Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слайд 10 Места Евангелия за свободу воли




Переходим к книгам Нового Завета, чтобы и там отследить цитаты, говорящие о том, что не за все наши дела ответственность несет Бог.

Первое место, рассматриваемое Эразмом, из Евангелия. Это место, где Христос оплакивает Иерусалим, говоря:

«Иерусалим, ты, который убиваешь пророков и забрасываешь камнями тех, которые посланы к тебе! Сколько раз хотел собрать я тебя, как курица собирает своих птенцов, под крылья свои, а ты не захотел?» (Мф. 23, 37).

Эразм говорит, что это высказывание Христа не имело бы смысла, если бы все происходило по необходимости.

В 1 послании к Тимофею, 6 глава:

«Борись в доброй борьбе веры, лови жизнь вечную!» (1 Тим. 6, 12).

Понятно, что где есть борьба, там есть и усилие воли, есть решение бороться. Промедлишь – потеряешь награду, так надо заставить себя не медлить! И здесь нет места чистой необходимости.

 

Места за несвободу

Но исследование было бы односторонним и неполным, если бы Эразм не рассмотрел аргументы другой стороны. И вторая часть его работы посвящена местам Библии, которые могут быть истолкованы в пользу лютеранского учения. Особенно он выделяет несколько наиболее спорных мест, где, кажется, яснее всего показано, что свободной воли в человеке нет.

 

Реакция Лютера

Во-первых, Диатриба приводит бесчисленные места из Писания в защиту свободной воли, будто это очень страшное войско. (Приверженцев свободной воли, ее мучеников, всех святых — мужчин и женщин — она называет отважными, а всех, кто против свободной воли, она зовет боязливыми и робкими, лжецами и грешниками.) После этого она выдумывает, что число мест против свободной воли ничтожно мало. стр. 284


Слайд 11 Места библии за несвободу воли

Исава и Иаков

Бытие

25:23. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем,

и два различных народа произойдут из утробы

твоей; один народ сделается сильнее другого, и

больший будет служить меньшему.

Эразм

Здесь, говорит Эразм, речь идет об обстановке земной жизни того и другого, а шансы на достижение вечного блаженства у обоих все-таки равны. Ни один из них заранее не лишен вечного спасения.

Лютер

Итак, Диатриба нашла здесь новый способ поиздеваться над очевиднейшими местами. И вот какой: она решила придать переносный смысл простейшим и очевиднейшим из них. Наподобие того, как выше, выступая за свободную волю, она высмеяла в законе все глаголы в повелительном и сослагательном наклонении, добавив к ним выводы и измыслив сравнения, так и теперь, собираясь действовать против нас, все слова обетования и божественного утверждения при помощи изобретенного ею тропа.

15-я глава

Пятнадцатая главу Евангелия от Иоанна,

«Без Меня вы ничего не можете делать» (Ин. 15, 5).

Эразм указывает, что и здесь можно понимать по-разному. Если доводить мысль Лютера до ее конца, получится, что без Христа мы и грешить не можем. Однако сам Лютер, в начале своего «Утверждения», предполагает, что свободная воля грешить может и без благодати.

Лютер

Я тоже хвалю замечательного защитника свободной воли, который, как это было показано, своими толкованиями учит приспосабливать свидетельства Писания так, что они действительно выступают за свободу воли, т. е. достигают не того, чего должны были достигнуть, а того, что нам подходит.стр 337

 

 


Слайд 12 Третья часть диатрибы

 

Эразм последовательно отвечает Лютеру на каждый его аргумент от Писания, растолковывая данное Лютером место иначе. Например, про десятую главу из Иеремии, где говорится:

«Знаю, Господи, что и не в воле человека путь его…» (Иер. 10, 23),

он объясняет, что эти слова свидетельствуют не о свободной воле, а об исходе радостных или печальных дел. То есть, Эразм обращает внимание не на слова, а на контекст, в котором они сказаны.

 

Эразм приводит текст, который прямо говорит против Лютера:

«Открой Господу дела твои, и Он направит твои помышления» (см.: Притч. 3, 6).

«Твои дела» и «твои помышления» не имели бы места, если бы Бог творил в нас и доброе, и злое.

 

Бог, конечно, может как угодно манипулировать человеком, Его всемогуществу это доступно, но, как правило, наша воля остается свободной.

 

Лютер

На третью часть Диатрибы, направленную конкретно против аргументов Лютера, ответ тот же: «Оставим, однако, все эти забавы Диатрибе, которая все время дает понять, что Писания для нее - побасенки. Нам нет дела до того, что тут мелет Иероним; известно, что он ничего не доказывает»

 

 


Слайд 13 Заключительная часть Диатрибы

Эразм повторяет, что не стоит «с нечестивой дерзостью судить о решениях Божиих, которые для человека неисследимы».

Лучшее решение – умеренность в суждениях. Надо принять, что какое-то доброе дело все же существует, но человек не должен им гордиться. Если и есть какая-то заслуга у человека, а необходимо принять, что она есть, то ею он обязан Богу. И так будут удовлетворены все стороны.

В конце своей работы Эразм смиренно говорит, что он не берет на себя роль судьи, что его дело маленькое – он только дает пищу для размышлений, но сохранив добросовестность и непредвзятость рассуждения.

«Я сопоставил. Пусть другие вынесут решение».

 

Лютер

В конце Лютер присовокупляет выражения глубокого почтения Эразму, хваля его на все лады, не забывая при этом и издеваться:

«Если ты и не способен исследовать это дело иначе, чем ты сделал это в своей Диатрибе, то мне все-таки очень хотелось бы, чтобы ты, довольствуясь своим даром, изучал науки и языки, занимался ими и преуспевал в них, что ты и делал до сих пор с великой пользой и славой. Этим своим занятием ты немало послужил и мне, за что, признаюсь, я тебе премного обязан и, конечно, почитаю тебя и от чистого сердца восхищаюсь тобой»

«Вот я в этой книге не сопоставлял мнения, а утверждал и утверждаю и не хочу, чтобы кто-нибудь принимал решение, но советую всем покориться. Господь же - это Его дело - просветит тебя и сделает из тебя сосуд для почести и славы. Аминь»

По концовке видно, что вся книга написана Лютером как послание Эразму, и по стилю может быть характеризована как личное письмо.


Выводы:

Предметом спора стал центральный вопрос новой интерпретации христианства, - вопрос о сфере компетенции человека, о ресурсе его возможностей в ориентации на вечную перспективу. Иными словами, вопрос о возможности человеческой свободы. Таким образом повод для спора - посягательство на человеческую свободу - и сам предмет спора - свободен ли человек в своих главных и наиболее ответственных побуждениях - совпали.

Одна из проблем при сравнении их точек зрения – частое использование ими разных мест из Писания для обоснований своих точек зрения. Спор был бы намного более состоятелен и интересн, если бы Эразм и Лютер последовательно разбирали бы Писание, не делая пропусков по каким-бы то ни было причинам.

Завершенности же в этом вопросе до сих пор никому добиться не удалось, и эта тема будет много раз еще подниматься в философских трактатах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...