Специализация промышленного производства.
Специализация промышленности – выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых отраслей, выпускающих определенную продукцию и, следовательно, характеризующихся особым производственным аппаратом, технологическим процессом и специализированными кадрами, а также в разделении труда между предприятиями одной отрасли.
Специализация предприятий означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенных видов изделий или увеличении однородности производимых изделий.
Увеличение выпуска однородных изделий сопровождается широкой стандартизацией и нормализацией изделий и деталей, унификацией деталей и узлов, типизацией технологических процессов, что способствует росту производительности труда, а также сокращению затрат труда на проектирование, создание и ремонт машин и других изделий.
Специализация внутри предприятий выражается в специализации отдельных цехов, участков и рабочих мест.
Разделение труда внутри предприятия тесно связано с разделением труда внутри отрасли или промышленности в целом. Так, например, создание специализированных, технически оснащенных литейных заводов, или, иначе говоря, формирование литейной промышленности, означает возможность ликвидации мелких, полукустарных литейных цехов на отдельных машиностроительных заводах, т.е. формирование новой отрасли ведет к изменению внутренней структуры предприятий. Специализация предприятий и обособление отраслей промышленности – взаимосвязанные процессы, ибо отрасль - это совокупность определенным образом специализированных предприятий.
Процесс специализации промышленного производства имеет три основных направления (формы):
· Предметная специализация – состоит в создании новых отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;
· Подетальная специализация – выражается в специализации предприятий по выпуску отдельных частей или деталей продуктов;
· Стадийная или технологическая специализация – состоит в превращении отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства.
1. Удельный вес выпуска продукции специализированными предприятиями в общем объеме производства данного вида продукции (например, удельный вес выпуска станков станкостроительными заводами в общем объеме выпуска станков по стране). Этот показатель характеризует уровень специализации данного производства в масштабе страны, отдельных районов. 2. Удельный вес выпуска основной продукции ( соответствующей профилю специализации предприятия или отрасли) в общем объеме их производства. Этот показатель характеризует степень однородности производства в рамках отдельного предприятия или отрасли. Например, автомобильные заводы одновременно с выпуском автомобилей (основной продукции) до последнего времени производили и в некотором объеме продолжают производить другую продукцию, не свойственную профилю автомобильных заводов. Заводы тяжелого машиностроения наряду с выпуском турбин или прокатных станов выпускают продукцию, которая не отвечает профилю этих заводов. 3. Количество групп, видов или типов изделий, изготовляемых одним предприятием. Этот показатель, характеризуя в ряде отраслей ассортимент выпускаемой продукции, является важным показателем специализации предприятий. Например, специализация текстильных предприятий характеризуется количеством выпускаемых групп ткачей, числом артикулов и т.п., специализация обувных предприятий – количеством видов выпускаемой детской, женской или мужской обуви из кожи, текстиля или их заменителей.
В машиностроении степень специализации предприятий обычно определяют количеством типоразмеров выпускаемых машин или оборудования. Чем меньше наименований машин и оборудования выпускает предприятие, тем выше уровень его специализации. При этом следует учитывать конструктивную однотипность и технологическую однородность выпускаемых изделий. Так, если одно предприятие выпускает два-три наименования изделий, но они разнородны по технологическим признакам, например, прокатные станы и грузоподъемные машины (краны), а другое предприятие пять-шесть наименований изделий, но в этом случае второе предприятие является более специализированным, чем первое, хотя первое предприятие выпускает наименований изделий меньше, чем второе.
4. Доля выпуска продукции предприятиями и цехами, специализирующимися на производстве отдельных деталей и узлов или на выполнении отдельных операций по изготовлению деталей и узлов изделий, в общем объеме выпуска продукции отрасли в масштабе района или страны в целом. Этот показатель рассчитывается по тем отраслям промышленности, для которых подетальная или технологическая специализация является наиболее характерной формой организации производства. Особенно важное значение, этот показатель, имеет в машиностроении, в промышленности строительных материалов, в мебельной и других отраслях.
Развитие специализации производства во всех отраслях промышленности обусловлено ее эффективностью. Экономическая эффективность специализации обусловлена тем, что она предполагает внедрение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации производства, применение передовой технологии, поточных методов организации производства, лучшее использование оборудования, создание специализированных кадров им6еющих высокий культурно-технический уровень.
С развитием производства неразрывно связаны его комплексная механизация и автоматизация. На специализированных заводах создаются все условия для внедрения наиболее производительного и специализированного автоматического оборудования – автоматов и автоматических поточных линий, предназначенных для производства и обработки определенных деталей и узлов.
Специализация производства – важное условие широкого применения передовых технологических процессов (например, штамповки, эффективных способов литья) и внедрения наиболее совершенных методов организации производства – поточных методов.
Под влиянием специализации повышается уровень использования существующего оборудования, так как при этом сокращается или отпадает необходимость в переналадках или переключениях оборудования с производства одного вида продукции на другой. Развитие техники и специализация производства ведут к повышению производительности труда, снижению себестоимости, улучшению качества продукции.
3. Кооперирование в промышленности.
Кооперирование промышленности - это форма длительных производственных связей между предприятиями, совместно производящими определенную продукцию. Таковы, например, производственные связи автомобильного завода с его многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими отдельные части и изделия для автомобиля; связи по поставкам литья и поковок, деталей из узлов внутри машиностроения.
В промышленности существуют две формы кооперирования:
1. Внутрирайонное кооперирование – когда производственные связи между предприятиями осуществляются в рамках одного крупного экономического района (например, Урала);
2. Межрайонноекооперирование – когда производственные связи устанавливаются между предприятиями расположенными в разных экономических районах. Кооперирование предприятий в рамках одной отрасли промышленности обычно называют внутриотраслевым. Существует также межотраслевое кооперирование.
Внутрирайонное кооперирование– один из важных факторов комплексного развития экономических районов, необходимое условие рационализации перевозок, лучшего использования местных ресурсов и производственных мощностей. Оно способствует также налаживанию ритмичной работы предприятий.
1. Агрегатное кооперирование – когда головное предприятие, выпускающее сложную продукцию, получает от других заводов готовые агрегаты (изделия), идущие на комплектование продукции головного предприятия. Например, в порядке агрегатного кооперирования осуществляются поставки электромоторов, генераторов, насосов, компрессоров и других изделий многим головным предприятиям. Эти изделия часто называют комплектующими, ибо они позволяют осуществить выпуск комплектной продукции на головном предприятии.
2. Подетальное кооперирование- когда головной завод получает от предприятий-смежников детали и узлы для сборки готовой продукции. Таковы, например, поставки поршней, поршневых колец, радиаторов, карбюраторов для автомобильных и тракторных заводов.
3. Технологическое кооперирование– когда одно предприятие поставляет другому определенные полуфабрикаты или выполняет отдельные операции. Например, поставка заводами тяжелого машиностроения крупных поставок поковок и отливок заводам электротехнической промышленности; производство в порядке кооперирования сложной механической обработки деталей, поставка пряжи для ткацких фабрик и т.д. Все виды кооперирования позволяют использовать большие экономические преимущества специализации производства.
1. Количество предприятий кооперирующихся с данным предприятием. При этом отдельно подсчитывается число предприятий–поставщиков и предприятий–заказчиков. Например, автомобильные заводы кооперируются с сотнями предприятий, тогда как производственные связи станкостроительных заводов ограничиваются небольшим числом заводов.
2. Удельный вес полуфабрикатов и изделий, в порядке кооперирования, в общем, объеме продукции отрасли или в себестоимости готовых изделий, производимых данным заводом. Так, в общем объеме продукции автомобильной промышленности доля узлов и деталей, поступающих в порядке кооперирования, составляет примерно 40%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|