Методология развития и систематизации научных
Терминов
Что такое развитие понятия? Интуитивно это как будто бы ясно. Можно привести и немало примеров такого развития. Ранее мы фактически уже привели пример развития термина вещества (и материи). Вначале был традиционный термин вещества, в основу определения которого были положены интуитивные представления о веществе как о чем-то имеющем массу покоя, непроницаемом, чувственно представимом и т.д. Далее классическое понимание термина вещества (в классической физике) дается при отвлечении ото всего несущественного для задач физики, например, от чувственной его восприимчивости. Остается только существенный для классической физики признак - ненулевая масса покоя. Квантовая механика, исходя из специфики своих задач и свойств квантовых объектов, берет за существенный признак вещества квантовое свойство - спин (а именно - полуцелый спин). Мы уже привели немало примеров перехода от неэффективных определений терминов к эффективным. Это тоже развитие терминов, в том числе и философских категорий. Все эти примеры можно рассматривать как остенсивное определение термина "развитие термина". На основании этого остенсивного определения можно дать более или менее удачное вербальное определение, например, такое: развитием некоторого термина является термин, который определен более эффективно, через более существенный признак, более точно и лучше применим для решения поставленной задачи, чем прежний термин. Но главное не в определении, а в методах развития термина, среди которых отметим следующие: а) метод качественной эффективизации вербального определения, о котором мы выше говорили и приводили примеры эффективизации категорий сущности, необходимости, формы, отражения и т.п. В дальнейшем нам потребуется эффективизация категории истинности и некоторых других понятий.
б) Метод квантификации, являющийся методом перехода от качественных понятий к количественным путем связи отображаемых понятиями объектов с измерениями. Суть этого процесса уже была разъяснена. Правда, в гуманитарных науках этот метод мало применим. в) Метод экспликации. Это особый метод уточнения смысла термина, т.е. понятия. Он состоит в том, чтобы независимо от уточняемого понятия определить достаточно точным методом (например, алгоритмически) некоторое другое понятие, а потом показать, что второе понятие эквивалентно по своему объему первому понятию. Этим методом мы уже пользовались, когда уточняли категории отражения и формы. Так, при уточнении категории отражения было введено понятие гомоморфизма систем совершенно независимо ни от какого отражения. А потом отношение подобия образа оригиналу при отражении было тождественно с отношением гомоморфизма систем. Правда, каких-то особых доказательств правомерности такого отождествления не было. Полагалось, что это интуитивно и так ясно. Аналогично уточнялось понятие формы через понятие изоморфизма. В других случаях могут быть доказательства. Однако они всегда "односторонние", потому что достаточно точно можно показать только то, что все, что подпадает под точное понятие, попадает и под неточное, но обратное достаточно точно показать нельзя. Последнее усматривается лишь на интуитивной основе. Например, мы уже говорили об экспликации интуитивного понятия об алгоритме путем построения независимо от него понятия рекурсивной функции (или ему эквивалентных понятий). Можно достаточно точно показать, что всякая рекурсивная функция отвечает признакам интуитивного понятия об алгоритме (массовости, детерминированности, результативности). Но обратное утверждение основано на интуитивном представлении.
г) Метод системного подхода. Суть этого метода уже была разъяснена и были примеры его использования при эффективизации категорий сущности, формы, отражения, необходимости. Другие методы уточнения (например, конструктивизации, формализации) мы не приводим, так как они мало используются в гуманитарных, да и большинстве естественных наук, хотя широко применяются, например, в логике, математике, кибернетике. В научной теории понятия образуют логическую систему, т.е. множество понятий, связанных между собой логическими отношениями (отношениями определяемости). В систематизированной теории некоторые понятия являются исходными в том смысле, что определяются либо остенсивно, либо вербально через понятия других наук или разговорного языка. Исходные понятия данной теории не определяются через другие понятия этой теории. Например, относительно философии понятие материи является исходным, так как определяется через понятия существования, сознания (в психо-биологическом значении), независимости, которые не входят в число философских категорий. Понятия теории, определяемые через исходные, называются производными. Например, категория сущности является исходной, а определяемая через нее категория необходимости - производной. В геометрии понятия точки, линии, плоскости, а также понятия об отношениях принадлежности, порядка, равенства (конгруэнтности), непрерывности и параллельности являются исходными, а понятия отрезка, угла, окружности, квадрата и многие другие, определяемые через исходные, являются производными. Сам процесс логической систематизации понятий теории производится посредством их определений, что и обусловливает следующий метод логической систематизации понятий: А. Установить исходные термины теории. Это наиболее трудная задача, особенно для гуманитарных наук, так как здесь весьма трудно определить, какое понятие целесообразно принять в качестве исходного. Выбор зависит от многих причин, но имеется и общий принцип целесообразности принятия термина в качестве исходного для данной теории, а, вообще говоря, для любой научной работы. Прежде всего, эта целесообразность обусловливается спецификой задач, стоящих перед научной работой или теорией. Целесообразно выбирать а качестве исходных такие термины, которые необходимы для формулировки и решения существенных задач данной теории. К таким задачам, прежде всего, относится формулировка основных принципов.
Например, в ньютоновой механике в качестве исходных понятий целесообразно применять, по меньшей мере, понятия координат пространства и времени, массы, силы, инерциальной системы отсчета, бесконечности скорости распространения взаимодействий, материальной точки. И это потому, что без данных понятий нельзя сформулировать принципы такого рода механики. Так, принцип относительности этой теории утверждает о том, что уравнения ньютоновой механики ковариантны (сохраняют свою форму) относительно преобразований Галилея. Содержательная интерпретация этого закона утверждает о том, что все законы ньютоновой механики выполняются в любой точке пространства при одинаковых условиях. Преобразования Галилея говорят о преобразованиях координат пространства и времени при переходе от одной системы отсчета к другой. Ясно, что тогда понятия координат в пространстве и времени,инерциальной системы отсчета целесообразно принять в качестве исходных, если сам принцип является исходным принципом теории. В ньютоновой механике исходным принципом является также основной закон движения, говорящий о том, что сила равна произведению массы на ускорение. Тогда понятия массы и силы, не определяемые через другие термины этой теории, являются для нее исходными. Но понятие ускорения является определяемым и потому производным. В философии тоже возможен выбор исходных категорий, хотя он значительно более труден, чем в ньютоновой механике, а тем более – в геометрии. Например, задача решения основного вопроса философии требует формулировки принципа, называемого основным принципом материализма. Принцип утверждает о первичности материи и вторичности сознания. Возникает вопрос о целесообразности принятия понятий материи и сознания в качестве исходных собственных категорий философии.
Казалось бы, проблема ясна, ибо первое условие, согласно которому исходные понятия не должны определяться через термины данной теории, выполнено. Действительно, понятие материи определяется через понятия существования, независимости и сознания, которые не входят в число собственных понятий философии, а тем самым являются вспомогательными для философии понятиями. Собственными терминами теории являются исходные и производные ее термины. Но теория пользуется еще и другими понятиями, например, логическими терминами "и", "или", "если…, то…", и т.п. Такие понятия называются вспомогательными терминами данной теории, но для другой теории они могут быть собственными. К каким понятиям – собственным или вспомогательным – целесообразно отнести философии используемое ею понятие сознания? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять в расчет второе условие целесообразности введения понятия – возможность исследования объекта, отражаемого этим понятием. Если такой возможности нет, то науке целесообразно не включать это понятие в число ее собственных понятий, а пользоваться им как вспомогательным понятием. Понятие сознания в его психо-биологическом смысле (обозначающее ощущения, восприятия, понятия, суждения и т.п.) находится в компетенции биологии, психологии, логики, а возможно и других наук. В основном философия, используя это понятие, пользуется результатами этих наук. И нет никакого смысла включать его в число собственно философских категорий. Это частнонаучное понятие. Понятие материи необходимо для основных задач философии (решения ее основного вопроса и формулировки основного принципа материализма) и сама философия в состоянии его разрабатывать, то оно должно быть включено в число ее собственных категорий. А так как категория материи, определяемая через понятия существования, независимости и сознания (в его психо-биологическом значении), не принадлежат философии, то она может быть принята в качестве исходной категории философии. Обобщив сказанное, можно сформулировать общий метод принятия понятий в качестве исходных терминов теории (метод принятия исходных терминов): Показать, что термин необходим для решения основных задач этой теории и для формулировки ее фундаментальных принципов; Показать, что теория имеет возможность его разрабатывать (имеет средства исследования объекта, обозначаемого этим термином); Показать, что термин определяется через понятия, не принадлежащие данной теории.
В формулировке принципа материализма кроме понятия материи имеется еще одно основное понятие – понятие сознания. Казалось бы, относительно этого понятия вопрос только что решен. Однако такое заключение было бы поспешным. На самом деле это еще один пример необходимости методологического анализа терминов до того как делать выводы об их смысле, значении, тождестве с другими терминами и т.п. Анализ конкретных свойств сознания как психобиологического явления не является предметом философии. Это - проблема частных наук (психологии, биологии, логики и т.п.). Философию интересует общее свойство всех факторов сознания, противопоставляющее его в гносеологическом аспекте свойству материальности. Такое общее свойство всех видов сознания было названо свойством его идеальности. Идеальное является психическим образом (психическим отражением) материального. Но что это за свойство, о котором много говорят, но мало кто пытается вербально его определить? Иногда берут высказывание об идеальном классиков "... идеальное есть ни что иное, как материальное, перенесенное в человеческую голову и преобразованное в ней[26]" и выдают его за явное вербальное определение идеального. Выше мы уже говорили о недопустимости столь незаконного действия. Идеальное определяют и как психический образ материального объекта[27]. Однако это выражение, хоть оно и верное, тоже нельзя считать реальным определением, ибо не даны специфические и существенные признаки, которые должен представлять определяющий признак "психический образ". Подход к определению идеального содержится в работе В.С. Тюхтина[28], где идеальное понимается как психический (чувственный или рациональный) образ материального объекта, несущий информацию о свойствах этого объекта, но не содержащий ни самих материальных свойств отображаемого объекта, ни свойств отражательного аппарата (мозга), создающего психический образ. Если пользоваться этим определением, а лучшее просто неизвестно, то понятие сознания в психо-биологическом аспекте имеет общее свойство - свойство идеальности. Оно-то и существенно для философии. Поэтому свойство идеальности может быть представителем сознания и выступать в рамках философии просто как самостоятельное свойство идеального, в отвлечении от тех факторов, через которые оно проявляется. Надо сказать, что такой прием в науке широко распространен. Например, в логике свойства суждения быть истинным или ложным представляют суждение в отвлечении от его конкретного содержания (от того, что и о чем оно утверждает). С учетом вышеизложенного, термин "сознание " как философскую категорию можно отождествлять с понятием идеального, которому дать вышеприведенное явное вербальное определение. А так как, согласно принципу материализма, материальное может быть противопоставлено не психо-биологическому понятию сознания, а только лишь философскому его пониманию, то в этом принципе термин "сознание" понимается только так, как понимается термин "идеальное". Тогда основной принцип материализма нужно формулировать следующим образом: материальное первично, а идеальное вторично (в смысле порождения одного другим). В таком случае термин "сознание (идеальное)" может быть выбран в качестве исходного термина философии, так как он определяется не через философские категории, а через термин "психическое отражение", т.е. через сознание в психо-биологическом смысле этого слова. В итоге и термин «материальное», и термин " идеальное " (сознание в философском смысле) определяются через термин, не принадлежащий философии (сознание в психо-биологическом смысле). Поэтому оба эти термина могут быть исходными категориями философии. Более того, они должны быть приняты в качестве собственных ее категорий, так как служат для формулировки основного принципа этой науки и могут ею разрабатываться как собственные категории. Исходные понятия вводятся в теорию (научную работу) не только для формулирования исходных принципов, но и для других целей, например, для формулировки методов, определения предмета, решения прикладных задач теории и т.п. Как мы уже видели, эффективное определение категорий сущности дает метод распознавания существенных свойств систем. Однако научно применимый принцип философии, использующий эту категорию, нам не известен. Эффективные определения формы и содержания тоже дают методы обнаружения свойств систем, примеры чего мы уже приводили. Однако формулировка принципа, касающаяся формы и содержания и пригодная для научного применения, нам опять-таки неизвестна. В результате оказывается, что в настоящее время многие категории философии не служат для формулировки ее принципов. Какую же роль они могут в ней играть? Прежде всего, они могут иметь значение для распознавания объектов и для формулировки методов этого распознавания. Но тогда определения таких категорий должны быть эффективными. Поэтому эффективизация категорий философии является ее актуальной задачей. Решение этой задачи будет способствовать решению проблемы формулирования эффективных принципов, с помощью которых можно было бы решать научно-практические задачи. В дальнейшем мы приведем на этот счет некоторые примеры (главным образом в главе III). Б. На базе исходных терминов определяются производные термины. В гуманитарных и, как правило, в естественных науках определения даются через указание рода и видового отличия. Тогда исходные термины будут фигурировать в определяющем термине, а производным термином будет определяемый термин. При этом в определяющем термине могут присутствовать и вспомогательные термины. Так, с помощью исходной категории сущности и вспомогательных категорий системы и обусловливания определяется производное понятие - категория необходимости. Из самого понятия производного термина следует, что этот термин определяется только явно и вербально. Содержания вербальных определений задают структуру связи терминов теории, их систему. Ясно, что система зависит от специфики определений терминов. Приведем примеры построения систем терминов. Это можно продемонстрировать на системе терминов теории множеств. Исходные термины этой теории: (И1) Предмет (определяется остенсивно[29]). (И2) Множество (определяется остенсивно). (И3) Принадлежность предмета множеству (определяется остенсивно). Предмет, принадлежащий множеству, и есть его элемент (тут имеет место переименование, т.е. номинальное определение). Производные термины: (П1) Включение множества в множество (если элемент принадлежит одному множеству, то принадлежит и другому). (П2) Равенство множеств (одно множество включено в другое, а второе включено в первое). Система понятий:
Можно привести примеры частичных систематизаций терминов и в области философии. Например, в дальнейшем мы увидим, что на базе исходной категории истинности и вспомогательных понятий "логический термин", "дескриптивный термин", "эмпирический метод" и "аналитический метод" получается следующая система терминов:
Для полной логической систематизации философских категорий необходимо выявить все ее исходные термины и через них определить производные. Однако нам не известна литература, где бы эта работа была проделана. А она не из легких, ибо требует эффективизации философских категорий, выявления ее принципов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|