Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита трудовых прав и свобод




Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

а) самозащита работниками трудовых прав;

б) защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

в) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

г) судебная защита.

Принципы института самозащиты:

1) право работников на защиту интересов не запрещенными законом способами;

2) обязанность работодателей не препятствовать осуществлению самозащиты трудовых прав;

3) установление государственных гарантий осуществления работниками самозащиты трудовых прав.

Профсоюз может осуществлять деятельность по защите трудовых прав конкретных работников. При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз связан действием принципа диспозитивности, означающего, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. При защите прав конкретных граждан профсоюз обладает лишь общими полномочиями.

К числу общих полномочий могут быть отнесены выражение профсоюзом позиции при защите прав конкретных работников, представление им собственных доказательств с целью защиты прав конкретных работников, присутствие представителей профсоюза при рассмотрении заявлений конкретных работников полномочными органами и организациями.

Направлением деятельности профсоюзов по защите социально-трудовых прав и интересов является предъявление профсоюзом требований в интересах неопределенного круга граждан. Предъявление указанных требований не связано с указанием конкретных граждан, права которых защищает профсоюз. Деятельность по защите не определенного круга лиц профсоюз осуществляет, участвуя в разработке нормативных правовых актов, требуя отмены нормативных правовых актов, умаляющих социально-трудовые права и интересы граждан, гарантированные в вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актах.

В каждом конкретном случае применения федерального закона, нарушающего трудовые права, закрепленные в ТК, эти действия могут быть обжалованы в судебном порядке. На основании ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца с даты вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки

 

 

49 Разрешение индивидуальных трудовых споров
Индивидуальный трудовой спор – это спор между работником и нанимателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов, коллективного договора и других соглашений о труде.
Признаки индивидуальных трудовых споров:
1. субъектом выступает персонально определенный работник;
2. оспариваются и защищаются субъективные права и законные интересы конкретного работника;
3. рассматриваются в КТС и общих судах;
4. являются чаще всего спорами искового характера;
5. порядок разрешения споров устанавливается ТК и ГПК;
6. стороны имеют право обжаловать решение суда в кассационном порядке;
7. основными принципами рассмотрения споров в суде являются гласность, диспозитивность, состязательность и равенство сторон, право пользования юридической помощью.
Предметом индивидуальных трудовых споров является права и законные интересы работника, нарушенные, по его мнению, нанимателем при применении трудового законодательства, коллективного и трудового договора.
С точки зрения подведомственности индивидуальных трудовых споров можно выделить 3 формы их разрешения:
1. Общий порядок, который характеризуется последовательным рассмотрением трудового спора в КТС и в суде. Обратиться в суд можно только после рассмотрения спора в КТС;
2. Судебный порядок, не требующий предварительного рассмотрения спора в КТС;
3. Особый порядок, при котором отдельные категории трудовых споров либо трудовые споры некоторых категорий работников разрешаются в рамках специальных процессуальных форм (например, споры о досрочном освобождении от выборной должности работников общественных объединений).
Рассмотрение трудовых споров в КТС
Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом рассмотрения трудовых споров, за исключением тех, для которых законодательством предусмотрен иной порядок рассмотрения. КТС рассматривает споры о:
1) установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;
2) переводе на другую работу и перемещении;
3) оплате труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
4) праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
5) выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
6) возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
7) предоставлении отпусков;
8) выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания.
Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Полномочия представителей сторон подтверждаются доверенностями. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании исполняются поочередно представителями сторон. Обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполнять представители одной стороны.
Основанием для рассмотрения трудового спора в КТС является заявление работника, поданное в 3-месячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении его права. Форма и содержание заявления законом не установлены. Согласно сложившейся практике в заявлении должно быть указано:
• наименование комиссии с указанием организации;
• ФИО заявителя, его место работы и должность, а также место жительства;
• существо спора.
Рассмотрение трудового спора осуществляется в 10-дневный срок со дня подачи заявления в присутствии работника и представителя нанимателя и оформляется протоколом.
Решение КТС принимается по соглашению между членами КТС. Если хотя бы один член КТС не согласен с мнением остальных, решение считается не принятым, поскольку стороны к соглашению не пришли.
КТС может вынести одно из следующих решений: об удовлетворении требований работника в полном объеме, о частичном их удовлетворении, об отказе в удовлетворении требований работника. Решение КТС вручается сторонам в течение 3 дней со дня вынесения и может быть обжаловано сторонами в суде в течение 10 дней. Решение КТС должно быть исполнено обязанной стороной в 3-дневный срок по истечение 10 дней, предусмотренных для обжалования. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок, КТС выдает удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании выданного и поданного в 3-месячный срок в суд удостоверения судебный исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
Рассмотрение трудовых споров судом
По признаку подведомственности различают споры:
1. непосредственно подведомственные суду (без предварительного рассмотрения в КТС);
2. условно подведомственные суду (подлежащие рассмотрению в суде лишь после обращения в КТС).
Условно подведомственные суду споры по заявлению о недействительности трудового договора; работника или нанимателя, если они не согласны с решением КТС; работника, если КТС не рассмотрела его заявление в установленный 10-дневный срок; прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.
Споры, непосредственно подведомственные судам можно разделить на 3 группы:
1. споры, предусмотренные ч. 2 ст. 241 ТК (по заявлениям работников, работающих у нанимателей, где КТС не созданы; работников о восстановлении на работе; нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба и т.д.);
2. споры об отказе в заключении трудового договора с некоторыми категориями работников (лицами, приглашенными на работу в порядке перевода; молодыми специалистами, направленными на работу к определенным нанимателям и т.д.);
3. споры, не указанные в ст. 241 ТК (работников, состоящих в трудовых правоотношениях с профсоюзами; работающих по трудовым договорам у граждан);
Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в следующие сроки:
1. В течение 10 дней со дня вручения копии решения КТС в случае обжалования;
2. В течение 1 месяца со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
3. В течение 3 месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав;
4. В течение 1 года со дня обнаружения причиненного работником материального ущерба организации.
При рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и судебных издержек, в том числе споров о возмещении морального вреда, если они вытекают из трудовых отношений.
Иски должны подаваться в суд по месту жительства ответчика, а в отношении юридических лиц – по месту его нахождения, указанному в учредительных документах (ст. 42, 46 ГПК). Дела по рассмотрению трудовых споров должны рассматриваться в течение 1 месяца со дня принятия заявления (ст. 158 ГПК).
Принятие заявления и рассмотрение трудового спора в суде осуществляется в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
По общему правилу решение суда по трудовым спорам должно быть исполнено по истечении 10 дней, предусмотренных для его обжалования в кассационном порядке. Для основных категорий дел: восстановление на работе, взыскание заработной платы, но не более, чем за 1 месяц – предусмотрено немедленное исполнение решения суда.

 

50 Разрешение коллективных трудовых споров
Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Признаки коллективных трудовых споров:
1. субъектом выступают работники (трудовой коллектив) в лице представительных органов;
2. оспариваются и защищаются права и интересы всего коллектива работников (его части) по вопросам труда и быта;
3. разрешаются примирительными комиссиями, посредниками, трудовыми арбитражами;
4. имеют неисковой характер. Разрешаются в особых процессуальных формах;
5. принципами разрешения споров являются: доарбитражное проведение примирительных процедур, коллегиальность рассмотрения спора, равенство сторон и т.д.;
6. решения Республиканского трудового арбитража по коллективным спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников, которым законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку, могут быть в 10-дневный срок со дня получения обжалованы в суд.
Предметом коллективных споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия у сторон коллективных трудовых споров – между работниками и нанимателем. Ст. 364 ТК дает приблизительный перечень положений, которые относятся к социально-экономическим условиям труда и быта работников по поводу установления, изменения которых могут возникнуть коллективные споры: заключение и расторжение трудовых договоров, организация труда, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, создание здоровых и безопасных условий туда и т.д.
Сторонами коллективного спора являются наниматель (наниматели, их объединения), а также работники в лице их представительных органов (профсоюзы, объединения профсоюзов).
Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Порядок разрешения коллективного трудового спора предполагает проведение следующих примирительных процедур: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (обязательный этап); рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника; рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Примирительная комиссия создается в трехдневный срок с момента начала коллективного трудового спора (с момента сообщения нанимателем об отклонении всех или части требований работников или не сообщение нанимателем в течение 3 дней со дня подачи требований своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров). Комиссия создается из представителей сторон коллективного спора на равноправной основе.
Представители сторон, входящие в примирительную комиссию, обязаны не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избрать нейтрального члена, не входящего в представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в течение 5 дней с момента ее создания. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, исполняется в сроки, установленные решением. При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии трудовой спор прекращается.
При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между собой могут обратиться к посреднику, который после консультаций со сторонами не позднее чем в пятидневный срок вносит предложение по разрешению коллективного трудового спора. При согласии сторон с предложениями посредника коллективный трудовой спор прекращается.
При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии или посредника стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж. Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления. Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет. Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров, составляются Республиканским трудовым арбитражем.
Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет, как правило, рекомендательный характер. Если стороны заключили соглашение об обязательном характере решения трудового арбитража, каждая из сторон имеет право обратиться в суд за принудительным исполнением решения.
Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 388 ТК).
Признаки забастовки: временный характер отказа работников от выполнения трудовых обязанностей; свобода волеизъявления работников; цель – разрешение коллективного спора.
Право на забастовку может быть реализовано работниками не позднее 3 месяцев после отклонения любой из сторон спора предложений примирительной комиссии, посредника, трудового арбитража, если решение трудового арбитража не имеет для сторон обязательной силы. Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку, если это необходимо для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения.
Решение о забастовке должно приниматься коллективом работников. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих на собрании работников. При этом собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция – не менее 2/3 делегатов.
Не позднее 2 недель до начала забастовки представительный орган работников обязан письменно уведомить нанимателя о решении провести забастовку, указав перечень разногласий сторон, послуживших основанием для проведения забастовки; дату и время проведения забастовки, предполагаемое количество участников; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых во время проведения забастовки.
Получив уведомление о забастовке, наниматель обязан уведомить собственника, поставщиков, потребителей, местные исполнительно-распорядительные органы.
Забастовка прекращается, а ее участники должны приступить к работе на следующий день после признания ее незаконной; получения письменного уведомления нанимателя об удовлетворении требований; принятия об этом решения на собрании или конференции работников; заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.
Забастовка или решение о ее проведении могут быть признаны незаконными по решению областного (Минского городского суда), если решение о ее проведении было принято с нарушением законодательства либо она проводилась с нарушением требований закона. Заявление о признании забастовки незаконной подается нанимателем, собственником (или уполномоченным им органом) или прокурором.
За работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата не сохраняется. Период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на трудовой отпуск. За работниками, письменно отказавшимися от участия в забастовке, заработная плата сохраняется в установленных законодательством размерах.
Участники незаконной забастовки могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Лица, которые путем насилия или угрозы причинения насилия принуждают к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней, привлекаются к уголовной ответственности.

 

 

51 Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение обладает следующими признаками:

— общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;

— противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;

— виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;

— наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

— объект административного правонарушения;

— объективная сторона административного правонарушения;

— субъект административного правонарушения;

— субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или юридическими лицами.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...