Эго, его структура и работа с ним
Тема нашей сегодняшней встречи – эго, его структура и как с ним работать. Понятие эго широко распространено в духовных кругах и встречается во многих учениях и текстах. Обычно его связывают с человеческим «я», с его личностью. Считается, что избавление от эго сразу же продвигает человека на пути к Богу и просветлению, но так ли это? Так или иначе, в среде искателей понятие эго имеет негативное смысловое содержание и рассматривается как одно из главных препятствий в работе над собой. Попробуем дать эго конкретное определение, чтобы понимать, о чём вообще идёт речь. Эго – это структура в теле ума, которая создаётся и развивается исключительно для общения с себе подобными. Ребёнок рождается без всякого эго. Он рождается с чистым умом, который постепенно начинает заполняться разного рода впечатлениями и информацией, которая чуть позже ложится в основу его обусловленности. Эго начинает формироваться в общении с родителями, но оно не набирает силы, потому что родители поначалу воспринимаются ребёнком как часть его самого. Конечно, это относится в первую очередь к матери, с которой у ребёнка в первое время существует очень сильная связь. Отношений пока нет, но связь есть. Отношения начинают возникать позже, и более-менее явные проявления эго мы видим у ребёнка где-то в возрасте трёх лет, потому что и ум к этому возрасту тоже уже почти сформировался. Как правило, эго ребёнка быстро формируется в общении с себе подобными – то есть с детьми близкого возраста. Это уже не родители, это другая ситуация, и для выживания в ней ребёнку нужно найти общий язык со сверстниками и как-то обозначить свою роль среди них. Эго возникает вследствие необходимости выживания в социуме, а выжить в данном контексте – значит занять в нём место, которое будет обеспечивать тебе определённую безопасность и соблюдение твоих интересов. На этой основе возникают субличности, которые представляют собой разные модификации эго, но о них мы поговорим чуть позже.
Пока ребёнок общается только с родителями, ему не приходится как-то отделять себя от них – в этом нет необходимости. Как только он оказывается среди себе подобных, такая необходимость тут же появляется. Ему нужно как-то обозначить себя, провести границу между собой и другими, проявить свою независимость и утвердить собственное существование. Ему нужно не потеряться среди других детей, и, как правило, данная цель достигается через формирование двух утверждений, которые позже превращаются в жизненные установки. Первая гласит: «Это моё!» – вторая: «Я не буду!» Обозначая своё (моя игрушка, мой стульчик, моё место), ребёнок очерчивает принадлежащее ему пространство, свой маленький мирок. Утверждая: «Я не буду» (есть кашу, рисовать, ложиться спать), – ребёнок демонстрирует наличие собственной воли, которая в этом возрасте не может быть проявлена по-другому. Ребёнок вынужден проявлять себя через отрицание ровно потому, что если он на всё соглашается и следует всему, что ему предложено, то его воли в происходящем вообще нет. А значит, практически не существует и он сам. Поэтому отрицание и сопротивление служат ему способом обозначить своё существование, показать наличие собственной воли. Так происходит первичная фиксация эго, и если вы посмотрите на свою ситуацию повнимательнее, то увидите, что в основе вашего, да и вообще любого человеческого эго, лежат два главных принципа: обособление (это моё) и отрицание (я не буду). Начинаясь с детства, обособление и отрицание сопровождают вас всю последующую жизнь. Таким способом вы утверждаете наличие себя, значимость и значительность вашего «я». Поэтому, чтобы не слиться с толпой, вы должны отделять себя от неё и выделяться, вам нужно пространство, отделяющее вас от других. Одновременно с этим вы самоутверждаетесь, вы демонстрируете наличие собственного мнения, настаиваете на своём и сопротивляетесь, если вас к чему-то принуждают. Ну, или вам кажется, что вас принуждают. Говорить «нет» для эго куда естественнее, чем соглашаться, и потому самоутверждение обычно происходит за счёт критики авторитетов, за счёт отказа от следования общепринятым нормам поведения и просто через обливание словесными помоями всех и вся. Говоря нет, вы укрепляете ощущение собственного существования, вы демонстрируете позицию, которую занимает ваше «я». Вы, можно сказать, демонстрируете его силу. Эго любит бороться, за счёт борьбы оно укрепляется. Неважно, с кем или чем вы боретесь – важен сам факт борьбы, противостояния, в котором наличие у вас собственного «я» подтверждается снова и снова. Известно, что в борьбе с собой, которая начинается из духовных мотивов, можно взрастить настолько сильное эго, что все обычные люди будут казаться вам бессмысленными насекомыми, а вы ощутите себя исполинами духа. Противопоставление себя окружающим – вполне обычное дело для эго.
Наше «я» создаётся умом, и эго, как его составная часть, с определённого момента с этим «я» полностью отождествляется. Когда маленький ребёнок, разговаривая с родителями, говорит «я», для него это способ обозначить себя, и здесь нет ещё тех смыслов, которое позже эго привносит в это понятие. Человек, избавившийся от эго, тоже говорит «я», но для него это просто способ выражать мысли на привычном для восприятия людей языке. С началом формирования эго ребёнок начинает проявлять его и по отношению к родителям, сначала самоутверждаясь в отрицании, а чуть позже и обособляясь от них. Это естественный процесс развития и становления человеческого ума, изменить в котором, по существу, ничего нельзя. На основе первичного модуля эго развиваются субличности, каждая из которых предназначена для общения с людьми во вновь возникающих условиях. Субличность – это модификация эго, то есть определённая роль, которую человек играет в конкретной социальной группе. В школе формируется субличность ученика, в семейной жизни – субличность мужа или жены, на работе – начальника или подчинённого и т. д. и т. д.) У каждой субличности имеются свои цели и желания, с ней связанные, кроме того, каждая из них имеет свой лексикон, модель поведения и привычки. Вы, к примеру, не будете говорить и вести себя с родителями так же, как с друзьями. И уж тем более вряд ли вы точно так же станете общаться со своими детьми.
Когда человек покидает какую-то социальную группу, участником которой он был, то субличность, связанная с ней, становится неактуальной, но не исчезает. Посмотрите, как вы ведёте себя на встрече выпускников, и увидите, как из ниоткуда всплывают старые шуточки и словечки и как меняется ваше поведение. Вы словно попадаете в прошлое и молодеете на десятки лет. Всё это происходит только в вашем уме, в котором включилась ваша школьная или университетская субличность. В течение дня вы меняете несколько ролей, но даже не осознаёте этого. В этом и заключается главная ловушка ума – вы имеете иллюзию целостности себя, не замечая того, что вас на самом деле несколько, и разные вы имеете совсем разные цели и желания. Субличность мужа будет отличаться от субличности любовника, роль матери отличается от роли дочери, а роль подчинённого – от роли начальника. И не будем забывать, что все перечисленные мной субличности довольно часто сосуществуют в одном человеке, вступая в действие в соответствующей ситуации. Бывает очень забавно наблюдать, как кто-нибудь разговаривает по телефону. Сначала он говорит с поставщиком, то есть общается по работе, потом с любовницей, а после – с женой. Все три разговора будут разными не только по содержанию, но и по интонациям, и по лексике. За короткий период три субличности сменяют друг друга, но человек этого совершенно не замечает, считая, что все три звонка совершил он сам, единственный и неизменный. То есть он, конечно, понимает, что со всеми тремя разговаривал по-разному, но полагает, что выбор того, как ему говорить, осуществлялся из единого центра его «я». На самом деле это не так. Субличности формируются сообразно обстоятельствам общения и тем целям, которые это общение преследует. У него может быть одна субличность, которая создана для общения с коллегами и тогда вне зависимости от того, меняются они или нет, она останется прежней. Но каждая субличность – это отдельная модификация человеческого «я», и ни о какой внутренней целостности здесь говорить не приходится.
Попадая в новое сообщество, вы всегда сталкиваетесь с необходимостью приспособления к его правилам, формам общения и взаимодействия. Это относится к любому сообществу – будь то семья, тюрьма или группа духовных искателей. Новая субличность формируется некоторое время, и при этом могут быть задействованы элементы прежних, уже отживших своё ролей. Но как только она сформировалась, вы перестаёте замечать её включение и выключение. Смена ролей внутри вас происходит мгновенно и остаётся вне вашего внимания. Вам кажется, что вы не изменились, но вы при этом меняетесь. Между эго и личностью можно смело ставить знак равенства, но целостности в них нет. Личность – сама по себе надстройка, модуль, сформированный в уме, но и он состоит из более мелких модулей, работающих в автоматическом режиме согласно текущей ситуации общения. Между разными субличностями и их желаниями не может не возникать противоречий, они неизбежны. Слишком разные роли приходится играть человеку в силу условий его жизни. И для того, чтобы хоть как-то решить эту проблему, создаётся главная ваша роль – субличность, благодаря которой вы общаетесь сами с собой. Все знают о внутреннем диалоге, который рекомендуется прекратить, чтобы продвигаться на духовном Пути, и все его в той или иной форме ведут. Так вот этот диалог осуществляет ещё одна субличность, созданная для внутреннего пользования, в основном для того, чтобы примирить и скомпенсировать противоречия всех остальных субличностей. Понаблюдайте, в какие моменты ваш внутренний диалог усиливается. Это происходит тогда, когда вам нужно оправдать себя, объяснить себе мотивы своих действий или решений; в момент, когда вы испытываете дискомфорт от своего участия в той или иной ситуации. Внутренний диалог всегда включается задним числом, уже после того, как всё произошло, и именно его рассуждения и выводы относятся к тому, что в народе называют «задним умом», которым все крепки. Вы разговариваете сами с собой, осмысляете то, что случилось, понимаете, как следовало себя вести, и делаете выводы на будущее. Вы одновременно избавляетесь от дискомфорта и обрабатываете полученный опыт. Или же просто сбрасываете чувство неловкости, начиная осуждать себя или других. Главная функция субличности «я» – компенсировать внутренний дискомфорт, и неважно, в силу чего он возникает, от противоречивых действий других ваших субличностей или просто из-за того, что они вели себя глупо и неадекватно тому, как надо бы. С самим собой можно обсудить то, что не обсудишь с другими, снимая при этом напряжение с ума, так что от субличности «я» имеется вполне очевидная польза для психического равновесия человека. Вы высказываете внутри себя то, что не можете высказать родителям, друзьям, начальству. В результате всех этих диалогов вы выстраиваете внутри некий образ себя, который показывает вам, что вы, в принципе, нормальные, неплохие люди. В отличие от большинства окружающих.
Нужно понимать, что эго и все его модификации – это искусственно созданные структуры, что роли, которые вы играете, тоже искусственны. А потому, как бы вы с ними ни отождествлялись, некоторое внутреннее напряжение всегда присутствует внутри вас. Некоторые роли приносят больше напряжения, некоторые – меньше, но все они так или иначе вас напрягают. Часть этого напряжения сбрасывается через внутренние диалоги, но только часть. Вот почему каждому человеку хотя бы иногда хочется побыть одному, выйдя из всех ролей. Но из роли самого себя выйти невозможно, и чем больше противоречий несёт в себе личность человека, тем меньше он может расслабиться, даже оставаясь в полном одиночестве. И если вам кажется, что никто вас не понимает, не ценит и не любит, то эта же субличность самого себя выдаёт реакцию жалости к себе, в которой можно прожить всю свою жизнь. Бессознательно отождествляясь с очередной своей ролью, вы становитесь заложниками её реакций. Модель поведения в ней жёстко зафиксирована, и у вас нет выбора, как повести себя в отношении, например, матери или мужа. Вы следуете одному и тому же сценарию – с небольшими вариациями. Автоматизм смены субличностей и их функционирования поддерживает человеческую бессознательность. Помимо личности у человека имеется то, что в духовной психологии называют сущностью. Сущность представляет из себя сумму всех наследственных черт, задатков и способностей, с которыми человек рождается. У одного от рождения сильный ум, склонный к анализу, а у другого – сильное тело, благодаря которому он может переносить большие физические нагрузки. Темперамент, сила и скорость эмоциональных и ментальных реакций – всё это характеристики сущности человека. Сущность, безусловно, влияет на то, каким в конце концов станет личность человека, но и личность оказывает на сущность некоторое влияние тоже. Бывает так, что человек рождается со склонностью к агрессивному поведению, но попадает в среду, где такое поведение не будет приниматься окружающими, и тогда ему либо придётся их покинуть, либо сформировать субличность, подавляющую агрессивные проявления сущности. Темперамент и прочие свойства сущности могут усиливать или ослаблять эго человека, однако суть его останется прежней. Может быть более грубое эго, а может быть очень рафинированное и утончённое – большой разницы нет, ведь суть их от этого не поменяется. Идеи, которыми обусловлен человек, прямо влияют на содержание его личности. Если он, например, обусловлен идеей справедливости, то в некоторых его субличностях она может определённым образом отражаться. Исходя из неё, он станет осуждать одних людей и хвалить других, например. Если же он верит в то, что в жизни есть некий высший смысл, тогда он станет привносить его во все свои субличности тоже. Наличие особого смысла в своей деятельности даст субличности его «я» ощущение важности собственного существования, и так человек обретёт популярное среди духовных искателей ЧСВ, то есть чувство собственной важности. Его основным носителем станет именно субличность «я». Нельзя утверждать, что какая-то идея подчинит себе все субличности человека, это не так. Быстрая смена субличностей может создать такое впечатление – вот человек только что общался со своей дочкой и ни о чём таком не думал, как вдруг весь загорелся и стал ругаться за справедливость. Это просто быстрый переход от одной роли к другой и не более того. Эго формируется на противопоставлении себя другим, но тем не менее именно для общения с ними оно и создаётся. Общение – это не только обмен информацией, но и демонстрация себя, и тут каждая роль может превратиться в целое представление. Понятно, что демонстрация себя нужна в первую очередь тем, кто компенсирует свой комплекс неполноценности, но эго активно участвует в этой компенсации. А так как комплекс неполноценности есть в той или иной степени практически у каждого, то компенсаторную функцию эго не упомянуть здесь нельзя. В своём самоутверждении эго стремится к необычности, ему надо выделиться из толпы, ему нужно привлечь к себе внимание. Любая особенность, любая необычность становится тем, на чём укрепляется ваше эго. Причём неважно, в хорошую или плохую сторону вы отличаетесь от остальных. Даже особенная, большая греховность сделает ваше эго довольным, ведь главное слово здесь – особенная, не такая, как у всех. Успехи выпячиваются и преувеличиваются, неудачи замалчиваются и оправдываются обстоятельствами – вот типичная политика эго в том, что представляется людям. Вы должны быть особенным, а если этого нет, то надо найти в себе что-то такое или, на худой конец, придумать. Можно гордиться детьми, преуспевающими в учёбе, можно родственниками, добившимися высокого положения, а, если всё совсем плохо, можно, наконец, создать себе особенность из полной своей никчёмности, стеная и жалуясь на злую судьбу. Когда человек внутренне не насыщен – что практически всегда бывает при комплексе неполноценности – то он питается вниманием окружающих. Эго, соответственно, занимается тем, чтобы это внимание было на него обращено. И если вы не привлекаете внимание людей своими нарядами или особыми талантами, то всегда остаются анекдоты и шутки в компании, а если и с ними не идёт, то можно жаловаться на свою жизнь, рассказывая всем, как у вас всё плохо. Эго питается вниманием, и любой политик или артист могут вам это подтвердить. Внимание других в данном случае служит дополнительным подтверждением вашего существования вообще и некоторой значимости, в частности. Как это начинается с детства, так и продолжается всю жизнь – в тех или иных формах. Внешнее внимание даёт нам определённую энергию, ведь энергия Сознания, пусть даже чужого, всё равно действует оживляюще. На Пути проблема внутренней ненасыщенности решается довольно просто: как только вы начинаете направлять внимание внутрь себя в практиках осознанности, так оно и начинает вас питать. Энергия Сознания, которая раньше тратилась на отождествление с чем ни попадя, теперь остаётся у вас внутри и напитывает ваше существо. С ростом осознанности потребность во внешнем внимании пропадает напрочь, да и причины комплекса неполноценности устраняются тоже. Стремясь к тому, чтобы выделяться из толпы, эго живёт тем, что постоянно сравнивает себя с другими. Сравнение – неотъемлемая черта эго, и вы постоянно страдаете из-за того, что у кого-то дела идут лучше, чем у вас, или же чувствуете тонкое удовлетворение, если у кого-то всё плохо. Даниил Хармс выдал в своих дневниках идеальную формулировку эго. Он написал: «Я такой же, как все, только лучше». Здесь и сравнение себя с окружающими, и уверенность в превосходстве над ними. Хотите жить спокойнее и легче – откажитесь от сравнения, избавьтесь от этой привычки ума. Живите своими необходимостями, не вступая во внутреннее соревнование с людьми, возникающее как следствие сравнений. Не гонитесь за тем, чтобы всех превзойти, и не печальтесь из-за того, что кто-то, как вам кажется, преуспел в этой жизни. Она трудна для всех, что бы там ни шептало ваше эго, стремящееся к изначально противоречивой цели – чтобы всё было не так как у всех, но и не хуже, чем у них. Будучи созданным для общения с другими, эго всегда выстраивает отношения с ними. Отношения – это форма негласного договора, в котором каждый друг другу что-то должен. Мать должна воспитывать ребёнка и заботиться о нём, а ребёнок должен её слушаться и испытывать благодарность. Друзья должны оказывать помощь и поддержку, а также разделять ваши печали и радости. Муж должен одно, а жена – другое. Так эго выстраивает систему долженствований, в которой ему самому живётся не очень-то просто. Любые отношения в определённые моменты начинают утомлять, но вы всё равно поддерживаете их, исходя из мнимого долга и в надежде на то, что вам в свою очередь ответят тем же. И, конечно, если кто-то не выполняет того, чего вы от него ждёте, то вы начинаете злиться. Отношения стоят на ожиданиях, которые возникают из желаний, так что гнев в случае отказа осуществить ваши ожидания вполне закономерен и неизбежен. На Пути мы избавляемся от ожиданий. На Пути существует духовная связь, которая, собственно, ни к чему никого не обязывает. Когда есть связь, отношения не нужны. Мать, ощущающая связь с младенцем, ухаживает за ним из любви, из внутренней потребности, а не потому, что должна ему что-то. То, что она делает, естественно для неё, и потому она не требует благодарности. Там, где вы ожидаете благодарность, ваше действие было вынужденным, и благодарность принимается эго как признание его усилий и их значимости. У нас существует практика, позволяющая взглянуть на свои ожидания, увидеть этот стереотип отношений с людьми. Она выполняется в течение трёх дней. В первый день вы должны держать в уме фразу: «Я никому ничего не должен». Нужно держать её в поле зрения и вспоминать её каждый раз, как только вы начинаете с кем-нибудь общаться. Займите внутреннюю позицию, в которой вы ничего никому не должны, смотрите на это ощущение, проживайте его. Почувствуйте его вкус, а заодно посмотрите на реакции своего ума в ответ на эту позицию. На второй день возьмите вторую фразу: «Мне никто ничего не должен». Так же держите её в уме, обязательно вспоминая снова и снова при очередном общении с кем угодно. Если первая фраза обычно легко принимается вашим эго, то со второй, если вы искренне примете её смысл, могут возникнуть проблемы, может подняться сопротивление. Наблюдайте его, узнавайте свои желания и ожидания. На третий день вы берёте фразу: «Никто ничего никому не должен». Если у вас получится поработать с ними правильно, не уходя в сопротивление ума, то вы увидите и осознаете все свои ожидания от людей. А осознав их, сможете сломать этот шаблон. Духовное эго тоже строится на общении и ожиданиях. Просто вы начинаете общаться не с людьми, а с Богом, Высшим Разумом или с Крайоном – это, по сути, неважно. Важно, чего вы от них ждёте и что им собираетесь давать. Если вы ожидаете от Бога особого к себе отношения, то вы хотите, чтобы Он служил вам, даже предлагая ему взамен своё служение. Мистики служат Богу без всяких условий и ищут не отношений с Ним, а связь. Кроме того, духовное эго питается чувством превосходства над теми, кто «блуждает во тьме», не зная «истинного пути». Оно так же соревнуется с другими, и, в общем, происходит всё то же самое, что эго делает в миру, только теперь его деятельность переносится в духовную сферу. Эго любит выносить суждения по любому вопросу – так оно подчёркивает свою значимость и осведомлённость. От суждений эго легко переходит к осуждению, потому что его потребность в отрицании всего на свете никуда не девается. Сильное эго осуждает других, слабое – сосредотачивается на осуждении человека, которого представляет. Не то чтобы оно осуждает себя – для эго это сложновато, но субличность «я» начинает осуждать действия человека, его поведение, тело и всё прочее. То есть в слабом эго компенсаторная функция субличности «я» перестаёт работать, и она погружается в самоосуждение по малейшему поводу. В таком случае жизнь человека превращается в сплошное страдание. И для того чтобы, например, начать работать над собой, нужно сначала «вылечить» больное и слабое эго человека, привести его в более уравновешенное состояние. Для этого существуют разного рода психологические методы и практики, которые призваны увеличить уверенность в себе и избавиться от самоедства. Нельзя начать Путь из состояния, в котором у вас уже нет эго, оно как раз таки исчезает по мере продвижения искателя к Богу. У суфиев нет понятия эго, у них существует понятие нафса. Оно шире, чем то, что обычно подразумевается под эго в западной психологии; в него включаются сущностные качества человека. Нафс – это сущность и личность одновременно, и в суфизме различают семь стоянок, семь состояний нафса, которые человек проходит на Пути к Богу. Первая стоянка – повелевающий нафс. Это самое плохое состояние человека, в котором его низменные инстинкты подчиняют его себе целиком и полностью. Им правит гордыня, похоть, алчность, зависть, ревность и тому подобные чувства, и он ничего не может и не хочет с этим делать. Вторая стоянка – осуждающий нафс. Здесь человек уже отличает хорошее от плохого и стремится к тому, чтобы побороть в себе низменные инстинкты и желания. Он осуждает зло, следует морали и законам и, совершая запретное, пытается больше подобного не делать. Иногда это у него получается, иногда – нет. В стадии осуждающего нафса находится большинство людей, как верующих, так и атеистов. Третья стоянка – вдохновлённый нафс. Он соответствует состоянию искателя, который ощутил стремление к Высшему и обнаружил Путь. Он вдохновлён, он готов прикладывать усилия к тому, чтобы пройти Путь, у него есть возвышенная цель. Он склонен много рассуждать о духовных вопросах, его интересует древняя мудрость и он прочитывает множество духовных книг. Он хочет совершать добрые дела. На этой стоянке искатель начинает движение от людей к Богу. Четвёртая стоянка – умиротворённый нафс. Им обладает человек, продвигающийся по Пути. Он обладает высокой нравственностью, истинной верой, правдивостью, покорностью, терпением и довольством. То есть он уже достиг той степени осознанности, когда подавленные эмоции и желания в значительной степени проработаны, новые не плодятся, и человек пришёл в стадию умиротворённости, внутреннего комфорта. Он уже продвинулся достаточно далеко, но ещё не дошёл до высших стадий Пути. Пятая стоянка – довольный нафс. Эта стоянка соответствует стадии Пути, на которой суфий утратил свою волю и принял Волю Бога. Теперь он всецело подчиняется Господу и не ищет ничего другого. Он служит Богу и доволен тем, что Господь ему даёт. Шестая стоянка – нафс, которым довольны другие. На этой стоянке суфий получает Милость Бога и становится обладателем Божественных атрибутов. На Пути данная стадия соответствует этапу пребывания в Боге. Здесь суфию становятся доступны некоторые тайны, относящиеся к сокровенному. Другими словами, здесь суфий познаёт Истину. По воле Бога он получает способность воздействовать на других людей, передавая им благодать и Истину. Может становиться проводником Милости и благодати, передавая их энергию другим людям. Седьмая стоянка – совершенный нафс. Суфий становится совершенным человеком, но описаний для этого состояния нет, и я тоже не буду их придумывать. Как видите, нафс имеет развитие, он не исчезает, хотя исчезают и меняются его качества. В случае с эго никакого особенного развития быть не может – только его очищение и утончение. Если рассматривать стоянки нафса с точки зрения эго, то оно может сохраняться до пятой стоянки включительно. На первых трёх оно есть безусловно, на четвёртой уже его может не быть, но так случается редко. И уже окончательно оно исчезает на этапе следования Воле Бога. Здесь, что называется, могут быть индивидуальные варианты продвижения и развития на Пути. Нужно понимать, что эго – это костыль, искусственно созданный модуль, который очень нужен в начале жизни, но не является абсолютно необходимым для её продолжения. В детстве у вас нет выбора, с вами случается то, что случается, и ум развивается так, как может, как его вынуждают к этому обстоятельства. Если вы захотите, то вполне сможете избавиться от всех своих субличностей и стать везде одинаковым – то есть стать самим собой, выйдя из замкнутого круга ролей, автоматически сменяющих друг друга. И единственный путь к этому – практика осознанности. В качестве первого шага к освобождению хорошо бы начать видеть своё эго. Здесь не подходят полумеры – вы должны чётко и однозначно признать, что на данный момент все ваши реакции и мысли исходят из эго или проходят через его фильтры. Вам нужно начать критически относиться к своим реакциям. Например, вам сообщают какую-то новость. У вас тут же возникает реакция в виде словесного ответа и, возможно, какой-то эмоции. Вы должны помнить о том, что и то и другое – ответ эго. Осознавайте их, но не отвечайте, не идите на поводу у первой возникшей реакции. Можете сказать, что вам следует это обдумать и взять небольшую паузу. Иной вариант ответа вы увидите быстро, и он уже не будет автоматическим. Повторюсь: относитесь критически к любой своей первой реакции, потому что она всегда автоматическая, она всегда идёт от эго. Критическое отношение – ключ к тому, чтобы начать видеть проявления своего эго, и хороший задел к полному его осознанию. Не следуя первым своим реакциям, вы создаёте дистанцию между собой и модулем эго, вы уже начинаете разотождествляться с ним. Осознание помогает и в работе с субличностями. Когда у вас уже есть навык наблюдения, когда вы можете спокойно, не уплывая за мыслями и не падая в ум, внутренне смотреть на то, что вам нужно, вы можете поднять свои субличности и исследовать их. Фактически это будет практика созерцания. Вы садитесь с намерением увидеть свою роль по отношению, например, к начальнику или подчинённому. Вы мысленно поднимаете картинку себя в этой роли, себя на службе. Потом вы смотрите на неё, и вам начинает открываться её суть – то, где вы врёте или льстите, то, как вы изображаете занятость или многозначительность, то, как вы манипулируете окружающими или пытаетесь уйти от ответственности. В общем, все приёмы, которые вы используете в этой роли. Потом вы можете увидеть желания и ожидания с ней связанные, типы отношений, которые вы строите на её основе и вообще всё, что с вами в ней происходит. На осознание этой роли может уйти какое-то время, и, возможно, не всё вам откроется с первого же захода, но в результате вы начнёте видеть то, как она включается и выключается в вашем уме. То есть, находясь на работе, вы будете замечать, как действует ваша субличность и у вас появится выбор, которого раньше не было – как себя повести в той или иной ситуации. Так, через осознание и созерцание вы можете узнать содержание всех своих ролей, включая роль самого себя. Её лучше всего наблюдать в действии, во время очередного диалога. Не пытайтесь с ним бороться или насильно его останавливать – это бесполезно. Просто наблюдайте его, и вы увидите, что с помощью него компенсируется прямо сейчас. Всё это – очень полезное самоисследование, которое поможет вам прийти к полному осознанию своего эго и избавлению от него. Работа с субличностями даёт вам свободу в выборе поведения. Вы начинаете действовать не из механически возникающих реакций, а из того, что на самом деле чувствуете, и из понимания ситуации на данный момент. В конце концов вы приходите к целостности, оставаясь одинаковым внутри в общении со всеми, хотя внешне вы можете сознательно сыграть какую-нибудь подходящую к данному моменту роль. Но это будет вашим сознательным выбором и адекватным ответом на ситуацию. Можно понять, почему эго считается главным препятствием на духовном Пути. У человека есть потребность в том, чтобы выйти за пределы своей ограниченности, став частью целого. Кроме того, у него есть сильно выраженная потребность в служении. По сути, это две главные потребности человека, и по-настоящему они насыщаются лишь после слияния с Богом и служения Ему. Как это ни забавно, эго противостоит реализации обеих этих потребностей. «Это моё» создаёт замкнутое пространство, свой маленький мирок. А «я не буду» в принципе противостоит служению. Тому, кто хочет прийти к высшему служению и высшей реализации, придётся избавляться от установок, на которых стоит его эго. Эго – структура искусственная, и на поддержание всех его ролей уходит немало сил. Вы устаёте то от одной из них, то от всех сразу. Эго всё время требует «подкачки», ему всегда надо убеждать себя в том, что оно лучше других, и во всём остальном, о чём я говорил здесь. Во многих из своих ролей вы отрицаете себя, подавляя свои сущностные проявления или искренние реакции на происходящее. Искренность, кстати, ещё один ключ к тому, чтобы выйти из всех своих ролей. Говорите то, что вы чувствуете на самом деле, будьте искренними, и людям ничего не останется, кроме как ответить вам тем же. Или прекратить разговор, на худой конец. Вписываясь в социум, вы тонким образом начинаете отрицать себя. Поэтому в глубинной основе эго всегда лежит самоотрицание – отрицание того, какие вы есть без всяких ролей, со всеми своими качествами, полученными от рождения. Вы не живёте так, как вам хотелось бы, – вы следуете требованиям социума. Вы не одеваетесь так, как вам нравится, но носите то, что соответствует требованиям общества или той социальной группы, к которой принадлежите. Самоотрицание обнаруживается на самом дне эго, когда вы осознаёте его полностью. Поэтому вам следует идти от обратного – от принятия. Примите тот факт, что у вас есть эго со всеми его заморочками. Примите необходимость работы с ним, если вы действительно хотите стать свободными. И начинайте осознавать его проявления, начинайте растворять эти искусственные структуры ума в свете своего Сознания. Тогда всё изменится. Тогда вы станете свободными в общении, в выборе поведения и от необходимости быть лучше или хуже других. И даже ради одной только этой свободы имеет смысл встать на Путь и начать работу по осознанию себя.
Комплекс неполноценности
Наша сегодняшняя встреча посвящена комплексу неполноценности. Дело в том, что комплекс неполноценности, выраженный в крайней степени, приводит человека к неврозу, к расстройствам восприятия и мышления. Это, что называется, комплекс, проявленный в тяжёлой форме. Однако практически у каждого человека имеются внутри отдельные элементы комплекса неполноценности или же он весь, просто в менее тяжёлой форме, не доходящей до клинических расстройств. Если давать ему определение, то можно сказать следующее: комплекс неполноценности – это глубокое ощущение своей ущербности и неправильности, сопровождаемое верой в то, что все окружающие лучше тебя. Развитие комплекса неполноценности начинается в процессе воспитания, в процессе того, как нас готовят к жизни. Если рассматривать главную причину его возникновения, то она довольно банальна. Когда ребёнок рождается, у него имеются потребности: ему нужно питание, тепло и уход. Когда же он начинает расти и развиваться, у него появляются первые желания. Сначала они очень простые, потом они становятся чуть посложнее. И этими желаниями ребёнок живёт. Посмотрите на свою жизнь и на то, что вами в ней движет. Если вы ещё не просветлённый, то вы живёте своими желаниями. Можно сказать, что до определённой степени вы и есть ваши желания. Здесь, пусть и с небольшой натяжкой, можно поставить знак равенства. И если вы отрицаете свои желания, то фактически вы отрицаете себя. Маленькие дети полны желаний, за которыми взрослым просто не успеть, потому что они появляются постоянно, и большинство из них, с точки зрения родителей, являются глупыми капризами, на которые не стоит обращать внимания. Ребёнок просит игрушку, шоколадку, мороженое. Он хочет смотреть мультфильмы или играть – и всегда этих желаний много, потому что у детей вообще много энергии, куда больше, чем у взрослых. Так или иначе, но ребёнка приходится останавливать, приходится отказывать ему в исполнении всех его желаний, тем более что их выполнение и в самом деле может принести вред его здоровью. Нельзя же питаться одними конфетами. И тем более невозможно бесконечно покупать ребёнку новые игрушки. Поэтому его надо каким-то образом укротить, дать ему понимание того, что не все его желания могут и должны быть удовлетворены. Поскольку на объяснения нужно много терпения, то обычно выбирается путь отрицания – когда ребёнку просто отказывают в выполнении его желаний, объясняя, что они глупые и бесполезные. Что всё, чего ему хочется, – сплошная глупость и трата денег, которые нужны на более важные вещи. Это внушение, называемое воспитанием, постепенно приводит к тому, что ребёнок и сам начинает относиться к своим желаниям так же – с их осуждением и отрицанием. Отрицая желания, он поневоле отрицает себя, ведь кроме желаний у него ничего нет. Так зарождается комплекс неполноценности. А если родители в целях лучшего воспитания начинают ругать своё дитя по поводу и без, тогда у него и закрепляется ощущение своей полной ущербности и непригодности к жизни. Надо сказать, что термин «комплекс неполноценности» в свое время ввёл в обращение ученик Фрейда Альфред Адлер, психотерапевт и психолог. Он обследовал детей с физическими увечьями, то есть детей, которые из-за своих физических недостатков не могли делать то, что им хочется. Не могли бегать, не могли жить, как все остальные дети. То есть в принципе не могли воплощать самые простые желания, о которых обычные дети даже не задумываются. У детей с физическими увечьями Адлер и обнаружил то расстройство личности, которое позже назвал комплексом неполноценности. И то, что сейчас понимается под комплексом неполноценности, несёт в себе ту же самую суть. Вы не можете реализовывать свои желания – вы их
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|