Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование в нефтегазовом комплексе




Государственное регулирование нефтегазового комплекса осуществляется федеральными и региональными органами власти в соответствии с действующими в стране законодательными актами. Государственное управление включает:управление недропользованиемуправление федеральной собственностью (пакетом акций) в нефтяном и газовом секторегеологический, экологический и др. контроль за безопасным ведением работ, рациональным использованием нефти и газалицензирование видов деятельности государственную налоговую, кредитную и ценовую политику программу демонополизации, регулирования естественных монополий. Российское акционерное общество «ГАЗПРОМ» и нефтяные компании в пределах действующего законодательства в соответствии с рыночными условиями самостоятельно осуществляют планирование, организацию и контроль хозяйственной деятельности, решают вопросы финансирования и сбыта, социального развития.
Государственное регулирование деятельности нефтегазового комплекса осуществляется через Министерство топлива и энергетики РФ и по специальным вопросам через другие органы государственного управления.
Формы совместной деятельности нефтегазовых предприятий и государственных органов управления включают информационный обмен, взаимные консультации, организацию совместных рабочих групп и другие формы информационного и организационного взаимодействия.
Государство в лице Министерства топлива и энергетики РФ заключает с нефтяными компаниями, РАО «ГАЗПРОМ», акционерными компаниями»Транснефть» и «Транснефтепродукт» производственный контракт, определяющий основные показатели развития компании.
Контракт предусматривает гарантии со стороны государства в сохранении фунционирования компании.

 

77 Энергетическая политика и энергетическая безопасность Энергетическая политика Российской Федерации Министерство энергетики РФ:
«За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. Изменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС).
Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) – на основе гидрогенерирующих активов.
Одной из важнейших целей реформы являлось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. В естественно монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля.Таким образом, были созданы условия для решения ключевой задачи реформы – создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки». Энергетическая безопасность Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики.Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Указанные факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России.Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся "хронической болезнью" (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны.Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса.

 

 

78 Экономика стран мира с отраслями ТЭК
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - ОСНОВА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Промышленность - важная составная часть единого комплекса мировой экономики, первая ведущая отрасль материального производства. От успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в жизненно необходимой для всех отраслей хозяйства и для всех людей продукции, обеспечения технического перевооружения и интенсификации производства. Именно промышленные изделия гарантируют удовлетворение основных современных материальных общественных потребностей. В мировой промышленности занято ок. 400 млн человек Промышленные товары составляют 70% мирового товарооборота.
Современная промышленность характеризуется высокой степенью специализации. Она состоит из ряда самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений. В развитых странах в настоящее время насчитывается ок. 100 основных отраслей, которые составляют примерно 10 комплексов, играющих активную роль в их экономическом развитии.
Основной тенденцией эволюции промышленности на современном этапе развития мировой экономики служит сокращение роли добывающих отраслей при росте новых и новейших отраслей перерабатывающей промышленности. В стоимости мировой промышленной продукции 9/10 приходится на обрабатывающую промышленность. В развитых странах ее удельный вес еще более высокий.
На протяжении всей эпохи НТР опережающими темпами развиваются отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК), машиностроения и химического производства, которые также называют «авангардной тройкой». На долю этой «тройки» в конце 90-х гг. XX в. приходилось в США 68,6% общей стоимости промышленной продукции, в ФРГ - 73,9, во Франции - 58,9, в Великобритании - 62,6, в Италии - 56,2%.
Вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных источников энергии. В эпоху НТР роль топливно-энергетического комплекса в значительной степени возрастает. По подсчетам специалистов, производство всех видов топлива и энергии, составлявшее в 1900 г. ок. 1трлнт условного топлива, увеличилось к 1990 г. до 10-11 трлн т. В последнее время темпы роста уменьшились в связи с широким распространением современных энергосберегающих технологий. Однако объемы производимой и потребляемой энергии продолжали увеличиваться. В начале XXI в. они достигли примерно 12-13 трлн т условного топлива.
Топливно-энергетическое хозяйство мира прошло длительное и сложное развитие. В XIX в. в структуре потребления топлива и энергии резко преобладал уголь. На его долю в это время и в течение значительной части XX в. приходилось примерно 9/10 всего потребления энергии. Но уже в 30-е гг. XX в. стала быстро расти доля нефти и нефтепродуктов. А в годы после Второй мировой войны нефть выходит на первое место, хотя в условиях энергетического кризиса 70-80-х гг., когда цены на нефть выросли в 15-20 раз, ее рост замедлился. Все же удельный вес нефти в мировом потреблении первичных энергоресурсов в 90-е гг. составлял ок. 40%, в 2000 г. - 39,4%.
Наряду с нефтью резко увеличилось потребление природного газа, который обеспечивает сегодня примерно четвертую часть (23- 24%) всего энергопотребления мира.
На долю угля приходится 31 - 32% (в 2000 г. - 31,3%).
Новыми чертами в мировом энергобалансе является появление атомных электростанций (АЭС), которые составляют 2,2-2,3% общего потребления первичных энергоресурсов. Происходит рост гидравлических электростанций, а также использования альтернативных источников энергии (совокупный удельный вес ГЭС и других источников колеблется в пределах 3%).
ТЭК оказывает огромное влияние на развитие и размещение производства. Примерно 60% всех топливно-энергетических ресурсов мира размещается в развивающихся странах. А их доля в потреблении этих ресурсов не превышает 30%. Ок. 70% потребления приходится на развитые страны. К примеру, Соединенные Штаты Америки, где проживает лишь немногим более 4% населения Земли, потребляют более 'Д всего объема потребляемого на планете топлива и энергии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...