть передач вперед и одну назад. Боекомплект пушки -122 снаряда, пулеметов - 3000 патронов. Максимальная толщина брони корпуса составляла 20 мм, башни - 14,5 мм.

 

 

Производство

Темпы выпуска наращивались постепенно. Так, если танков первой модификации А было произведено лишь 35, то модели T-IVB было выпущено 45 единиц, С - 134, а D - 229. С 1938 года начался серийный выпуск модификации Е. Машина получила дополнительную броневую защиту, масса возросла с 17 до 21 т, был установлен новый двигатель мощностью 320 л.с. После падения Франции появилась модификация F, масса которой возросла на тонну, были установлены широкие гусеницы, снижавшие удельное давление на грунт. Несмотря на то что T-IV оставался в производстве много лет, его шасси практически не претерпело изменений.

Модернизация сводилась главным образом к усилению бронирования и огневой мощи. В отличие от многих других моделей того времени, конструкция танка позволяла неоднократно внедрять усовершенствования. Последние версии T-IV существенно отличались от прототипа. Так, в танке модели F2 толщина лобовой брони корпуса достигала 60 мм, башни - 50 мм. Основное вооружение включало длинноствольную 75-мм пушку L/43 с дульным тормозом, которая применяла кумулятивные, осколочно-фу- гасные, бронебойные и дымовые снаряды. Модификацию Н вооружили пушкой L/48, которая не уступала 76- мм орудию советского танка Т-34. Последней машиной семейства T-IV стала модификация J, производство которой началось в марте 1944 года. Всего было выпущено около 9000 танков всех модификаций.

На шасси этого танка были созданы многочисленные специальные машины, в том числе истребители танков, зенитные САУ, самоходные орудия, БРЭМ и танковые мостоукладчики.

 

 

Вверху. Замена двигателя танка в полевых условиях - непростая задача. На фото ранняя модель t-ivc короткоствольной пушкой.

 

 

В середине 1943 года в войска стали поступать танки T-IV с удлиненной пушкой калибра 75 мм, однако бронирование усилили несколько позже.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...