Материализм и идеализм, их исторические формы.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Философия, ее предмет и роль в обществе.
Знания человечества многообразны. Но помимо знаний человеку необходима и мудрость. Для того, чтобы глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать глубины человека, его соотношение с миром, отношение к Богу. Философия (“любовь к мудрости”)— это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества. Человека всегда волновали вопросы: что такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т.д. На эти вопросы у науки нет ответа, она их не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления. Так, каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Философия включает в себя следующие философские науки, разделы: · онтология - учение о бытии, мире в целом, субстанции (как получилось - материальные частицы или вселенский разум, мировая воля); · гносеология - учение о познании (формы, методы познавательной деятельности, что познаваемо, "О" и "S") + эпистемология (о научном познании); · логика - о принципах, формах и законах рационального мышления; · этика - о морали, сфере человеческих отношений; · эстетика - о закономерностях художественно-эстетических; · социальная философия - об обществе; · философская антропология - о человеке; · история философии; · аксиология - о ценностях (совесть, истина, добро) - через призму интересов и целей мы выражаем наше отношение к этому миру, мы соотносим все предметы с нашими идеалами, которые абсорбируются и кристализуются из воспитания, образования, СМИ и др.
Философия — это наука. Предмет философии - все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Предмет – мир в целом, всеобщие законы развития этого мира. Философия рассматривает и общество, и природу и человека.
Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового.
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – система всеобщих взглядов на мир в целом, место человека в этом мире, отношение к природе, к людям и к самому себе. Структура мировоззрения: · мироощущение – себя в мире; · мировосприятие – воспроизведение мира в системе чувств, образов и ощущений; · миропонимание – воспроизведение мира под влиянием науки (интеллектуальный уровень). Другой подход: · система знаний; · система ценностей (духовных). Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей; · система норм поведения и программ действий. Формы: 1. Мифология (картина мира - Элиада, Гомер, Гесиод) Свойственны: · синкретизм – нерасчлененная целостность (все связано со всем, человек не отделяет себя от природы, нет “S” и “O”); · антропосоциоморфизм (очеловечивание природы, которую отождествляют с собой, перенесение социальных свойств (любовь, порядок, плохо, хорошо)); · анимизм - всеобщее одушевление природы (душа у всех); · гелозоизм (все – живое). Мифология – детство человеческого рода.
à Накапливается все больше реальных знаний о мире (эмперического знания), начинаются противоречия, систематизация мифов, их рационализация, аллегорическая интерпретация. Миф и реальность расходятся. Мифология: через символическое восприятие мышления à Религия (рассматривает мир в целом, но единое начало, единая первосубстанция), основывается на вере. Особая форма осознания мира, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, действий и объединение людей. à Философия (обобщение познаний и логическое мышение) от мифа к логосу. à Искусство (не мировоззрение) осознание вымышленного характера, образное аллегорическое мышление. Материализм и идеализм, их исторические формы.
Основной вопрос философии – взаимоотношение между материальным и идеальным, материей и духом, бытием и мышлением. Философия изучает этот вопрос через призму человеческого восприятия: èгносеологическая сторона (познаваем ли мир?): àгностицизм; àагностицизм (отрицающие познавание мира). è антологическая сторона (что первично – дух или природа): à материализм (субстанция, сущностная основа бытия – материя, а дух и сознание – свойства мозга); à идеалистическое направление (истинное бытие принадлежит духовному началу — разуму, воле): -> объективный -> субъективный (Дж. Беркли). 1) в античности вопрос о первичности материи или духа не ставился, но была милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) -есть первовещество, различные сочетания и изменения форм которого, создают все остальные вещества (вода, апейрон, воздух). Итогом всех вещей является возврат к первовеществу; 2) атомисты (Демокрит) - атом - неделимая частица, не разрушающаяся и не возникающая; в средние века, в Европе материалистические воззрения были существенно потеснены идеалистической философией. Причины религиозного и социального характера. Дальше – эпоха нового времени, взлета научной мысли. 3) Механистический/метафизический (Т. Гоббс, Д. Дидро, М. В. Ломоносов)наличие мельчайших частиц, из которых состоит всё - корпускулы. Подчиняются действию законов механики. Из них состоит всё существующее (в том числе психические явления), значит всё может быть объяснено из законов механики.
4) Антропологический (Л. Фейербах) -полная материальность человека. Духовная сторона существования полностью вытекает из природной (природной) сущности. 5) Диалектический (К. Маркс и Ф. Энгельс) - материя — единственная основа мира; мышление — неотъемлемое свойство материи; движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий. 6) Исторический материализм - движущая сила исторического развития - внутренние противоречия в производственной сфере à классовая борьба. 7) Современный материализм XX века, основанный на современном естествознании. Идеализм. Исторические формы: 1) Платон. Эйдос – мир идей. Противопоставлял вещам. Бестелесная сущность вещи, существующая вне зависимости от вещи. Идеи идеальны.Тело – склеп для души. о 2) Схоластический реализм (Фома) - мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. о 3) Дж. Беркли - физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только отвлечение. Его нельзяприписывать к самостоятельной реальности. с 4) Идеализм английской школы (Милль, Юм) -не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей. о 5) Нем шк идеализм. Кант - Этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. Фихте - внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую “ я” к постепенному созиданию своего, идеального, мира. с Шеллинг -субстанция, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Гегель- абсолютная идея. о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|