Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России




5.1. Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан предполагает осуществление следующих мероприятий:

стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества;

совершенствование системы определения приоритетных направлений развития отечественных информационно-коммуникационных технологий и способов их инвестиционной поддержки;

создание условий для формирования индустрии производства отечественной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, программных продуктов в интересах отечественных и зарубежных потребителей;

совершенствование налоговой и таможенной политики для стимулирования производства информационно-коммуникационных технологий и оказания информационных услуг;

создание условий для повышения экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданных на счет бюджетных средств;

сопряжение информационных и коммуникационных систем федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в единое информационное пространство;

развитие системы общественного и государственного контроля эффективности использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в приоритетных направлениях развития науки;

совершенствование системы привлечения внебюджетных средств для проведения научных исследований по приоритетным направлениям;

развитие транзитных коммуникационных магистралей через территорию Российской Федерации;

совершенствование налоговой политики для повышения экономической привлекательности инвестиций во внедрение результатов исследований по приоритетным направлениям развития науки в общественное производство;

создание условий для расширения взаимодействия коллективов, проводящих исследования по приоритетным направлениям развития науки, с международным научным сообществом, расширения обмена научной информацией;

развитие мер государственного и общественного поощрения граждан, добивающихся высоких результатов в области науки и образования, в том числе путем расширения практики учреждения специальных премий и грантов, увеличения количества премий в области науки, культуры и искусства Правительства Российской Федерации.

5.2. Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных

возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям предполагает осуществление следующих мероприятий:

расширение участия общественных организаций в укреплении гарантий соблюдению свободы убеждений, выражения мнений и идей;

развитие систем навигации в области открытых российских и зарубежных информационных ресурсов;

стимулирование формирования и расширения доступа к открытым государственным и негосударственным информационным ресурсам;

создание условий для обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

развитие государственной системы правовой информатизации и публичных центров доступа к государственным информационным ресурсам;

развитие системы предоставления государственных услуг населению по доступу к информационным ресурсам электронных средств массовой информации;

развитие системы телерадиовещания;

содействие укреплению экономической независимости средств массовой информации и расширению возможностей граждан по их учреждению, развитие отечественной технологической базы электронных средств массовой информации;

расширение практики предоставления государственных субсидий для создания печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в интересах удовлетворения социально значимых потребностей общества;

повышение доступности для групп населения со средними и низкими доходами услуг связи, открытых государственных информационных ресурсов, продукции средств массовой информации;

расширение государственной поддержки создания и распространения информационной продукции на различных языках народов России, а также продукции для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями;

развитие региональных сетей связи, и прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке;

распространение компьютерной грамотности и культуры информационной безопасности.

5.3. Повышение качества образования и здравоохранения предполагает осуществление следующих мероприятий:

сохранение и развитие системы классического университетского образования;

совершенствование системы контроля качества образования, расширение доступа к образованию на территории Российской Федерации, к повышению квалификации российских граждан в учебных и научных учреждениях зарубежных стран;

развитие систем профессионального образования и подготовки кадров, поощрения хозяйствующих субъектов, реализующих самостоятельные программы переобучения и повышения квалификации кадров, совершенствование методов и технологий дистанционного обучения;

расширение использования информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности труда преподавателей и качества образования, повышения качества здравоохранения.

5.4. Создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации, предполагает осуществление следующих мероприятий:

обеспечение государственной поддержки проектов, направленных на создание и размещение в системе Интернет открытых информационных ресурсов, отражающих культурные ценности народов и народностей России, использование информационно-коммуникационных технологий для их сохранения и обеспечения доступа к ним граждан;

развитие механизмов использования информационно-коммуникационных технологий для организации межконфессионального диалога основных религий, представленных на территории Российской Федерации, а также общественной поддержки этой деятельности.

5.5. Повышение эффективности государственного управления предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

совершенствование информационной инфраструктуры системы государственного управления и местного самоуправления;

развитие системы оказания публичных услуг на основе внедрения "безбумажных" информационно-коммуникационных технологий.

5.6. Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

содействие реализации проектов, направленных на противодействие распространению информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропагандирующей социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, а также совершенствование правоприменительной практики в этой области; развитие системы информирования российской и зарубежной общественности по социально значимым проблемам экономического и социально-политического развития, поддержания конструктивного диалога между государством, бизнесом и гражданским обществом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий для решения этой задачи;

обеспечение, на основе объединения усилий государственных и негосударственных организаций, безопасности функционирования информационных и коммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры России, повышения защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, а также информационных и коммуникационных систем, используемых средствами массовой информации для информирования населения; обеспечение безопасности функционирования российских информационных и

коммуникационных систем в составе глобальной информационной инфраструктуры;

формирование системы международной информационной безопасности;

создание условий для развития современных информационных технологий защиты информации, аппаратных и программных средств их реализации;

создание правовых и иных условий для применения информационно-коммуникационных и иных наукоемких технологий двойного назначения при решении задач обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и правопорядка;

совершенствование национальной системы противодействия преступности, использующей возможности информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба интересам граждан, общества и государства, подготовки и осуществления террористических актов и иных преступных деяний;

совершенствование системы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационной безопасности, организации государственного заказа на научные исследования и опытно-конструкторские работы, использования их результатов, формирования и реализации единой технической политики;

развитие системы подготовки специалистов по вопросам обеспечения информационной безопасности;

совершенствование систем защиты сведений, составляющих государственную тайну, обеспечения безопасности других сведений ограниченного доступа, накапливаемых и создаваемых в государственных органах, органах местного самоуправления и образуемых ими организациях;

совершенствование правоприменительной практики в области противодействия незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности;

совершенствование системы определения перспективных направлений использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, охраны правопорядка, финансирования деятельности по их реализации.

5.6. Эффективная реализация основных мероприятий по развитию информационного общества в России предполагает совершенствование системы мониторинга этого развития и системы статистического наблюдения.

 

3. Разумеется, использование понятия информационная революция является достаточно условным, поскольку развитие цивилизации - процесс эволюционный, и в этом процессе можно отметить множество других значительных событий, в частности переход к применению металлических перьев вместо гусиных и далее - машинописи. Тем не менее подчеркнем некоторые качественные изменения в возможностях использования информации, созданные каждой из перечисленных пяти информационных революций: возможность фиксации знаний на материальном носителе и передачи знаний от поколения к поколениям; возможность активного распространения информации, ее тиражирования (середина XVI в.); использование телеграфа, телефона, радио, позволяющих оперативно передавать и накапливать информацию (конец XIX в.); создание компьютеров, компьютерных сетей, систем передачи данных (информационные коммуникации).

Этот (70-е гг. XX в.) период характеризуют три фундаментальные инновации:

переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

создание программно-управляемых устройств и процессов;

Выдвигается новая отрасль - информационная индустрия, связанная с производством технических средств, методов, технологий для распространения новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Информационные и телекоммуникационные технологии активно развиваются и проникают во все сферы деятельности - экономику, бизнес, образование.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.

Существуют различные критерии определения факта перехода общества к информационной стадии. Так, например, в качестве критерия оценки перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг. Если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным. Согласно этому критерию США, например, вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956г. (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910г.), а информационным обществом США стали в 1974г.

Однако информационное общество - общество особое, не известное истории. Основные особенности и характеристики его следующие:

1. решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, т.е. разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;

2. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

3. главной формой развития является информационная экономика;

4. в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

5. информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

6. обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Опасные тенденции информатизации:

1. возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

2. возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

3. усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

4. увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

5. усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

Термин «информатика» возник в 60-х гг. прошлого века во Франции для названия области автоматизированной обработки информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatique образован путем слияния слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает «информационная автоматика», или «автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует computer science (наука о компьютерной технике).

В конце 60-х гг. понятие «информатика» связывалось не только с информационной техникой, но и с теорией научной информации («документалистикой»). Этому во многом способствовал выход труда А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского «Основы информатики» (1968г.)2. В этой работе были подробно рассмотрены понятия научно-технической информации и методы ее обработки.

Международный конгресс в Японии в 1978г. отмечал, что «понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия».

С конца 80-х гг. в России термин «информатика» обозначает не только науку, но и направление практической деятельности. Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, связанных с производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.

С этого момента все большую популярность приобретает «французский вариант», согласно которому информатика трактуется как наука об осуществляемой преимущественно с помощью автоматических средств целесообразной обработке информации. А информация изучается с точки зрения представления знаний и сообщений в технических, экономических и социальных областях.

Основными предметами исследования в информатике являются:

а) информация как объект особого рода, ее особенности и свойства; мотивация, основания и цели производства, преобразования и потребления информации; классификация информации и информационных объектов; проблемы оценки качества информации; роль информации в принятии решений;

б) информационные процессы как процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;

в) информационные системы, в том числе автоматизированные информационные системы (АИС), компьютерные сети, другие информационно-коммуникационные технологии на основе использования средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

Таким образом, основными задачами информатики являются: во-первых, определение общих закономерностей, в соответствии с которыми происходят процессы создания, преобразования, передачи и использования информации в различных сферах деятельности человека,

во-вторых, разработка более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов, определение способов оптимальной информационной коммуникации на базе активного использования современных технических средств.

Сегодня достижения информатики находят широкое применение практически во всех областях человеческой деятельности. В каждой области научного знания информатика преломляется в прикладное направление, основанное на использовании особенностей информационных процессов и свойствах конкретных видов информации, циркулирующих в данной области. Это привело к возникновению прикладной информатики - экономической, социальной, правовой и т.д.

Естественно, что каждое из прикладных направлений информатики имеет в своем арсенале весь набор средств и методов общей информатики в целом. Однако особенность информационной работы в конкретных видах деятельности приводит к необходимости использования специфики изучаемой информации и информационных процессов и, следовательно, развитию общей теории с использованием этих особенностей.

Исходя из этого, правовая информатика, во-первых - одно из направлений информатики, а во-вторых - наука, исследующая право и правовую систему общества с информационных позиций. С этой точки зрения правовую информатику можно рассматривать и в качестве прикладной юридической науки.

По-видимому, не вызывает сомнений исключительно плодотворное влияние информатики как науки на развитие и практическое применение современных информационных технологий в самых разных направлениях науки и практики. В связи с этим становление правовой информатики как науки, изучающей информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе) в России на пороге XXI века и перехода к информационному обществу - важный фактор совершенствования деятельности в области права.

Информационные процессы в правовой системе - это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. Правовая информатика одновременно и во взаимосвязи изучает естесственно-научную сущность этих процессов с учетом юридиче­ских свойств информации и информационных объектов. Целью изучения является, с одной стороны, необходимость эффективной организации информационных процессов во всех видах юридической деятельности, а с другой стороны, изучение их особенностей необходимо для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.

В принятом в 2006г. Законе об информации даны основные понятия информационного законодательства:

Так, информационные технологии определены как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Организация правового регулирования отношений требует от юриста знания и учета всех технических и информационных особенностей рассматриваемых объектов.

В этом смысле правовая информатика является источником таких знаний.

Система - это совокупность взаимодействующих, относительно самостоятельных элементов, объединенных выполнение некоторой общей функции, не сводимой к функциям ее компонентов.

Понятие системы достаточно широко применяется в юридических науках: правовая система, система правового регулирования система государственных органов, политическая система, систем доказательств и т.п.

Системный подход лежит в основе большинства частных методов познания, является одним из способов обобщения эмпирических фактов, позволяет сосредоточиться на выявлении интеративных качеств, возникающих в результате соединения элементов в целое.

Системный подход наиболее полно определяет следующие направления, по которым должно идти всестороннее изучение системы:

системно-элементарное - описание элементов, из которых строится изучаемая система;

системно-структурное - определение внутренней организации системы и способа взаимодействия образующих ее компонентов;

системно-функциональное - определение функций, которые выполняет вся система и образующие ее компоненты в от дельности;

системно-коммуникационное, раскрывающее взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по верти кали;

системно-интеграционное, показывающее механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

системно-историческое, раскрывающее, как возникла данная система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

В частности, применительно к изучению информационных процессов в деятельности любой юридической фирмы системный подход предполагает:

определение информационных целей развития юридической фирмы как информационного образования, правильное формирование критерия оптимального планирования работы с информацией в юридической фирме;

структурный анализ информационных процессов в деятельности юридической фирмы, вскрывающий характер взаимосвязи и взаимодействия каждого подразделения фирмы;

исследование особенностей правового регулирования и управления на основе использования информационной техники, изучение механизма прямых и обратных информационных связей для наилучшей реализации намеченных планов фирмы;

определение характера и степени влияния на юридическую фирму внешних информационных факторов, условий ее функционирования (среды) для повышения надежности плановых решений;

исследование с позиций информационной теории процессов принятия и реализации решений в каждом подразделении юридической фирмы с учетом его взаимодействия с другими подразделениями и его места в фирме в целом.

4. Между информатикой и кибернетикой существует тесная связь. Основанная американским ученым Норбертом Винером в конце 40-х годов 20 в., кибернетика породила современную информатику, выполнила роль одного из ее источников. Сейчас кибернетика входит в информатику как составная часть. Кибернетика имеет дело со сложными системами: машинами, живыми организмами, общественными системами. Кибернетику интересуют процессы взаимодействия между такими системами или их компонентами. Рассматривая такие взаимодействия как процессы управления, кибернетику определяют как науку об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. Информация между кибернетическими системами передается в виде некоторых последовательностей сигналов. Выходные сигналы одних участников обмена являются входными для других.

Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторая система воспринимает от окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или, наконец, хранит в себе (внутренняя, внутрисистемная информация)].

С точки зрения кибернетики, информацией является содержание передаваемых сигнальных последовательностей. В частности, любой текст на каком либо языке есть последовательность букв (в письменной форме) или звуков (в устной форме), которые можно рассматривать как графические или акустические сигналы.

Еще один подход к определению информации таков: средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнании здесь речь идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе.

Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

Данные — это зарегистрированные сигналы. Данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. Для того чтобы извлечь информацию из данных необходимо наличие метода.

Информацию следует считать особым видом ресурса, т.е. запаса некоторых сведений об объекте. Однако, в отличие от материальных ресурсов, информация является неистощимым ресурсом и предполагает существенно иные методы воспроизведения и обновления.

Свойства информации:

  • запоминаемость — возможность хранения информация (мы запоминаем макроскопическую информацию);
  • передаваемость — способность информации к копированию;
  • воспроизводимость — неиссякаемость: при копировании информация остается тождественной самой себе;
  • преобразуемость — преобразование информации связанное с ее уменьшением;
  • стираемость — преобразование информации, когда ее количество становится равным нулю;
  • объективность и субъективность — информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения;
  • достоверность — информация достоверна, если она отражает истинное положение дел;
  • полнота — характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся;
  • адекватность — степень соответствия реальному объекту;
  • доступность — мера возможности получить ту или иную информацию;
  • актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени.

Информация может быть непрерывной и дискретной. Если источник вырабатывает непрерывный сигнал (изменяющийся во времени физический процесс), то соответствующая информация является непрерывной. Если же сигнал от источника принимает конечное число значений, которые могут быть пронумерованы, то соответствующая информация является дискретной. Непрерывное сообщение можно преобразовать в дискретное. Передача информации с помощью азбуки Морзе — это пример дискретной связи.

 

5. Правовая информатика как часть общей информатики дает знание и умение использовать те информационные средства и методы, которые необходимы любому полноценному члену информационного общества.

Юристу знание правовой информатики позволяет повысить свой профессиональный уровень. Сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями - справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет, и т.п.

Но для юриста знание информационных технологий - это не только инструмент в его практической деятельности. Информация, информационные процессы, информационные системы сегодня являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук. В активно формирующемся информационном законодательстве юристам необходимо провести правовое регулирование новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объектов, как «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии», «компьютерные сети». Для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования, всего того, что уже построено и обосновано в теории информатики и правовой информатике. С этой точки зрения правовая информатика для юриста - это источник знаний, необходимых ему для решения профессиональных задач.

Наконец, информатика дает в руки юристу дополнительные методы исследования. Большинство правовых явлений, по сути, являются информационными системами, т.е. системами, основанными на процессах создания, хранения, распространения и обработки информации. Механизмы правотворчества, правового регулирования, правопорядка, правовой культуры, правового воспитания и др. являются информационными образованиями. Всестороннее изучение таких явлений и процессов невозможно без использования тех методов и средств, которые разработаны в информатике и правовой информатике.

В настоящее время уже можно говорить о содержании «информационной метрики в области права», куда прежде всего включаются разнообразные разделы современной математики и кибернетики: структурные меры информации (геометрическая мера, комбинаторная мера, аддитивная мера и др.); статистические меры информации (вероятность и информация, понятие энтропии, энтропия ансамбля, количество информации и т.д.); семантические меры информации (содержательность информации, це­лесообразность информации, динамическая энтропия др.); дискретизация и кодирование информации; исследование операций (понятия теории исследования операций, информация, вводимая в модели исследования операций, решение задач в случае отсутствия полной информации и т.д.) и другие отрасли знаний. В состав «информационной метрики» должны войти также конкретные схемы оптимизации функционирования правовых информационных образований, к которым можно отнести:

отдельные информационные элементы правовых образований с помощью программно-логических методов. Эта схема основана, по существу, на идеях системного анализа, программирования, алгоритмизации и математической логики, с помощью которых представляется возможным изучить некоторые «константы» правовой информатики - программы работы с правовой информацией в фирмах, компаниях, банках, массивы и логику правовых сообщений на предприятиях и в организациях, алгоритмы решения юридических задач в области информационного обслуживания правоохранительных органов и другие проблемы; функциональные значения правовых информационных образований, зависящие от структуры и целей последних.

Эта схема оптимизации основана на теории вероятностей, математической статистике и теории исследования операций. Здесь рассматриваются акты вероятного поведения правовых информационных образований, операции в сфере управления последними, информация, вводимая в юридические модели, подходы к решению задач массового информационного обслуживания в механизмах законности, правопорядка, профилактики конкретных преступлений и другие проблемы; функционирование правовых информационных образований на основе использования математической теории информации, теории графов, теории множеств, распознавания др.

По этой схеме осуществляется оптимизация информационного обеспечения частных актов правового регулирования, оптимизация разработки и принятия законов, осуществления прокурорских проверок, расследования преступлений, оценки эффективности правоохранительной деятельности и т.д.

6. Существует два основных подхода к пониманию информации: ма­тематизация понятия информации и возведение категории «инфор­мация» в ранг общефилософской категории, отражающей всеобщее свойство мира.

В социально-экономическом плане информацию связывают с от­ражением в сознании человека окружающего мира, его познанием. В таком ее понимании информация является необходимым условием трудовой деятельности человека, где она выступает средством ком­муникации между людьми. Это и определяет ее роль в управлении, осуществление которого было бы невозможно без связей. В процессе управления информация - совокупность сведений о состоянии управ­ляющей и управляемой систем и внешней среды. Она является осно­вой процесса управления. Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации и ее непрерывным движением.

Одна и та же информация может вызывать различные эмоции и представлять разную ценность, поэтому введение ее количественной меры является весьма сложной задачей.

Информацию об объекте можно рассматривать как отображение этого объекта в некоторой материальной системе, которое может су­ществовать независимо от самого объекта и независимо от того, бу­дет ли эта информация кем-то и когда-то использована. Однако если информация как некоторое отображение может существовать неза­висимо от человека, то говорить о ценности информации, ее потре­бительской стоимости можно только в связи с человеком, который эту информацию потребляет, в связи с процессом, где она использу­ется. Это вызвано тем, что различное понимание того или иного сло­ва может сильно изменить смысл передаваемого сообщения.

В человеко-машинных системах можно выделить следующие ха­рактерные особенности информации.

Целевое назначение. Информация имеет определенную цель в мо­мент передачи ее для пользователя. Принятие решения, планирова­ние, оперативное управление, контроль, поиск - являются основны­ми целями информации в человеко-машинных системах.

Ценность информации. Под ценностью информации, или ее потре­бительной стоимостью, понимают тот материальный эффект, кото­рый дает ее использование. Ценность информации определяется ха­рактером объекта и истинностью сообщения. Она зависит от способа и скорости ее передачи, надежности, старения и прочих факторов.

Надежность и достоверность. Надежность характеризует техниче­ские возможности средств передачи и обработки информации. До­стоверность — это степень отражения истинного состояния объекта.

Избыточность. Понятие избыточности имеет важное значение при построении систем. В системе, в которой стоимость ошибки в резуль­тате неправильного преобразования команд или выхода из строя ка­кого-либо элемента может иметь практическое значение, должно быть предусмотрено создание значительной избыточности информации.

Быстродействие. Скорость передачи и приема информации чело­веком определяется временем, необходимым для понимания ситуа­ции на объекте. Скорость работы технических устройств системы определяется количеством данных, обрабатываемых или передавае­мых в единицу времени.

Периодичность. Это частота передачи информации. Плановая ин­формация требуется сравнительно редко. На уровнях оперативного управления информация должна поступать с периодичностью, соот­ветствующей происходящим реальным событиям. Затраты на инфор­мацию определяются тем общественно полезным трудом, который за­трачивается на ее сбор, хранение, обработку и поиск.

Непрерывность. Информация может быть представлена в непре­рывной форме для вы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...