Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка функционального состояния человека. 4 группы лиц

 

Оценка функционального состояния пациента основывается на совокупности признаков, характеризующих активность вегетативной нервной системы, резерв адаптации кардиореспираторной системы, эндокринно-метаболических функций, уровень психоэмоционального и психомоторного тонуса, и позволяет выделить 4 группы лиц:

1-я группа - здоровые лица (функциональная норма), характеризуются нормальной картиной крови, наличием вегетативного баланса в покос, умеренным снижением или увеличением тонуса парасимпатической нервной системы в реакции на ортостатическую пробу, трипериодическим переходным процессом, высоким уровнем физического состояния, отсутствием избыточного веса, физиологическими колебаниями параметров кардиореспираторной системы, водно-солевого обмена, отсутствием симптомов дезадаптации в психоэмоциональной сфере; данная реакция может быть охарактеризована как адаптивная.

Лицам, относящимся к этой группе, выдаются рекомендации но режиму труда и отдыха, режиму двигательной активности и питанию. Оздоровительные мероприятия среди людей, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, рекомендуются в форме занятий в группах общефизической подготовки гигиенической и производственной гимнастикой, спортом, мероприятия сформулированы в автоматизированной программе «Контроль-1».

2-я группа - лица с нарушениями вегетативного баланса, характеризуются напряжением в психо-эмоциональной сфере, с высоким уровнем тревожности, нейротизма, повышенной активностью симпатической нервной системы в покое и при проведении активной ортостатической пробы.

Психопрофилактическая помощь лицам, нуждающимся в корректировке индивидуально-психологических особенностей, состоит преимущественно в снятии высокого психо-эмоционального напряжения и связана с дифференцированным применением различных методов психологического воздействия. Выбору психопрофилактического метода способствуют данные психодиагностического исследования, позволяющие дать структурную характеристику особенностей личности. С этой целью используются тесты Айзенка, Спилбергера-Ханина, Кеттелл, СМОЛ в сочетании с психо-физиологическими методами но определению свойств нервной системы и сенсорно-моторных реакций.

3-я группа - лица со сниженным резервом адаптации, характеризуются бипериодическим переходным процессом в ортопробе, избыточной массой тела, гиперхолестеринемией, низким уровнем физической активности; возможны нарушения вегетативного баланса, патологические стереотипы поведения, гемодинамические сдвиги, предрасположенность к хронической патологии вегетативных систем. Профилактические и оздоровительные мероприятия среди лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие, проводятся в виде занятий лечебной физкультурой. В кабинете психологической коррекции обследуемые обучаются саморегуляции, подвергаются воздействию музыкотерапии, гипноза, фитотерапии, у-шу, йоги. Данной группе показан комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий в условиях санаториев-профилакториев.

Вторая и третья группы характеризуют компенсаторный тип адаптивной реакции.

4-я группа - лица в состоянии «критического напряжения» со срывом адаптации, вероятными органическими изменениями функций сердечно-сосудистой (гипертоническая болезнь, ИБС), эндокринной, кроветворной, выделительной систем, желудочно-кишечного тракта либо сочетающимися нарушениями различных психосоматических функций. Эти лица дополнительно обследуются в биохимической лаборатории но показателям гормонального статуса, иммунологическим параметрам, липидному и углеводному составу крови, подвергаются специальному морфометрическому анализу и обследованию но программе «АСОРС» для выявления специфических симптомокомплексов. Пациенты получают направление в поликлинику либо в стационар для углубленного обследования «факторов риска» у врачей-специалистов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В.П. Казначеев считает, что, поскольку любой труд связан с утомлением, переутомлением, стрессом, возможным предрасположением к патологии или даже с началом болезни, следует затраты человеческого потенциала на единицу произведенной продукции охарактеризовать как человекоемкость национальной экономики. Чем выше культура общества, уровень образования, валеологические познания, тем меньше показатель человекопотребления, человекоемкости. Кто сегодня контролирует эту сторону проблемы? Кто оценивает, в какой мере полученное вознаграждение за труд во всех его формах компенсирует человекозатраты? Кто определяет перечень учебных дисциплин, практических навыков, ценностных ориентации, которые потребуются завтра новому поколению? Без ответа на эти вопросы проблема валеологического благополучия общества не может быть решена.

Становится все более очевидным, что сохранение здоровья этноса, нации, народности, населения и его крупных таксонов - задача, выходящая за компетенцию института здравоохранения, гигиены, профилактической медицины, что для ее решения требуется привлечение фундаментальных знаний и практического опыта в области обществоведения, культуры, этнологии, социальной психологии, истории, геополитики.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...