Дальнейшее усовершенствование
Поздняя модификация КВ-2Б была создана на шасси КВ-1Б, в передней части башни было установлено дополнительное бронирование толщиной 35 мм. Небольшое количество КВ-2Б было переоборудовано в огнеметные танки. В целом машины серии КВ-2 оказались не самыми удачными, и поэтому через некоторое время они были сняты с вооружения ударных частей.
Тяжелый танк ИС-2
Танки ИС-2 поступили на вооружение Красной Армии в 1944 году. Длинноствольная пушка калибра 122 мм устанавливалась в хорошо бронированной сварной башне. Экипаж составлял четыре человека, боекомплект пушки - 28 снарядов. В начале 1943 года был создан еще один советский тяжелый танк. Он получил название ИС в честь главы государства Иосифа Сталина и положил начало серии боевых машин. По своей массе он не превосходил KB, в качестве вооружения была выбрана пушка калибра 85 мм, соответственно первые серийные танки выпускались как ИС-85. Представленные летом 1943 года прототипы значительно отличались от КВ. Они имели литой корпус с толщиной наклонных броневых листов от 19 до 120 мм, а толщина брони сварной башни (аналогичной КВ-85) составляла от 30 до 100 мм. По сравнению с КВ-85 масса ИС-85 была меньше на 2000 кг, двигатель несколько менее мощным, но скорость движения больше.
Вооружение В конце 1943 года была изготовлена небольшая опытная партия тяжелых танков ИС-100 с орудием калибра 10 мм, однако в массовое производство они не пошли. Причина состояла в том, что к тому времени конструктор Ф. Петров (создатель башни для танков Т-34/76, КВ-85 и ИС-1) предложил новую башню обтекаемой формы с установленной пушкой Д-25 калибра 122 мм. Это орудие обеспечивало невиданные ранее характеристики - для бронебойного снаряда массой 24,95 кг начальная скорость полета достигала 780 м/с!
После незначительных доработок эта машина, получившая обозначение ИС-122, была запущена в массовое производство под названием ИС-2. Новую башню с мощным орудием установили также на некоторое количество ИС- 100, которые получили обозначение ИС-1Б, а остававшимся в строю машинам ИС-1 присвоили индекс ИС-1А. Массовый выпуск танков ИС-2 начался уже в октябре 1943 года. Эти машины прекрасно показали себя в боях.
На снимке, сделанном в Берлине в 1945 году у рейхстага, ИС-2 с гусеничными траками, установленными в нижней лобовой части корпуса для защиты от кумулятивных снарядов. Обращает на себя внимание длина ствола 122-мм пушки.
Тяжелый танк ИС-3
Венцом развития советского танкостроения периода Второй мировой войны стал ИС-3 с мощной 122-мм нарезной пушкой и тремя пулеметами. Этот тяжелый танк имел надежную броневую защиту и оставался на складах Советской Армии до конца 1970-х годов. Боевое крещение танков ИС-2 состоялось в феврале 1944 года в Корсунь-Шевченковской операции. За ходом боев наблюдал известный конструктор советских танков генерал Ж. Котин, который хотел получить информацию о сильных и слабых сторонах конструкции из первых рук. Тщательный анализ полученных результатов позволил к концу того же года разработать проекты новых перспективных моделей тяжелых танков, самым известным из которых стал ИС-3 (генеральный конструктор Н. Духов). На базе этой машины, ставшей одной из лучших во Второй мировой войне, впоследствии были созданы новые образцы, составившие основу советского танкового парка в послевоенный период.
Усиленная защита ИС-3 стал продолжением ИС-2. Поскольку мобильность и вооружение предыдущей модели было удовлетворительным, основное внимание уделили повышению броневой защиты. Броневые плиты корпуса из катаной стали установили под большим углом, коренной модернизации подверглась башня. Она приобрела каплевидные очертания, что стало характерной особенностью многих последующих моделей советских танков. Минимальная и максимальная толщина брони корпуса составляла 20 и 120 мм, башни - 25 и 230 мм соответственно.
Благодаря наклонному расположению брони корпуса и мощной броневой защиты башни обтекаемой формы ИС-3 не уступал по защищенности новейшим немецким тяжелым танкам типа «Тигр». При этом масса ИС-3 составляла всего 46 500 кг. Его пушка была гораздо мощней 88-м орудия «Тигра», а подвижность не шла ни в какое сравнение.
Вооружение Основным вооружением танка ИС-3 являлась нарезная пушка Д-25 калибра 122 мм с боекомплектом 28 снарядов. Пушка была установлена в башне с электроприводом, угол наведения по азимуту составлял 360°, по возвышению (углу места) - от -3° до +20°. Дополнительное вооружение включало два пулемета ДТ калибра 7,62 мм (курсовой и спаренный), а также 12,7-мм зенитный ДШК, установленный на турели сверху башни (боекомплект 945 патронов). Танки ИС-3 принимали участие в боях лишь в последние месяцы Второй мировой войны, однако оставались на хранении в арсеналах Советской Армии до конца 1970-х годов.
ИТАЛЬЯНСКИЕ ТАНКИ ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Легкий танк «Фиат» L.6/40
Созданный на базе британских танкеток «Карден-Пойд» легкий танк 1.6/АО был вооружен 20-мм пушкой и спаренным с ней 8-мм пулеметом, установленными в небольшой башне с ручным механизмом поворота. В 30-х годах прошлого столетия фирма «Фиат-Ансальдо» построила экспортную версию танка на основе танкетки L.3, которая, в свою очередь, была создана на базе британской танкетки «Карден- Лойд» Mark VI. Первый прототип был вооружен двумя пулеметами в башне и 37-мм пушкой в спонсоне. Затем последовали модели с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом в башне, а также с двумя 8-мм пулеметами в башне. Серийный образец, получивший обозначение легкий танк L.6/40, производился с 1939 года и был вооружен 20-мм пушкой «Бреда» модель 35 и 8-мм спаренным с ней пулеметом «Бреда» модель 38. Боезапас составлял 296 снарядов к пушке и 1560 патронов к пулемету. В то время L.6/40 являлся аналогом немецкого танка Т-И и стоял на вооружении разведывательных подразделений. Всего было построено 283 таких машины, многие из них участвовали в ходе Второй мировой войны в боевых действиях в Италии, Северной Африке и Советском Союзе. После войны танк оставался на вооружении военизированных формирований Италии до начала 50-х годов.
Конструкция Танк L.6/40 имел клепаный корпус с толщиной брони 6-30 мм. Механик-водитель располагался справа в передней части корпуса, боевое отделение с башней - в центральной части броневого корпуса, а двигатель - в кормовой. Башня с ручным механизмом поворота могла вращаться на 360°, угол возвышения оружия составлял от -12 е до +20°. Командир танка являлся одновременно наводчиком и заряжающим, занять свое место он мог через люк на крыше башни или дверь в правой части корпуса. Ходовая часть включала по две тележки с двумя опорными катками с каждого борта, с ведущим колесом впереди, ленивцем сзади и тремя поддерживающими роликами. Кроме того, существовала огнеметная версия танка L.6/40, на которой вместо 20-мм пушки был установлен огнемет с 200-л запасом горючей смеси. На командирской версии была установлена дополнительная аппаратура связи и башня с открытым верхом. Некоторое количество танков L.6/ 40s было переоборудовано в процессе сборки в самоходную противотанковую артиллерийскую установку Semovente L.40 da 47/32, у которой вместо башни слева от водителя была установлена 47-мм противотанковая пушка, имеющая угол наведения по вертикали от -12° до +20°, по горизонтали 27° и боезапас 70 снарядов. Было изготовлено около 300 таких самоходных установок, все они принимали участие в боевых действиях в Италии, Северной Африке и Советском Союзе. На этом же шасси была создана командирская версия, вооруженная 8-мм пулеметом «Бреда», замаскированным под пушку, чтобы противнику было трудно отличить эту машину от обычного танка.
Австралийские военнослужащие осматривают в пустыне подбитый легкий танк L.6/A0. Такие танки принимали участие в боевых действиях в Италии, Северной Африке и Советском Союзе.
Средние танки «Фиат» М. 11 /39 и М. 13/40
Вооруженный А7-мм орудием в спонсоне и спаренными 8-мм пулеметами в двухместной башне, танк М. 11/39 вскоре был снят с производства - в связи с появлением более совершенных танков союзников. В 1937 году был создан прототип танка М.11/39, на котором использовалась модернизированная (шесть опорных катков по каждому борту) подвеска танкетки L.3. По компоновке он напоминал американский танк М3 «Ли», но был вооружен 37-мм пушкой, установленной в правом спонсоне, механик-водитель располагался в левой части корпуса, а башня с одним членом экипажа и двумя спаренными 8-мм пулеметами-в средней. В дальнейшем на танк установили восемь опорных катков по каждому борту, и это шасси стало базовым при разработке последующих моделей итальянских средних танков. Всего было построено 100 танков М.11/39. В 1940 году 70 таких машин были переправлены в Северную Африку, где большая часть из них была подбита или захвачена британскими войсками. Развитием этого проекта стал танк М.13/40, который имел аналогичное шасси и видоизмененный клепаный корпус с толщиной брони 6~42 мм. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева, а стрелок-радист - справа. Танки М.11/39, вооруженные 47-мм орудием в спонсоне и спаренными 8-мм пулеметами в двухместной башне, значительно уступали танкам антигитлеровской коалиции. Башня с двумя членами экипажа была установлена в средней части корпуса. Справа располагался командир танка (он же наводчик), а слева - заряжающий. На крыше вращающейся башни имелись два люка. Основным вооружением танка была 47-мм пушка L/32, имевшая угол возвышения от -10° до +20°. С пушкой был спарен 8-мм пулемет «Бреда» модель 38, такой же пулемет был установлен на крыше башни для стрельбы по воздушным целям. Боезапас составлял 104 снаряда для пушки и 3048 патронов для пулеметов. Двигатель располагался в кормовой части корпуса, а трансмиссия - в носовой. Подвеска по каждому борту состояла из четырех соединенных попарно сочлененных двухколесных тележек с полуэллиптическими листовыми рессорами и трех поддерживающих катков, а направляющее колесо находилось сзади. Танк М.13/40 производился фирмой «Ансальдо-Фоссати» с темпом 60-70 машин в месяц, всего было построено 779 единиц. М.13/40 применялся итальянской армией в Северной Африке, где показал себя ненадежной машиной, подверженной возгоранию при попадании противотанковых снарядов.
Захваченные танки Большое количество таких танков, брошенных своими экипажами, было захвачено британскими войсками и в начале 1941 года передано в английский 6-й танковый полк и австралийский 6-й кавалерийский полк, которые в то время испытывали недостаток в танках. В австралийском полку было три батальона (условные наименования «Динго», «Рэббит» и «Вомбат») трофейных танков. Чтобы союзники не перепутали их с противником, на бортах и задней стенке башни были нанесены изображения кенгуру.
На базе танка М.13/40 была создана командно-штабная машина М.40. У нее отсутствовала башня и было установлено дополнительное связное оборудование. Дальнейшим развитием танка М.13/40 стали М.14/41 и М. 15/42, которые описываются отдельно.
На снимке командно-штабная машина М.40 в пустыне, 1941 год. Многие танки М. 13/40 были захвачены британскими войсками.
Средний танк «Фиат» М.15/42
Батальон танков М. 14/41 в Сиренаике в 1942 году. Таких танков, представлявших собой М. 13/40s в «тропическом» исполнении, было произведено более 1100 единиц. Усовершенствованная версия танка М.13/40, оснащенная более мощным дизельным двигателем с воздушными фильтрами, специально разработанными для условий пустыни, получила обозначение М.14/41. Масса танка возросла до 14,5 т, а скорость - до 33 км/ч. Остальные характеристики практически не изменились. Было построено более 1100 таких танков. Следующая модификация, М.15/42, поступила в войска в 1943 году. Большая часть из 82 построенных машин находилась на вооружении дивизии «Ариэте», которая в сентябре 1943 года предприняла попытку освободить Рим от германских войск. Некоторое количество этих танков было захвачено немцами и в дальнейшем применялось ими в боевых действиях. М.15/42 был немного длиннее М.14/41 и внешне отличался отсутствием дверцы на левом борту корпуса. Были увеличены мощность двигателя и скорость, а также усилена броневая защита. Кроме того, был устранен ряд небольших недостатков, выявленных в процессе эксплуатации. Танк М.15/42 имел клепаный корпус с броней толщиной 14~42 мм, а толщина лобовой брони башни составляла 45 мм. В передней части корпуса слева располагался механик-водитель, справа от него - стрелок-радист с двумя спаренными 8-мм пулеметами «Бреда» модель 38. Башня с 47-мм пушкой L/40 (угол возвышения от -10° до +20°) находилась в средней части корпуса и при помощи электрического механизма могла вращаться на 360°. С пушкой был спарен 8-мм пулемет «Бреда» модель 38, такой же пулемет был установлен на крыше башни для стрельбы по воздушным целям. Боезапас составлял 111 снарядов для пушки и 2640 патронов для пулеметов. Подвеска по каждому борту состояла из четырех соединенных попарно сочлененных двухколесных тележек с полуэллиптически- ми листовыми рессорами, трех поддерживающих катков, ведущего колеса впереди и направляющего сзади. Двигатель располагался в кормовой части корпуса, а механическая трансмиссия (восемь передач переднего хода и две заднего) - в носовой. К тому времени, когда М.15/42 поступили на вооружение, они уже устарели, поэтому конструкторы в течение нескольких предшествующих лет разрабатывали проект нового танка. В1942 году был построен первый прототип тяжелого танка Р.40. Он был создан на базе танка М.15/42 и представлял собой значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими итальянскими танками. По компоновке он также напоминал М.15/42: механик-водитель располагался в передней части корпуса, башня - в средней, а двигатель - в кормовой. Броневая защита была значительно усилена, а стенки корпуса и башни были установлены под углом. Масса машины составила 26 тонн. 12-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 420 л. с. (313 кВт) позволял развивать максимальную скорость 40 км/ч. Вооружение включало в себя 75-мм пушку L/34 (боекомплект 75 снарядов) и спаренный с ней 8-мм пулемет «Бреда» модель 38 (600 патронов). Р.40 производился фирмой «Фиат» в Северной Италии, большинство произведенных танков были захвачены немецкой армией. В дальнейшем более 50 машин были произведены специально для вермахта.
Еще один М. 14/41, брошенный на поле боя после первой битвы при Эль-Аламейне. М. 15/42 (построено 82 машины) был похож на своего предшественника и отличался отсутствием боковой двери в корпусе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|