Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочие отличительные особенности шиитского вероучения




Такия. Одной из отличительных особенностей шиитского Ислама является идея скрытия своих религиозных убеждений в случаях, когда шииту угрожает непосредственная опасность. То есть, внешне шиит отрекается от своей веры, но в сердце остается ее приверженцем. Сокрытие убеждений называется такией. В «умеренном» имамитском шиизме такия является обязательным условием веры в экстремальных ситуациях. Они обосновывают это аятами Корана 3: 28 и хадисами, в числе которых слова имама Джафара ас-Садика: "Скрытие религиозных убеждений является моим способом и способом моих отцов. Тот, кто не скрывает свои религиозные убеждения, не имеет веры".

В ортодоксальном Исламе понятие такии также имеется, но оно никогда не являлось обязательным. То есть, выбор сделать такию или нет, принадлежит самому мусульманину и, если он не станет скрывать свои убеждения и примет смерть ради веры, то он считается мучеником за веру. То есть в этом смысле ортодоксальный суннизм считает принятие смерти от преследователей во враждебном окружении более предпочтительным, чем выживание за счет внешнего отречения от исламской веры. Например, право на такию использовали в свое время мусульмане-сунниты Испании, когда за официальную принадлежность к Исламу они могли быть отправлены на костры инквизиции. Но в то же время многие тысячи испанских мусульман не отреклись даже внешне от Ислама и за это были заживо сожжены инквизиторами.

В то же время, необходимо отметить, что существовали и извращенные понимания такии. Например, шииты-исмаилиты, карматы и др. использовали право на сокрытие религиозных убеждений для того, чтобы создавать тайные общества и братства тайного мистического характера. Постепенно такие общества начинали действия по подрыву устоев мусульманских государств, становились очагами антигосударственных мятежей и открытого террора. Ярким примером таких обществ являются низариты, которые развязали настоящий террор по всему средневековому Востоку.
Европейские исследователи всегда недоумевали по поводу убеждений таких радикальных групп. Например, венгерский исламовед И. Гольдцигер писал о них: "Легко представить себе, какой школой двусмысленности и притворства служит это воспитание в духе такия, составляющее основной принцип учения шиитов. В то же время это постоянное скрывание своих истинных убеждений питает в душе шиита внутреннее озлобление против могущественного противника, которое, оставаясь невысказанным, сгущается в чувство необузданной ненависти и фанатизма, и порождает совершенно своеобразные религиозные учения, подобия которым нельзя найти в ортодоксальном Исламе".

После того, как крестоносцы столкнулись с тайными обществами шиитов-исмаилитов в Палестине, они, по их примеру образовали первые подобия масонских лож (каменщики) и, позже, эти идеи перекинулись в Европу.

Таклид. Еще одним отличием в религиозной практике шиитов от суннитов является подражание в практических вопросах веры высшему духовному авторитету – муджтахиду. Собственно говоря, таклид (подражание) является средством поддержания целостности религиозного учения в рамках конкретной традиции. В этом смысле понятие таклида переплетается с пониманием общей религиозной доктрины, как в шиизме, так и суннизме.
В ортодоксальном суннизме следование предписаниям конкретной богословской школы как в доктринальных, идеологических вопросах, так и вопросах связанных с практическим исполнением вероучительных положений Шариата, является обязательным. Суннитское богословие представлено 4 богословско-правовыми школами: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов.

Однако в шиизме (в частности имамитском) в вопросах практического исполнения религиозных предписаний имеет место следование (таклид) вероучительным положениям не всей богословской школы, а предписаниям одного конкретного религиозного авторитета – муджтахида. Но в доктринальных вопросах необходимо следовать предписаниям всей религиозно-богословской школы, которая в имамитском шиизме представлена джафаритской богословско-правовой школой. То есть в отличие от суннизма, в имамитском шиизме имеет место следование как предписаниям всей богословско-правовой школы (в доктринальных вопросах), так и индивидуальным предписаниям какого-то одного муджтахида (в практических шариатских вопросах). Во всех шиитских богословских трактатах (рисале) оговаривается, что для правильного следования практическим положениям веры, шииту необходимо быть либо муджтахидом, либо мукаллидом (совершающим таклид муджтахиду).
Муджтахиды играют важную роль в жизни шиитской общины и имеют высокий социальный статус и значение. Они "в исламском мире замещают двенадцатого имама в период его отсутствия. Он единственная замена, судья и главарь. Всякий, кто не признает муджтахида, не признает имама, а, следовательно, Аллаха. Это, по словам Садыка, равносильно язычеству или же отрицанию Аллаха". Такого высокого статуса суннитские муфтии не имеют.


Киййас. Помимо этого, существуют некоторые различия между суннитами и шиитами в некоторых аспектах вероучительных и правовых вопросов. Так, в отличие от ортодоксальных богословов они отрицают одну из категорий иджтихада - киййас. Киййас это решение проблем, методом сопоставления этих проблем с уже решенными на основании Корана и Сунны. В суннитском Исламе он применяется, когда при решении проблемы невозможно найти буквального подтверждения из первоисточников.

Брачный кодекс. Среди правовых (фикх) вопросов также есть, серьезные противоречия между суннитами и шиитами в области брачного кодекса. В частности, в шиизме признается заключение временных браков наряду с обычными. Ортодоксальный Ислам же не признает временных браков.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что шиизм в процессе столетий прошел сложный эволюционный путь от партии политических сторонников халифа Али до религиозного движения, которое развило собственную религиозную доктрину, в ряде аспектов имеющую серьезные различия с ортодоксальным Исламом.

К сожалению, в современной научной литературе мало серьезных исследований, посвященных данной теме. Поэтому эта интереснейшая область исламоведения мало изучена. Шиитские богословы часто затрагивают в своих произведениях тему суннитско-шиитских противоречий и истории шиизма. Однако многие из этих произведений носят характер схоластической полемики с суннитами и преследуют апологетические цели. Научное значение этих трудов ничтожное. Что же касается суннитов, то у них также на эту тему исследований не так уж много.

Подлинно всеохватных научных исследований в современной научной литературе также недостаточно. В частности, авторы имеющихся трудов, в своих произведениях уделяли мало места взаимосвязи этих процессов с аналогичными процессами в иных религиозных и мировоззренческих системах и не достаточно полно раскрыли подлинные истоки этих проблем. Серьезные исследования по истории и догматике шиизма были проведены многими мусульманскими учеными средневековья, и в них имеется много ценного фактического материала. Однако применительно к нашему времени эти труды устарели и проведение новых исследований на их основе, с учетом современных реалий, представляется необходимым.

В свете вышеизложенного, в данном труде была сделана попытка по-новому, и с принципиально новых позиций, осмыслить эти сложные процессы в Исламской истории и богословии. При написании данного труда, было использовано большое количество литературы как шиитских и суннитских, так и трудов независимых авторов.

---------------------------------------------------------------------------------------------

 

Библиография

 

1. Али-заде А. Коран и Библия: сравнительный анализ (мировоззренческий аспект). Баку, "Абилов, Зейналов и сыновья", 2002.
2. Ан-Наубахти Х. Шиитские секты. М., "Наука", 1973.
3. Аш-Шахрастани, Книга о религиях и сектах. М., "Наука", 1984.
4. Гольдцигер И. Лекции об Исламе. М., "Брокгауз-Ефрон", 1912.
5. Динавари. Китаб уль-Ахбар. Каир, 1960.
6. Ислам: энциклопедический словарь, М., 1991.
7. Исмайлов. М. История Азербайджана. Баку, Азернешр, 1992.
8. Кашифуль-Гита М. Х. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, 1993.
9. Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), 1998.
10. Мустафаев Ш. М. Восточная Анатолия от Ак-Коюнлу к Османской империи. Восточная литература РАН. М., 1994.
11. Соколов В. В. Средневековая философия. М., "Высшая школа", 1979.
12. Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран).
13. Хамадани А. С.. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм".
14 Хомейни Р. Завещание. Баку, 1992.
15. Хофман М. Дневник немецкого мусульманина. Баку, 1997
16. Subhani J. The Message. (The Holy Prophet of Allah). Ansarian publication. Qum. Iran.
17. W. Montgomery Watt The Influense of Islam on Medieval Europe. Edinburgh University Press,1972 (Islamic Surveys, 9).


Тарихи Ягуби. Изд. Неджефа, т. 2, стр. 103-106.

Самым серьезным политическим противником Али ибн Абу Талиба был наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян.

Динавари. Китаб уль-Ахбар. Каир, 1960, с. 260-261.

Ан –Наубахти Х. Шиитские секты. М., «Наука», 1973, с. 127.

Так иногда называют всех шиитов, независимо от их убеждений. Это слово произошло от «рафада» (отвергнувшие) в связи с тем, что они отвергли имамат первых халифов.

Ан –Наубахти Х. Шиитские секты. М., «Наука», 1973, с. 127-128.

Кашифуль-Гита М. Х. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, 1993, с. 32.

Аш-Шахрастани, Книга о религиях и сектах. М., «Наука», 1984, глава «Шииты», раздел «Кайсаниты».

У шиитов указание имама на своего преемника является одной из важных основ их доктрины.

Прямых потомков Мухаммада от брака его дочери Фатимы и Али.

Аш-Шахрастани, Книга о религиях и сектах. М., «Наука», 1984, глава «Шииты», раздел «Кайсаниты».

Аш-Шахрастани, Книга о религиях и сектах. М., «Наука», 1984, глава «Шииты», раздел «Кайсаниты».

Аш-Шахрастани Книга о религиях и сектах глава Шииты, раздел Имамиты.

Хомейни. Завещание. Баку, 1992, с. 50.

Хофман М. Дневник немецкого мусульманина. Баку, 1997, с. 75.

Введение к книге The Message. (The Holy Prophet of Allah). Ansarian publication. Qum. Iran.

Аш-Шахрастани, Книга о религиях и сектах, глава Шииты, раздел Исмаилиты.

W. Montgomery Watt The Influense of Islam on Medieval Europe. Edinburgh University Press,1972 (Islamic Surveys, 9). Chapter IV, p. 78.

Кызылбаши (тюрк. - "красноголовые", от шапки с 12 пурпурными полосками в честь 12 шиитских имамов, которую носили кызылбаши), объединение тюркских кочевых племён М. Азии и Азербайджана. Были главной военной опорой Сефевидов (БСЭ).

Мустафаев Ш. М. Восточная Анатолия от Ак-Коюнлу к Османской империи. Восточная литература РАН. М., 1994, стр. 34, 36.

Цит. по Исмайлов. М. История Азербайджана. Баку, Азернешр, 1992, стр. 53.

До этого, исключение составлял столетний период правления персидской династии Бувейхидов, захватившей Багдад.

Аш-Шахрастани. М. Книга о религиях и сектах. М., «Наука», 1984, глава "Шииты", раздел "Имамиты".

Аш-Шахрастани. М. Книга о религиях и сектах. М., «Наука», 1984, глава "Шииты" раздел "Зейдиты".

В частности по этому поводу имеется следующее предписание: «Если у курейшита нет необходимых личных качеств, описанных Шариатом, для управления государством, то дозволяется сделать халифом человека из других арабских племен. А если нет достойного араба, то халифом может стать любой мусульманин, в том числе и представители других народов» (Большой фикх масхаба Шафии, т. 6. Стамбул, «Арслан йайынлары», с. 358.)

Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), 1998, с. 70.

Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), 1998, с. 62.

Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран) стр. 253.

Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), 1998, с. 66.

Ислам: энциклопедический словарь, М., 1991, с. 193., со ссылкой на Масуди. Мурудж, 1, 55-59.

Али-заде А. Коран и Библия: сравнительный анализ (мировоззренческий аспект). Баку, «Абилов, Зейналов и сыновья», 2002, с. 137, со ссылкой на Абу Дауд, «Китаб аль-Махди» 1, (4282).

Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), 1998, с. 76.

Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран), c. 254.

Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт". Кум (Иран), с. 254.

10-й день мусульманского месяца Мухаррам.

Гольдцигер И. Лекции об Исламе. М., "Брокгауз-Ефрон", 1912. с. 230, со ссылкой на Аль Ла али аль-масну а фи-л-ахадис аль-мауду а. Каир, Адабиййа, 1317. I, 184.

Ginzberg L. On Jewish Law and Lor. Philadelphia, 1962, p.131.

Хамадани А. С.. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм", 1991, с. 32.

Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) с. 90.

Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) с. 88.

Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) стр. 119-120.

Табатабаи М. Х. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) стр. 118.

Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт", Кум (Иран), 1998, с. 65.

Кашифуль-Гита М. Х. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, 1993, с. 35.

Кашифуль-Гита М. Х. "Основы джафаритского масхаба". Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, 1993. 63.

Соколов В. В. Средневековая философия. М., "Высшая школа", 1979, с. 29-30.

Кашифуль-Гита М. Х. Основы джафаритского масхаба. Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, 1993, с. 59.

В частности, в христианской литературе всегда подчеркивается праведность евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Иудейская традиция также всегда подчеркивает порядочность и праведность составителей Масоретского канона и Септуагинты.

Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., «Наука», 1984, глава "Шииты", раздел "Имамиты".

Хамадани. Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига. Баку, "Элм", 1991, с. 56.

Кашифуль-Гита М. Х. Основы джафаритского масхаба. Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, 1993, с. 35.

Кашифуль-Гита М. Х. Основы джафаритского масхаба. Бакинское отделение издательства "Альхуда" Исламской республики Иран, 1993, с. 35.

Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), 1998, с. 85.

Гольдцигер И. Лекции об Исламе. М., "Брокгауз-Ефрон", 1912. Стр. 190.

Например, Хомейни Р. Тозихил-Масаил. Баку, Издание мечети «Таза Пир», с. 1.

Музаффар М. Р. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), 1998, с. 13, 15.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...