Характеристика методов воспитания
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СИСТЕМА ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ.
1. Методы воспитания. 2. Формы воспитания.
Методы воспитания.
Понятие о методах воспитания Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т. д. — словом, тогда они, педагоги, думают о методах воспитания. Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. В науке, кроме методов воспитания, имеется еще ряд понятий, характеризующих организационно-процессуальную часть воспитания, а именно: приём воспитания, средства, формы воспитания, а также технология воспитания и техника, точнее, педагогическая техника. Все эти понятия не слишком хорошо различимы в педагогической науке, тем не менее мы должны представлять границы между ними. Прием воспитания обычно характеризуют как составную часть метода, подчиненную ему, входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации. Например, можно создать эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы с учениками; перейти на «вы» с учеником и назвать его полным именем с фамилией, когда надо сделать строгое замечание.
Классификация методов воспитания Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию.
1) Условно выделяют группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. – Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. – Методы косвенного педагогического влияния — создание такой ситуации в организации деятельности; в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
2) Методы можно квалифицировать на основе структуры личности: – методы формирования сознания (рассказ, беседа, показ); – методы формирования поведения (упражнения, тренировка, самоуправление и др.); – методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.).
3) Очень распространенной является классификация, предложенная Г.И. Щукиной, на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания: – методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример), – методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации), – методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Характеристика методов воспитания
А. Методы формирования сознания. Эти методы и по названиям и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная их функция — просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно- мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент, источник убеждения — слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует от воспитателя высокой культуры и профессионального мастерства.
Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение учащихся, молодежи к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача — информировать и интериоризовать, донести до сознания — делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Рассказ — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков. Рассказ вызывает положительные чувства, учит сопереживанию, раскрывает содержание той или иной нормы, представляет положительный или ярко отрицательный образ героя: трус, лгун, зазнайка, невежа или герой, честный, мужественный. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок. Проводимые беседы с целью формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге, нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т.п., носят название этических бесед. Лекция — последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Цель лекции — убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Как правило, диспуты готовят заранее: предлагают тему, готовят одного—двух воспитанников, которые начнут диспут, высказав различные позиции и аргументировав их, и будут его вести. Условия проведения диспута: тактичность всех выступающих, запрет перехода на личности и выяснение отношений, доверительная обстановка, аргументированность и убедительность суждений воспитателя, отсутствие в конце какого-либо единого решения, не лидирующая внешне позиция воспитателя. Он должен участвовать в диспуте как равный (внешне), который, как и все, высказывает свою точку зрения. Ведут диспут сами ученики. Пример — метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Пример опирается на склонности детей к подражанию. Следуя идеалу, примеру, достойному подражания, сложившимся нормам, ребенок часто сам изменяет свое поведение и регулирует свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В детской литературе для дошкольников и младших школьников есть условно-отрицательные герои, такие, как Пеппи — Длинный Чулок, Незнайка, Буратино и др. — озорные, непослушные обаятельные человечки. В них ярко показаны все особенности поведения детей, но без назиданий, нотаций и унижений, весело и с юмором. Дети видят себя в этом зеркалеи учатся не быть на них похожими, когда они совершают неважные поступки, и брать с них пример в-: положительных ситуациях. И.С. Кон считал, что примеры пристают или не пристают не потому, что они хороши или плохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, особенностям жизненной ситуации, в которой он находится. Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.
Б. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Упражнение — многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения. В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика. Приучение — интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка. Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество, это часто сопровождается жесткими требованиями. На таком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием. Навыки и привычки — устойчивые качества личности — результаты упражнений. К.С. Станиславский говорил, что упражнение делает мастера. Эти качества в жизни человека играют важную роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Привычки, по его мнению, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые навыки и привычки во всех противоречивых жизненных ситуациях: Чтобы сформировать их, надо начинать соответствующие упражнения с раннего возраста. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, сдерживает свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общений-— качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках. Правила применения упражнений: воспитанники должны понимать сущность и значение формируемого качества или привычки; вырабатываемая норма должна выражаться предельно кратко и доступно; предъявляемых одновременно требований должно быть немного, но они все доводятся до конца; терпение и выдержка при выработке привычек, формирование навыков самоконтроля и самооценки,
Поручение — передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него. Поручение очень распространенный и при правильном использовании продуктивный метод выработки определенных деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности. В деятельности детского коллектива могут использоваться разнообразные виды поручений: по времени — кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости — сменяемые и постоянные, по содержанию — организационные, учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые, шефские и т.д. Методика поручения: учащимся следует объяснять общественную значимость и ценность поручаемого задания; обучать выполнению порученного дела, показывая образцы действий и сообщая критерии оценки его результатов; учитывать склонности, интересы и возможности воспитанника, чаще использовать принцип добровольности и поощрения инициативы в принятии ответственности за какое-то дело и творческое его выполнение; оказание помощи в этом; контроль за процессом; гласная оценка выполнения дела. Воспитывающие ситуации— это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Это могут быть проблемы нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации. Когда в этой ситуации у ребенка возникает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения в ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Можно выделить ситуации недолговременные: выбери способ действия и поступи, или длительные: шефство — успех — дружба, доверие — успех — изменение положения в коллективе и т.п. Дисциплинированность воспитанников — один из главных и социально желаемых результатов использования данной группы методов. Без сознательной дисциплины любое учебно-воспитательное взаимодействие обречено на провал. Дисциплина является качественной характеристикой порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающей соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям. Она — важнейший компонент культуры человека. Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям и общественным установлениям (О.С. Газман). По словам П.Ф. Каптерева, привести в гармонию интересы отдельных учащихся, учителя и всего школьного общества и тем создать основу для дружной совместной работы всех — вот к чему должна стремиться дисциплина. Приучение к дисциплине не должно быть самоцелью деятельности воспитателя, это, как считал А.С. Макаренко, — «продукт всей суммы воспитательного воздействия». Она должна формироваться на основе уважения и самоуважения личности. Условием зарождения индивидуальной дисциплинированности воспитанников является совместная коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, команды и заключение своеобразного общественного договора по их выполнению. Этот прием очень широко практикуется в авторской школе В.А. Караковского. Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей. По форме предъявления различаются непосредственные и опосредованные требования. Непосредственные — это требования, предъявляемые воспитателем воспитаннику без посредников, напрямую (воспитатель — воспитанник). Непосредственное требование может быть прямым и косвенным. Опосредованные — это требования воспитателя, предъявляемые через актив (группу класса, принявшую и поддерживающую требования воспитателя) или общественное мнение (требование, поддерживаемое всем классом (группой, отрядом) или большей его частью). Их можно выразить формулой: воспитатель — актив или большинство класса — воспитанник. Прямое требование — приказ, запрет, указание. Для него характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется такое требование решительным тоном, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Прямое требование наиболее эффективно, если степень авторитетности воспитателя еще не определилась, так как он только начал работать с данным детским коллективом или конкретным воспитанником, или если стимулируемая деятельность незнакома и только осваивается. Прямое требование формулируется четко, произносится спокойным и уверенным тоном. Оно должно быть по возможности позитивным (предписывать, а не запрещать) и инструктивным (раскрывать цель и способ выполнения действия). Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия/недоверия, условие и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников, отношение к педагогу или сверстникам. В косвенном требовании психологически меньше принуждения, есть возможность выбора решения самим воспитанником. Требование-доверие. Между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон: «Я считаю тебя достаточно взрослым (серьезным, разумным, смелым и т.п.), поэтому верю (доверяю, считаю), что ты примешь правильное решение». В отношении упрямых, честолюбивых и самолюбивых воспитанников иногда бывает уместно требование-недоверие: «Я хотел бы, чтобы ты это сделал, но вряд ли ты справишься с этим делом». Но этим нельзя злоупотреблять. Ни в коем случае не следует в такой форме предъявлять требования к неуверенному в себе, постоянно сомневающемуся в успешности своих действий ребенку. В отношении таких детей чаще надо использовать доверие и поддержку: «Да никто лучше тебя это сделать не сможет». Требование-совет. Оно заключается в обращении к сознанию воспитанника, убеждении его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, если воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит. Звучит это, как правило, так: «Я тебе советовал бы... но ты вправе решить все сам». Требование-условие. Это широко используемый вид требования: «Если ты сделаешь (скажешь, сходишь и т.п.), то я сделаю... или ты получишь...» Такое требование эффективно, если воспитанник имеет сильную заинтересованность в соответствующих действиях педагога, но нередко оно приобретает характер откровенного торга (как со стороны воспитателя, так и со стороны воспитанника). Требование-просьба. Просьба в хорошо организованном коллективе становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на установлении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения: «Я могу тебя попросить...» Требование-намек. Используется, когда воспитатель в силу определенных причин не хочет обращаться к воспитаннику лично, но стремится побудить именно его на совершение требуемого поступка: «У нас в классе есть человек, лучше которого это никто не сделает». К основным качествам педагогического требования относятся: целесообразность, принципиальность, справедливость, доступность и посильность, определенность и однозначность, тактичность, твердость, доведенность до конца, гласность, постоянство, опора на мнение детского коллектива, последовательность. К. С. Станиславский писал, что при проведении своих требований... надо прежде всего быть терпеливым, выдержанным, твердым и спокойным. Необходимо хорошо знать то, что требуешь, и ясно сознавать трудности и время для их преодоления... Надо верить в то, что каждый человек в глубине души желает хорошего, но ему что-то мешает. Трудное должно стать привычным, привычное — легким, а легкое — красивым. Реакция воспитанников на требования может быть положительной, отрицательной или нейтральной (безразличной). Прямые приказания большей частью негативны, так как часто вызывают отрицательную реакцию. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Осуждение может присутствовать в арсенале педагогических требований, и воспитатель должен показывать и четко объяснять воспитаннику, когда ему не нравятся его поступки. А вот угроза может быть эффективна только в тех случаях, когда воспитатель хочет предупредить какие-то очень серьезные последствия поступков воспитанника: «Если ты так сделаешь, то причинишь огромный вред родителям (однокласснику и др.)». Но это скорее требование-предупреждение, не направленное против самого воспитанника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|