Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материализм и идеализм, их исторические формы.




Философия, ее предмет и роль в обществе.

 

Знания человечества многообразны. Но помимо знаний человеку необходима и мудрость. Для того, чтобы глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать глубины человека, его соотношение с миром, отношение к Богу.

Философия (“любовь к мудрости”)— это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества.

Человека всегда волновали вопросы: что такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т.д. На эти вопросы у науки нет ответа, она их не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления. Так, каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом.

Философия включает в себя следующие философские науки, разделы:

· онтология - учение о бытии, мире в целом, субстанции (как получилось - материальные частицы или вселенский разум, мировая воля);

· гносеология - учение о познании (формы, методы познавательной деятельности, что познаваемо, "О" и "S") + эпистемология (о научном познании);

· логика - о принципах, формах и законах рационального мышления;

· этика - о морали, сфере человеческих отношений;

· эстетика - о закономерностях художественно-эстетических;

· социальная философия - об обществе;

· философская антропология - о человеке;

· история философии;

· аксиология - о ценностях (совесть, истина, добро) - через призму интересов и целей мы выражаем наше отношение к этому миру, мы соотносим все предметы с нашими идеалами, которые абсорбируются и кристализуются из воспитания, образования, СМИ и др.

Философия — это наука.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Предмет – мир в целом, всеобщие законы развития этого мира.

Философия рассматривает и общество, и природу и человека.

 

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового.

 

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия.

 

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.

Мировоззрение – система всеобщих взглядов на мир в целом, место человека в этом мире, отношение к природе, к людям и к самому себе.

Структура мировоззрения:

· мироощущение – себя в мире;

· мировосприятие – воспроизведение мира в системе чувств, образов и ощущений;

· миропонимание – воспроизведение мира под влиянием науки (интеллектуальный уровень).

Другой подход:

· система знаний;

· система ценностей (духовных). Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей;

· система норм поведения и программ действий.

Формы:

1. Мифология (картина мира - Элиада, Гомер, Гесиод)

Свойственны:

· синкретизм – нерасчлененная целостность (все связано со всем, человек не отделяет себя от природы, нет “S” и “O”);

· антропосоциоморфизм (очеловечивание природы, которую отождествляют с собой, перенесение социальных свойств (любовь, порядок, плохо, хорошо));

· анимизм - всеобщее одушевление природы (душа у всех);

· гелозоизм (все – живое).

Мифология – детство человеческого рода.

à Накапливается все больше реальных знаний о мире (эмперического знания), начинаются противоречия, систематизация мифов, их рационализация, аллегорическая интерпретация. Миф и реальность расходятся.

Мифология:

через символическое восприятие мышления à Религия (рассматривает мир в целом, но единое начало, единая первосубстанция), основывается на вере. Особая форма осознания мира, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, действий и объединение людей.

à Философия (обобщение познаний и логическое мышение) от мифа к логосу.

à Искусство (не мировоззрение) осознание вымышленного характера, образное аллегорическое мышление.

Материализм и идеализм, их исторические формы.

 

Основной вопрос философии – взаимоотношение между материальным и идеальным, материей и духом, бытием и мышлением.

Философия изучает этот вопрос через призму человеческого восприятия:

èгносеологическая сторона (познаваем ли мир?):

àгностицизм;

àагностицизм (отрицающие познавание мира).

è антологическая сторона (что первично – дух или природа):

à материализм (субстанция, сущностная основа бытия – материя, а дух и сознание – свойства мозга);

à идеалистическое направление (истинное бытие принадлежит духовному началу — разуму, воле):

-> объективный -> субъективный (Дж. Беркли).
Материализм. Исторические формы:

1) в античности вопрос о первичности материи или духа не ставился, но была милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) -есть первовещество, различные сочетания и изменения форм которого, создают все остальные вещества (вода, апейрон, воздух). Итогом всех вещей является возврат к первовеществу;

2) атомисты (Демокрит) - атом - неделимая частица, не разрушающаяся и не возникающая;

в средние века, в Европе материалистические воззрения были существенно потеснены идеалистической философией. Причины религиозного и социального характера. Дальше – эпоха нового времени, взлета научной мысли.

3) Механистический/метафизический (Т. Гоббс, Д. Дидро, М. В. Ломоносов)наличие мельчайших частиц, из которых состоит всё - корпускулы. Подчиняются действию законов механики. Из них состоит всё существующее (в том числе психические явления), значит всё может быть объяснено из законов механики.

4) Антропологический (Л. Фейербах) -полная материальность человека. Духовная сторона существования полностью вытекает из природной (природной) сущности.

5) Диалектический (К. Маркс и Ф. Энгельс) - материя — единственная основа мира; мышление — неотъемлемое свойство материи; движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

6) Исторический материализм - движущая сила исторического развития - внутренние противоречия в производственной сфере à классовая борьба.

7) Современный материализм XX века, основанный на современном естествознании.

Идеализм. Исторические формы:

1) Платон. Эйдос – мир идей. Противопоставлял вещам. Бестелесная сущность вещи, существующая вне зависимости от вещи. Идеи идеальны.Тело – склеп для души. о

2) Схоластический реализм (Фома) - мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. о

3) Дж. Беркли - физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только отвлечение. Его нельзяприписывать к самостоятельной реальности. с

4) Идеализм английской школы (Милль, Юм) -не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей. о

5) Нем шк идеализм. Кант - Этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. Фихте - внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую “ я” к постепенному созиданию своего, идеального, мира. с Шеллинг -субстанция, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Гегель- абсолютная идея. о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...