Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика методов воспитания




СИСТЕМА ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ.

 

1. Методы воспитания.

2. Формы воспитания.

 

Методы воспитания.

 

Понятие о методах воспитания

Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагоги­ческие проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как посту­пить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответствен­ными, трудолюбивыми и т. д. — словом, тогда они, педагоги, думают о ме­тодах воспитания.

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на реше­ние задач воспитания.

В науке, кроме методов воспитания, имеется еще ряд понятий, характеризующих организационно-процессуальную часть воспитания, а именно: приём воспитания, средства, формы воспитания, а также технология воспи­тания и техника, точнее, педагогическая техника. Все эти понятия не слишком хорошо различимы в педагогической науке, тем не менее мы должны представлять границы между ними.

Прием воспитания обычно характеризуют как составную часть метода, подчиненную ему, входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации.

Например, можно со­здать эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы с учениками; перейти на «вы» с учеником и назвать его полным именем с фамилией, когда надо сделать строгое замечание.

 

Классификация методов воспитания

Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго науч­ной классификации методов по какому-то одному основанию.

1) Условно выделяют группы методов прямого и косвенного педагоги­ческого влияния.

– Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответству­ющие действия, направленные на самовоспитание.

– Методы косвенного педагогического влияния — создание такой ситуации в организации де­ятельности; в которой у ребенка формируется соответствующая уста­новка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

 

2) Методы можно квалифицировать на основе структуры личности:

– методы формирования сознания (рассказ, беседа, показ);

– методы фор­мирования поведения (упражнения, тренировка, самоуправление и др.);

– методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.).

 

3) Очень распространенной является классификация, предложенная Г.И. Щукиной, на основе объединения целевой, процессу­альной и содержательной сторон методов воспитания:

– методы форми­рования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример),

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации),

методы стиму­лирования (соревнование, поощрение, наказание).

 

Характеристика методов воспитания

 

А. Методы формирования сознания.

Эти методы и по названиям и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная их функция — просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они глав­ным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно- мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент, источник убеждения — слово, сообщение, инфор­мация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует от воспитателя высокой культуры и профессионального мастерства.

Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение учащихся, молодежи к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта зада­ча — информировать и интериоризовать, донести до сознания — делает ме­тод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру, бе­зоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, дис­пут, пример, внушение.

Рассказ — небольшое по объему связное изложение (в пове­ствовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков.

Рассказ вызывает положительные чувства, учит сопереживанию, раскрывает содержание той или иной нормы, представляет положи­тельный или ярко отрицательный образ героя: трус, лгун, зазнайка, невежа или герой, честный, мужественный.

Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспи­танников к обсуждению и анализу поступков и выработки соб­ственных оценок.

Проводимые беседы с целью формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге, нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т.п., носят название этических бесед.

Лекция — последовательное монологическое изложение сис­темы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Цель лекции — убедить в справедливости излагаемых идей, пред­ложить систему аргументированных понятий и суждений.

Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитан­ников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Как правило, диспуты готовят заранее: предлагают тему, готовят одного—двух воспитанников, которые начнут диспут, высказав различ­ные позиции и аргументировав их, и будут его вести. Условия проведения диспута: тактичность всех выступающих, запрет перехода на личности и выяснение отношений, доверительная обстановка, аргументирован­ность и убедительность суждений воспитателя, отсутствие в конце како­го-либо единого решения, не лидирующая внешне позиция воспитателя. Он должен участвовать в диспуте как равный (внешне), который, как и все, высказывает свою точку зрения. Ведут диспут сами ученики.

Пример — метод, заключающийся в том, чтобы на кон­кретных убедительных образцах проиллюстрировать личност­ный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности.

Пример опирается на склонности детей к подражанию. Следуя идеалу, примеру, достойному подражания, сложившимся нормам, ре­бенок часто сам изменяет свое поведение и регулирует свои поступ­ки, что можно назвать саморегулированием. В детской литературе для дошкольников и младших школьников есть условно-отрицатель­ные герои, такие, как Пеппи — Длинный Чулок, Незнайка, Буратино и др. — озорные, непослушные обаятельные человечки. В них ярко показаны все особенности поведения детей, но без назиданий, нота­ций и унижений, весело и с юмором. Дети видят себя в этом зеркалеи учатся не быть на них похожими, когда они совершают неважные поступки, и брать с них пример в-: положительных ситуациях. И.С. Кон считал, что примеры пристают или не пристают не потому, что они хороши или плохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, особен­ностям жизненной ситуации, в которой он находится.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональ­ных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при из­вестном доверии к внушающему.

В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положитель­ные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элемен­ты психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.

 

Б. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, обще­ственное мнение, воспитывающие ситуации.

Упражнение — многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения.

В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика.

Приучение — интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка.

Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на вы­соком уровне сформировать необходимое качество, это часто сопро­вождается жесткими требованиями. На таком приучении основыва­ются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Навыки и привычки — устойчивые качества личности — резуль­таты упражнений. К.С. Станиславский говорил, что упражнение де­лает мастера. Эти качества в жизни человека играют важную роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, от­мечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну сту­пень в своем развитии. Привычки, по его мнению, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Использование упражнения признается успеш­ным, когда воспитанник проявляет устойчивые навыки и привычки во всех противоречивых жизненных ситуациях: Чтобы сформиро­вать их, надо начинать соответствующие упражнения с раннего воз­раста. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, сдерживает свои желания, если они мешают выполнять определен­ные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оцени­вает с позиций других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, ор­ганизованность, дисциплина, культура общений-— качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Правила применения упражнений: воспитанники должны пони­мать сущность и значение формируемого качества или привычки; вы­рабатываемая норма должна выражаться предельно кратко и доступ­но; предъявляемых одновременно требований должно быть немного, но они все доводятся до конца; терпение и выдержка при выработке привычек, формирование навыков самоконтроля и самооценки,

Поручение — передача воспитаннику определенных функ­ций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него. Поручение очень распространенный и при правильном ис­пользовании продуктивный метод выработки определенных деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности. В деятельности детского коллектива могут использоваться разнооб­разные виды поручений: по времени — кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости — сменяемые и постоянные, по содер­жанию — организационные, учебные, трудовые, спортивные, культур­но-массовые, шефские и т.д.

Методика поручения: учащимся следует объяснять обществен­ную значимость и ценность поручаемого задания; обучать выполне­нию порученного дела, показывая образцы действий и сообщая кри­терии оценки его результатов; учитывать склонности, интересы и возможности воспитанника, чаще использовать принцип доброволь­ности и поощрения инициативы в принятии ответственности за ка­кое-то дело и творческое его выполнение; оказание помощи в этом; контроль за процессом; гласная оценка выполнения дела.

Воспитывающие ситуации— это те ситуации, в про­цессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Это могут быть проблемы нравственного выбора, способа органи­зации деятельности, выбора социальной роли и др.

Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации. Когда в этой ситуации у ребенка возникает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовос­питания. В процессе включения в ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в со­циальную среду.

Можно выделить ситуации недолговременные: выбери способ действия и поступи, или длительные: шефство — успех — дружба, до­верие — успех — изменение положения в коллективе и т.п.

Дисциплинированность воспитанников — один из главных и соци­ально желаемых результатов использования данной группы методов. Без сознательной дисциплины любое учебно-воспитательное взаи­модействие обречено на провал.

Дисциплина является качественной характеристикой порядка, ор­ганизованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающей соответствие их поведения сложившимся в об­ществе нормам права, морали или уставным требованиям. Она — важнейший компонент культуры человека.

Дисциплинированность — качество личности, включающее выдер­жанность, внутреннюю организованность, ответственность, готов­ность и привычку подчиняться собственным целям и общественным установлениям (О.С. Газман). По словам П.Ф. Каптерева, привести в гармонию интересы отдельных учащихся, учителя и всего школьного общества и тем создать основу для дружной совместной работы всех — вот к чему должна стремиться дисциплина. Приучение к дис­циплине не должно быть самоцелью деятельности воспитателя, это, как считал А.С. Макаренко, — «продукт всей суммы воспитательного воздействия». Она должна формироваться на основе уважения и са­моуважения личности. Условием зарождения индивидуальной дис­циплинированности воспитанников является совместная коллектив­ная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, команды и заключение своеобразного общественного договора по их выполнению. Этот прием очень широко практикуется в авторской школе В.А. Караковского.

Требование — педагогическое воздействие на сознание вос­питанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности.

Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей. По форме предъявления различаются непосредственные и опосредо­ванные требования. Непосредственные — это требования, предъявляемые воспитателем воспитаннику без посредников, напрямую (воспитатель — воспитанник). Непосредственное тре­бование может быть прямым и косвенным. Опосредован­ные — это требования воспитателя, предъявляемые через ак­тив (группу класса, принявшую и поддерживающую требования воспитателя) или общественное мнение (требование, поддерживае­мое всем классом (группой, отрядом) или большей его частью). Их можно выразить формулой: воспитатель — актив или большинство класса — воспитанник.

Прямое требование — приказ, запрет, указание. Для него характер­ны императивность, определенность, конкретность, точность, понят­ные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется такое требование решительным тоном, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интона­цией, силой голоса, мимикой. Прямое требование наиболее эффектив­но, если степень авторитетности воспитателя еще не определилась, так как он только начал работать с данным детским коллективом или кон­кретным воспитанником, или если стимулируемая деятельность не­знакома и только осваивается. Прямое требование формулируется чет­ко, произносится спокойным и уверенным тоном. Оно должно быть по возможности позитивным (предписывать, а не запрещать) и инструк­тивным (раскрывать цель и способ выполнения действия).

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение дове­рия/недоверия, условие и т.д.) отличается от прямого тем, что сти­мулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников, отношение к педагогу или сверстникам. В косвенном требовании психологически меньше принуждения, есть возможность выбора решения самим воспитанником.

Требование-доверие. Между воспитанниками и педагогами склады­ваются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон: «Я считаю тебя достаточно взрослым (серьезным, разумным, смелым и т.п.), поэтому верю (дове­ряю, считаю), что ты примешь правильное решение».

В отношении уп­рямых, честолюбивых и самолюбивых воспитанников иногда бывает уместно требование-недоверие: «Я хотел бы, чтобы ты это сделал, но вряд ли ты справишься с этим делом». Но этим нельзя злоупотреблять. Ни в коем случае не следует в такой форме предъявлять требования к неуверенному в себе, постоянно сомневающемуся в успешности своих действий ребенку. В отношении таких детей чаще надо использовать доверие и поддержку: «Да никто лучше тебя это сделать не сможет».

Требование-совет. Оно заключается в обращении к сознанию воспи­танника, убеждении его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, если воспитан­ник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авто­ритет которого признан и мнением которого он дорожит. Звучит это, как правило, так: «Я тебе советовал бы... но ты вправе решить все сам».

Требование-условие. Это широко используемый вид требования: «Если ты сделаешь (скажешь, сходишь и т.п.), то я сделаю... или ты получишь...» Такое требование эффективно, если воспитанник име­ет сильную заинтересованность в соответствующих действиях педа­гога, но нередко оно приобретает характер откровенного торга (как со стороны воспитателя, так и со стороны воспитанника). Требование-просьба. Просьба в хорошо организованном коллективе становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на установлении товарищеских отношений между педаго­гами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудниче­ства, взаимного доверия и уважения: «Я могу тебя попросить...»

Требование-намек. Используется, когда воспитатель в силу опре­деленных причин не хочет обращаться к воспитаннику лично, но стремится побудить именно его на совершение требуемого поступка: «У нас в классе есть человек, лучше которого это никто не сделает».

К основным качествам педагогического требования относятся: целесообразность, принципиальность, справедливость, доступность и посильность, определенность и однозначность, тактичность, твер­дость, доведенность до конца, гласность, постоянство, опора на мне­ние детского коллектива, последовательность.

К. С. Станиславский писал, что при проведении своих требований... надо прежде всего быть терпеливым, выдержанным, твердым и спокойным. Необходимо хорошо знать то, что требуешь, и ясно сознавать трудности и вре­мя для их преодоления... Надо верить в то, что каждый человек в глубине души желает хорошего, но ему что-то мешает. Трудное должно стать привычным, привычное — легким, а легкое — красивым.

Реакция воспитанников на требования может быть положительной, отрицательной или нейтральной (безразличной). Прямые приказания большей частью негативны, так как часто вызывают отрицательную ре­акцию. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Осуждение может присутствовать в арсенале педагогических требований, и воспитатель должен показывать и четко объяснять вос­питаннику, когда ему не нравятся его поступки. А вот угроза может быть эффективна только в тех случаях, когда воспитатель хочет преду­предить какие-то очень серьезные последствия поступков воспитанни­ка: «Если ты так сделаешь, то причинишь огромный вред родителям (однокласснику и др.)». Но это скорее требование-предупреждение, не направленное против самого воспитанника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...