Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность функционального учета затрат (АВС)




Функциональный учет затрат и результатов деятельности предпри­ятия (activity based costing, или ABC-метод) предназначен для оп­ределения стоимости и других характеристик изделий, работ, услуг в целом и в разрезе их потребителей на основе систематизации расходов по функциям и ресурсам, задействованным в производ­стве и сбыте продукции, снабжении, маркетинге, техническом обеспечении, обслуживании покупателей.

При этом методе затраты предприятия, учтенные по видам (элементам издержек и статьям калькуляции), группируют вначале по функциям производственно-хозяйственной деятельности, а за­тем относят на себестоимость конкретных изделий, работ, услуг.

Функции снабжения, производства, продаж и управления детали­зируются на составные части, операции и процессы, такие, напри­мер, как логистика, технологические операции, ремонт оборудова­ния, улучшение качества продукции, послепродажное обслужива­ние, НИОКР, реклама и т.п.

В основе ABC-метода лежит понятие действия (activity), т.е. то­го, что выполняется людьми или техникой для удовлетворения нужд и желаний потребителей. Эти действия требуют затрат материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов бизнеса. Стоимость потреб­ленных ресурсов включает расходы на оплату персонала, используе­мое сырье и материалы, работу машин и оборудования и другие факторы, обеспечивающие производственную деятельность и об­служивание внутренних и внешних потребителей и клиентов.

Каждая операция или действие требует затрат соответствую­щих ресурсов. Система ABC определяет эти затраты с использова­нием средств и методов управленческого и бухгалтерского учета, в частности группировки предстоящих и имевших место затрат по местам формирования и центрам ответственности.

Однако те или иные действия совпадают с деятельностью функционального подразделения предприятия лишь в случаях, ко­гда она однородна, если это подразделение выполняет только одну функцию, например снабжения или сбыта. Большинство подраз­делений осуществляют разнородные функции, требующие разных расходов. Кроме того, даже однородную функцию можно разде­лить на ряд последовательных этапов действий, отличающихся разным уровнем затрат.

ABC-метод позволяет это сделать системно.

В результате ме­неджеры получают информацию вначале о стоимости действий операций), а затем, при необходимости, о затратах на продукты, с производством и продажей которых эти действия связаны.

Особенно это важно для накладных расходов, непропорцио­нально потребляемых разными изделиями, видами работ и услуг. С помощью метода ABC на изделия и другие объекты калькулиро­вания можно прямо отнести часть накладных расходов, представив их как затраты действий цеховых и общезаводских служб, непо­средственно связанных с теми или иными видами продукции.

В отличие от традиционных методов исчисления себестоимо­сти продукции метод АБС не учитывает затраты по периодам в раз­резе отдельных наименований изделий и услуг, а, наоборот, отно­сит на них только те издержки, которые связаны с набором дейст­вий по производству и сбыту конкретных видов продукции. Конечно, и в этом случае часть накладных расходов должна рас­пределиться, но это будет меньшая часть, и базу их распределения можно выбрать более обоснованную.

Взаимосвязь ABC и управленческого учета

Нельзя во всех случаях ожидать равенства итогов группировки затрат для измерения расходов, связанных с изготовлением и сбы­том продукции, с итогами затрат по функциям.

В первом случае — это исчисление себестоимости выпущенной продукции, а во вто­ром — расчет стоимости работы соответствующих внутренних под­разделений. Не весь объем такой работы связан с изготовлением продукции в данном периоде времени. Часть его вообще не отно­сится к производству и продажам. Кроме того, часть расходов по ви­дам может быть включена в стоимость производственных запасов.

На затраты функционального действия расход ресурсов отно­сится с помощью так называемых драйверов.

Понятие драйверов

Драйвер — это носитель затрат для каждого обособленного дейст­вия или операции. Его величина определяет размер совокупных издержек, который по возможности должен находиться от нее в пропорциональной зависимости. Обычно драйверы издержек, или кост-драйверы, — это детали, полуфабрикаты и другие составные части продукции, ее отдельные виды, количество заказов на по­ставку сырья и материалов, число единиц их хранения, количество наладок оборудования и т.д.

Драйверы являются измерителями выходного результата дей­ствия или операции и поэтому должны быть количественно опре­деленными. Обычно они устанавливаются в единицах измерения соответствующей деятельности. Так, для операций снабжения и соответствующей статьи затрат это будет количество закупок, для транспортной деятельности — количество тонн перевезенных гру­зов, для обслуживания покупателей — количество часов работы с ними.

В системе ABC действия обычно определяются в активной форме: создать продукт, разработать технологические карты, усо­вершенствовать процесс, утилизировать отходы, обучить работни­ков и т.п. Такая форма представления издержек имеет большую целевую направленность и позволяет менеджерам повлиять на действия, выполняемые человеком или машиной, исключить дуб­лирование некоторых из них. Кроме того, такие определения по­могают пользователям ABC конкретизировать характер действий, понять, каков объект расчета затрат и в какой степени они с ним связаны.

Преимущества АВС-метода

Применение метода ABC позволяет существенно улучшить методику калькуляци­онных расчетов, повысить их точность и использование для целей управления. Вместе с тем качественно новый уровень управленческих за­дач, информационной базой решения которых может стать АВС- метод, расширили сферу его применения. Он стал одним из важ­нейших методов изыскания возможностей снижения издержек из­готовления и сбыта, трудоемкости и машиноемкости, повышения производительности труда и рентабельности производства, улуч­шения стоимостных показателей деятельности предприятия.

Часто АБС называют операционно-ориентированным мето­дом. В отличие от группировки затрат в финансовом учете этот метод:

• представляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;

• распределяет накладные расходы в соответствии с участием их в процессах изготовления и сбыта тех или иных товаров, видов продукции и услуг;

• позволяет определить возможные пути снижения затрат и трудоемкости продукции роста, производительности труда.

Расчеты по АБС-модели позволяют получить больший объем информации для принятия управленческих решений и решения задач поставки точно в срок, управления качеством, непрерывного совершенствования производства и сбыта, реинжиниринга, биз­нес-процессов.

Концепция ABC позволяет получить более точную информацию об издержках, что обеспечивает менед­жерам возможность принимать более обоснованные решения и добиваться конкурентного превосходства на рынке.

АБС — один из методов, позволяющих указать на возможные пути улучшения стоимостных параметров деятельности предпри­ятий, достичь улучшений в их работе по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Кроме того, расчеты, осно­ванные на АБС-модели, обеспечивают получение большего объе­ма информации для принятия управленческих решений в других проблемных областях, например при выборе клиентов или в цено­образовании.

ABC характеризует функции людей, машин и оборудования и отражает уровень потребления ресурсов функциями, а также при­чины его изменения.

АБС является методом, на основе которого осуществляется управление деятельностью предприятия. Хотя существуют общие принципы управления, в нем много индивидуального, специфиче­ского для каждого предприятия. Методы управления, в том числе и АБС, должны учитывать эту специфику.

Одна из основных целей внедрения АБС-моделей заключается в получении максимально точной информации о себестоимости про­дукции или расходах, связанных с определенным клиентом или сек­тором рынка.

Исходя из этого производится более дифференциро­ванная группировка издержек, которые могут быть прямо отнесены на избранный объект калькулирования. Относительно них органи­зуется схема документооборота и механизм сбора информации, близкие к традиционным. К этой группе, как правило, относятся прямые затраты на материальные ресурсы и рабочую силу.

Относительно прочих затрат определяется их принадлежность к какому-то действию, связанному как непосредственно с произ­водством, так и с закупками, обслуживанием и управлением. Пер­воначально определяются затраты в разрезе действий, для чего в рамках существующего документооборота выдвигаются дополни­тельные требования к оформлению первичных документов, отра­жающих расходы предприятия. В них указывают наименование или кодовое обозначение действий или функций.

В целом ABC-метод следует рассматривать как инструменталь­ное средство, позволяющее достаточно точно произвести оценку стоимости операций, процессов и результатов действий в разрезе видов продукции и услуг, а также групп поставщиков и каналов продаж.

Механизм внедрения ABC-метода обычно включает следующую последовательность этапов разработки и внедрения.

1. Формирование и утверждение реестра и классификатора действий.

2. Выбор и утверждение драйверов для каждого действия.

3. Формирование и утверждение требований к первичным до­кументам.

4. Оформление первичных документов в соответствии с требо­ваниями ABC.

5. Сбор и группировка информации о затратах по каждому про­цессу в единый стоимостный комплекс.

6. Расчет ставок драйверов (носителей затрат) в разрезе дейст­вий (функций).

7. Отнесение затрат по процессам на объекты (например, про­дукты) в соответствии с объемами потребленных действий.

8. Калькуляция затрат на объекты.

 

Таким образом метод АВС позволяет сделать следующие выводы:

• Метод ABC рассматривает затраты с точки зрения не только себестоимости конечных продуктов, но и как расходы на работу, выполнение определенных функций и действий. Это создает до­полнительные возможности для контроля затрат теми, кто их осу­ществляет.

• Метод ABC позволяет более эффективно управлять наклад­ными расходами, поскольку создает возможность для анализа при­чин возникновения затрат в рамках предприятия.

• Метод ABC позволяет более точно оценить не только рента­бельность отдельных видов продукции, но и выгодность клиентов, сегментов рынка, каналов сбыта.

Метод ABC достаточно сложен и допускает определенные условности в применении. Его использование и особенно замена им традиционных методов группировки затрат в управленческом учете должны быть экономически и методологически обоснован­ными

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте определение себестоимости продукции, назовите ее виды. Какие затраты включаются, какие не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг)?

2. Какова роль калькулирования в управлении производством?

3. Определите связь между калькулированием и производственным учетом.

4. Назовите виды калькуляций и раскройте их содержание.

5. В чем сущность метода АВС? Какова сфера его применения?

6.Какие расходы, прежде чем отнести их на объекты калькулирования, нужно распределить между отчетными периодами времени? Приведите примеры.

7.Какие виды калькуляций себестоимости продукции вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

8.Чем отличается нормативная калькуляция себестоимости изделия от плановой и фактической калькуляций?

9.Чем кумулятивные калькуляции отличаются от элективных?

10.От чего зависит степень детализации объектов калькулирования?

Тесты

1. Калькулирование себестоимости единицы продукции обязательно в системе:

а) бухгалтерского (финансового) учета;

б) управленческого учета;

в) налогового учета.

2.Объектом калькулирования является:

а) место возникновения затрат;

б) продукт, работа, услуга;

в) центр затрат.

3. При уровне продаж меньшем, чем объем производства, себестоимость единицы реализованной продукции:

а) будет ниже, чем обычно;

б) будет выше;

в) останется такой же.

4. В условиях материалоемкого производства в качестве базы для распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции (работ, услуг) целесообразно выбрать:

а) количество изготовленных изделий каждого вида;

б) стоимость материальных ресурсов, необходимых для изготовления

каждого изделия;

в) стоимость прямых затрат, необходимых для выполнения каждого изделия;

г) количество станко-часов, отработанных оборудованием в связи с производством изделия каждого вида.

5.Объектом калькулирования затрат является отдел рекламы, заработная плата управляющего рекламой будет классифицироваться как:

а) переменные и прямые затраты;

б) переменные и непрямые затраты;

в) постоянные и прямые затраты;

г) постоянные и непрямые затраты.

6. Калькулирование себестоимости реализуемой продукции для современного предприятия:

а) обязательно по налоговым соображениям;

б) дело сугубо добровольное, но желательное;

в) в управленческом учете обязательно.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...