Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Информационное законодательство - основной источник информационного права




Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источни­ков информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развива­ется.

По уровню принятия нормативных правовых актов информацион­ного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты ор­ганов местного самоуправления,

Федеральный уровень источников информационного права пред­ставляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, фе­деральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постанов­лениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, норма­тивными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федераль­ного уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства может быть пред­ставлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

информационно-правовые нормы международных актов;

Глава 5 Источники информационною права

5.1. Информационное законодательство - источник информационного права 143

информационно-правовые нормы Конституции РФ;

нормативные правовые акты отрасли информационного законода­тельства;

информационно-правовые нормы в составе других отраслей зако­нодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информа­ционного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений (см. рис. 9) примени­тельно ко всем возможным объектам информационных правоотно­шений и субъектам, действующим в информационной сфере (см. классификаторы объектов информационных правоотношений в об­ластях информационной сферы - гл. 2). А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и ин­формационно-правовые нормы, составляющие информационное за­конодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законода­тельства).

«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа вер­ховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются опре­деляющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов (см. рис. 2).

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реали­зация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы ис­полняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных ус­ловиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федераци­ей и субъектов Российской Федерации (предметы ведения Россий­ской Федерации, предметы совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации, предметы ведения субъектов Российской Федерации) в соответствии со ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

Что же касается информационного законодательства, то здесь имеется особенность, обусловливающая необходимость прин ятия дополнительных правовых актов упомянутой иерархии. В информационном законодательстве пока еще имеются не урегулированные правом отношения. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времен и. орга­ны исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых федеральных законов. Так, Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам правовой информатизации принят ряд актов, устанавливающих государственную политику в этой области и в значительной мере затрагивающих отношения, ко­торые должны были бы регулироваться федеральным законом «О правовой информации».

21. В Концепции правовой информатизации России, разработанной по инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, и утвержденной Указом Президента от 28 июня 1993 г. N 966, были намечены пути решения, с одной стороны, задачи информатизации правовой сферы и задачи правового обеспечения информационных процессов и информатизации - с другой. Для решения этих задач были определены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

* информатизация правотворчества;

* информатизация правоприменительной деятельности;

* информатизация правоохранительной деятельности;

* информатизация правового образования и воспитания;

* правовое обеспечение процессов информатизации. Основываясь на положениях Концепции, правовую информатизацию России можно рассматривать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.(1)

Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, работающих в области правотворчества, информацией о нормативно-правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества. При этом обеспечивается:

* выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством;

* приведение его в соответствие с вновь принятыми нормативными актами, своевременная отмена и изменение устаревших правовых норм;

* совершенствование систематизации законодательства в целях устранения множественности и противоречивости нормативных актов;

* совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения перспективных информационных технологий в этот процесс.(2)

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.(3)

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и других.(4)

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающие автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации.(5)

Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий.(6)

Реализация этой концепции предусматривалась в рамках выполнения Президентской программой "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 808).

Основными направлениями этой работы были определены:

* создание и развитие в 3 этапа к 2000 г. общегосударственной правовой системы, охватывающей все республики, края, области России;

* создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям, в том числе создание в 1996-1997 годах и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации и создание предпосылок для формирования единого общегосударственного информационно-правового пространства.

При этом было отмечено, что формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационного пространства, в том числе и в общемировом контексте.

И хотя цели и задачи этой Концепции не были в полном объеме реализованы на практике, ее основные теоретические положения безусловно способствовали развитию многогранного процесса правовой информатизации РФ(7).

Одним из наиболее важных факторов, способствовавших расширению этого процесса, является реформирование политической и экономической жизни страны. Необходимость значительного обновления нормативных правовых актов буквально во всех отраслях права и переход к законодательному закреплению открытости государственных структур, выпускающих правовую документацию, поставили новые задачи в области правовой информатизации(8).

К числу таких задач в первую очередь относится создание доступных и эффективных каналов распространения правовой информации. Это обусловлено масштабами правотворческой деятельности в стране. Так, в течение пяти лет с 1992 года федеральными и региональными органами власти было принято более 1,5 млн. правовых актов. В последующие годы эти масштабы практически не уменьшаются. Объективные оценки показывают, что работать с таким массивом документов без современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) просто невозможно.

Свое современное развитие проблемы применения ИКТ получили в Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 г.г.)", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 65 от 28 января 2002 года, и в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р(9).

Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия пока не в полной мере преодолела отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развитая производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся, в частности:

* недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;

* барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;

* недостаточное внимание к вопросам стандартизации и координации принимаемых решений при разработке информационных технологий и систем;

* высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.

Процессы информатизации активно идут на всех уровнях информационной сферы, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения этой программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.

В упомянутой выше Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р, предусмотрено формирование общих стандартов создания, интеграции и совместного использования типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти, это позволит обеспечить согласованное развитие и совместимость между собой применяемых программно-технических решений.

Общие стандарты создания типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры определяют общие требования и порядок выполнения работ по их проектированию, реализации, внедрению, эксплуатации и развитию.

Стандарты утверждаются для следующих типовых элементов информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти:

* системы взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающие предоставление им федеральными органами государственной власти через сеть Интернет или другие каналы связи справочной информации и государственных услуг;

* учетные системы, обеспечивающие поддержку выполнения федеральными органами государственной власти основных задач и функций;

* системы межведомственного взаимодействия и информационного обмена сообщениями и данными между государственными информационными системами и ресурсами;

* системы управления государственными информационными ресурсами;

* офисные системы, используемые сотрудниками федеральных органов государственной власти в повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией;

* информационно-аналитические системы, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и анализ данных о состоянии закрепленных за федеральными органами государственной власти сфер государственного регулирования и результатах выполнения ими основных задач и функций;

* системы управления электронными архивами документов;

* системы управления проектами;

* системы информационной безопасности;

* системы управления эксплуатацией (включая системы управления инфраструктурными компонентами).

В целях интеграции, совместного использования и информационного взаимодействия государственных информационных систем на межведомственном уровне утверждаются стандарты метаданных информационных объектов, стандарты описания государственных информационных систем и ресурсов, стандарты предоставления информационных сервисов, стандарты информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.

Стандарты создания типовых элементов информационно-технологического обеспечения федеральных органов государственной власти, взаимодействия и интеграции государственных информационных систем между собой рассматриваются и рекомендуются для утверждения в установленном порядке. В целях согласования и координации деятельности федеральных органов государственной власти по использованию информационных технологий в Концепции предлагается создать межведомственный координационный (совещательный) орган при Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, включив в него представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти. Контроль соблюдения стандартов будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

На осуществляемом в настоящее время (2005-2010 г.г.) третьем этапе реализации Программы "Электронная Россия" будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.. Будет обеспечено комплексное внедрение системы стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности.

На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.

Таким образом, создаются достаточно благоприятные условия для приведения уровня правовой информатизации в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. Тем не менее, на пути решения этой задачи пока остается ряд существенных препятствий. Рассмотрим более подробно причины возникновения этих препятствий и возможности их преодоления.

Известно, что одним из наиболее эффективных средств распространения правовой информации с использованием современных ИКТ является применение автоматизированных информационно-поисковых систем.

Под автоматизированной информационно-поисковой системой в области права принято понимать автоматизированную информационную правовую систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска по запросам пользователей правовой информации.

Наиболее известными системами, относящимися к данному виду, являются: ИПС "Эталонный банк правовой информации", созданная в Государственном правовым управлением Президента Российской Федерации; база данных по законодательству "Эталон", разработанная научным центром правовой информации Минюст РФ; система Центра новых компьютерных технологий НТЦ "Собрание законодательства РФ"; юридическая справочная информационная система "Юсис" агентства "Intralex"; справочная правовая система "Гарант", разработанная научно-производственным объединением "Гарант-Сервис" (МГУ); информационная правовая система "Кодекс", созданная в "Центре компьютерных разработок" (Санкт-Петербург); справочно-правовые системы семейства "Консультант Плюс", созданные АО "Консультант Плюс" и другие.

АИПС используются для накопления и постоянного корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих интерес. Эти системы работают преимущественно по принципу "запрос - ответ", поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.

Принципиальную особенность АИПС составляет понятие "информационный поиск". Информационный поиск - это процесс отыскания во множестве сведений тех, которые относятся к указанной в информационном запросе теме (предмету), информация о которой необходима пользователю.

Автоматизированные информационно-поисковые системы принято подразделять на документальные и фактографические. Такое деление основано на различии объектов поиска. В документальных - объектами поиска являются документы, их копии или библиографическое описание. В фактографических - искомыми объектами могут быть записи, характеризующие конкретные факты или явления.

Анализируя опыт создания СПС в нашей стране, можно отметить ряд особенностей этих систем(10).

Во-первых, в них используются только специально создаваемые программные технологии и схемы сервисного обслуживания.

Во-вторых, жесткая конкуренция отечественных компаний и активное развитие СПС на протяжении более 15 лет обеспечили эффективность использования этих систем и вывели информационный сервис на мировой уровень услуг в этой области.

В третьих, большинство используемых в России СПС является продукцией негосударственных отечественных компаний.

Следует отметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной системы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Исключение составляет система "Собрание законодательства РФ", разработанная Центром новых компьютерных технологий научно-технического центра (НТЦ) "Система Согласно Указам Президента РФ от 5 апреля 1994 года N 662(1)1 и от 9 августа 1994 года N 1644(12) " тексты правовых актов в машиночитаемом виде в этой системе являются официальными.

Представляется заслуживающим внимания проведение исследований, направленных на кардинальное изменение технологии опубликования принятых соответствующими органами власти нормативных правовых актов.

Современный уровень ИКТ и опыт применения электронной цифровой подписи (ЭЦП) позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме официального электронного опубликования нормативных правовых актов с использованием СПС.

Принятый 10 января 2002 г. Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", обеспечивает правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

В законодательстве определены условия, при соблюдении которых электронный документ приобретает статус письменного документа и может служить доказательством в судебном разбирательстве. Так ГК РФ связывает признание за электронным документом статуса письменного документа с наличием электронной цифровой подписи. В п. 2 ст. 160 ГК РФ электронно-цифровая подпись упоминается наряду с факсимильным воспроизведением подписи как один из аналогов собственноручной подписи. В ст. 75 АПК РФ указано, что наличие электронной цифровой подписи позволяет закрепить за электронным документом статус письменного доказательства. В Федеральном законе РФ "Об информации, информатизации и защите информации" электронная цифровая подпись называется реквизитом, закрепляющим за данным видом документа правовой статус документа.

Таким образом, данные законодательные акты связывали материально-правовое значение ЭЦП с приданием информации, представленной в электронно-цифровой форме, правового статуса документа или письменного документа (доказательства).

Электронная цифровая подпись - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки. С юридической точки зрения, электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при соблюдении определенных условий (ст. 4).

Согласно закону, ЭЦП должна решать следующие задачи: защиту электронного документа от подделки, установление отсутствия искажений информации в электронном документе, идентификацию владельца сертификата ключа подписи (ст. 3).

Таким образом, ЭЦП должна обеспечить идентификацию (документ подписан определенным лицом) и аутентификацию (содержание не претерпело изменений с момента его подписания) электронного документа.

Логическая природа ЭЦП позволяет не различать копии одного документа и сделать их равнозначными. Снимается естественное различие между оригиналом документа и его копиями, полученными в результате тиражирования (размножения).

Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" устанавливает, что удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования может быть коммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии.

Для создания целостной системы удостоверяющих центров необходимо определить модель и общую структуру системы; степень участия в ее построении различных государственных органов и коммерческих структур, используемые при создании информационные технологии.

Иерархический принцип построения государственного управления подразумевает достаточно естественную структуру построения в перспективе системы удостоверяющих центров системы электронного документооборота: от федерального уровня, через региональные центры и до ведомственных структур и конечных пользователей.

В Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти РФ(13) предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи", который ориентирован исключительно на использование электронной цифровой подписи с открытым и закрытым ключом при условии выдачи сертификата ключа подписи имеющим лицензию удостоверяющим центром. Такая модель регулирования жестко привязана к конкретной технологии. Требуется также гармонизация указанного Закона с международными правовыми актами в области использования электронной цифровой подписи.

Таким образом, можно констатировать необходимость повышения внимания к решению проблем правовой информатизации в условиях информационного общества - подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок разработки и использования СПС и предусматривающий применение ЭЦП для официального электронного опубликования правовой информации.

22.23.

До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск. В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых и справочных правовых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации. Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам. Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Необходимо отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два плана - внешний и внутренний. С одной стороны, систематизация законодательства - это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласованную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. С другой стороны, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования. Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению. Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране. Создание автоматизированных справочных правовых систем имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традици­онными видами учета нормативных актов: учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку; оперативность получения требуемой информации и т.д.  

следующим рубрикам и базам данных:

Информация о деятельности Федерального Собрания РФ содержит: базу данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающую ее Регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммы заседаний Государственной Думы; стенограммы заседаний Совета Федерации; нормативные акты, принятые Советом Федерации;

Информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ;

Информация по законодательству: база данных «Конституция РФ и конституции отдельных зарубежных стран»; база данных «Свод законов Российской империи 1908г.»; информационно-поисковая правовая система «Эталон» (Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ); справочная правовая система «Консультант Плюс»; информационно-поисковая система «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственные и межправительственные документы СНГ;

Экономическая и статистическая информация представлена в базах данных: «Система показателей экономической реформы в РФ», «Экономические и социальные индикаторы России», «Статистика России», «Статистика территорий России», «Территория России в разрезе показателей», «Население России и национально-государственные образования РФ», «Статистика СНГ», «Мониторинг социально-экономических показателей России», «Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ», «Статистика правонарушений (информация МВД РФ)», «Политическая карта России»;

Справочная информация содержит данные по законодательным и исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных «Информация об общественных объединениях граждан РФ»;

Информационные сводки РИА «Новости», «Известия-телемир», агентства «Интерфакс», оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы.

В информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки.

В развитие информационно-правового обеспечения законодательной деятельности Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и НПП «Гарант-Сервис» была проведена совместная разработка серии прикладных программ, которые объединены под общим заголовком «Интеллектуальные инструменты юридической деятельности». Серия содержит ряд значительных прикладных разработок в спектре проблематики юридической техники законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических юридико-технических методов правотворческой деятельности. В серию включены следующие прикладные программы:

шестиязычный юридический словарь;

тезаурус EUROVOC (русская версия);

словарь законодательных дефиниций (по состоянию на 1999г. словарь содержал более 2000 определений терминов, закрепленных в законодательстве в качестве нормативных дефиниций);

алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ (цель данного издания - представить систему понятий Основного закона России - Конституции РФ и одного из основополагающих актов российского законодательства - Гражданского кодекса РФ);

сборник образцов документов Государственной Думы включает более 200 стандартных образцов документов, используемых в законодательном процессе;

база данных «Законопроекты» сочетает в себе функцию мониторинга с полнотекстовым электронным «досье», содержащим тексты законопроектов на разных стадиях их прохождения, пояснительные записки, справки, финансово-экономические обоснования и т.д.

Специалистами Аппарата Совета Федерации совместно с другими организациями разработан ряд информационных решений по обеспечению деятельности Совета Федерации. Среди них:

- подсистема «Парламентские процедуры и регламент» - включает тексты Регламента СФ, выступлений членов СФ, тексты регламентов парламентов зарубежных стран;

- подсистема «Планирование» - обеспечивает информационное и экспертно-правовое сопровождение законопроектов в СФ, формирование планов законодательных инициатив Совета Федерации;

- подсистема «Заседания Совета Федерации» - включает в числе прочего: ведение базы данных стенограмм заседаний Совета Федерации; ведение базы данных поручений, критических замечаний и предложений членов Совета Федерации;

- подсистема «Законопроект» - содержит паспорт закона, текст законопроекта;

- подсистема «Законодательство» - включает: архив нормативных правовых документов России до 1917г., законодательство бывшего СССР, действующее законодательство Российской Федерации (база данных НЦПИ); постановления Совета Федерации и Государственной Думы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты министерств, ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты СНГ и других зарубежных государств;

- подсистема «Контроль» - обеспечивает автоматизированный контроль выполнения программ экспертно-правового сопровождения законопроектов в Совете Федерации и контроль выполнения законопроектных инициатив;

- подсистема «Статистика» - содержит: систему показателей экономической реформы в стране (входная информация в объеме НАС «Экономика России», периодичность - годовая, квартальная, месячная, декадная, суточная); статистическую информацию по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов;

- подсистема «Регион» - обеспечивает: мониторинг социальных, экономических и политических процессов в регионах (показатели - паспортные данные регионов, показатели по экологии регионов, периодичность - месячная); формирование и ведение информационно-справочных паспортов субъектов Федерации; содержит информацию по экологии в разрезе регионов;

-подсистема «Общественно-политические партии и движения» - обеспечивает сбор и обработку информации по общественно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации;

-подсистема «Электронные справочники» - включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.;





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.