Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дионисий. Распятие. 1500. Дерево, темпера. ГТГ




Неизвестный иконописец, начало XII века Богоматерь Владимирская Первая треть XII века

Дерево, темпера 104 х 69, первоначальный размер 78 х 55 (Б.Толмачевский переулок, зал Музей-храм Святителя Николая в Толмачах)

Самая прославленная и чтимая на Руси икона "Богоматерь Владимирская" была привезена из Константинополя в начале XII века; ей суждено было стать святыней русского государства. Икона находилась в Вышгороде под Киевом. Но особое ее почитание началось не в Киеве, а во Владимире, куда икона была перенесена в 1155 году князем Андреем Боголюбским. Для "Богоматери Владимирской" был построен прекрасный белокаменный собор Успения Богоматери. 26 августа (8 сентября по новому стилю летоисчисления) 1395 года во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву, и в тот же день Тамерлан отступил и покинул пределы Московского государства. После этого образ был возвращен во Владимир, а в 1480 году он вновь был привезен в большой московский Успенский собор, где и находился до 1918 года. Греческое название этого иконографического типа – Елеуса – в дословном переводе означает "милующая". На Руси подобный иконографический тип назывался "Умиление", что более соответствует изображению: Младенец нежно прижимается щекой к лику Богоматери, левой рукой он обнимает ее, а Богоматерь держит младенца на правой руке, склонив к нему голову. Характерной особенностью этой иконографии является левая ножка Младенца, которая согнута так, что видна пяточка Младенца. Икона двусторонняя, на обороте – изображение "Престол и орудие страстей (Етимасия)"; живопись оборота до сих пор вызывает споры исследователей – одни датируют ее XV, другие XIX в.

 

Дионисий. Распятие. 1500. Дерево, темпера. ГТГ

Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. В надписи на обороте иконы "Спас в Силах" – центральной иконы деисусного ряда, происходящей из того же монастыря, – сообщается, что иконы деисусного, праздничного и пророческого ярусов были написаны в 1500 году иконником Дионисием. "Распятие" Дионисия воспроизводит в общих чертах иконографическую схему, широко распространенную в русской иконописи, голгофский Крест по центральной оси и две группы предстоящих по обе стороны Креста, которые возглавляют Богоматерь и Иоанн Богослов. За Богоматерью представлена группа святых жен, за Иоанном Богословом – римский сотник Лонгин, указывающий на Христа. Над средней перекладиной Креста располагаются две фигуры плачущих ангелов. Композиция разворачивается на фоне иерусалимской стены. К числу редких иконографических особенностей "Распятия" из Павло-Обнорского монастыря относятся аллегорические изображения отлетающей Ветхозаветной и подлетающей Новозаветной Церкви в виде небольших женских полуфигур, сопровождаемых ангелами. В соответствии с христианским вероучением, учреждение Новозаветной Церкви непосредственно связано с Крестной жертвой, поскольку она основана на крови Новозаветного Агнца – Христа. Именно в момент Крестной жертвы происходит смена церквей, смена Заветов. Изображения Крестной смерти Христа в византийском и древнерусском искусстве отличала, как правило, особая сдержанность в передаче страданий Спасителя и трагических переживаний свидетелей Его казни. Состояние покоя и духовного просветления отчетливо выражено в фигурах и ликах предстоящих, но наиболее полно оно раскрывается в центральном образе распятого Спасителя. Изгиб Его тела передан плавной линией, голова мягко склонена на плечо. В трактовке формы полностью отсутствует натурализм, подчеркнута одухотворенность плоти. Фигура Христа кажется совершенно невесомой, лишенной материальной тяжести – не пригвожденной к кресту, а как бы парящей с распростертыми руками. Ощущение особой невесомости и бесплотности или, точнее, "обоженности" плоти создавало и колористическое решение: светлые охрения как бы "растворяли" фигуру в сиянии золотого фона. Подобный образ не только напоминал о Крестных страданиях Христа, но и раскрывал их спасительное действие, свидетельствовал о грядущем воскресении и победе над смертью, открывающей путь к жизни вечной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...