Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские взгляды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.




Ф.М. Достоевский как идеолог почвенничества говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных начал и духа». Достоевский отмечает противоречивость русского характера. В котором уживаются и смирение и самомнение, и страстность, и совестливость. Русский народ - «народ-богоносец, ему предназначена всечеловеческая миссия - духовное оздоровление Европы и создание новой мировой цивилизации. Русский «коллективизм» и «соборность» - великие преимущества русского народа.

Основная темы произведений Достоевского - человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек - микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке - это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу. Именно поэтому Достоевский категорически против насильственного способа приведения к счастью людей - «принудительной гармонии» в обществе (навязывания добра!), будь то католической или социалистической неважно (именно об этом известная притча о «Великом инквизиторе»). Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла и у нее есть свои пределы (знаменитый вопрос - все ли дозволено человеку?) Нет не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких ограничений, никаких святынь. Если нет Бога, если есть сам человек - Бог, то все позволено. Но кто в своеволии своем не знает границ своей свободы, теряет свободу, становится одержимым своей «идеей». Страдание - последствие зла. Но страдание и очищает от зла: через покаяние душа преображается и происходит нравственное перерождение личности. Достоевский проводит в своих романах героев через этот процесс: свобода-зло-искупление.

Л.Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаков осуждает за насилие и правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для этого:

1) перестать самому совершать прямое насилие, а также
готовиться к нему,

2) не принимать участия в каком бы то ни было насилии, совершаемом другими людьми (в частности, чтобы нейтрализовать
насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе,
в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном
учении и т.д.»),

3) не одобрять никакого насилия.

Толстой сомневается в прогрессе общества. Прогресс коснулся лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за счет огромного большинства. Отрицательно писатель и философ относится и к культуре (!). Он целиком на стороне «природы» против «культуры», а «природа» - это народ. В духе славянофилов Толстой идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой нравственности.

Поделиться:





Читайте также:

Аллегорическая функция снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ АРМИЙ США НА БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АРМЕЙСКИХ БРИГАД И БАТАЛЬОНОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ВЗГЛЯДЫ НА ВЕЩИ И НА ЛЮДЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ВЫБРОШЕННОГО ЗА БОРТ ЖИЗНИ
Взгляды на вещи и на людей человека, выброшенного за борт жизни
Взгляды Фрейда на природу женщины.
Возникновение правовой теории. Взгляды на происхождение государства и права.
Вопрос 12. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: философские и социальные истоки теории Раскольникова
Вопрос 13. Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере 1-2 художественных образов романа)
Вопрос 15. Развитие в сюжетно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
ВОПРОС 7. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...