Идеалистическое и материалистическое понимание общества.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Понимание общества и его взаимосвязей в зависимости от мировоззренческих установок субъекта можно разделить на идеалистическое и материалистическое. Идеализм имеет два основных течения: · Объективный идеализм – первичность духа по отношению к материи в сере бытия (например, Абсолютная Идея или Бог) · Субъективный идеализм – зависимость реальности от воли и сознания субъекта. Материя вторична по отношению к субъекту познания Материализм основывается на противоположном тезисе: воля, сознание и тому подобное вторично по отношению к материи. Все эти явления ни что иное, как результат взаимодействия материальных сущностей на разных уровнях. Можно выделить диалектический материализм марксизма в качестве частного примера: развитие систем происходит в результате преодоления противоречий, присущих системе, а сознание является отражением материи в голове человека.
45. Понятие общественно-экономической формации. Общественно–экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил (взаимодействие человека с техникой) общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений(отношения возникающие непосредственно между людьми по поводу производства), которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений. В основе каждой формации лежит определенный способ производства. Карл Маркс выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний позволило советским историкам (В. В. Струве и др.) сделать вывод, что он выделял пять формаций, в соответствии с господствующими производственными отношениями (или формами собственности):
· первобытно-общинную; · рабовладельческую; · феодальную; · капиталистическую; · коммунистическую. В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения - это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения определяют возвышающуюся над ними надстройку. Надстройка - это совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих им отношений и учреждений. По отношению к надстройке производственные отношения выступают как экономический базис, основным законом формационного развития является закон взаимодействия базиса и надстройки. 46 Общественное бытие и общественное сознание Общественное бытие - это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе (орудия труда, географическая среда, сам человек, производственные отношения). Общественное сознание - это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей. Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием. Общественное сознание является основным атрибутом человеческой деятельности и обнаруживает себя во всех проявлениях общественного бытия.
В исследовании общественного сознания наметилось несколько методологических подходов. Особый интерес представляют гносеологический и социологический аспекты изучения общественного сознания. Гносеологический подход основывается на оценке общественного сознания и составляющих его элементов как идеального отражения объективного мира, что свидетельствует о нацеленности этой методологии на истину. В этом случае все уровни и формы общественного сознания классифицируются в зависимости от того, отражают ли они объективно-содержательную сторону вещей, процессов, а если отражают, то какова степень глубины этого отражения. Социологический подход нацелен на оценку общественного сознания и его элементов с учетом их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Ключевым моментом этого подхода является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта и его роли в обосновании жизнедеятельности человека и общества. Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания. Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия, определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой деятельности и направлено на обслуживание этой деятельности. Отражение общественного бытия - сложный, нередко опосредованный процесс. На него оказывают влияние экономическое состояние общества, классовые и другие социальные отношения и т.д. 47Структура общественного сознания Общественное сознание хар-ет и реальное сознание конкретного общ-ва(массовое сознание) и идеальную модель общественного сознания. Модель обществ. сознания представляется как модель структурная, абстрактное выражение структуры реального общественного сознания.
В структуре общ.сознания: уровни -обыденное и теоретическое, общественная психология и идеология; формы - политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание - отражение ее существенных связей и закономерностей и находит выражение в науке и др.формах сознания. В реальности - теор. и обыден. сознание взаимосвязаны, не могут заменить друг друга, но взаимно воздействую друг на друга. Теоретичек.сознание способно видоизменять, модифицировать обыденное сознание. Обыденное - есть низший по сравнению с теоретическ. уровень сознания. Общественная психология формируется в процессе повседневной практической жизни людей. В общест. психологии - главным является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию. Обществ. психология с ее эмоцион. окраской играет очень важную роль в обществ. дв-х. 48 Формы общественного сознания Формы общественного сознания- различные способы духовного освоения действительности. Разграничение форм носит комплексный хар-р. (формы: политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия). 1.: по предмету отражения – политическое сознание –отн-я м-ду классами, нациями, религиозное – зав-ть от неземных сил, божественных. 2. по формам отражения –наука-действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей; искусство – в форме художествен. Образов, в морали – нравственные чувства. 3. по особенностям своего развития в науке –прогресс познания. В искусстве – главное тип знания, эстетичсекие критерии. 4. по выполняемым социальным функциям. Наука познавательна и практическая ф-ии, искусство –познавательная, идеологическая и эстетическая ф-ии. Тогда деление а) политическое сознание, право и мораль,
б) наука, искусство и философия. Промежуточное место – религия. Формы обществ. Сознания взаимодейств. Друг с другом – устойчивой тенденцией явл-ся выдвижение на первый план политики. Анализ форм обществ. Сознания имеет методологическое зн-е для исследования обществ. Сознания конкретных обществ. 49Человек как философская проблема 1. Что такое чел-к. 2.Единство биологического и социального 3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. 4. Человечество как мировое сообщество и о гуманистической мере прогресса. Интерес к исследованию ч-ка - тенденция многих наук. Продиктована НТР, развитием мирового сообщества, обострением глобальных проблем, возрастающей ролью ч-ка во всех процессах развития. Со второй половины XIX века - человек-продукт биологической эволюции - об отличии ч-ка от высокоорганизованных животных и объяснение этого отличия. В поведении ч-ка в отличие от животного нет превуалирования врожденных инстинктивных программ, а также наблюдаются в отличии поведения исторически различных обществ или групп. В науке специфичное для чел-ка норматвно-преемственное программирование поведения называется культурой. К вопросу о происхождении ч-ка антропологи и философы подходят по разному. Философы стремятся выявить и обрисоватьреволбцонный скачок в процессе человеческого развития на стадии перехода- объединение проблемы - антропосоциогенез.(а). Одним из важнейших факторов а. было развитие языка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|