Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и шиитское богословие




Общие сведения


Аш-Шиа переводится с арабского как приверженец (Али). Так именуются различные секты, которые признают халифа Али ибн Абу Талиба и его потомство единственными законными наследниками политической власти в Халифате и духовными учителями своих общин.
Первоначально шииты выдвигали лишь политические требования. Однако впоследствии, в религиозной доктрине этих группировок произошли серьезные изменения, которые отдалили их от ортодоксального суннитского Ислама. Внутри шиизма никогда не было единства, и они, подобно хариджитам, сразу после своего возникновения распались на многочисленные секты, деноминации, течения и движения. Количество сект возникших в результате дробления шиизма так велико, что, возможно, превосходит количество сект, образовавшихся в протестантизме после Реформации.
Доктринальный спектр этих группировок самый разнообразный, начиная от ультрарадикальных (гулат), которых ортодоксальные мусульмане мусульманами не считают (в частности из-за обожествление Али и других имамов), до умеренных. В настоящее время малочисленные группы шиитов живут во многих мусульманских странах. Но больше всего их в Иране, где шиизм джафаритского толка является государственной религией. Много последователей шиизма живет в Ираке и Ливане. Современный Шиизм, в основном, представлен двумя умеренными течениями - джафаритами и зейдитами. Малочисленные группы гулатов живут в Турции, Сирии и других странах.

История

После смерти пророка Мухаммада среди сподвижников пророка возникли разногласия по поводу его преемника. В частности, часть из них считала, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Их предпочтение основывалось на хороших личных качествах Али, его заслугах в деле распространения Ислама, и на близком родстве с покойным пророком. Но все эти разногласия были сразу преодолены, избранием первым халифом Абу Бакра Сиддика. Это избрание устраивало все стороны. В частности, мединские сторонники пророка сразу сняли кандидатуру своего претендента на Халифат. Шиитские источники сообщают, что сторонники халифата Али (Абу Зарр Гифари, Салман аль-Фариси и др.) после некоторых колебаний также признали законность халифата Абу Бакра. Законность халифата Абу Бакра была признана и самим Али ибн Абу Талибом, который присягнул ему. После Абу Бакра, Али вместе со всеми мусульманами, признал следующих халифов - Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Он присягнул и добросовестно помогал им в управлении Халифатом. Эти очевидные факты признаются и шиитскими источниками. Правда, по-своему интерпретируют эти события. Так, признавая эти факты, иранский аятолла Табатабаи в своей книге "Шиизм в Исламе" писал: "Конечно, шиизм в те первые дни был осужден политикой того времени и не мог добиться чего-либо своими протестами и Али с тем, чтобы соблюсти интересы Ислама и мусульман, и, не имея достаточных военных сил, не пошел на кровавое восстание".

После трагической смерти халифа Османа большинство мусульман присягнули Али. Он стал 4-м халифом (34-39 годы хиджры/656-661 г.г.). Но нестабильная внутриполитическая ситуация в Халифате, вызванная мятежами в различных провинциях и деятельностью хариджитских групп доставляла ему массу проблем.
После трагической гибели Али от рук хариджитского террориста-смертника Ибн Мулджама в 39 году, радикально настроенные сторонники Али призывали его сына Хасана ибн Али стать во главе Халифата, и начать военную конфронтацию с правителем Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном, который к тому времени оказался единственным реальным кандидатом на халифат. Но Хасан, не поддавшись на эти призывы, занял реалистичную позицию и отказался от халифата в пользу Муавии. Он заключил соглашение с ним в письменном виде. Все сведения об этом, а также пункты этого соглашения зафиксированы в шиитских источниках (напр. Тарихи-Якуби).
Сам Хасан умер вскоре после этих событий. Но сторонники наследников Али, продолжили борьбу против халифата Омеййадов, основанного Муавией. Они объявили, что Хасан был отравлен шпионами Муавии. Однако очевидных доказательств причастности Муавии к смерти Хасана ибн Али нет. Поэтому, возможно, что подобные слухи распускались в те времена сторонниками Алидов, чтобы дестабилизировать политическую стабильность в Халифате и подорвать доверие мусульман к правящей династии Омеййадов.

Очередной всплеск антиомеййадских настроений начался после трагической смерти второго сына Али и внука пророка Хусайна ибн Али. После смерти Муавии сторонники дома пророка в Куфе подняли восстание против его наследника Язида и пригласили Хусайна в город. Хусайн выехал к ним, но уже на полпути получил известие о том, что восстание подавлено. Тем не менее, он продолжил свой путь туда в сопровождении маленького отряда, насчитывающего несколько десятков человек, включая и женщин, хотя не имел ни малейших шансов на успех.
Тем временем, халифский наместник Куфы Убейдулла ибн Зийад выставил, на всех дорогах к Куфе военные отряды. С одним таким отрядом встретился Хусайн в местечке Нинава, на месте которого позднее возник город Кербела в 58 г. (680). Халифские войска взяли в окружение маленький отряд Хусайна и начали переговоры с ними. Но вскоре между сторонами произошло столкновение, в результате которого внук Пророка Мухаммада был убит и обезглавлен. Погибли еще десятки его родственников, друзей и приближенных. Халиф Язид I узнавший об этом инциденте, публично выразил по этому поводу свое огорчение и сожаление. Может быть, что он действительно не имел причастность к убийству этих людей и их трагическая гибель была результатом превышения своих полномочий со стороны командиров халифских войск. Во всяком случае, не имеется доказательств прямого приказа халифа Язида об убийстве Хусайна и его приближенных.

Смерть Хусайна ибн Али стала началом массовых волнений в халифате. Мусульмане были возмущены жестокой расправой над потомками Пророка Мухаммада. Естественно, что это недовольство сразу стали использоваться сторонниками Алидов в политических целях. Но главной действующей фигурой в антиомеййадском восстании стал Абдулла ибн Зубейр - сын знаменитого сподвижника Пророка Мухаммада. В ходе противостояния с силами Омеййадов в Медине и других регионах халифата произошли жесточайшие столкновения и погромы, инспирированные омеййадскими командирами.
После смерти Хусайна у сторонников Алидов появились первые признаки отклонений от учения ортодоксального Ислама. Правда, такие факты, на примере секты сабаитов, были отмечены и ранее. Позднее начал формироваться культ мучеников, сложились мистические представления о верховной власти в Халифате, было сформулировано положение о сокрытом и ожидаемом имаме (аль-Каим). До этого обо всем этом мусульманские ересиографы упоминали, лишь описывая историю некоего Абдаллаха ибн Саба и его единомышленников, которые первые заявили о себе, как о почитателях Али ибн Абу Талиба. Ан-Наубахти в труде "Шиитские секты" писал, что, узнав о смерти Али, они заявили, что он «не убит и не умер, не будет убит, не умрет, пока не поведет арабов своим посохом и не наполнит мир правосудием и справедливостью. И это была первая секта, которая признала остановку имамата после Пророка». Далее Ан-Наубахти писал, что «Абдаллах ибн Саба ранее был иудеем, затем принял Ислам и избрал своим патроном Али. И будучи еще иудеем Абдаллах говорил те же слова о Йуше ибн Нуне (Иисусе Навине) после Мусы (Моисея). А после смерти пророка он говорил, приняв Ислам, подобное же относительно Али, открыто отрекался от его врагов и изобличал его противников. С тех пор противники шиитов утверждали, что основы рафидизма заимствованы у иудеев». Такую же информацию о сабаитах давали Аль-Ашари (Малакат, 15), Аль-Багдади (аль-Фарк 225, 235-236) Аш-Шахрастани (Книга о религиях и сектах, гл. 6) и др.

Однако умеренные шиитские богословы считают сабаитов представителями «крайних» шиитов и отрекаются от их убеждений. В частности аятолла Кашифуль-Гита писал, что «те, кто считают Абдаллаха ибн Сабу причастным к имамитскому шиизму глубоко заблуждаются. Все книги, которые имеются в шиитской традиции отвергают ересь сабаитов и осуждают их».
Одновременно с процессом постепенного догматического закрепления учения шиитских групп, уже со II в. (VIII в.), они начали распадаться множество сект и течений, каждая из которых действовала против Омеййадов своими методами. Поводом для противоречий были постоянные недоразумения между шиитами по вопросу о новом лидере-имаме после смерти старого. С протяжением времени это дробление еще более увеличилось. С другой стороны против власти Омеййадских халифов с не меньшим ожесточением боролись и хариджиты. Шиитские идеологи, наряду с хариджитами, проповедовали что, будто все беды на земле исходят именно от Омеййадов, узурпировавших власть, и, что достаточно свергнуть их и установить власть законных членов дома пророка (Ахль аль-Бейт), как все проблемы будут решены и Божья благодать будет сыпаться на мусульман. Однако последующие события показали, что, придя к власти, их лидеры сами превратились в тиранов.

Активная политическая оппозиция шиитских (а также хариджитских) группировок значительно ослабляла мусульманский Халифат и, в различные периоды истории, ввергала его в полосу смут и нестабильности. Подобные действия имели место и в истории других стран и обществ. Подобным же образом, например, революционные группы в России на протяжении многих десятилетий разворачивали активную антигосударственную пропаганду по дискредитации в глазах народа правящего дома Романовых, обвиняя их во всех земных бедах. Но на деле их деятельность ослабила Российское государство и привела его к еще большим потрясениям в будущем. То же самое можно проследить и в истории Французской и Английской революций.
Наконец, под давлением оппозиционных группировок в Халифате произошла насильственная смена правящей династии. Предыстория этих событий такова: один из вождей племени сакиф - Аль-Мухтар ибн Аби Убайда ас-Сакафи начал восстание (63-65 г.г./685-687 г.г.) против Омеййадов после гибели Хусайна ибн Али под лозунгом «Месть за Хусайна!» Он объявил имамом Мухаммада ибн ал-Ханафию - третьего сына халифа Али ибн Абу Талиба, и действовал от его имени, несмотря на то, что сам Мухаммад от него отрекся. Группировка Аль-Мухтара являлась одной из шиитских сект и именовалась кайсанитами. После смерти Мухаммада аль-Ханафии, кайсаниты объявили своим имамом его сына Абу Хашима, а после его смерти (90 г./716 г.), Аль-Мухтар с частью кайсанитов объявил о том, что перед своей смертью Абу Хашим указал на Мухаммада ибн Али ибн Абдаллаха ибн Аббаса, как на своего преемника. Мухаммад ибн Али же в свою очередь являлся прямым потомком Аббаса, дяди пророка Мухаммада. Эта ветвь кайсанитов считала, что потомки дяди пророка Аббаса имели право на Халифат в силу родственной связи с пророком. Именно эта шиитская группировка сыграла решающую роль в подготовке крупномасштабного антиомеййадского восстания, в результате которого Аббасиды пришли к власти в Халифате.

После смерти Мухаммада ибн Али часть кайсанитов признала имамом его сына Ибрахима. Все это время антиомеййадские силы различных течений вели активную пропаганду в Куфе и Хорасане. Ибрахим отправил в Хорасан бывшего раба Абу Муслима как представителя дома пророка. Абу Муслим, оставаясь в Хорасане, провел огромную работу по координации действий различных оппозиционных шиитских групп и, в 126 г./748 г. подняв восстание, захватил город Нишапур. Восстание проходило под черными знаменами Аббасидов. Годом позже войска Абу Муслима захватили Ирак. Иракские шииты были недовольны ходом восстания, т.к. хотели привести к власти Алидов. Вначале с этим согласился и Абу Муслим. Он отправил послание к одному из самых выдающихся ученых исламского мира Джафару ас-Садику, который был прямым потомком Али, письмо следующего содержания: «Я уже бросил клич и призвал народ к отвержению покровительства Омеййадов и к признанию покровительства Ахль аль-Бейт (семьи пророка). Если ты хотел этого, то большего тебе и желать нельзя». Но Джафар ас-Садик, который почитается многими шиитскими группами в качестве имама, ответил ему: «Ты не из моих людей, и сейчас не мое время».

Таким образом, Джафар был вторым (после Хасана) человеком из тех, кого шииты считают своими имамами, который отказался от политической власти, ради которой шииты на протяжении столетия вели кровавую борьбу. Далее Аш-Шахрастани писал: «Он (Джафар ас-Садик) отрекся от того, что ему приписывают некоторые крайние, отказался от них самих и проклял их. Он отказался и от особенностей учений рафидитов и их глупостей, как то: признание сокрытия и возвращения имамов, изменения божественного мнения, переселение душ, воплощение, антропоморфизм».
Получив отказ от Джафара ас-Садика, Абу Муслим и его сторонники в 127 г./749 г. в главной мечети Куфы принесли присягу первому халифу из династии Аббасидов Абу-л-Аббасу ас-Саффаху. Правящий режим Омеййадов же, опирающийся в основном на сирийцев не сумел сплотиться для подавления восстания ввиду распрей среди самих сирийцев. В 128 г./750 г. последний омеййадский халиф Марван потерпел поражение от восставших в битве у реки Заб, а позднее потерял власть и был убит.

В ходе гражданского противостояния тех лет восставшие с особой жестокостью физически уничтожали всех представителей рода Омеййадов, а также их сторонников. Почти все представители этого рода были уничтожены, и только одному из них удалось бежать в Испанию, где он под именем Абд ар-Рахмана I основал династию кордовских эмиров.
Но приход к власти Аббасидов не оправдал надежд шиитских групп. Придя к власти, они осознали опасность политической ситуации в Халифате, который оказался на грани развала в связи с деятельностью радикальных шиитских и хариджитских группировок, и, начали постепенно отходить от шиитов. Тем временем Абу Муслим, сделавший все, для приведения к власти Аббасидов, сконцентрировал в своих руках значительную силу и становился очень опасным для новой правящей династии. Он даже планировал сместить Аббасидов. Поэтому следующий Аббасидский халиф Мансур приказал убить его. Таким образом, Аббасиды перестали отождествлять себя с шиитским движением, и сразу перешли на позиции ортодоксального суннитского Ислама. Шииты в этих условиях почувствовали себя преданными. Так закончилась эта революция.

Похожие на эти события произошли много веков спустя в Англии, Франции и России, где были физически устранены члены правящих домов Стюартов, Бурбонов и Романовых. А пришедшие к власти новые правители расправлялись с теми, кто их привел к власти. Достаточно вспомнить кровавый террор революционеров, развязанный Кромвелем в Англии, Робеспьером во Франции и Ленином, а затем Сталиным в СССР.
Насильственное свержение власти и захват власти имел место и в современной истории шиизма. В 1978-79 годов в Иране шиитское духовенство организовало мятеж против монархии, и пришло к власти в результате революции. Причем лозунги, которые использовались в ходе иранской революции, были почти идентичны тем, которые выдвигались в ходе французской или русской большевистской революций. Например, такие лозунги из Завещания Имама Хомейни как: «Восстаньте народы мусульманских стран, угнетенные и мусульмане всего мира! Боритесь за свои права!» напоминают лозунги русских революционеров начала 20 в. Известный немецкий дипломат, принявший Ислам, Мурад Вильфрид Хоффман в статье «Суннизм и Шиизм» (Бонн, 1982) писал: «Я получил из посольства исламской республики Иран немецкий перевод ее новой конституции. Как и во всех официальных документах, посольство заменило традиционную форму вежливости «Мы пользуемся случаем, чтобы выразить нашу глубочайшую признательность…» другой: «Пользуясь случаем, чтобы выразить наши революционные пожелания того, чтобы угнетенные одержали победу над своими угнетателями…».

Иранская конституция рассматривается при этом в качестве базы для продолжения исламской революции внутри страны и вне ее, равно как и наказ по созданию единого общества, исповедующего единую религию. После выхода в свет в 1848 г. Коммунистического манифеста подобное мир слышит впервые. 154-я статья конституции возлагает на Иранскую республику обязанность помогать справедливой борьбе угнетенных против своих угнетателей в любой точке земного шара. Согласно статье 5, ввиду отсутствия двенадцатого имама шиитской ветви ислама, руководство этой великой миссией временно возложено на аятоллу Хомейни».
Вдохновленные революцией в Иране некоторые джафаритские аятоллы самого высокого ранга описывая отдельные эпизоды жизни пророка Мухаммада в своих исторических и богословских сочинениях называют его революционером, а всю его жизнь революционной. Так, аятолла Джафар Субхани писал: «Среди великих личностей нет ни одного, который прожил такую полную смысла, революционную жизнь, как пророк». По мнению этих джафаритских аятолл революционные события в Иране опираются на революционный пример пророка.


Отмежевание Аббасидов от шиитов значительно сузило социальную базу шиитского движения. В годы могущества Аббасидов шиитское движение продолжало дробиться на различные секты. После постепенного упадка Аббасидов же в III-IV в.в./X-XI в.в., в результате завидного упорства и целеустремленности, им все же удалось создать несколько государств. Самого большого успеха за всю историю шиизма добилась секта исмаилитов.
В середине II века хиджры (VIII в.) после смерти 6-го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль-Казима. Однако часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила (его именем названа эта секта), а после него его сына Мухаммада ибн Исмаила. После смерти Мухаммада исмаилиты стали объявлять сокрытыми имамами (аль-Каим) всех его потомков. Связь сокрытых имамов, находящихся в неких сакральных сферах с общиной осуществляли так называемые «уполномоченные», которые якобы получали приказы сокрытого имама.

Воспользовавшись слабостью поздних Аббасидских халифов, исмаилиты пришли к власти в Ифрикии (Тунис). Затем они завоевали весь север Африки и Сицилию, а в 347 г./969 г. они установили контроль над Египтом и сделали Каир своей столицей. Затем они подчинили себе Йемен, Хиджаз и Сирию. Образовавшееся таким образом обширное государство стало называться Фатимидским халифатом. Власть в этом государстве стала носить мистический характер, впрочем, как и во всех шиитских государствах. Первый Фатимидский халиф Убейдулла объявил себя ожидаемым ожидаемым шиитами мессией - Махди.
Однако после прихода к власти Фатимиды превратились в тиранов и потеряли доверие народа. Приход Фатимидов к власти окончательно развеял все иллюзии народа относительно небесной благодати, которую обещали шиитские группы в случае прихода их к власти. Началось активное сопротивление этим узурпаторам. Фатимидское государство шиитов-исмаилитов, как и деятельность многих шиитских и хариджитских группировок, принесло много бед мусульманам в политическом аспекте. В результате их правления, они так ослабили и раскололи мусульманский мир, что европейские государи сумели нанести серьезные удары по мусульманским владениям. В 469 г./1091 г. году Фатимиды и их вассалы сдали Сицилию норманнам, Спустя еще несколько лет в 477 г./1099 г. они вошли в союз с крестоносцами против Сельджуков и способствовали захвату ими Иерусалима и других городов Палестины.


Ослабление мусульманского мира, которое в немалой степени являлось следствием политики Фатимидов, сказалось и на положении в Испании, где началась Реконкиста. В 463 г./1085 г. христианским правителям Испании удалось захватить один из важнейших центров мусульманской Испании - Толедо. До этого армии христианских правителей Европы испытывали комплекс страха перед военной доблестью мусульман и не отваживались на наступательные действия. «К 1085 году ход событий привел Европу к тому, что боязнь перед арабами несколько ослабла, а решимость бросить им военный вызов, напротив, возросла».
Аналогичные раздоры и кровавые столкновения произошли и спустя несколько веков, когда к в X в./XVI в. к власти в Иране пришла шиитская династия Сефевидов. В результате этого начались кровавые войны с Османской империей, которые несли явный религиозный оттенок противостояния шиитов с суннитами. Причем сефевидские кызылбаши столкнулись с турками в сложнейших для мусульманского мира политических условиях. Дело в том, что христианские правители Европы благословленные римскими папами, вынашивали планы второго после крестовых походов вторжения в мусульманские страны. В 1492 году в Испании было уничтожено последнее мусульманское государство - эмират Насридов. После этого началось преследование мусульман Испании. Их насильственным образом обращали в христианство, но большинство мусульман оставалось верными Исламу и исповедывало веру тайно. Их называли морисками. В связи с этим они жестоко преследовались инквизицией. Им было запрещено давать арабские имена своим детям, арабские книги сжигались, десятки тысяч морисков приняли мученическую смерть за веру на кострах инквизиции. Наконец, в 1609-10 годах при содействии турецкого султана они были выселены из Испании в Северную Африку.

Затем геноцид мусульман Испании был продолжен уже в Северной Африке, где испанские и португальские войска начали военные действия против мусульман. В создавшихся условиях единственной силой, способной остановить преступления инквизиторов оказались Османские турки. Турецкие султаны на протяжении X-XI в./XV-XVII в. сумели не только оборонять мусульманский мир, но и перенести театр военных действий в саму Европу. Таким образом, планы христианских инквизиторов потерпели фиаско.
В этот тяжелейший период для всего исламского мира сефевидские монархи Ирана начали войну с Османской империей, фактически открыв у нее в тылу второй фронт. Причем в ходе этой войны Сефевиды часто вступали в союз с христианскими государями Европы, враждебными мусульманам.

«Первыми же своими акциями Сефевиды противопоставили себя суннитскому миру. Официальное проклятие с минбаров мечетей первых трех праведных халифов, жестокое обращение с суннитами не могли не вызывать чувства враждебности и неприязни у последователей ортодоксального Ислама. Установление в 1513 г. отношений между сефевидским шахом Исмаилом I и знаменитым португальским конкистадором адмиралом Альфонсу д’Албукерки, который вынашивал идею создания в этом регионе колониальной империи еще более дискредитировали Сефевидского правителя в глазах суннитского мира. Кроме того, Исмаил I продолжал начатую еще Узун Хасаном политику союза с различными европейскими антиосманскими силами. Сефевиды, например, вошли с этой целью в контакты с Венецианской республикой. Все это показало Османцам, что задачей жизненной важности для империи является ликвидация или, по крайней мере, нейтрализация этого опасного врага на востоке».

А в X в./XVI в. Сефевидский шах Исмаил I писал австрийскому императору Карлу V Габсбургу: «Карлу сыну Филиппа Мы оба должны, одновременно, в апреле перейти в наступление против нашего общего врага Османского султана. Вы должны подготовить свои войска как можно быстрее Вы не должны доверять Османскому султану. Он не тот человек, с которым можно заключать договоры. Он сделает все, чтобы уничтожить вас. Шах Исмаил Сефеви сын шейха Хайдара». Перечисляя эти исторические факты необходимо отметить, что современные шииты-имамиты, конечно же, не несут ответственности за описанную выше политику Сефевидов, которые представляли собой типичный пример средневековой тирании. Они лишь формально прикрывались религиозными лозунгами.

Возвращаясь к истории шиитов-исмаилитов необходимо отметить, что представляет большой интерес и методы, посредством которых им удалось ослабить Аббасидский халифат. Для этого ими была развязана, наверное, первая в истории человечества целенаправленная и организованная идеологическая и диверсионная война. Исмаилитов смело можно назвать первой в мире хорошо законспирированной масонской ложей. Позднее эти принципы заимствовали у исмаилитов крестоносцы, в среде которых образовались первые масонские ложи.

Подрывной деятельностью у исмаилитов занимались проповедники - даи. Они вели дауат - пропаганду исмаилизма. Согласно их убеждениям во главе дауата стоял "сокрытый" имам, который якобы передавал свои "божественные" повеления даи. Даи имели помощников - накибов. У накибов были свои подчиненные. Они внедрялись в гущу мусульман и завязывали с последователями ортодоксального суннитского Ислама провокационные споры. Их идеологи специально изучали теорию подрыва ортодоксальной веры и инструктировали проповедников. Среди даи избиралось высшее руководство пропагандой, и им давался титул "даи ад-дауат". Над этой сложнейшей иерархией стоял Баб (врата). Баба не знали даже высшие представители пропаганды. Его знал только "сокрытый" имам и он общался с последователями только через специальных доверенных лиц. Подобно масонам члены ступеней иерархии не знали друг друга. Благодаря этой системе исмаилиты стали настоящей раковой опухолью на теле исламского мира.
Халифат Фатимидов закончил свое существование в 549 г./1171 г., когда власть в государстве захватил выдающийся политик и государственный деятель султан Салах-ад-дин Аййуби (Саладин). Сместив последнего фатимидского халифа, он подчинил Египет и другие владения власти Аббасидского халифа. Этим самым он восстановил единство мусульман перед лицом христианской экспансии и повел решительную борьбу против крестоносцев. Ему удалось разгромить и изгнать крестоносцев, и вернуть Иерусалим под контроль мусульман. Это единство отразилось и на положении мусульманской Испании, которой удалось, благодаря вмешательству североафриканских правителей остановить Реконкисту и нанести серьезные поражения кастильцам.

Еще в период правления Фатимидов исмаилизм расколся на секты мусталитов, низаритов и хакимитов. В дальнейшем этот процесс углубился. После разгрома исмаилитского движения, низариты возродили неоисмаилизм (ад-дауа аль-джадида) в горных районах Ирана, Ирака и Ливана в V веке хиджры (XI в.). Центром их стал горный замок Аламут в Иране. Основателем неоисмаилизма был Хасан ибн ас-Сабах. Это было государство впервые принявшее в качестве официальной идеологии террор по отношению ко всему исламскому миру. Террор осуществлялся фанатиками - ассасинами или фидаинами. Объектом тотального террора стал не только мусульманский мир, но и Европа и Индия. Некоторые европейские лидеры прибегали к услугам ассасинов для устранения своих политических противников. Это преступное государство было уничтожено в VII веке хиджры (XIII в.) монголами во главе с Хулагу-ханом. После этого неоисмаилиты перестали представлять из себя политическую силу и, гонимые мусульманскими ортодоксами, их остатки нашли убежище в Индии. Сегодня это малочисленная секта, последователи которой живут в Индии, Пакистане, Иране, Йемене, Кении, Танзании и Таджикистане.

Помимо исмаилитов, различные государства образовывали и другие течения шиитов. Это имамиты и наиболее умеренные из шиитов - зейдиты. Религиозная доктрина зейдитов настолько приближена к ортодоксальному суннитскому Исламу, что их часто не причисляют к шиитам, а называют его малым масхабом при 4-х основных богословских школах ортодоксии. Они приходили к власти в Табаристане (Иран) в III в./IX в., на севере Йемена, где и сегодня живет основная масса последователей этого течения.
Шииты-джафариты же не проявляли особой политической активности до X в./ XVI в., когда шиитский орден Сефевиййа пришел к власти в Иране. Но спустя 2 века сефевиды были низложены. Политическая активность шиитов-джафаритов возобновилась в Иране только после революции 1978-79 годов, в результате которой они установили контроль над страной.

Таким образом, ни одна из шиитских группировок, которые в различные времена приходили к власти в различных странах так и не сумела продемонстрировать преимущества шиитской модели управления государством. Их правители, пришедшие к власти в этих странах в результате антиомеййадской, а затем антиаббасидской деятельности, превращались в тиранов и были совершенно непопулярны среди народа. В результате противостояния шиитских (а также хариджитских) групп с властями, мусульманский мир все более ослабевал и терял позиции перед своими внешними врагами.

Особенности вероучения

 


Классификация шиитских сект

В шиизме выделяются пять основных направлений: это кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты и "крайние" (гулат). Из них к "умеренному" крылу принадлежат имамиты-джафариты и зейдиты. Их учение во многом сходится с основными положениями ортодоксального Ислама, хотя и имеются некоторые различия.

Кайсанитов сегодня практически нет. Это были последователи Мухаммада ибн аль Ханафии, сына Али от второго брака, о них уже упоминалось в предыдущем разделе. Другие же секты шиитов признают имамат только за потомством Али от брака с Фатимой, дочерью пророка.

Имамиты – составляют умеренное крыло шиизма. Они единогласно считали имамами Али, двух его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусайна, и далее Зейналабидина, Мухаммада Багира и Джафара Садика. Но затем между ними возникли разногласия по поводу указания Джафара на преемника (а это является одним из основных условий имамата). Аш-Шахрастани писал: "У Джафара ас-Садика было шесть сыновей Мухаммад, Исхак, Абдаллах Муса, Исмаил, и Али. Из них на ясное указание претендовали Мухаммад, Абдаллах, Муса и Исмаил. Потом одни из них умерли, не оставив потомства, другие умерли оставив потомство. Одни имамиты признали остановку имамата, ожидание и остановку имамов, другие признали передачу и переходность имамата". В результате разногласий имамиты распались на несколько сект. Аш-Шахрастани называет бакиритов, навуситов, афтахитов, шумайритов, исмаилитов-вакифитов, мусавитов и исна ашаритов. Другие ересиографы (аль-Ашари, Наубахти) выделяют три главные секты: Катитов, Шуккаритов и Вакифитов. Катиты впоследствии ставшие иснаашаритами стали доминирующей сектой среди других имамитов. Впоследствие все остальные секты сошли с исторической арены и название "имамиты" осталось только за иснаашаритами, которые и сегодня составляют большинство всех шиитов в мире. Современные имамиты-иснаашариты почитают 12 имамов, последний из которых находится в так называемом "сокрытии". В связи с доминирующей ролью имамитов-джафаритов в современном шиизме, в данном разделе будут анализироваться, в основном, их религиозные воззрения

Зейдиты - также умеренные шииты. Несмотря на то, что они считают законными права Алидов на халифат, тем не менее, почитают и признают и первых праведных халифов. Они считают, что возможен имамат превзойденного при наличии достойнейшего. В частности Зайд ибн Али именем которого названо это течение говорил: "Али был достойнейшим из сподвижников пророка, однако халифат был вверен Абу Бакру ради общего блага, чтобы погасить пожар смуты и успокоить сердца людей". Это же он говорил в отношении Омара и Османа. В целом, можно говорить о том, что зейдизм был исключительно политической группировкой, выступающей за права Алидов и активно боровшийся с Омеййадами. В зейдитской догматике почти не произошло серьезных изменений, по сравнению с ортодоксальным Исламом. Но зейдизм тоже впоследствии распался на несколько группировок. Аш-Шахрастани называл бутридов, сулайманитов и джаруритов.

Исмаилиты – в средневековье выделялись большой политической активностью в Халифате. О них уже упоминалось в предыдущем разделе. Имамат они вели от старшего сына Джафара ас-Садика Исмаила. Вероучение исмаилизма представляет из себя синкретический синтез Исламских идей с идеями античной и ближневосточных философий. В частности ими признается материальное воплощение Бога на земле. По этим пунктам ортодоксальные мусульмане считают их вышедшими из Ислама.

Гулат. Как и исмаилиты, они придерживались крайних воззрений. Им присуще обожествление Али и других имамов. Многие гулаты считают Коран подменным и искаженным халифом Османом и другими сподвижниками. Поэтому ортодоксальные мусульмане считают их вышедшими из Ислама. Сект среди них очень много. Это нусайриты, хаттабиты, сабаиты и др.

Сакральный характер власти и имамат.

Все шиитские секты считают достойными халифата Ахль-аль-бейт (членов дома пророка). Своих лидеров они называют имамами. Имам у шиитов это не только политический лидер, но и духовный руководитель и учитель. В этом смысле подходы к сущности земной власти у шиитов резко контрастируют с позицией суннитской ортодоксии. Для ортодоксальных мусульман Халиф - это человек, который должен возглавить мусульманское государство. В классическом Исламе халифом должен быть человек из родного племени пророка – курейшитов, хотя и были мнения о том, что это может быть и не курейшит. Но затем правителями, в том числе и халифами, становились и становятся различные люди в разных мусульманских странах. Для этого принадлежность к курейшитам является не обязательной. Правитель должен обеспечивать законность и порядок в стране, руководствуясь Исламскими законами. Он является олицетворением судебной, административной и военной государственной власти.А все мусульмане обязаны подчиняться этому правителю, уважать его, не желать ему зла, исполнять его приказы и не подрывать его авторитет.


Но у шиитов совершенно другое отношение к верховной власти. Имам это вождь и учитель Ислама, который действует от имени Бога. Имамы не имеют никаких грехов и являются чистыми и непогрешимыми. Это качество в ортодоксальном суннитском Исламе присуще только пророкам, все же остальные люди имеют грехи. Но шииты значительно расширили это понятие. Например, у джафаритов непогрешимыми являются не только 12 почитаемых имамов, но дочь пророка - Фатима. "Имамы достигли высочайших степеней человеческого совершенства в мудрости, благочестии, отваге, величии и безгрешности и обладали всеми высокими качествами, так что ни один человек не может сравниться с ними. Поэтому они удостоились чести стать руководителями людей после пророка".

Как непогрешимые люди, только они являются идеальными лидерами общины. Они продолжатели дела пророка и самые ученые люди. "Имам, обратив внимание на какую-либо проблему и пожелав узнать ее истинную суть, узнает ее и никогда не ошибается. При этом он не нуждается в умственных аргументах, разъяснениях и наставлениях. Знания имамов могут быть расширены, поэтому пророк Ислама в своих молитвах к Аллаху говорит: "Господи! Умножь их знания". Там же говорится о том, что имамы никогда не учились и получали знания напрямую от Аллаха. Шииты также считают, что они знают истинные смыслы Корана и хадисов. Только к ним нужно обращаться при решении теологических споров. Только через них Божье слово присутствует в этом мире. По мнению шиитов во все времена Бог не оставлял праведников без руководства. Раньше это делали пророки, а затем, когда пророчества окончились с Мухаммадом, ими стали руководить имамы, члены дома пророка. С протяжением времени, и эти мысли претерпевали изменения. Постепенно в шиизме образовалось течение имамитов, которые не только веровали в живых имамов, но и уверовали в идею "сокрытия имама". То есть на основании всех этих положений можно сказать, что представления о верховной власти в Шиизме имеют мистический оттенок.

У всех основных ветвей шиизма - имамитов, а также исмаилитов и кайсанитов присутствует вера в “сокрытого имама” (аль-Каим). "Сокрытый имам” руководит шиитами из "сокрытия", в котором он пребывает. Обязанностью шиитов является их обязательное подчинение имаму своего времени. В настоящее время подчинение имаму осуществляется путем подчинения шиитской богословской школе в лице муджтахидов.
В произведениях шиитов можно встрет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...