Крейсерский танк Mk VI «Кромвель IV»
На рисунке изображен крейсерский танк А27М «Кромвель IV» с опознавательными знаками английской 7-й бронетанковой дивизии «Крыса пустыни». Такие машины начали выпускать в 1941 году по заказу Генерального штаба ВС Великобритании. Опыт показал, что высокая скорость не компенсирует недостаточное вооружение и бронирование, поэтому масса «Кромвеля» почти вдвое превосходила боевой вес танка «Крусейдер», на замену которому он и был разработан. Кроме того, новая модель была вооружена 57-мм пушкой, вскоре замененной на орудие калибра 75 мм, способное применять как шрапнельные, так и осколочно-фу- гасные боеприпасы. Наконец, был установлен новый двигатель «Метеор» фирмы «Роллс-Ройс». Этот мощный и надежный мотор представлял собой авиационный двигатель «Мерлин» с пониженными рабочими оборотами и увеличенным ресурсом.
Первые три модификации танка «Кромвель» были вооружены пушкой калибра 57 мм, которая применяла лишь один тип боеприпасов - стальную болванку. Однако на модель «Кромвель» Mk IV стали устанавливать орудие QF Mk V калибра 75 мм с укороченным стволом и дульным тормозом, которое использовало несколько типов боеприпасов, в том числе противотанковые снаряды, способные пробить броневой лист толщиной 68 мм под углом 30° на дальности 455 м. Дополнительное вооружение танка «Кромвель» Mk IV включало два пулемета калибра 7,62 мм и 50,8-мм гранатомет. Один пулемет устанавливался в специальной установке в передней части корпуса и мог наводиться по горизонтали в секторе 32° (12° влево и 20° вправо от центральной линии). Боекомплект к пулеметам включал 22 цинковые коробки, или 4952 патрона. Гранатомет был размещен справа на крыше башни, боекомплект - 30 гранат. Кроме того, на первых серийных танках этого типа устанавливали и зенитные пулеметы - два 7,7-мм «Виккерс» или один 7,7-мм «Брен» с боекомплектом соответственно 2000 и 600 патронов, однако впоследствии от них отказались.
Ходовая часть танка состояла из пяти опорных катков, расположенного сзади ведущего колеса и переднего ленивца. Все опорные катки, кроме второго, имели гидравлические амортизаторы. Гусеничная лента с каждого борта имела 125 траков шириной 100 мм.
Силовая установка «Метеор» включала бензиновый 12-цилиндровый V-образ- ный двигатель с жидкостным охлаждением и объемом 27,02 л. Трансмиссия фирмы «Меррит-Браун» предусматривала 5 передач вперед и одну назад. Питание двигателя осуществлялось из двух стандартных топливных баков емкостью 527 литров или дополнительного (резервного) емкостью 136 л. В состав боекомплекта 75-мм пушки входили 64 снаряда, в том числе осколочно-фугасные М48, бронебойные М61, осколочные (шрапнельные) М72 и дымовые М64 (с белым фосфором). Все боеприпасы, кроме дымовых, были американского производства. Толщина брони передней части башни составляла 76 мм, по бортам 63 и крыши башни - 20 мм. В башне размещались три члена экипажа - командир, перед ним и чуть ниже -наводчик, справа от командира - заряжающий. Механизм поворота башни - гидравлический, хотя имелся и ручной привод. По вертикали орудие наводилось ручным приводом на углы от -12,5° до +20°.
Стрелок курсового пулемета находился в передней части корпуса слева. Справа размещался механик-водитель, перед ним были установлены рукоятка переключения передач (между колен) и рычаги управления бортовыми передачами.
Крейсерский танк MK VI «Крусейдер»
«Крусейдер III» стал первым английским танком, вооруженным эффективной 57-мм пушкой. Другим достоинством машины стала его ходовая часть, обеспечивавшая высокую скорость и подвижность.
Танк Mk VI «Крусейдер» был разработан фирмой «Наффилд». Его прототип А15 привлекал внимание тем, что в передней части корпуса были установлены две небольшие башенки с пулеметами калибра 7,92 мм. В ходе испытаний отказались от одной из них, установленной перед люком механика-водителя. Кроме того, выявились многочисленные недостатки силовой установки и трансмиссии, от которых полностью не удалось избавиться и в последующих моделях.
Производство Первые серийные машины получили обозначение «Крусейдер I», были вооружены 40-мм пушкой и имели максимальную толщину брони 40 мм. Уже в 1941 году, с поступлением на вооружение, стало ясно, что эти танки не отвечают современным требованиям. Поскольку новые более мощные танковые пушки калибра 57 мм находились в начальной стадии производства, решили сначала усилить броневую защиту. «Крусейдер II» имел максимальную толщину брони 50 мм, а на модификации «Крусейдер III» установили и новую пушку с боекомплектом 63 снаряда. Именно «Крусейдер III» довольно активно применялись в боях, особенно в Северной Африке, пока им на смену не пришли танки «Шерман». На поле боя это были юркие и маневренные машины, однако очень слабая броневая защита делала их весьма уязвимыми. Кроме того, оставались многочисленные технические проблемы, надежность танков была невысокой. Модификацию «Крусейдер IICS» вооружили гаубицей калибра 76,2 мм.
Другие задачи После того как танки «Крусейдер» были сняты с вооружения ударных частей, их решили переоборудовать для выполнения других задач. В частности, было создано семейство зенитных САУ - «Крусейдер III АА I» с 40- мм пушкой и «Крусейдер III АА II» со спаренными или строенными 20-мм пушками. На шасси танка были разработаны БРЭМ «Крусейдер ARV» и бульдозер для инженерных войск. Многие танки «Крусейдер» были переоборудованы в открытые артиллерийские тягачи и широко использовались в Европе в 1944-1945 годах для буксировки 76-мм противотанковых пушек. Наконец, часть машин использовали для испытаний новых узлов и агрегатов, в том числе гребных винтов плавающих машин. «Крусейдер» был одним из классических английских танков времен Второй мировой войны. Несмотря на то что в бою он оказался не очень эффективным, низкий силуэт и высокая маневренность стали новым шагом в развитии бронетехники и впоследствии были применены во многих современных машинах.
В верхней передней части корпуса этого танка «Крусейдер» видна башенка с установленным в ней 7,92-мм пулеметом. В войсках эту башенку часто демонтировали.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|