Вторичные половые признаки
•- Биологический возраст широко определяют по степе- ' Ни развития вторичных половых признаков, поскольку это наиболее доступная оценка при массовых обследованиях.
Наиболее часто учитываются следующие признаки: развитие волос на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах) у обоих полов; развитие молочных желез (Ма) и наступление менархе (Me) у девочек; пубертатное набухание сосков (Q и перелом голоса у мальчиков. Различают несколько стадий развития каждого признака. Так, на стадии обозначенноиМги железы не выступают над поверхностью грудной клетки^ Ма, — выступают в виде конуса, околососочковый кружок вместе с соском, Мг^ — значительное конусообразное ъъщ тупание желез, Maj — сосок поднимается над околососковым кружком, Ма4 — железа достигает размера и формы, характерной для взрослой женщины; Ро — волосы на лобке отсутствуют, Р, — единичные волосы, Р2 — выраженный волосяной покров, Р3 — длинные, густые вьющиеся волосы по всему лобку. У юношей вьщеляют стадию Р4, когда волосы поднимаются по белой линии живота. В подмышечных I впадинах: AXq — отсутствие волос, Ах, — единичные волосы, AXj — выраженный волосяной покров, АХз — полный волосяной покров. У мальчиков: Со — маленький сосок, С, — набухание околососкового кружка, С2 — околососковый кружок темный, пигментированный, с редкими волосами по краю, сосок сформирован (Штефко, Островский, 1929; Никитюк, 1983). Работами многих исследователей показано, что индивидуальная изменчивость в на-Рнс. 22. Внешняя форма стУплении периода полового молочных желез, характерная созревания исключительно ве-для 16—17-летних девушек лика. Так, при обследовании грудных желез (Ма) у русских
12-летних девочек было выявлено, что у 3,3 % имеет место нулевая стадия (Ма,,), характерная в основном для 8—10 лет, а у 11,7 % — четвертая стадия (Ма^, характерная для 16—17 лет (рис. 22). Определение биологического возраста подростков по степени вторичных половых признаков может служить надежным критерием правильной оценки их развития, но эти показатели могут.быть использованы только в период полового созревания при унифицированной системе оценки. Скелетный возраст Наиболее универсаль-, 3~-_________ ч ным из всех критериев био- 2..................... логического возраста явля- елся скелетный возраст, по- 5 ...................................... 8 скольку он может опреде- 7JF1#1KM:^A- лятьея фактически на протяжении всего онтогенеза, начиная с утробного пери- шл Щ2 ШР ¥~i "\.Ъ--ю ода и кончая периодом ста- f рения. В принципе скелет- ■ ' ный возраст можно определить по любой части ске- и- лета—одной или несколь- Ц Ш ш IL ii разумеется, относительна, мальные фаланги. и _ средн^е фа. так как корреляция време- ланги; 12 — дистальные фаланги % 61
•**■ <5. Таблица 5 Индивидуальная вариабельность в сроках окостенения кисти (Белогорский, 1973) О\
ным изменениям, если не учитывать механического стирания жевательных поверхностей.
Молочные зубы прорезываются у детей с 6 мес. до 2 лет, постоянные зубы — в среднем от 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Следовательно, зубная зрелость может использоваться в качестве показателя биологического возраста только до 13—14 лет. Безусловно, сроки прорезывания зубов зависят от общего уровня развития организма. Обнаружена связь между сроками прорезывания зубов и физически развитием, половым созреванием и оссификацией скелета. 3.2.4. Физиологические и биохимические критерии В основе онтогенетических изменений лежат возрастные преобразования метаболизма и основной системы его регуляции — нейроэндокринной. Возрастное снижение основного обмена прослеживается с года до 18—20 лет (с некоторым повышением в пубертате) и связывается прежде всего с уменьшением относительной массы активно метаболизирующих тканей (сердце, печень, мозг) и увеличением аппарата скелета и мышц с их более низким метаболизмом в условиях основного обмена. К числу наиболее распространенных физиологических критериев биологического возраста относятся показатели основного, углеводного и липидного обмена, некоторые ферменты (связь фосфатазной активности с уровнем ростовых процессов) и зависящие в основном от возраста нейрофизиологические и нейродинамические характеристики — уменьшение интенсивности биоэлектрической активности мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выработки условного торможения. Важную информацию о биологическом возрасте несут многие гормоны, особенно их соотношения — гормональные индексы. Информативность гормональных показателей повышается и за счет тесных связей с другими критериями, в том числе морфологи-
ческой зрелости. Так, например, кривые возрастной динамики надпочечниковых андрогенов (17-КС) очень сходны с общеростовыми: опережение женщинами мужчин в 11— 13 лет и мужчинами женщин — в 13—14 лет. При оценке биологического возраста также используются возрастные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем по показателям ЭКГ, систолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, минимального и ударного объема крови, артериальной осциллографии, относительной жизненной емкости легких, частоты дыхания, индекса кровоснабжения и периферического сопротивления. Кроме того, используются показатели крови и мочи: число эритроцитов, гемоглобин, содержание альбуминов и глобулинов, креатинин, оксипро-лин; показатели опорно-двигательного аппарата: электромиография, эргография, мышечная сила. С теоретической и практической точек зрения существенно то, что, по данным ряда исследований, оптимальный физиологический статус в периоде развития нередко сочетается со средними его темпами. Это положение согласуется с концепцией стабилизирующего отбора, который создает внутренние регуляторные механизмы, обеспечивающие развитие устойчивой нормы — онтогенетический гомеорезис (Шмальгаузен, 1969). 3.2.5. Психическое развитие Проблема соотношения темпов психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес для возрастной биологии человека, антропологии и педагогики в связи с акселерацией развития и изучением особенностей становления психической и социальной зрелости у современного человека.
Поиск критериев созревания субстрата психических процессов основан на изучении возрастной динамики важнейших ее структурных и биохимических параметров. Развитие мозга и нервной системы в целом имеет системную направленность, начиная уже с очень ранних этапов онто- Зак. 486 генеза. Для мозга человека характерны: опережающий рост по сравнению с тотальными размерами тела, гетерохрония, четкие возрастные градиенты созревания как всего мозга, так и коры, приуроченность наиболее интенсивного развития цитоархитектоники корковых формаций (в том числе гипоталамуса, лимбической коры) ко времени после рождения. У новорожденных мальчиков и девочек масса мозга составляет в среднем 353 и 347 г соответственно, она примерно удваивается к 6 месяцам (600 и 534 г) и утраивается к 3 годам (1076 и 1012 г). «Взрослые» значения массы мозга достигаются уже в 7—8 лет. Признания в качестве критериев определенных стадий зрелости и, следовательно, биологического возраста получили многие показатели: величина и плотность расположения нейронов, длина аксонов, степень миелинизации, синаптогенез, активность ацетил-холинэстеразы, содержание ДНК; при старении — Липофусцин в перикарионах нейронов, сенильные бляшки в нейропиле, атрофия дендритного древа, исчезновение дендритных шипиков, уменьшение размеров и потеря нейронов. Проблема взаимоотношений биологического возраста с эмоциональным и умственным развитием достаточно сложна и решается пока неоднозначно. Существуют лишь немногие данные о связи созревания ЦНС и эндокринного аппарата с возрастными изменениями свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента (энергетический уровень, скорость, устойчивость, темп, подвижность реакций и др.). Обычно при характеристике темперамента в первую очередь подразумеваются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, обнаруживающие определенную устойчивость к воздействиям внешней среды. В настоящее время считается установт_ ленным, что темперамент испытывает возрастные изменения, определяющиеся анатомическим и физиологическим созреванием нейроэндокринной системы. О перспективности подобных хронологических исследований сви- детельствуют ассоциации между степенью миелинизации и психоэмоциональным статусом детей. Выделение зависящих от времени параметров темперамента является основной задачей в разработке психологических критериев биологического возраста. Что касается умственногоразвития, то многими исследователями определены небольшие, но постоянные различия в связи с биологическим возрастом, по данным интеллектуальных тестов. Но полученные результаты не вполне однозначны: например, в ряде наблюдений не выявилось (в норме) сколько-нибудь выраженной связи между биологическим возрастом и так называемой «школьной зрелостью», под которой понимается стадия созревания ребенка, необходимая для успешного начала обучения в школе. Возможно, это объясняется отсутствием вполне корректных и адекватных тестов для определения уровня интеллектуального развития. Наиболее распространены стандартные психологические тесты типа «коэффициента интеллекта», зависящие от понятий интеллекта, преобладающих в той культуре, для которой они разработаны. Между тем каждая культура или субкультура (национальная, социальная, профессиональная и т.д.) создает условия для развития специфических для нее особенностей и личностных черт. Поэтому такие тесты обычно непригодны для межгрушювых сопоставлений. В пределах же однородной группы развивающихся индивидов тесты могут помочь установить темп и индивидуальные особенности процесса развития определенных психических функций или качеств. Но и в этом случае уровень психического, в первую очередь умственного, развития может быть использован как дополнительный критерий биологического возраста только при учете конкретных условий жизни и воспитания ребенка, и, разумеется, интеллектуальные тесты никак не могут оценить весь интеллектуальный потенциал человека. В большей мере они отражают все же не природные различия, а наличный уровень знаний и умений (Хрисанфова, 1991).
з* 3.2.6. Старение организма : Старение — совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах тела в связи с возрастом, сокращающих возможности организма и повышающих вероятность смерти. Старение — функция времени. Начало старения не имеет четких границ. Обычно его приурочивают по времени завершения процессов роста и дифференцировки организма. В этой связи отправным периодом следует считать третье десятилетие жизни. В литературе обсуждается вопрос о физиологической Проявления старения многообразны и затрагивают все уровни организации: от молекулярного до систем саморегуляции целостного организма. К числу его внешних манифестаций относятся: уменьшение роста (в среднем на 0,5—1 см за 5-летие после 60), изменение формы и состава тела, сглаживание контуров, усиление кифоза, эндо-морфизация, перераспределение жирового компонента,, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица в связи с потерей зубов и редукцией альвеолярных отростков, увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта, увеличение губ, разно- образные изменения эктодермальных органов (уменьшение количества сальных желез, толщины эпидермиса и сосочкового слоя кожи, поседение) и др. Особое значение имеют нарушения функционирова-* Яия важнейших систем регуляции на уровне целостного организма, на клеточном и молекулярном уровнях. Возрастные изменения ЦНС прослеживаются как в структурных (уменьшение массы мозга, величины и плотности нейронов, отложение липофусцина), так и в ее функциональных параметрах (падение работоспособности нервной клетки, изменения в ЭЭГ, снижение биоэлектри-:'■ ческой активности); характерно, далее, уменьшение ост-. роты зрения и силы аккомодационной способности глаза, ' снижение функции слухового анализатора, возможно так-' же вкусовой и некоторых видов кожной чувствительности. Уменьшается масса, изменяются другие морфометри-ческие характеристики и снижается гормонообразование в "■ 'ряде эндокринных желез, например, в щитовидной и половых. В целом обнаруживается, правда, с большими индивидуальными колебаниями, и тенденция к снижению основного обмена: к 100 годам его уровень составляет всего 50 % от уровня в 30 лет. Происходит замедление и уменьшение биосинтеза белка, повышение содержания жира в различных тканях и крови, изменяется соотношение ли-■ Шдных фракций, нарастает частота снижения толерантности к углеводам и инсулицовой обеспеченности организма. Значительные сдвиги наблюдаются в структурных и функциональных характеристиках и других важнейших системах организма, таких как пищеварительная, выделительная, сердечно-сосудистая, система крови, иммунологическая система. Обнаруживаются изменения на клеточном и молекулярном уровнях, а также в системе самого генетического аппарата (угасание функциональной активности клеток и генов, изменения проницаемости мембран, уменьшение уровня метилирования ДНК, повышение частоты хромосомных нарушений и др.).
Однако процесс старения внутренне противоречив, так как в ходе его возникает не только дезинтеграция, деградация, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы, т.е. развертываются компенсаторно-старческие процессы — витаукт, по Фролькису (от лат. vita — жизнь, auctum — увеличивать). Так, снижение уровня секреции некоторых гормонов компенсируется повышением чувствительности клеток к их действию; в условиях гибели одних клеточных элементов другие начинают выполнять повышенную функцию. Особенно проявляют себя такие компенсаторные процессы в характеристиках интеллекта, социальной и психологической сферах. Как и процессы роста и развития, старение протекает гетерохронно. Геронтологами отмечено, что атрофия ключевого органа иммунологической защиты организма — тимуса — начинается в 13—15 лет, а гонад у женщин — в 48—52 года. В костной системе отдельные сдвиги могут проявляться очень рано, но развиваться медленно, тогда как в некоторых структурах ЦНС они долго не улавливаются, но впоследствии развиваются очень быстро. Таким образом, единичные проявления старческой инволюции наблюдаются уже на 3-м и даже 2-м десятилетии жизни. Нужно, следовательно, разграничивать старение как длительный гетерохронный процесс и старость как его заключительную фазу, характер и время наступления которой определяется темпами и интенсивностью физиологического старения, зависящими в свою очередь от многих причин. Определение биологического возраста при старении необходимо для решения социально-гигиенических, клинических, экспериментально-геронтологических задач, при оценке эффективности мероприятий по продлению активного долголетия. Однако, в отличие от периода развития, для которого существует четкий эталон дефинитивного статуса — состояния по завершении полового созревания, в периоде старения нельзя выделить однозначный эталон старости. Предлагается принять за точку отсчета состоя- "■V. яие организма в период 20—25 лет как оптимальную норму; при этом отрицается существование четкой грани между проявлениями старения и возрастной патологией. Согласно другой точке зрения (В.В. Фролькис), не существует «идеальной нормы» для всех возрастов; каждый этап развития, в том числе и нисходящий, должен характеризоваться собственной возрастной нормой. Старение и длительность жизни зависят от воздействия многих экзо- и эндогенных факторов. У человека, как и любого другого вида, продолжительность жизни имеет свои характерные пределы. При межвидовых сопоставлениях оказались положительно связанными с продолжительностью жизни: масса тела и мозга, коэффициент церебрализации, поверхность коры мозга, масса надпочечников, возраст полового созревания, длительность зрелого периода, а отрицательно — метаболизм, частота хромосомных аберраций, содержание свободных радикалов в тканях,, скорость перекисного окисления липидов и др. Таким образом, существует прямая связь видовой продолжительности жизни с мощностью систем жизнеобеспечения и обратная с массивом повреждающих факторов (Гаврилов, 1986).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|