Сущность функционального учета затрат (АВС)
Функциональный учет затрат и результатов деятельности предприятия (activity based costing, или ABC-метод) предназначен для определения стоимости и других характеристик изделий, работ, услуг в целом и в разрезе их потребителей на основе систематизации расходов по функциям и ресурсам, задействованным в производстве и сбыте продукции, снабжении, маркетинге, техническом обеспечении, обслуживании покупателей. При этом методе затраты предприятия, учтенные по видам (элементам издержек и статьям калькуляции), группируют вначале по функциям производственно-хозяйственной деятельности, а затем относят на себестоимость конкретных изделий, работ, услуг. Функции снабжения, производства, продаж и управления детализируются на составные части, операции и процессы, такие, например, как логистика, технологические операции, ремонт оборудования, улучшение качества продукции, послепродажное обслуживание, НИОКР, реклама и т.п. В основе ABC-метода лежит понятие действия (activity), т.е. того, что выполняется людьми или техникой для удовлетворения нужд и желаний потребителей. Эти действия требуют затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов бизнеса. Стоимость потребленных ресурсов включает расходы на оплату персонала, используемое сырье и материалы, работу машин и оборудования и другие факторы, обеспечивающие производственную деятельность и обслуживание внутренних и внешних потребителей и клиентов. Каждая операция или действие требует затрат соответствующих ресурсов. Система ABC определяет эти затраты с использованием средств и методов управленческого и бухгалтерского учета, в частности группировки предстоящих и имевших место затрат по местам формирования и центрам ответственности.
Однако те или иные действия совпадают с деятельностью функционального подразделения предприятия лишь в случаях, когда она однородна, если это подразделение выполняет только одну функцию, например снабжения или сбыта. Большинство подразделений осуществляют разнородные функции, требующие разных расходов. Кроме того, даже однородную функцию можно разделить на ряд последовательных этапов действий, отличающихся разным уровнем затрат. ABC-метод позволяет это сделать системно. В результате менеджеры получают информацию вначале о стоимости действий операций), а затем, при необходимости, о затратах на продукты, с производством и продажей которых эти действия связаны. Особенно это важно для накладных расходов, непропорционально потребляемых разными изделиями, видами работ и услуг. С помощью метода ABC на изделия и другие объекты калькулирования можно прямо отнести часть накладных расходов, представив их как затраты действий цеховых и общезаводских служб, непосредственно связанных с теми или иными видами продукции. В отличие от традиционных методов исчисления себестоимости продукции метод АБС не учитывает затраты по периодам в разрезе отдельных наименований изделий и услуг, а, наоборот, относит на них только те издержки, которые связаны с набором действий по производству и сбыту конкретных видов продукции. Конечно, и в этом случае часть накладных расходов должна распределиться, но это будет меньшая часть, и базу их распределения можно выбрать более обоснованную. Взаимосвязь ABC и управленческого учета Нельзя во всех случаях ожидать равенства итогов группировки затрат для измерения расходов, связанных с изготовлением и сбытом продукции, с итогами затрат по функциям. В первом случае — это исчисление себестоимости выпущенной продукции, а во втором — расчет стоимости работы соответствующих внутренних подразделений. Не весь объем такой работы связан с изготовлением продукции в данном периоде времени. Часть его вообще не относится к производству и продажам. Кроме того, часть расходов по видам может быть включена в стоимость производственных запасов.
На затраты функционального действия расход ресурсов относится с помощью так называемых драйверов. Понятие драйверов Драйвер — это носитель затрат для каждого обособленного действия или операции. Его величина определяет размер совокупных издержек, который по возможности должен находиться от нее в пропорциональной зависимости. Обычно драйверы издержек, или кост-драйверы, — это детали, полуфабрикаты и другие составные части продукции, ее отдельные виды, количество заказов на поставку сырья и материалов, число единиц их хранения, количество наладок оборудования и т.д. Драйверы являются измерителями выходного результата действия или операции и поэтому должны быть количественно определенными. Обычно они устанавливаются в единицах измерения соответствующей деятельности. Так, для операций снабжения и соответствующей статьи затрат это будет количество закупок, для транспортной деятельности — количество тонн перевезенных грузов, для обслуживания покупателей — количество часов работы с ними. В системе ABC действия обычно определяются в активной форме: создать продукт, разработать технологические карты, усовершенствовать процесс, утилизировать отходы, обучить работников и т.п. Такая форма представления издержек имеет большую целевую направленность и позволяет менеджерам повлиять на действия, выполняемые человеком или машиной, исключить дублирование некоторых из них. Кроме того, такие определения помогают пользователям ABC конкретизировать характер действий, понять, каков объект расчета затрат и в какой степени они с ним связаны. Преимущества АВС-метода Применение метода ABC позволяет существенно улучшить методику калькуляционных расчетов, повысить их точность и использование для целей управления. Вместе с тем качественно новый уровень управленческих задач, информационной базой решения которых может стать АВС- метод, расширили сферу его применения. Он стал одним из важнейших методов изыскания возможностей снижения издержек изготовления и сбыта, трудоемкости и машиноемкости, повышения производительности труда и рентабельности производства, улучшения стоимостных показателей деятельности предприятия.
Часто АБС называют операционно-ориентированным методом. В отличие от группировки затрат в финансовом учете этот метод: • представляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе; • распределяет накладные расходы в соответствии с участием их в процессах изготовления и сбыта тех или иных товаров, видов продукции и услуг; • позволяет определить возможные пути снижения затрат и трудоемкости продукции роста, производительности труда. Расчеты по АБС-модели позволяют получить больший объем информации для принятия управленческих решений и решения задач поставки точно в срок, управления качеством, непрерывного совершенствования производства и сбыта, реинжиниринга, бизнес-процессов. Концепция ABC позволяет получить более точную информацию об издержках, что обеспечивает менеджерам возможность принимать более обоснованные решения и добиваться конкурентного превосходства на рынке. АБС — один из методов, позволяющих указать на возможные пути улучшения стоимостных параметров деятельности предприятий, достичь улучшений в их работе по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Кроме того, расчеты, основанные на АБС-модели, обеспечивают получение большего объема информации для принятия управленческих решений в других проблемных областях, например при выборе клиентов или в ценообразовании. ABC характеризует функции людей, машин и оборудования и отражает уровень потребления ресурсов функциями, а также причины его изменения. АБС является методом, на основе которого осуществляется управление деятельностью предприятия. Хотя существуют общие принципы управления, в нем много индивидуального, специфического для каждого предприятия. Методы управления, в том числе и АБС, должны учитывать эту специфику.
Одна из основных целей внедрения АБС-моделей заключается в получении максимально точной информации о себестоимости продукции или расходах, связанных с определенным клиентом или сектором рынка. Исходя из этого производится более дифференцированная группировка издержек, которые могут быть прямо отнесены на избранный объект калькулирования. Относительно них организуется схема документооборота и механизм сбора информации, близкие к традиционным. К этой группе, как правило, относятся прямые затраты на материальные ресурсы и рабочую силу. Относительно прочих затрат определяется их принадлежность к какому-то действию, связанному как непосредственно с производством, так и с закупками, обслуживанием и управлением. Первоначально определяются затраты в разрезе действий, для чего в рамках существующего документооборота выдвигаются дополнительные требования к оформлению первичных документов, отражающих расходы предприятия. В них указывают наименование или кодовое обозначение действий или функций. В целом ABC-метод следует рассматривать как инструментальное средство, позволяющее достаточно точно произвести оценку стоимости операций, процессов и результатов действий в разрезе видов продукции и услуг, а также групп поставщиков и каналов продаж. Механизм внедрения ABC-метода обычно включает следующую последовательность этапов разработки и внедрения. 1. Формирование и утверждение реестра и классификатора действий. 2. Выбор и утверждение драйверов для каждого действия. 3. Формирование и утверждение требований к первичным документам. 4. Оформление первичных документов в соответствии с требованиями ABC. 5. Сбор и группировка информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостный комплекс. 6. Расчет ставок драйверов (носителей затрат) в разрезе действий (функций). 7. Отнесение затрат по процессам на объекты (например, продукты) в соответствии с объемами потребленных действий. 8. Калькуляция затрат на объекты.
Таким образом метод АВС позволяет сделать следующие выводы: • Метод ABC рассматривает затраты с точки зрения не только себестоимости конечных продуктов, но и как расходы на работу, выполнение определенных функций и действий. Это создает дополнительные возможности для контроля затрат теми, кто их осуществляет. • Метод ABC позволяет более эффективно управлять накладными расходами, поскольку создает возможность для анализа причин возникновения затрат в рамках предприятия.
• Метод ABC позволяет более точно оценить не только рентабельность отдельных видов продукции, но и выгодность клиентов, сегментов рынка, каналов сбыта. Метод ABC достаточно сложен и допускает определенные условности в применении. Его использование и особенно замена им традиционных методов группировки затрат в управленческом учете должны быть экономически и методологически обоснованными Контрольные вопросы и задания 1. Сформулируйте определение себестоимости продукции, назовите ее виды. Какие затраты включаются, какие не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг)? 2. Какова роль калькулирования в управлении производством? 3. Определите связь между калькулированием и производственным учетом. 4. Назовите виды калькуляций и раскройте их содержание. 5. В чем сущность метода АВС? Какова сфера его применения? 6.Какие расходы, прежде чем отнести их на объекты калькулирования, нужно распределить между отчетными периодами времени? Приведите примеры. 7.Какие виды калькуляций себестоимости продукции вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? 8.Чем отличается нормативная калькуляция себестоимости изделия от плановой и фактической калькуляций? 9.Чем кумулятивные калькуляции отличаются от элективных? 10.От чего зависит степень детализации объектов калькулирования? Тесты 1. Калькулирование себестоимости единицы продукции обязательно в системе: а) бухгалтерского (финансового) учета; б) управленческого учета; в) налогового учета. 2.Объектом калькулирования является: а) место возникновения затрат; б) продукт, работа, услуга; в) центр затрат. 3. При уровне продаж меньшем, чем объем производства, себестоимость единицы реализованной продукции: а) будет ниже, чем обычно; б) будет выше; в) останется такой же. 4. В условиях материалоемкого производства в качестве базы для распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции (работ, услуг) целесообразно выбрать: а) количество изготовленных изделий каждого вида; б) стоимость материальных ресурсов, необходимых для изготовления каждого изделия; в) стоимость прямых затрат, необходимых для выполнения каждого изделия; г) количество станко-часов, отработанных оборудованием в связи с производством изделия каждого вида. 5.Объектом калькулирования затрат является отдел рекламы, заработная плата управляющего рекламой будет классифицироваться как: а) переменные и прямые затраты; б) переменные и непрямые затраты; в) постоянные и прямые затраты; г) постоянные и непрямые затраты. 6. Калькулирование себестоимости реализуемой продукции для современного предприятия: а) обязательно по налоговым соображениям; б) дело сугубо добровольное, но желательное; в) в управленческом учете обязательно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|