Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неизвестный иконописец, XII век «Благовещение Устюжское» 30-40-е годы XII века




Дерево, темпера 238 х 168 Лаврушинский переулок, 10, зал 56

Икона происходит из Успенского собора Московского Кремля, куда она была привезена из Новгорода в середине XVI века. Позднее предание ошибочно связывало икону с Великим Устюгом, отчего она получила название "Устюжской". В соответствии с евангельским текстом (Лк 1, 26-38), на иконе изображен благовествующий архангел Гавриил, обращающийся к Марии с приветствием ("Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою") и Мария, склонившая голову и всем своим обликом выражающая повиновение Божественной воле ("Да будет Мне по слову твоему"). В отличие от более поздних памятников, композиция здесь очень простая, лаконичная, без дополнительных деталей. Вместе с тем, в иконе присутствуют и некоторые сравнительно редкие иконографические подробности. Так, на груди у Богоматери представлен Младенец Христос (согласно традиционным толкованиям, Христос явился в мир в тот момент, когда Мария произнесла слова "Да будет Мне по слову твоему"). Младенец Христос изображен полуобнаженным, с набедренной повязкой на чреслах – что напоминает изображения Христа в "Распятии" и символически предвосхищает Его грядущее жертвенное служение. В сегменте неба вверху располагается еще одно изображение Христа. Это Иисус Христос Ветхий Деньми – образ, который основан на ветхозаветном видении пророка Даниила (Дан VII) и соединяет в себе черты Бога Отца и Бога Сына, или, точнее, раскрывает через Сына образ и волю невидимого Отца. В соответствии с иконографической традицией, в руках у Богоматери – пряжа (эта деталь восходит к апокрифическому преданию о том, что Богоматерь в момент Благовещения пряла завесу для Иерусалимского храма). Ранний фон иконы практически не сохранился: первоначальный левкас был вырезан по контуру фигур и заменен новым, причем кое-где были искажены и сами контуры. Кроме того, при этом было утрачено изображение луча, на котором располагалось изображение голубя – Святого Духа (луч начинался от руки Христа Ветхого Деньми, изображенного вверху, в сегменте неба, и был направлен в лоно Богоматери). По новому левкасу были заново написаны в XVI веке крылья и ступни архангела.

 

1. 2.

1. Неизвестный иконописец XII века «Спас Нерукотворный» Вторая половина XII века

Дерево, темпера 77 х 71, Лаврушинский Переулок

Выносная двусторонняя икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, куда была, по всей вероятности, привезена в середине XVI века из Новгорода. Как полагают некоторые исследователи, она могла быть исполнена для церкви Святого Образа на Добрынинской улице в Новгороде (существует летописное известие об обновлении этого храма в 1191 году). Православное церковное предание приписывает создание первоначального Нерукотворного образа самому Христу и рассматривает эту икону как свидетельство Боговоплощения, пришествия Сына Божия в мир в человеческом образе. Главной целью Боговоплощения было человеческое спасение, осуществленное через искупительную жертву. Символический образ искупительной жертвы Спасителя представлен композицией на обороте, где изображен голгофский Крест, увенчанный венцом, и архангелы Михаил и Гавриил, несущие орудия страстей – копье, трость и губку. Крест водружен на Голгофе с пещерой, в которой находится череп Адама (эта деталь заимствована из иконографии Распятия), а над ним представлены серафимы, херувимы и аллегорические изображения Солнца и Луны. Лик Спаса отличает строгий и сдержанный рисунок, классически правильный, но, вместе с тем, достаточно изысканный. Почти идеальная симметрия (ее нарушает лишь чуть приподнятая левая бровь) подчеркивает условность избранного иконографического типа. Таким же сдержанным является и колорит, построенный на тонком сочетании желтовато-оливковых охрений, хотя представление о колорите может быть несколько искажено вследствие утраты верхних красочных слоев. Ветви Креста на нимбе были украшены ярким орнаментом, имитировавшим драгоценные камни оклада (в настоящее время от него сохранились лишь незначительные фрагменты).

2. Неизвестный иконописец XII века Спас Нерукотворный, деталь: оборот (Прославление креста.) XII век дерево, темпера 77 х 71 Лаврушинский переулок

Выносная двусторонняя икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, куда была, по всей вероятности, привезена в середине XVI века из Новгорода. Как полагают некоторые исследователи, она могла быть исполнена для церкви Святого Образа на Добрынинской улице в Новгороде (существует летописное известие об обновлении этого храма в 1191 году). Изображение на обороте выполнены в значительно более экспрессивной манере: хрупкие, как бы парящие фигуры, стремительно развевающиеся складки, исчерченные сложным рисунком пробелов, резкие световые блики на ликах. Подобные живописные приемы были характерны для очень многих византийских и русских памятников конца XII века.

 

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» 1658 дерево, темпера 53 х 42 Лаврушинский переулок

Икона Симона Ушакова "Спас Нерукотворный" происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве (построена и расписана в 1628–1653 годах). В нижней части иконы, под платом, сохранилась надпись: "Писал государев иконописец в лето [7166(1658)] Симон Федоров Ушаков". Плат и надпись поновлены в XIX веке. Икона из церкви Троицы в Никитниках является самым ранним из дошедших до нас многочисленных изображений Нерукотворного Спаса, которые были исполнены Симоном Ушаковым и мастерами его круга. Уже в этой иконе в полной мере проявились те новые живописные приемы, которые определили своеобразие его творчества. Икону отличает не только более натуральная передача черт лика, но и светотеневая моделировка объема, создаваемая с помощью сложной системы плавей, в которой чередуются более темные и более светлые тона. Для смягчения переходов на заключительном этапе работы они дополнительно подгоняются, "притушевываются" друг к другу. Вместе с тем освещенность лика здесь (в отличие от европейской живописи) не мотивирована никаким реальным источником света. Кроме того, само расположение световых бликов следует традиции, которую можно проследить начиная с XIV века. В самой истории Нерукотворного образа Симон Ушаков и его современники находили определенные идейные и эстетические ориентиры. Этот образ неоднократно упоминается в эстетическом трактате иконописца Иосифа Владимирова, друга и сподвижника Симона Ушакова. Согласно Иосифу Владимирову, "не описанный по Божеству" Христос "описуется по плотскому смотрению, яко сам показа образ своего подобия, ибо преже не могущу зографу личнаго ради облистания и светлости списать образ Христа". Именно этот "плотский" облик Христа, запечатленный в Нерукотворном образе, становится главным предметом иконописания. Он должен быть передан как можно более точно, то есть "светло и румяно, тенно и живоподобне". Освященный преданием, Нерукотворный образ Спасителя представлял собою самый авторитетный образец для всякого иконописца. Необходимость точного следования образцам, отчетливо сформулированная в культуре XVII века, соединялась в иконах Ушакова со стремлением к передаче "живоподобия" для сохранения точности свидетельства. Это сочетание предопределило поиск идеального типа лика Христа, своего рода нового канона, который был положен в основу целой серии более поздних изображений.

Неизвестный иконописец второй половины XIV века Князья Борис и Глеб на конях

Вторая половина XIV века Дерево, темпера 128 х 75Лаврушинский переулок

Князья Борис и Глеб – младшие сыновья Великого киевского князя Владимира. Вскоре после смерти отца в 1015 году они были жестоко убиты старшим братом Святополком, устранявшим соперников в борьбе за киевский престол. В «Чтении о житии и погублении… Бориса и Глеба» Нестора (70–80-е годы XI века) содержится рассказ о том, как заключенные в темницу узники призывали этих князей на помощь и они им являлись на конях. Данный памятник самый ранний из сохранившихся икон этого иконографического извода. Икона «Борис и Глеб на конях» – одна из первых, раскрытых в начале столетия. Памятник получил сразу же широкую известность. Икона была предметом длительной научной полемики – долгое время ее относили к кругу московских памятников, в пользу этого говорило ее происхождение из Успенского собора Московского Кремля. Но стилистические особенности иконы заставляли ученых видеть в ней псковскую живопись раннего времени, это мнение и устоялось в искусствоведческой науке последних лет. Подтверждением этому служат и летописные источники, сообщающие об участии псковских мастеров (каменщиков и иконописцев) в строительстве и украшении храмов Московского Кремля.

Феофан Грек и мастерская. Москва Преображение Начало XV века (1403?)

Дерево, темпера 184 х 134 Лаврушинский переулок

Иконография «Преображение» (Преображение – один из двенадцати христианских праздников) восходит к ранне-христианскому искусству и разработана на основе Евангелий от Матфея (17: 1–9), от Марка (9: 1–8), от Луки (9: 28–36). В текстах рассказывается о чудесном преображении Христа перед учениками Петром, Иаковым и Иоанном на горе Фавор. Во время молитвы Христос преобразился – «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». В это время явились пророки Моисей и Илья, с которыми Христос стал беседовать. В композиции, известной на Руси еще в домонгольскую эпоху, на фоне горок в центре изображен Христос в ореоле света, справа и слева от него – Илья и Моисей, внизу – пораженные светом апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Часто в основную композицию вписываются сцены «восхождения» Христа с учениками и «нисхождения» их с горы, а также перенесения ангелом пророков Ильи и Моисея на облаках.

Андрей Рублев Троица 1425–1427 Дерево, темпера141.5 х 114 Лаврушинский пер.

Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.

 

1. Андрей Рублев Спас. Из Деисусного чина ("Звенигородский") Начало XV века (1410-е) Дерево, темпера 158 х 106 Лаврушинский пер.

2. Андрей Рублев Архангел Михаил. Из Деисусного чина ("Звенигородский") Начало XV века (1410-е) Дерево, темпера 158 х 108 лаврушинский пе р.

3. Андрей Рублев Апостол Павел. Из Деисусного чина ("Звенигородский") Дерево, темпера 160 х 109 Лаврушинский пер.

Так называемый Звенигородский чин – один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живописи. Чин состоит из трех поясных икон – Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита. Свет излучают золотые фоны и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, голубые, розовые, зеленые тона одежд. Необходимо отметить, что фрагментарно сохранившаяся живопись на центральной иконе Деисуса не мешает восприятию образа Спаса, который полон неисчерпаемой глубины содержания. Звенигородский Спас предстает очеловеченным, внушающим доверие и надежду, несущим доброе начало. Иконы происходят из подмосковного Звенигорода, когда-то входили в семифигурный Деисус. Сохранившиеся три иконы были обнаружены реставратором Г.О.Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских древнего княжеского храма Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...