Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая периодизация онтогенеза




Разработка научно-обоснованной периодизации онто-. генеза человека исключительно сложна. Очевидно, что| только одни какие-либо признаки — морфологические, фи- зиологические или биохимические — не могут быть поло­жены в основу периодизации. Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учиты­вать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.

Детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком в 1965 г. (табл. 3). По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: про­грессивную, стабильную и регрессивную. Для их разгра­ничения предлагаются следующие показатели: для про­грессивной стадии — продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии — увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии — падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости дви­жений.

Сходная схема (табл. 4) возрастной периодизации пост-натального развития человека была принята на VII Все­союзной конференции по проблемам возрастной морфо­логии, физиологии и биохимии, состоявшейся в 1965 Г. Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиат­рии, педагогике.

Пренатальный период подразделяется на два: эмбрио­нальный и фетальный (плодный). В течение первого пери-


Таблица 3

Схема периодизации индивидуального развития (В.В. Бунак, 1965)

 

 

 

 

 

Стадия Период Возраст Пол
мужской | женский
Внутриутробный цикл
эмбриональный переходный фетальный ранний средний поздний 0-8 нед. 8-16 нед. 4-6 мес. 7-8 мес. 8-10 мес.
Внеутробный цикл
  начальный 1-6 мес.
Прогрес­сивная младенческий средний конечный 7-9 мес. 10-12 мес.
первого детства начальный конечный 1-4 года 5-7 лет
второго детства начальный конечный 8-10 лет 8-9 лет 11—13 лет 10-12 лет
подростковый   14-17 лёт 12-16 лет
юношеский   18-21 лет 17-20 лет
Стабиль­ная взрослый первый второй 22-28 лет 21-26 лет 29-35 лет 27-32 года
зрелый первый второй 36-45 лет 33-40 лет 46-55 лет 41-50 лет
пожилой первый второй 56-63 года 51-57 лет 64-70 лет 58-63 года
Регрес­сивная старческий первый второй 71-77 лет 64-70 лет 78-83 года 70-77 лет
позднестарческий   84 года 78 лет

ода, который продолжается 8 недель, происходит форми- рованиеорганов и частей тела, свойственных взрослому че-- ловеку. В фетальный период главным образом увелйчива-i размеры и завершается органообразование. Скорость i плода возрастает до 4—5 месяцев. После 6 месяцев

53


 


Таблица 4 Схема возрастной периодизации онтогенеза человека

 

 

1. Новорожденные 1-10 дней
2. Грудной возраст 10 дней — 1 год
3. Раннее детство 1-3 года
4. Первое детство 4-7 лет
5. Второе детство 8-12 (мальчики) 8-11 (девочки).
6. Подростковый возраст 13—16 (мальчики) 12-15 (девочки)
7. Юношеский возраст 17—21 (юноши) 16-20 (девушки)
8. Зрелый возраст I период 22-35 (мужчины) 21-35 (женщины)
II период 36-60 (мужчины) 36-55 (женщины)
9. Пожилой возраст 61-74 (мужчины) 56-74 (женщины)
10. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины)
П. Долгожители 90 лет и выше

скорость роста линейных размеров уменьшается. По-види­мому, одна из причин замедления роста в конце внутриут­робного периода — ограниченные размеры полости матки. По данным Дж. Таннера, скорость роста близнецов замед­ляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выде­ления служит тот факт, что в это время имеет место вы­кармливание ребенка молозивом в течение 8—10 дней.

Следующий период — грудной — продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зре­лым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми


остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться мо­лочные зубы.

Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.. С 4 лет начинается период первого детства, который 'заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследова­тели отмечают небольшое увеличение скорости роста, на-зывая его первым ростовым скачком; однако было обраще­но внимание, что этот скачок свойственен не всем детям.

I Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: пер-

ШЧиый моляр и центральный резец на нижней и верхней че- к., латеральный резец на нижней челюсти.

>{,„, Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтраль-;вым детством, поскольку мальчики и девочки почти не

* "отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Сле-%Дует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.

J

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявля­ются половые различия в размерах и форме тела, а также ^йачинается усиленный рост в длину. Темпы роста у дево­чек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у $евочек начинается в среднем на два года раньше. При­мерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее ^растут нижние конечности, происходит интенсивное уве­личение показателей массивности скелета. В среднем к 12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов.

В период второго детства повышается секреция поло­го "- ^«гормонов, врезультатечегоначинаютразвиватьсявто-' f- ричные половые признаки. Последовательность появле-

'*- 55


ния вторичных половых признаков довольно постоянна: у
девочек сначала формируется грудная железа, затем по­
являются волосы на лобке, а потом в подмышечных впа­
динах. Матка и влагалище развиваются одновременно с
формированием грудных желез. Средний возраст разви­
тия грудных желез у девочек различных этнических групп
колеблется от 9 до 10 лет. Средний возраст появления во­
лос на лобке приходится на самый конец периода второго
детства. к

В гораздо меньшей степени в этот период процесс по­лового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным бол­гарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 го­дам всего на 0,7 см.

Следующий период — подростковый — называют так­же периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек^— с 12 до 15 лет. Датировку этого периода нельзя считать оконча­тельной, поскольку по уровню полового созревания 13-лет­ние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода толь­ко начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествую­щий период. В этот период наблюдается дальнейшее уве­личение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по дли­не тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела — между 12 и 13 годами; у мальчикоасоответ-ственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в ре­зультате чего к 13,5—14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90—97% своей окончательной величины.


В подростковый период происходит перестройка ос­новных физиологических систем организма (мышечной, кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основ­ные функциональные характеристики подростков прибли­жаются к характеристикам взрослого организма. У маль­чиков в это время особенно интенсивно развивается мы­шечная система.

В подростковый период формируются вторичные по­ловые признаки. У девочек продолжается развитие груд­ных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впади­нах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того,' как пройден максимум ско­рости роста тотальных размеров тела. В 70—80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет. У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки ме­нархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что свя­зывают с адаптацией к гипоксии.

В подростковый период происходит интенсивное по­ловое созревание у мальчиков. Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13—14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются воло­сы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набуха­ние сосков и появляются волосы в подмышечных впади­нах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В14—15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени).

Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с девочками более продолжителен предпубертатный пери­од и сильнее выражен пубертатный скачок. Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми



 


мужчинами и женщинами в значительной степени зави­сят от времени наступления, продолжительности и интен­сивности пубертатного скачка роста. До этого скачка раз­личия в росте между мальчиками и девочками не превы­шают 2%, а после него они достигают в среднем 8 %».

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достига­ют дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяют­ся мало. Правда, у 20—30-летних людей еще продолжа­ется рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхнос­тях позвонков. Однако этот рост незначителен и не пре­вышает в среднем 3—5 мм. Между 30 н 45—50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происхо­дят инволютивные изменения организма.

Биологический возраст

При описании основных морфологических особенно­стей человека в различные возрастные периоды использу­ют, как правило, средние показатели. Однако индивиду­альные различия в процессах роста и развития могут ва­рьировать в широких пределах. Особенно сильно эти раз­личия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происхо­дят весьма существенные морфологические и физиологи­ческие лерестройки организма. Существование индивиду­альных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологи­ческий возраст, или возраст развития.

Формулирование понятия биологический возраст име­ет большое значение, поскольку для многих практичес-


ких целей важна группировка детей не по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития.

Основнымикритериями биологического возраста счи-. таются: 1) зрелость, оцениваемая постепени развития вто­ричных половых признаков; 2) скелетная зрелость (поря­док и сроки окостенения скелета) и 3) зубная зрелость (сро­ки прорезывания молочных и постоянных зубов). Дела­лись попытки определять биологический возраст и по фор-tike тела, т.е. по соотношению его размеров. Однако этот метод не нашел практического применения, поскольку размеры тела в каждом возрасте зависят от их дефини­тивной величины, которая различна у разных людей.

При оценке биологического возраста в последнее вре­мя стали использовать показатели зрелости отдельных фи-" Знологических систем организма. Делаются также попыт-«копределения биологического возраста на основании воз­растных изменений микроструктур различных органов.

Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития об­следуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Необ­ходимо Подчеркнуть, что в связи с процессом акселера­ции эти стандарты периодически обновляются, для чего проводятся повторные исследования.

Для правильной оценки биологического возраста же­лательно использовать несколько показателей в их соче­тании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...