Классификация складов. Основные логистические (технологические) операции с материальным потоком, выполняемые на складах.
Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Классификация складов в логистике осуществляется по разным признакам: по отношению к функциональным областям логистики: - склады логистики снабжения; склады логистики производства; склады логистики распределения. по отношению к участникам логистической системы: - склады производителей; склады торговых компаний; склады транспортных компаний. по форме собственности: - склады собственные; - склады арендуемые. по функциональному назначению: - склады распределительные; - склады накопительные. по ассортиментной специализации: - склады специализированные; - склады универсальные; - склады смешанные. по виду продукции: - склады сырья; - склады материалов; - склады готовой продукции; - склады инструментов; - склады тары. по режиму хранения: - склады неотапливаемые; - склады отапливаемые; - склады холодильники. по техническому оснащению: - склады немеханизированные; - склады механизированные; - склады автоматизированные; - склады автоматические. по виду складских зданий и сооружений: - открытые площадки; - площадки под навесом; - закрытые сооружения: - многоэтажные; - одноэтажные: - до 6 м; - выше 6 м. по наличию внешних транспортных связей: - склады с причалами; - склады с железнодорожными подъездными путями; - склады с автодорожными подъездами; - комплексные склады. по масштабу деятельности: - региональные склады; - местные склады. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
временное размещение и хранение материальных запасов; преобразование материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада. Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения. Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание. Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций Функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций. В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность: разгрузка транспорта; приемка товаров; размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели); отборка товаров из мест хранения; комплектование и упаковка товаров;
погрузка; внутрискладское перемещение грузов. Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом. Разгрузка — логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка — логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство. Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации. Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству. Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава. В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товаросопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток. Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном и качественном составе. На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях. Следующая операция - отборка товаров из мест храпения может производиться двумя основными способами:
отборка целого грузового пакета: отборка части пакета без снятия поддона. Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статистическими. Другой вариант отборки реализуется в так называемых высотных динамических складах, здесь стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения. Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5. Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16 - 24 м, но может достигать и 40 м. Длина вплоть до 150 м. Завершает технологический процесс на складе операция погрузки.
Грузовые терминалы. Планировка и виды контейнерных терминалов. Транспортно-технологические терминалы в портах и привокзальных зонах обеспечивают высокомеханизированное проведение всех погрузо-разгрузочных и транспортно-складских работ по приёму, накоплению, временному хранению грузов и перемещению их с одного вида транспорта на другой и имеют особое значение для развития единой транспортной системы. Так как в международных мультимодальных перевозках решающим является фактор управления, роль терминального обслуживания еще больше возрастает. В настоящее время в Европе существуют Европейская сеть терминалов; сети, объединяющие две-три страны (например, Россия-Финляндия); национальные терминальные сети; сети для мульти- и бимодальных перевозок, принадлежащие отдельным транспортным компаниям. Терминалы объединяются в сети различных видов, где положение отдельного терминала может быть фидерным, блоковым, блоково-угловым, мультиблоковым и мультиблоковоугловым.
Терминалы выполняют следующие функции: · услуги по перегрузке; · обслуживание грузовых мест (аренда, лизинг, складирование, ремонт); · обслуживание автотранспортных средств (аренда, лизинг, стоянка, ремонт, техобслуживание, мойка); · обслуживание сети (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля за движением); · услуги, связанные с грузом (загрузка, выгрузка, предоставление складов); Контейнерные терминалы обеспечивают приём контейнеров, выдачу, передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой. Контейнерные перевозки относятся к безперегрузочным сообщениям, при которых груз в процессе перевалки передается на новый вид транспорта вместе с грузовой емкостью, в которую он был первоначально помещен в пункте отправления, то есть перегружается не собственно груз, а грузовая емкость (контейнер) или транспортное средство целиком, в котором находится груз. Современные терминалы состоят из инженерных сооружений и технических средств, необходимых для безопасного подхода, швартовки, стоянки, загрузки и разгрузки транспортных судов, а также выполняющие операции, связанные с погрузкой контейнеров на перевозочные средства других видов транспорта, выгрузкой и обслуживанием их. Контейнерный терминал состоит из комплексно-механизированного морского грузового фронта (причала) со складской оперативной площадкой, необходимой для приема и обработки судов-контейнеровозов, а также грузовых фронтов для обслуживания перевозочных средств наземных видов транспорта, занятых вывозом и подвозом контейнеров (см.рис.2). Длина причального фронта контейнерного терминала для крупнотоннажных контейнеров может достигать 300…350 м, а глубина прилегающей территории – до 700 м. На морском грузовом фронте расстояние от края причала до оси первого кранового рельса перегружателя 2,5…4,0 м, ширина колеи перегружателя 15…18 м и перекрываемой им площадки 30…40 м.
Читайте также: I. Исходя из сущности операции. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|