Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Методы стимулирования поведения и деятельности.




Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к соци­ально одобряемому поведению или к торможению, сдерживанию нежела­тельного поступка. Побудителем к поступку и средством закрепления при­вычки выступает поощрение, т. е. одобрение. Сдерживающим средством является наказание, осуждение поступка воспитуемого. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Че­ловеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения вос­питанников с помощью его оценки.

Поощрение — стимулирование положительных проявле­ний личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

Поощрение имеет воспитательный эффект, если оно ценно и зна­чимо для самого воспитанника и поддерживается общественным мне­нием. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Его дейст­вие вызывает позитивные эмоции, вселяет уверенность. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следст­вием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы оно не про­тивопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно долж­но быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого, меру вложенных усилий. Применяя этот метод, следует соблюдать меру и осторожность, не хва­лить за то, что дано от природы (ум, здоровье, красота), за то, что не требовало больших усилий; дважды за одно и то же, из жалости, стремления угодить ребенку, понравиться ему.

Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награжде­ние, предоставление почетных прав, материальное вознаграждение и т.п. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщатель­ной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вред воспитанию. В то же время недостаток по­ощрений может вызвать у ученика потерю веры в себя, а захвалива­ние привести к зазнайству.

Наказание — торможение негативных проявлений лично­сти с помощью отрицательной оценки ее поступков, порожде­ние чувства вины, стыда и раскаяния.

Если после наказания воспитанник испытывает обиду на воспитате­ля — наказание применено несправедливо или технологично неправильно.

Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удо­вольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.

Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действо­вать назло воспитателю. С другой — отсутствие наказаний или их из­лишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непо­слушанию, снижению авторитета воспитателя, а злоупотребление ими — к конфликтам и ожесточению отдельных воспитанников или отдельных групп. А.С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова. Сам он часто использовал так называемое отсроченное наказание: воспитан­ник совершил проступок и понимает свою вину, а воспитатель предла­гает встретиться по этому поводу лишь через день. В этой связи мож­но вспомнить слова М, Монтеня: кто ждет наказания, тот несет его.

Наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство учени­ка, оно должно быть справедливым, тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в этом случае исправить значительно труднее, чем в любом другом, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надо сле­довать правилу: за один проступок — одно наказание, а не серия, как ча­сто встречается в педагогической практике. Метод наказания очень ин­дивидуален: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Например, ребенок — драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищая младшего (оскорбленное собст­венное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, поскольку в таком коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзя это делать в состоянии гнева, раздражения, аффекта: «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных — доброта».

П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так ве­лика, что с ним не может сравниться никакое наказание.

Детский психотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода вос­питания давал следующие рекомендации:

— наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;

— если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказы­вайте;

— за один раз — одно наказание; наказание — не за счет награды;

— срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

— ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);

— нельзя унижать;

наказан — прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему, ни себе. Еще ряд правил: редкое применение, слабые меры, запрет физиче­ских наказаний, наказывать на фоне положительной оценки личнос­ти, не напоминать о наказании.

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мо­тив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Метод естественных последствий — немедленная ликвидация последствий неорганизованных поступков детей, ло­гика которой бывает предельно ясной, а требования выступают как вполне справедливые. Этот метод можно рассматривать как вари­ант наказания. Последствия логически вытекают из поступков школь­ников: насорил — убери, нагрубил — извинись, сломал — отремонти­руй. Он применяется тогда, когда виновник случившегося очевиден.

Надо подчеркнуть, что любое наказание должно быть вспомога­тельным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.

Соревнование — метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участ­ник стремится максимально проявить свои способности и до­биться лучших результатов по сравнению с другими.

Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспо­собной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ре­бенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобре­тает новый социальный статус. Оно вызывает не только активность вос­питанника, но и формирует у него способность к самоактуализации. Школьник учится реализовать себя в различных видах деятельности.

Еще А.И. Герцен писал, что учение шло плохо, без соревнования, без поощрений и одобрений.

Формы соревнования: конкурсы, викторины, фестивали, смотры, олимпиады» спартакиады, выставки.

Условия проведения соревнования: привлекательность дела, в кото­ром соревнуются, гласность, конкретность условий, взаимопомощь, инициатива, сопоставимость результатов (сравнивать следует по оди­наковым видам деятельности). В условия соревнований не включает­ся благотворительная, гуманная деятельность воспитанников.

 

В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессив­ных действиях.

 

Следует сказать, что любой метод воспитания тесно связан со всей воспитательной системой образовательного учреждения, что нет каких-то особых, уникальных, «волшебных» методов, которые решают все проблемы.

 

Выбор методов воспитания зависит от следующих факторов:

цели воспитания;

— содержания и закономерностей воспитания;

— ведущего типа деятельности для данного возраста воспитанни­ков;

— сравнительных возможностей различных методов и приемов воспитания;

— возрастных особенностей воспитанников;

— индивидуальных и половых особенностей;

— воспитательных задач и условий их решения;

— уровня воспитанности и мотивации поведения.

Определяющие условия:

индивидуальные личностные особенности учителя;

— индивидуальный стиль его педагогической деятельности;

— уровень его профессиональной компетентности.

 

Формы воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...