Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеалистическое и материалистическое понимание общества.




Понимание общества и его взаимосвязей в зависимости от мировоззренческих установок субъекта можно разделить на идеалистическое и материалистическое.

Идеализм имеет два основных течения:

· Объективный идеализм – первичность духа по отношению к материи в сере бытия (например, Абсолютная Идея или Бог)

· Субъективный идеализм – зависимость реальности от воли и сознания субъекта. Материя вторична по отношению к субъекту познания

Материализм основывается на противоположном тезисе: воля, сознание и тому подобное вторично по отношению к материи. Все эти явления ни что иное, как результат взаимодействия материальных сущностей на разных уровнях.

Можно выделить диалектический материализм марксизма в качестве частного примера: развитие систем происходит в результате преодоления противоречий, присущих системе, а сознание является отражением материи в голове человека.

 

 

45. Понятие общественно-экономической формации.

Общественно–экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил (взаимодействие человека с техникой) общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений(отношения возникающие непосредственно между людьми по поводу производства), которые зависят от неё и определяются ею.

Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений.

В основе каждой формации лежит определенный способ производства.

Карл Маркс выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний позволило советским историкам (В. В. Струве и др.) сделать вывод, что он выделял пять формаций, в соответствии с господствующими производственными отношениями (или формами собственности):

· первобытно-общинную;

· рабовладельческую;

· феодальную;

· капиталистическую;

· коммунистическую.

В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения - это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения определяют возвышающуюся над ними надстройку. Надстройка - это совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих им отношений и учреждений. По отношению к надстройке производственные отношения выступают как экономический базис, основным законом формационного развития является закон взаимодействия базиса и надстройки.

46 Общественное бытие и общественное сознание

Общественное бытие - это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе (орудия труда, географическая среда, сам человек, производственные отношения).

Общественное сознание - это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей.

Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием. Общественное сознание является основным атрибутом человеческой деятельности и обнаруживает себя во всех проявлениях общественного бытия.

В исследовании общественного сознания наметилось несколько методологических подходов. Особый интерес представляют гносеологический и социологический аспекты изучения общественного сознания.

Гносеологический подход основывается на оценке общественного сознания и составляющих его элементов как идеального отражения объективного мира, что свидетельствует о нацеленности этой методологии на истину. В этом случае все уровни и формы общественного сознания классифицируются в зависимости от того, отражают ли они объективно-содержательную сторону вещей, процессов, а если отражают, то какова степень глубины этого отражения.

Социологический подход нацелен на оценку общественного сознания и его элементов с учетом их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Ключевым моментом этого подхода является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта и его роли в обосновании жизнедеятельности человека и общества.

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания. Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия, определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах.

Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой деятельности и направлено на обслуживание этой деятельности.

Отражение общественного бытия - сложный, нередко опосредованный процесс. На него оказывают влияние экономическое состояние общества, классовые и другие социальные отношения и т.д.

47Структура общественного сознания

Общественное сознание хар-ет и реальное сознание кон­кретного общ-ва(массовое сознание) и идеальную модель общественного сознания. Модель об­ществ. сознания представляется как модель структурная, абстрактное выражение структуры ре­ального общественного сознания.

В струк­туре общ.сознания: уровни -обыденное и теоретиче­ское, общест­венная психология и идеология; формы - политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Обыденное сознание возникает в процессе по­вседневной практики людей, как эмпирическое отражение внешней стороны действи­тельности.

Теоретическое сознание - отражение ее существенных связей и закономерностей и находит выра­жение в науке и др.формах сознания. В реальности - теор. и обыден. сознание взаи­мосвязаны, не могут заменить друг друга, но взаимно воздействую друг на друга. Теоретичек.сознание способно видоизменять, моди­фицировать обыденное сознание. Обыденное - есть низший по сравнению с теоретическ. уровень сознания. Общественная психо­логия формируется в процессе повседневной практической жизни людей. В общест. психологии - главным является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию. Обществ. психология с ее эмоцион. окраской иг­рает очень важную роль в обществ. дв-х.

48 Формы общественного сознания

Формы общественного созна­ния- различные способы духов­ного освоения действительности. Разграничение форм носит комплексный хар-р. (формы: поли­тическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия).

1.: по пред­мету отражения – политическое сознание –отн-я м-ду классами, нациями, религиозное – зав-ть от неземных сил, божественных.

2. по формам отражения –наука-действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей; искусство – в форме художествен. Образов, в морали – нравственные чувства.

3. по особенностям своего развития в науке –прогресс познания. В искусстве – главное тип знания, эстетичсекие критерии.

4. по выполняемым социальным функциям. Наука познавательна и практическая ф-ии, искусство –познавательная, идеологическая и эстетическая ф-ии. Тогда деле­ние

а) политическое сознание, право и мораль,

б) наука, искусство и философия. Промежуточное место – религия.

Формы обществ. Сознания взаимодейств. Друг с другом – устойчивой тенденцией явл-ся выдвижение на первый план поли­тики. Анализ форм обществ. Сознания имеет методологи­ческое зн-е для исследования обществ. Сознания конкретных обществ.

49Человек как философская проблема

1. Что такое чел-к.

2.Единство биологического и социаль­ного

3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

4. Человечество как мировое сооб­щество и о гуманистической мере прогресса. Интерес к исследованию ч-ка - тенденция многих наук. Продиктована НТР, развитием мирового сообщества, обострением глобальных про­блем, возрастающей ролью ч-ка во всех процессах развития.

Со второй половины XIX века - человек-продукт биологической эво­люции - об отличии ч-ка от высокоорганизованных животных и объ­яснение этого отличия. В поведении ч-ка в отличие от живот­ного нет превуалирования врожден­ных инстинктивных программ, а также наблюдаются в отличии поведения исторически различных обществ или групп. В науке специфичное для чел-ка норматвно-преемственное программирова­ние поведения называется культу­рой. К вопросу о происхождении ч-ка антропологи и философы подходят по разному. Философы стремятся выявить и обрисовать­револбцонный скачок в про­цессе человеческого развития на стадии перехода- объединение проблемы - антропосоциоге­нез.(а). Одним из важнейших факторов а. было развитие языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...