Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленный комплекс его структурный анализ




Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. На его долю приходится 26,8 % ВВП, 31,3% осн фондов, с промышленным производством связано 25,3% занятого населения страны (2010 г.). Промыш-ти принадлежит решающая роль в развитии НЭ, она определяет масштабы, структуру и территориальную организацию производительных сил.

Промышленность служит основой расширенного воспроизводства. Она непрерывно воспроизводит средства произ-ва как для себя, так и для других отраслей. Под воздействием промышленности развивается сложная система экономических связей, растут города, формируются сельскохозяйственные сырьевые базы, пути сообщения, разрабатываются новые источники сырья, топлива, энергии.

Особенно велика роль тяжелой индустрии, которая вооружает необходимой техникой и технологиями все отрасли промышленного производства, с/х, строительства, транспорта, связи, торговли, обеспечивая дальнейший технический прогресс.

По сравн с другими отраслями промышленность обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны (85 %) и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюдж фондов, осуществлении инновац деят-ти, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси.

В 2011 доля частной собственности в промышленности составила 75%.

Основной приток валют поступлений от экспорта и доходов бюджета обеспечивают след предприятия: Нафтан, Мозырский НПЗ, Беларуськалий, Бел металлургический завод, МТЗ, Миский автомобильный завод, Беларуснефть, Атлант, Гомсельмаш, Бел автомобильный завод.

Координацию дея-ти промышл гигантов выполняют отраслевые министерства.

Преобладающими видами дея-ти в бел промышл-ти явл-ся обрабатывающие. Наиболее значимые из них: произ-во пищевых продуктов, нефтепродуктов, хим произ-во, произ-во машин и оборудования. Прога соц-эк развит РБ 2011-15 гг предусматривает увелич объемов выпуска инновац продукции и экспорта тов и услуг. Планируется создание науч-технич центров по развит производств оптической электроники, микроэлектроники, фотоники, фармацевтики, микробиологии.

С 2000 по 2010 гг в отрасли электротехники, топливн промышл, черн и цветн металлургии, хим инефтехим промышл, машиностроении и мелаллообработке, лесн, деревообрабат, целлюлозно-бумажной промышленности, промыш строит материалов, пищевой промышл-ти наблюдается относительная стабильность и сравнительно невысокие темпы роста. Доля легкой промышл снизилась более чем в 2 раза.

Для оценки продуктивности использования труд ресурсов и капитала использ-ся показатели фондоотдачи (годовой объем промыш произ-ва/ среднегод стоим осн средств с учетом их износа) и производительности труда (годовой объем промыш произ-ва/ среднесписочная численность занятых в отрасли).

Наименьшей производительностью труда и max трудоемкостью характ-ся легкая промышленность. Топливная промышленность характ-ся наиболее высокой продуктивностью факторов труда и капитала среди всех отраслей промышл комплекса, что во многом объясняет высокую значимость ее предприятий для НЭ.

Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.

Транспорт - одна из отраслей, которая формирует инфра­структуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее эле­ментов. Управление отраслью осуществляет Мин. транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике РБ характе­ризуются такими показателями, как доля транспорта в ВВП - 8,9 %, в основных фондах стра­ны — 26%, структуре инвестиций в основной капитал — 2 %.

Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции.

Транспорт как вид хоз. деятельности подразде­ляется на транспорт общего (железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный) и необщего пользования. По характеру выполняемой работы - пассажирский и грузовой.

К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:

• наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;

• повышение экономичности перевозочных процессов;

• сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;

• обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов;

• повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия). Перевозки пассажиров - количество пассажиров, отправленных всеми видами сообщения. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...