Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специализация промышленного производства.




Специализация промышленности – выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых отраслей, выпускающих определенную продукцию и, следовательно, характеризующихся особым производственным аппаратом, технологическим процессом и специализированными кадрами, а также в разделении труда между предприятиями одной отрасли.

 

Специализация предприятий означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенных видов изделий или увеличении однородности производимых изделий.

 

Увеличение выпуска однородных изделий сопровождается широкой стандартизацией и нормализацией изделий и деталей, унификацией деталей и узлов, типизацией технологических процессов, что способствует росту производительности труда, а также сокращению затрат труда на проектирование, создание и ремонт машин и других изделий.

 

Специализация внутри предприятий выражается в специализации отдельных цехов, участков и рабочих мест.

 

Разделение труда внутри предприятия тесно связано с разделением труда внутри отрасли или промышленности в целом. Так, например, создание специализированных, технически оснащенных литейных заводов, или, иначе говоря, формирование литейной промышленности, означает возможность ликвидации мелких, полукустарных литейных цехов на отдельных машиностроительных заводах, т.е. формирование новой отрасли ведет к изменению внутренней структуры предприятий.

Специализация предприятий и обособление отраслей промышленности – взаимосвязанные процессы, ибо отрасль - это совокупность определенным образом специализированных предприятий.

 

Процесс специализации промышленного производства имеет три основных направления (формы):

 

· Предметная специализация – состоит в создании новых отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;

 

· Подетальная специализация – выражается в специализации предприятий по выпуску отдельных частей или деталей продуктов;

 

 

· Стадийная или технологическая специализация – состоит в превращении отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства.

 

 


1. Удельный вес выпуска продукции специализированными предприятиями в общем объеме производства данного вида продукции (например, удельный вес выпуска станков станкостроительными заводами в общем объеме выпуска станков по стране). Этот показатель характеризует уровень специализации данного производства в масштабе страны, отдельных районов.

2. Удельный вес выпуска основной продукции ( соответствующей профилю специализации предприятия или отрасли) в общем объеме их производства. Этот показатель характеризует степень однородности производства в рамках отдельного предприятия или отрасли. Например, автомобильные заводы одновременно с выпуском автомобилей (основной продукции) до последнего времени производили и в некотором объеме продолжают производить другую продукцию, не свойственную профилю автомобильных заводов. Заводы тяжелого машиностроения наряду с выпуском турбин или прокатных станов выпускают продукцию, которая не отвечает профилю этих заводов.

3. Количество групп, видов или типов изделий, изготовляемых одним предприятием. Этот показатель, характеризуя в ряде отраслей ассортимент выпускаемой продукции, является важным показателем специализации предприятий. Например, специализация текстильных предприятий характеризуется количеством выпускаемых групп ткачей, числом артикулов и т.п., специализация обувных предприятий – количеством видов выпускаемой детской, женской или мужской обуви из кожи, текстиля или их заменителей.

В машиностроении степень специализации предприятий обычно определяют количеством типоразмеров выпускаемых машин или оборудования. Чем меньше наименований машин и оборудования выпускает предприятие, тем выше уровень его специализации. При этом следует учитывать конструктивную однотипность и технологическую однородность выпускаемых изделий. Так, если одно предприятие выпускает два-три наименования изделий, но они разнородны по технологическим признакам, например, прокатные станы и грузоподъемные машины (краны), а другое предприятие пять-шесть наименований изделий, но в этом случае второе предприятие является более специализированным, чем первое, хотя первое предприятие выпускает наименований изделий меньше, чем второе.

 

4. Доля выпуска продукции предприятиями и цехами, специализирующимися на производстве отдельных деталей и узлов или на выполнении отдельных операций по изготовлению деталей и узлов изделий, в общем объеме выпуска продукции отрасли в масштабе района или страны в целом. Этот показатель рассчитывается по тем отраслям промышленности, для которых подетальная или технологическая специализация является наиболее характерной формой организации производства. Особенно важное значение, этот показатель, имеет в машиностроении, в промышленности строительных материалов, в мебельной и других отраслях.

 

Развитие специализации производства во всех отраслях промышленности обусловлено ее эффективностью.

Экономическая эффективность специализации обусловлена тем, что она предполагает внедрение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации производства, применение передовой технологии, поточных методов организации производства, лучшее использование оборудования, создание специализированных кадров им6еющих высокий культурно-технический уровень.

 

С развитием производства неразрывно связаны его комплексная механизация и автоматизация. На специализированных заводах создаются все условия для внедрения наиболее производительного и специализированного автоматического оборудования – автоматов и автоматических поточных линий, предназначенных для производства и обработки определенных деталей и узлов.

 

Специализация производства – важное условие широкого применения передовых технологических процессов (например, штамповки, эффективных способов литья) и внедрения наиболее совершенных методов организации производства – поточных методов.

 

Под влиянием специализации повышается уровень использования существующего оборудования, так как при этом сокращается или отпадает необходимость в переналадках или переключениях оборудования с производства одного вида продукции на другой. Развитие техники и специализация производства ведут к повышению производительности труда, снижению себестоимости, улучшению качества продукции.

 

 

 

3. Кооперирование в промышленности.

 

Кооперирование промышленности - это форма длительных производственных связей между предприятиями, совместно производящими определенную продукцию. Таковы, например, производственные связи автомобильного завода с его многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими отдельные части и изделия для автомобиля; связи по поставкам литья и поковок, деталей из узлов внутри машиностроения.

 

В промышленности существуют две формы кооперирования:

 

1. Внутрирайонное кооперирование – когда производственные связи между предприятиями осуществляются в рамках одного крупного экономического района (например, Урала);

 

2. Межрайонноекооперирование – когда производственные связи устанавливаются между предприятиями расположенными в разных экономических районах. Кооперирование предприятий в рамках одной отрасли промышленности обычно называют внутриотраслевым. Существует также межотраслевое кооперирование.

 

Внутрирайонное кооперирование– один из важных факторов комплексного развития экономических районов, необходимое условие рационализации перевозок, лучшего использования местных ресурсов и производственных мощностей. Оно способствует также налаживанию ритмичной работы предприятий.

 

 


1. Агрегатное кооперирование – когда головное предприятие, выпускающее сложную продукцию, получает от других заводов готовые агрегаты (изделия), идущие на комплектование продукции головного предприятия. Например, в порядке агрегатного кооперирования осуществляются поставки электромоторов, генераторов, насосов, компрессоров и других изделий многим головным предприятиям. Эти изделия часто называют комплектующими, ибо они позволяют осуществить выпуск комплектной продукции на головном предприятии.

 

2. Подетальное кооперирование- когда головной завод получает от предприятий-смежников детали и узлы для сборки готовой продукции. Таковы, например, поставки поршней, поршневых колец, радиаторов, карбюраторов для автомобильных и тракторных заводов.

 

3. Технологическое кооперирование– когда одно предприятие поставляет другому определенные полуфабрикаты или выполняет отдельные операции. Например, поставка заводами тяжелого машиностроения крупных поставок поковок и отливок заводам электротехнической промышленности; производство в порядке кооперирования сложной механической обработки деталей, поставка пряжи для ткацких фабрик и т.д. Все виды кооперирования позволяют использовать большие экономические преимущества специализации производства.

 
 

 

 


1. Количество предприятий кооперирующихся с данным предприятием. При этом отдельно подсчитывается число предприятий–поставщиков и предприятий–заказчиков. Например, автомобильные заводы кооперируются с сотнями предприятий, тогда как производственные связи станкостроительных заводов ограничиваются небольшим числом заводов.

 

2. Удельный вес полуфабрикатов и изделий, в порядке кооперирования, в общем, объеме продукции отрасли или в себестоимости готовых изделий, производимых данным заводом. Так, в общем объеме продукции автомобильной промышленности доля узлов и деталей, поступающих в порядке кооперирования, составляет примерно 40%.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...