Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Танковый мостоукладчик ARK




 

Мостоукладчик ARK Mk I в момент откидывания рампы. После установки рамп в рабочее положение гусеничная или колесная техника передвигалась сверху, промежуточным элементом служил корпус мостоукладчика.

Во Второй мировой войне союзники использовали различные танковые мостоукладчики.

В Великобритании заинтересованность в такой технике возникла давно, первые образцы мостоукладчиков были созданы англичанами еще в конце Первой мировой войны. Перед Второй мировой они разработали перспективную модель на базе танка «Ковенантер», которая получила прозвище «ножницы», однако с началом войны этот проект отложили, поскольку появились более насущные потребности. В 1942 году к идее вернулись, так как в связи с подготовкой морских десантных операций было необходимо поставить в войска мостоукладчики, которые позволили бы преодолевать не только широкие рвы и заболоченные участки, но и противодесантные заграждения и молы на морском побережье.

Первые войсковые мостоукладчики были созданы в конце 1943 года силами ремонтников 79-й бронетанковой дивизии фактически в полевых условиях. Они сняли с танка «Черчилль» башню, установили в передней части корпуса две откидные рампы длиной по 1,05 м, а в корме - длиной 1,72 м. Все рампы были установлены по колее, позволяющей передвигаться почти всем типам гусеничной и колесной техники. Гусеничные ленты в верхней части по длине машины служили промежуточной опорой. Идея состояла в том, что такая машина, получившая обозначение ARK Mk I, заполняла своим корпусом ров или другое пространство между преградами, рампы откидывались и другая техника преодолевала препятствие сверху.

 

 

Развитие

Вскоре вместо Mk I появилась модификация Mk II. В ее конструкции также применили шасси танка «Черчилль», однако длина всех четырех рамп была увеличена до 3,8 м. Кроме того, изменили ширину рамп с правого борта - если слева они остались шириной 1,213 м, то справа их сделали шириной 0,61 м. Это позволило сделать колею доступной для всех типов техники. В рабочем положении рампы откидывались вперед и назад,в походном укладывались поверх корпуса и закреплялись цепями. В войсках 8-й полевой армии, которая действовала в Италии,изобрели свой вариант, который соответственно получил название Mk II (итальянский). Он отличался ускоренным откидыванием рамп. Разрабатывались и другие модели мостоукладчиков на шасси танка «Черчилль», однако они не имели особого успеха. Так, предлагались варианты рамп, которые при переводе в рабочее положение применяли ракетные ускорители.

Об этих мостоукладчиках сохранилось не много информации. Известно лишь, что в качестве шасси использовали в основном базу танков «Черчилль» Mk III и Mk V, экипаж составлял четыре человека, а масса равнялась 38,5 т.

От использования концепции откидных рамп вскоре отказались, поскольку шасси использовалось в качестве промежуточного звена и машина превращалась в стационарный объект. Выбор был сделан в пользу мостоукладчиков, которые доставляли аппарель или звенья моста к месту применения и после установки могли быть использованы в другом месте.

 

 

Вместо ARK на вооружение были приняты мостоукладчики, которые устанавливали мост или аппарель и могли использоваться в другом месте для обеспечения преодоления другого препятствия. На снимке мостоукладчик нового типа на базе танка «Черчилль».

 

 

Преодоление русла реки Сенио в Италии в апреле 1945 года. Боевой танк «Черчилль» движется поверх мостоукладчика ARK Mk II, установленного поверх другой машины этого типа.

 

 

Машины для укладки фашин и гатей

 

Танк «Черчилль», оборудованный бобиной с настильными гатями в передней части корпуса и дополнительными противопыльными насадками на воздухозаборник двигателя в корме. Гать разматывалась с бобины, и танк своей массой утрамбовывал ее, готовя пригодный для движения путь по сыпучему грунту.

Фашина как элемент инженерного вооружения известна с древних времен, и в годы Первой мировой войны к этой идее вернулись применительно к танкам. Применяли их простейшим способом - сбрасывали в широкие рвы и делали их проходимыми для тяжелых бронированных машин. Во Второй мировои войне подход не претерпел существенных изменений. Фашины изготавливались следующим методом - стволы срубленных не очень толстых деревьев очищали от веток и связывали в большие вязанки длиной 3,35 м или немногим более и диаметром от 1,8 до 2,4 м. Эти фашины закрепляли на корпусе специальных машин при помощи тросов, кабелей или механических держателей. Поскольку фашины закреплялись в носовой части машины, у механика-водителя возникали проблемы с обзором. Попытки применить специальные перископы не оправдались, в результате решили крепить фашины таким образом, чтобы не закрывать поле зрения механика-водителя.

 

 

Штурмовое приспособление

Иногда фашины применяли для прокладки путей на заболоченных, сыпучих или иных труднопроходимых участках. Например, на танк «Черчилль» устанавливалась связка из нескольких фашин, связанных последовательно и скрученных в рулон. Подойдя к «проблемному» участку, рулон сбрасывался и разматывался по мере движения по нему танка. Таким образом, танк своей массой вдавливал фашины в грунт и появлялась временная дорога. Длина одного рулона достигала 30,5 м. Разновидностью фашин стали настильные гати из бревен, принцип использования был практически идентичен. Впоследствии появились два основных варианта фашин и гатей - первый по своей ширине накрывал весь участок будущего пути и равнялся 3 - 3,5 м, а второй состоял из двух нешироких (по 1,2 - 1,6 м) фашин, намотанных на большие бобины, которые раскладывались по ширине колеи. Оба типа обеспечивали движение как колесных, так и гусеничных машин. Такие фашины применялись в боях под Дьеппе в 1942 году. Пустые бобины можно было использовать многократно, а бобины с фашинами в экстренной ситуации сбросить.

 

 

На базе танка «Шерман»

Большинство фашин и гатей транспортировалось на танках «Черчилль», однако вскоре для этой цели приспособили и танки «Шерман» - специальные машины на их базе получили название «Краб». Вместо снятой башни устанавливали длинный рычаг, при помощи которого укладывались связки. Необходимо отметить, что использование фашин и гатей являлось временным средством. Они применялись только для обеспечения штурма, прорыва или иных стремительных действий. При движении больших колонн или использовании относительно длительное время настилы из фашин и гатей приходили в негодность - они либо уходили в грунт, либо крошились и даже переламывались. В послевоенные годы были разработаны металлические плиты, предназначенные для прокладки временных дорог и даже аэродромных полос.

 

 

Послевоенная бронированная инженерная машина «Черчилль» оснащена башней в стиле танка «Центурион», на которой смонтированы гранатометы для постановки дымовых помех. Перевозимый груз остался таким же, каким он был в конце Второй мировой войны, а его расположение ограничивало обзор водителю.

 

 

Вверху. Танк «Черчилль» с большой связкой фашин. Такие приспособления использовались при высадке войск союзников на песчаное морское побережье 6 июня 1944 года.

 

 

Слева. Танк «Черчилль» со связкой фашин, закрепленных тросом в передней части корпуса, буксирует санки с дополнительными фашинами. Использование троса позволяло очень быстро сбросить связку.

 

 

БРЭМ

 

БРЭМ на базе танка «Кромвель» при подготовке к выполнению задачи. Хорошо видна Л-образная стрела крана в передней части корпуса машины.

Для солдат на передовой каждый танк имеет особое значение, поэтому возвращение в строй неисправных или поврежденных боевых машин является первостепенным делом. Нередко эвакуация поврежденной техники с поля боя происходила под огнем противника, и танки стали оснащать лебедками, кранами и другими приспособлениями, чтобы облегчить экипажам выполнение этой задачи. Однако в годы Второй мировой войны были созданы специальные бронированные эвакуационные машины (БРЭМ), различные типы которых вскоре появились на вооружении армий многих стран мира.

 

 

Создание БРЭМ

Практически все типы БРЭМ были созданы на шасси боевых танков, которые в ближайшее время планировалось снять с вооружения. Таким образом, шасси получали вторую жизнь и оставались востребованы. В Великобритании в годы войны наибольшую известность получили БРЭМ, разработанные на базе танков «Крусейдер», «Ковенантер», «Кентавр», «Кавальер», «Кромвель», «Рэм» и «Черчилль». На первых БРЭМ конверсия в вариант Mk I осуществлялась достаточно просто - с боевого танка снимали башню с вооружением, боевое отделение оставляли открытым, на машину устанавливали различное инженерное оборудование (лебедки, краны, подъемники и т. д.).

Для повышения грузоподъемности кранов иногда использовали выдвижные опорные плиты. Модификация Mk II (обычно в этот вариант переоборудовали танки «Черчилль» Mk III и Mk IV, а также «Шерман» V) отличалась тем, что башня не демонтировалась, но в ней оборудовалось рабочее место крановщика, что обеспечивало ему лучший обзор и надежную защиту в случае падения груза (грузоподъемность крана достигала 60 т). Кроме основного крана, имелись два дополнительных - впереди корпуса грузоподъемностью 6 т и в кормовой части грузоподъемностью 3,5 т. Все БРЭМ Mk II оснащались опорными плитами.

 

 

Американские БРЭМ

Американские БРЭМ также создавались на базе танков, но, в отличие от английских, они проходили переоборудование не в войсковых мастерских, а в заводских условиях и были более тщательно продуманы. Типичным примером того периода может служить американская БРЭМ М32. В танковой башне с 81-мм дымовыми гранатометами оборудовали место крановщика (грузоподъемность крана составляла 27,2 т), а в передней части корпуса установили Л- образную стрелу. Практически вся верхняя поверхность машины использовалась для крепления различного инженерного оборудования и инструментов. БРЭМ М32 выпускались в нескольких модификациях. На базе танка М3 была разработана БРЭМ М31 с краном в кормовой части. Англичане также переоборудовали часть танков М3 «Грант» в БРЭМ, демонтировав башню с вооружением и установив на ее место мощный кран.

Американские БРЭМ производились в таких массовых количествах, что союзники были вынуждены переоборудовать часть из них в артиллерийские тягачи. Надо признать, что ни одна из английских и американских БРЭМ не могла сравниться с германским аналогом, разработанным на шасси танка «Пантера».

Эта немецкая БРЭМ по праву завоевала известность как самая мощная и функциональная машина своего класса периода Второй мировой войны. Впрочем, это можно объяснить тем, что только немцы имели на вооружении такие тяжелые танки, как «Тигр» и «Пантера». Соответственно, союзникам не было необходимости создавать сверхтяжелые и сверхмощные БРЭМ, а имевшиеся машины вполне успешно справлялись с задачами по эвакуации поврежденной бронетехники.

 

 

Английская БРЭМ на базе танка «Кромвель» буксирует трофейный танк T-IV. В БРЭМ обычно переоборудовали танки «Кромвель» ранних выпусков.

 

 

Верхний снимок. Созданная на базе танка «Черчилль» Mk IV БРЭМ Mk I с поднятой стрелой в носовой части корпуса. На месте башни видны два 7,7-мм пулемета. Экипаж из трех человек имел в своем распоряжении сварочное и другое специальное оборудование.

 

 

Вверху. БРЭМ Mk I буксирует в июне - июле 1944 года в Нормандии боевой танк «Шерман». Эта машина была создана на базе танка «Шерман» путем демонтажа башни и установки специального оборудования.

 

 

Справа. БРЭМ М32 движется по улице деревни на северо-западе Европы в 1945 году. Такие машины были созданы на шасси танка М4 и применялись с 1943 года. Вместо башни М4 был установлен кран и другое специальное оборудование для эвакуации техники.

 

 

«Пляжные» БРЭМ

При планировании высадки войск союзников в Нормандии особое внимание было уделено использованию БРЭМ для эвакуации неисправной и поврежденной техники непосредственно на побережье и даже на мелководье. С этой целью были разработаны и в 1943 году представлены на испытания созданные на базе танков «Черчилль» и «Шерман» специальные «пляжные» БРЭМ типа BARV (Beach Armoured Recovery Vehicle). Для обеспечения забора воздуха для нормальной работы двигателей в кормовой части были установлены высокие воздухоприемные и выхлопные трубы, корпуса сделали водонепроницаемыми. Таким образом, эти специальные БРЭМ могли действовать в воде на глубине до 2,1 м. Экипажи прошли легководолазную подготовку, в их экипировку включили дыхательные аппараты и маски, которые использовались при закреплении на эвакуируемых объектах буксирных тросов под водой.

Модель на базе танка «Черчилль» была отвергнута на ранней стадии, поскольку возникли проблемы с обеспечением герметичности корпуса из-за расположенных по бортам люков и лючков. Дальнейшие разработки сосредоточились на совершенствовании БРЭМ на базе танка «Шерман» под руководством специалистов компании REME. Вместо бензинового двигателя фирмы «Форд» решили установить дизельный от «Шерман» III. БРЭМ получила возможность работать на глубине до 3,05 м (при условии штиля). Были установлены дополнительные лебедки, в комплект навесного оборудования включили деревянные трап-сходни, которые применялись при высадке БРЭМ с борта десантного корабля для плавного схода в воду у берега, а также индивидуальные средства спасения для экипажа.

Такие БРЭМ довольно успешно применялись в ходе высадки войск союзников. Был случай, когда одна такая машина была по ошибке высажена не на назначенный участок, а прямо перед позициями немцев, которые были немало удивлены необычным видом машины и сочли ее за новое «секретное оружие».

Следует упомянуть, что фирма REME, разработавшая эти БРЭМ, создала другой необычный образец - плавающий бронированный транспортер на базе трактора «Катерпиллер» D8. Эти машины также использовались в операции в Нормандии, хотя и не в таких масштабах, как БРЭМ на шасси танка «Шерман».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...