Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Во многих зарубежных странах аналогичный институт народного защитника (омбудсмена) в различных модификациях существует уже в течение длительного времени. В России же его создание находится на начальном этапе. Необходимость учреждения парламентского уполномоченного по правам человека закреплялась в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Соответствующие нормы об этом институте были включены в Конституцию 1978 года, а затем в Конституцию 1993 года. Однако Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», определяющий порядок назначения и освобождения Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности, был принят Государственной Думой только 25 декабря 1996 г., одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 г. и подписан Президентом 26 февраля 1997 г.* Как Конституция, так и названный Закон не воспроизвели наименование «парламентский уполномоченный» и положение о подотчетности его законодательному органу.
*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы. Высокий статус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществления этих действий. В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы. Этим обеспечивается учет мнений различных властных и общественно-политических структур, отбор достаточно репрезентативной кандидатуры, по которой достигнут высокий уровень согласия депутатов, представляющих те или иные фракции.
Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданство Российской Федерации; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд. Институт Уполномоченного учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Направления деятельности Уполномоченного разносторонни. Установленными Федеральным конституционным законом средствами он способствует: 1) восстановлению нарушенных прав; 2) совершенствованию: законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; 3) развитию международного сотрудничества в области прав человека; 4) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Правовой статус Уполномоченного характеризуется следующими чертами. 1. При осуществлении своих функций Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к Уполномоченному, воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет установлению законодательством ответственность.
2. Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. 3. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. 4. В течение всего пятилетнего срока его полномочий, Уполномоченный обладает неприкосновенностью, содержание которой конкретизировано в Федеральном конституционном законе и не отличается от содержания депутатской неприкосновенности. Для применения к Уполномоченному предусмотренных в названном Законе мер принудительного воздействия требуется согласие Государственной Думы. 5. Уполномоченный не наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматриваемый Закон устанавливает широкий круг обязанностей названных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, проведение по поручению Уполномоченного определенных действий, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.). Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. 6. Уполномоченный и создаваемый для обеспечения его деятельности рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации. Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой.
7. Закон устанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой. Безусловное освобождение от должности следует в случаях, если Уполномоченный нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием другой указанной в ст. 1 Федерального конституционного закона деятельностью, а также если в отношении него вступил в законную силу обвинительный приговор суда. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности. Основанием для досрочного освобождения от должности может явиться подача Уполномоченным заявления о сложении полномочий. Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина. Согласно Федеральному конституционному закону, заявителями "жалобы могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства. Круг органов и лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы Уполномоченному, не всеобъемлющ. В соответствии с основными целями учреждения должности Уполномоченного – обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами – именно решения, действия (бездействие) этих субъектов (а также государственных служащих) могут быть предметом жалобы Уполномоченному. Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает. Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.
Закон (в ст. 19) обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован. Конкретную форму реагирования на жалобу Уполномоченный определяет самостоятельно с учетом самых многообразных обстоятельств, сопутствующих жалобе по каждому делу. Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен: обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению; беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.; запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей). По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе; обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица; обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда; изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест; обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон в ст. 21 допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности всем федеральным органам государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации он может направлять в Государственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свобод или провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередном заседании Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. Причем подача жалобы последнему не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным.
22. Гражданское право является основной частью частного права и необходимым элементом правовой системы государства. Термин «гражданское право» берет свое начало от римского «цивильного права». Гражданское право как отрасль права — это система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на началах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности. Предмет гражданского права составляют те общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права. Предмет гражданского права составляют два вида общественных отношений: 1. Имущественные отношения (отношения между людьми по поводу имущества, т.е. в связи с нахождением имущественных благ у определенного лица либо с их переходом от одних лиц к другим). По содержанию имущественные отношения делятся на: · связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности и иные вещные права); · связанные с переходом имущественных благ от одних лиц к другим (обязательственное право, наследование). 2. Личные неимущественные отношения (отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания независимо от их связи с имущественными отношениями). Личные неимущественные отношения подразделяются на: · отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграждение); · отношения, не связанные с имущественными, но охраняемые гражданским правом (например, защита чести, достоинства, деловой репутации). Под методом гражданского права понимается совокупность закрепленных в законодательном порядке способов и средств воздействия гражданско-правовых норм на составляющие предмет данной отрасли права общественные отношения. Гражданско-правовой метод имеет следующие отличительные черты: 1) юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений — означает равные основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав. 2) автономия воли сторон — означает способность лица и имеющуюся у него возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. 3) имущественная самостоятельность участников гражданского оборота, которые выступают в качестве обладателей обособленного имущества, участвуют в обороте и отвечают по обязательствам; 4) защита гражданских прав означает, что участники гражданских правоотношений имеют равное право на защиту и свободны в выборе конкретной возможности защиты; 5) имущественный характер гражданско-правовой ответственности, которая носит, как правило, компенсационный характер и воздействует не на личность должника, а на его имущественную сферу. Под принципами гражданского права понимаются основополагающие идеи и положения, основные начала права, которые пронизывают все гражданское право, определяют сущность гражданского права в целом, и имеющие в силу их правового закрепления обязательное значение. В общем виде основные принципы закрепляются в п. 1 ст. 1 ГК РФ: 1. Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. 2. Принцип равенства правового режима субъектов гражданских правоотношений. 3. Принцип неприкосновенности собственности. 4. Принцип свободы договора. 5. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. 6. Принцип реальности и гарантированности гражданских прав. 7. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота. Гражданское право как элемент единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями. Основными функциями гражданского права являются: · регулятивная (направлена на создание нормальных условий для функционирования и развития экономики); · охранительная (направлена на защиту гражданских прав от нарушений). Охранительная функция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) характер. Источник (форма) права — это внешний способ выражения государством норм права. Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность. Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы. К источникам гражданского права относятся: · конституция РФ; · законы; · иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; · обычаи делового оборота; · нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Субъекты гражданского права - это участники гражданских правоотношений, правовое взаимодействие которых урегулировано нормами гражданского права. К субъектам (участникам гражданских правоотношений) гражданского права относятся: 1. Физические лица, вступающие в гражданские правоотношения на основах равенства и независимости друг от друга. 2. Юридические лица различных форм организации, некоммерческие организации. 3. Государство в лице органов государственной власти, должностных лиц и органов местного самоуправления - как гарант и активный участник общественных отношений в сфере гражданского права.
23. Объекты гражданских правоотношений – это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектом гражданских прав. Статья 128 содержит перечень таких объектов: а) вещи, включая деньги и ЦБ, иное имущество, в том числе имущественные права; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них (интеллектуальная собственность); д) нематериальные блага. Объекты ГПО часто называют объектами ГП. Общеизвестно, что объектом правового регулирования может выступать поведение людей, а вещи и иные материальные и нематериальные блага составляют объект соответствующих действий субъектов ПО. Но такие М и НМ блага становятся объектами не только прав, но и обязанностей, которые в совокупности являются содержанием ГПО. Таким образом, категория объекта ГП совпадает с понятием объекта ГПО. Виды объектов ГПО: а) К материальным благам относятся: вещи; результаты работ или услуг, имеющие материальную (вещественную) форму; деятельность по созданию или улучшению вещи; деятельность по оказанию иных материальных услуг; услуги, создающие полезный эффект материального, но не обязательно овеществленного характера (хранение вещей, перевозка пассажиров и багажа). б) К нематериальным благам относятся: результаты творческой деятельности и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты, а также личные НИ блага, пользующиеся ГП защитой. Таким образом, к ОГПО относятся: а) вещи и иное имущество, в т.ч. имущественные права; б) действия (работы и услуги либо их результаты как вещественного, так и невещественного характера); в) нематериальные объекты товарного характера (результаты творческой деятельности и способы индивидуализации товаров и их производителей; г) личные НИ блага. Основная часть ГПО носит имущественный характер, имея объектом то или иное имущество, которое представляет собой совокупность принадлежащих субъекту гражданских прав вещей, имущественных прав и обязанностей. Принадлежащие лицу вещи и имущественные права составляют актив его имущества (наличное имущество), а обязанности (долги) пассив этого имущества. Актив (наличное имущество) прямо или косвенно определяет пределы возможной ответственности этого субъекта по долгам перед другими участниками, а тем самым его реальные возможности участия гражданском обороте.
24. Понятие субъекта гражданско-правовых отношений является юридическим понятием, правовой категорией. Среди субъектов гражданско-правовых отношений законодатель выделяет в первую очередь граждан - физических лиц. В Гражданском кодексе РФ глава «Граждане (физические лица)». Термин и понятие «гражданин» указывает на постоянную политико-правовую связь лица с государством, на наличие взаимных политических и иных прав и обязанностей у лица и государства. Правоспособность физического лица - участника гражданско-правовых отношений определяется в Гражданском кодексе РФ как «способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17). Гражданская правоспособность физического лица возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Все граждане (физические лица) обладают правоспособностью в равной мере. Суть и содержание гражданской правоспособности состоят в совокупности тех имущественных и личных неимущественных, связанных с имущественными, прав и обязанностей, которыми физическое лицо в законном порядке может обладать. В ст. 18 Гражданского кодекса РФ законодатель дает перечень такого рода имущественных и личных неимущественных прав.. В ст. 22 ГК РФ говорится, что «никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом» и что «полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом». Правоспособность и дееспособность вместе взятые, представляют собой правосубъектность. Дееспособность гражданина – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Виды дееспособности. Закон устанавливает следующие их виды: 1) полная дееспособность; 2) частичная дееспособность; 3) неполная дееспособность; 4) ограниченная дееспособность. Полная дееспособность, т. е. способность своими действиями приобретать и осуществлять любые не запрещенные законом права и принимать и исполнять любые не запрещенные законом обязанности, возникает при достижении лицом 18-летнего возраста. Закон предусматривает два исключения из этого правила. 1. Гражданин приобретает полную дееспособность до достижения им 18-летнего возраста в случае вступления в брак. 2. Гражданин приобретает полную дееспособность в случае эманципации, т. е. объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если: а) он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей, попечителей занимается предпринимательской деятельностью; б) эманципация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Частичной дееспособностью обладают малолетние в возрасте от 6 до 14 лет. Частичная дееспособность означает, что гражданин может приобретать, осуществлять своими действиями не любые, а только некоторые права и обязанности. Все остальные сделки за несовершеннолетних могут совершать только их родители, усыновители, опекуны. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать: 1) мелкие бытовые сделки (например, покупка тетрадей, хлеба, молока и т. п.); 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (например, принятие некрупного подарка и т. п.); 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями (усыновителями, опекунами) для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего за причиненный им вред несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Лица указанной категории вправе: 1) самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; 2) осуществлять авторские и изобретательские права (например, заключать авторские договоры, подавать заявку на патент и т. п.); 3) вносить вклады, в кредитные учреждения и распоряжаться таким вкладом. Если вклад внесен на имя несовершеннолетнего другим лицом, то распоряжаться им несовершеннолетний сможет только с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей; 4) с 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооператива; 5) кроме того, несовершеннолетний может совершать все сделки, предусмотренные для малолетнего. Остальные сделки несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершает сам, но с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителя). Ограниченная дееспособность состоит в лишении гражданина права совершать сделки (за исключением мелких бытовых), а также права получать и распоряжаться заработком и иными доходами. Различают две разновидности ограничений дееспособности. 1. Ограниченная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству законных представителей может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией, другими доходами: так бывает, когда неправильные действия несовершеннолетнего вредят его развитию и воспитанию (например, при пристрастии к спиртным напиткам и т. п.). 2. Ограниченная дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.Устанавливается судом в случае, если такое злоупотребление ставит семью в тяжелое материальное положение. Все сделки, кроме мелких бытовых, такой гражданин может совершать только с согласия попечителя. Однако он во всех случаях самостоятельно несет полную имущественную ответственность. Полностью недееспособными признаются: а) малолетние в возрасте до 6 лет; б) лица, признанные недееспособными в судебном порядке в случае, когда они вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими. Сам факт наличия у лица психического расстройства, будучи даже подтвержденным заключением психиатрического лечебного учреждения, не влечет автоматической недееспособности. Для этого необходимо вступившее в силу решение суда. Сделки за полностью недееспособных заключаются их опекунами от имени подопечных.
26. Право собственности является естественным и неотъемлемым правом человека. Право собственности представляет собой разновидность вещных прав, которые закрепляют принадлежность вещей субъектам гражданских правоотношений. Право собственности и другие вещные права опосредуют отношения по присвоению материальных благ. Право собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным лицам (возникновение, осуществление, прекращение, защиту прав собственника, а также их возможность владеть, пользоваться и распоряжаться этими материальными благами. Институт права собственности опосредует «статику» отношений принадлежности материальных благ. «Динамик», т.е. переход материальных благ от одних лиц другим опосредует обязательственное право. Право собственности в субъективном смысле – это субъективные права собственника по осуществлению принадлежащим имуществом по своему усмотрению и в своем интересе полного хозяйственного господства, включающее в себя право владения, пользования и распоряжения. Содержание права собственности раскрывается в п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ и включает в себя · Правомочие владения, · Правомочие пользования, · Правомочие распоряжения. Правомочие владения – основанная на законе возможность иметь имущество в своем хозяйстве, фактически обладать им. Правомочие пользования – основанная на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств. Правомочие распоряжения – основанная на законе возможность определять юридическую судьбу имущества путем продажи, дарения и т.д. вплоть до уничтожения. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом (продавать, дарить, обменивать, сдавать в аренду, передавать в качестве вклада в уставный капитал и т.д.), отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Одним из правомочий по распоряжению имуществом является передача имущества в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Например, по договору аренды текущий ремонт имущества по общему правилу осуществляет арендатор, не являющийся собственником имущества. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Например, по договору продажи предприятия с момента подписания акта передачи предприятия до регистрации перехода права собственности риск случайно гибели несет покупатель, который не является собственником до регистрации перехода права собственности. Основаниями приобретения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, т. е. обстоятельства реальной жизни, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц (титулы собственности), например, право собственности, основанное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования. При установленных законом условиях и беститульное (фактическое) владение может влечь определенные правовые последствия. Способы приобретения права собственности Титулы собственности могут приобретаться различными способами, которые традиционно подразделяются на первоначальные, т. е. не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь (включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не имелось), и производные, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника (чаше всего по договору с ним). К первоначальным способам приобретения права собственности относятся: создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности; переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей; при определенных условиях — самовольная постройка; приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право. К производным способам приобретения права собственности относится приобретение этого права на основании договора или иной сделки об отчуждении веши; в порядке наследования после смерти гражданина; в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица. Многие способы возникновения права собственности могут использоваться любыми субъектами гражданского права (общие или общегражданские способы приобретения права собственности, например правоотношения, возникающие на основе различных сделок). Имеются, однако, и специальные способы возникновения этого права, которые могут использоваться лишь строго определенными субъектами. Так, реквизиция, конфискация, национализация могут служить основанием возникновения только государственной собственности, а сбор налогов и пошлин — также и муниципальной собственности, поскольку для всех других лиц они являются способами прекращения их права на соответствующее имущество. В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ гражданин как член потребительского кооператива, полностью внесший паевой взнос за предоставленный ему кооперативом объект (жилую квартиру, гараж, дачу и т. п.), становится собственником такого имущества независимо от воли кооператива и даже от собственной воли (при этом его право собственности как право на недвижимость подлежит обязательной государственной регистрации). По существу, речь здесь идет об обязательном выкупе имущества, который является способом приобретения права собственности только для граждан — членов потребительских кооперативов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|