Субъекты международного права
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Согласно общей теории права, регулируемые правом общественные отношения приобретают характер правовых отношений, становятся правоотношениями. Стороны таких правоотношений именуются субъектами права. Таким образом, субъекты международного права — это стороны международных правоотношений, наделенные нормами международного права субъективными правами и субъективными обязательствами. При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения. Термин-понятие «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах, в частности в общих (универсальных) конвенциях. Так, в ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. речь идет о «международных соглашениях, участниками которых являются одно или несколько государств, одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права, иных, чем государства и международные организации». На протяжении многовековой истории международного права государства были единственными субъектами международных правоотношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государствами, а также взаимоотношения государств с международными организациями и другими международными институциями. Государства — основные субъекты международного права и основные реальные участники международных правоотношений, поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, с международными организациями и иными субъектами международного права.
Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные институции, именуемые международными органами. Это, в частности, международные суды и международные арбитражи, следственные, примирительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международно-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего международного права. Некоторые такие международные органы, например Международный Суд ООН, представляют собой органы универсального характера, поскольку они созданы международным сообществом государств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многостороннего). Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответствии с одним из основных принципов современного международного права — принципом равноправия и самоопределения народов — за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следовательно, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами. Подробнее о термине-понятии «народ» и об условиях реализации народами права на самоопределение будет сказано в главе об основных принципах современного международного права. Отметим в заключение, что в своих взаимоотношениях государства взаимно обязываются (главным образом в силу международных договоров) соблюдать в своем внутреннем порядке или правопорядке определенные права иностранных физических и юридических лиц, основные права и свободы всех находящихся на их территории индивидов, также определенные права общественных (неправительственных) организаций, в частности профсоюзов. Эти международные обязательства государств в пользу тех или иных субъектов их внутригосударственного правопорядка подлежат осуществлению именно в национальном праве данного обязанного государства. Субъектами же международных правоотношений по поводу соблюдения международных обязательств в пользу субъектов национального права являются только государства — участники соответствующего международного договора или адресаты обычноправовых норм общего международного права (в частности, норм об обращении с иностранными физическими и юридическими лицами). Субъекты же внутригосударственного права, в пользу которых государство приняло определенные международные обязательства, могут обращаться с жалобами в международные инстанции о несоблюдении данным обязанным государством их прав только при условии, что они исчерпали соответствующие внутригосударственные возможности добиться соблюдения своих прав.
Следовательно, физические и юридические лица, общественные организации и иные субъекты внутригосударственного права не являются и не могут являться субъектами международного права, поскольку они подчинены юрисдикции (власти) того или иного государства, а субъектов международного права характеризует взаимная независимость, неподчиненность какой-либо власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. При этом методом международно-правового регулирования является соглашение между юридически независимыми субъектами международных отношений по поводу содержания устанавливаемой ими нормы и придания ей юридически обязательной силы.
65. ЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА 1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права. 2. Взаимовлияние национального и международного права. 3. Реализация международно-правовых норм в РФ.
1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы: 1. Дуализм - МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти). 2. Монизм - международное и национальное право части единой правовой системы но: а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг) б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен). Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным, т.к. на международно-правовую позицию каждого государства оказывает влияние его внутренне право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими. Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются: - внутригосударственные - межгосударственные - международные отношения частного характера Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений. 1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом. 2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработал этих воль определятся с помощью национального права. 3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства. 4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.
5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы). 2. Взаимовлияние национального и международного права В настоящее время практически все специалисты признают воздействие внутригосударственного и международного права друг на друга: 1. Внутреннее право воздействует на МП. Первичность здесь связана с тем, что создавая нормы МП государства руководствуются своим национальным правом и не берут на себя обязательств, противоречащих основам политического или социального строя, закрепленных, как правило, в конституционных нормах или же требующих значительной модификации национального законодательства. Национальное право двояко влияет на МП: 1) через содержание норм внутригосударственного права на содержание международно-правовых норм. 2) Посредствам воздействия норм внутреннего права на сам порядок создания норм МП, их действенность. В первом случае речь идет о материальном влиянии. Нормы внутригосударственного права влияющие на содержание норм МП: - принципы ВП государства, закрепленные в основных законах (Конституциях) - конкретные нормы национального права, регулирующие различные аспекты осуществления ВП функций государства (порядок заключения международных договоров, привилегии и иммунитеты, иммунитет государства и его собственности). - прогрессивное законодательство в области прав человека. - ряд общих принципов права первоначально появился во внутреннем праве. 2. Международное право оказывает влияние на национальное право государства: Необходимость национально- правовой имплементации норм международного права служит основной причиной воздействия МП на национальное право. В реализации нормы международного права когда требуются действия субъектов внутреннего права: 1) Государство может включить в свое право норму отсылающую к международного права и санкционирующую применение правил международного договора или обычая к отношениям, сторонами которых являются Ф и ЮЛ. Этот способ принято называть отсылкой. Отсылка к МП может быть различной по форме: - МП - это часть права страны(РФ, США, Испания) - МП может применятся в сфере действия государственного суверенитета только после санкционирования национальным правом (Франция)
В данном случае речь идет об общей или генеральной отсылке. 2) Принятие государством норм внутреннего права, способствующих исполнению предписаний МП. Они могут текстуально повторять некоторые правила международного договора(рецепция), конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства. Нередко государства перед тем, как стать участником договора вносят в свое право соответствующие изменения и дополнения. 3. Реализация международно-правовых норм в РФ В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах: 1. В форме издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы. Это осуществляется путем: а) Определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора. б) Издание во исполнении принятого международного договора нормативных актов. в) Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору. 2. Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применятся вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права. Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права. РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании. В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч.4 ст. 15 Конституции РФ. Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или “привязок” к договорам и т.д. 66. Ответственность в международном праве Одним из способов обеспечения международного правопорядка является использование института ответственности. Соблюдение норм внутреннего законодательства обеспечивается соответствующей национальной системой юридических норм, использованием аппарата принуждения. В международных отношениях не существует централизованного надгосударственного аппарата принуждения. Международно-правовая ответственность не является отдельным принципом, или правовой нормой, а представляет собой правовой институт, известный международному публичному и международному частому праву. Наличие этого института присуще для всех без исключения отраслей международного публичного права. Ответственность в международном праве – это те юридические последствия, которые наступают для субъекта международного права в случае нарушения им международно-правового обязательства. При этом необходимо отметить, что ответственность наступает только в том случае, если не имеется оснований, освобождающих от ответственности. Институт ответственности базируется на некоторых принципах, являющихся основополагающими во всех без исключения отраслях современного международного права. 1. Государство не может быть освобождено от международно-правовой ответственности путем ссылки на свое внутреннее право. Этот принцип применим только в международном публичном праве, так как в частном праве международно-правовая ответственность отрицается именно путем ссылок на национальное законодательство. В этом суть коллизионных норм международного частного права. 2. Принцип ответственности государства за издание законов, находящихся в противоречии с общепризнанными нормами международного права, так и ответственность за неиздание законов, необходимых для выполнения международно-правовых обязательств субъектов права. 3. Принцип ответственности субъектов международного права за принудительное удержание под свое властью или зависимостью других, за любые проявления насилия. 4. Принцип ответственности перед международным сообществом за подготовку, планирование и совершение актов агрессии. 5. Принцип применения международно-правовых санкций в отношения субъекта права, нарушившего обязательства, а также вменение в обязанность возместить причиненный ущерб. Доктрина права определяет категорию «основание ответственности» как общеправовую, имеющую две взаимосвязанные стороны: нормативное (правовое) и юридико-фактическое. Под нормативным (правовым) основанием понимается нарушение юридически обязательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. К этому виду основания ответственности относятся любые международно-правовые акты, предписывающие юридически обязательные для государства правила поведения. Эта система актов состоит из международного договора и международного обычая; решения международных судов и международных (межправительственных) организаций, имеющих обязательную силу; односторонние международно-правовые акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают юридически обязательные правила поведения для государства, издавшего этот акт. Юридико-фактическим основанием международно-правовой ответственности государства является правонарушение – виновное, противоправное поведение субъектов международного права, направленное против международного правопорядка и нарушающее общепризнанные нормы и принципы международного права. При правомерном, невиновном деянии ответственность не наступает, а возникает обязанность возместить причиненный ущерб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|