Принципы, структура педагогики высшей школы и ее связь с другими науками
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Предмет, задачи, функции педагогики высшей школы Педагогика - наука о целостном пед. процессе. Под целостным понимается процесс обучения, воспитания и развития личности. Педагогика высшей школы – это отрасль, раздел общей педагогики, а точнее будет сказать, профессиональной педагогики, изучающей закономерности, осуществляющей теоретическое обоснование, разрабатывающей принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. Предметом изучения педагогики высшей школы является процесс обучения и воспитания специалистов с высшем профессиональным образованием. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. К задачам педагогики высшей школы можно отнести: 1. Формирование у преподавателей высшей школы умений и навыков методически обоснованного проведения всех видов учебной, научной и воспитательной работы. 2. Установление связи обучения, профессиональной подготовленности и формирование у студентов устойчивых навыков проведения исследовательской работы на основе этой связи. 3. Преобразование учебного процесса в процесс развития самостоятельного, творческого мышления. 4. Формирование, развитие, проявление педагогического мастерства с целью мобилизации студентов на разнообразные творческие действия. 5. Анализ социально-педагогического фактора, законов и особенностей формирования у студентов педагогических знаний, умений, навыков, педагогического сознания. 6. Вооружение педагогов психологическими знаниями.
7. Использование содержания педагогики высшей школы в качестве программы действий по организации и проведению многообразных видов педагогической деятельности.
Принципы, структура педагогики высшей школы и ее связь с другими науками Структура педагогического процесса как в средней, так и в высшей школе остаётся неизменной: Цель - Принципы - Содержание - Методы - Средства - Формы Цели обучения – начальный компонент педагогического процесса. В нем преподаватель и студент уясняют конечный результат своей совместной деятельности. Принципы обучения – служат для установления путей реализации поставленных целей обучения. Содержание обучения – часть опыта предыдущих поколений людей, которую необходимо передать студентам для достижения поставленных целей обучения посредством выбранных путей реализации этих целей. Методы обучения – логическая цепь взаимосвязанных действий преподавателя и студента, посредством которых передается и воспринимается содержание, которое перерабатывается и воспроизводится. Средства обучения – материализованные предметные способы обработки содержания обучения в совокупности с методами обучения. Формы организации обучения – обеспечивают логическую завершенность процесса обучения. Принцип – это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса. Каждый из принципов реализуется на практике через систему правил.
Правила: - использовать язык науки, которая преподается; знакомить с историей открытий.
Правила: - показывать пути использования знаний на практике.
Правила: - излагать знания в определенной системе; - опираться на внутрипредметные, межпредметные, межнаучные связи.
Правила: - обучать приемам умственной работы; - систематически организовывать повторение учебного материала.
Правила: - стимулировать познавательную активность и их самостоятельность;
Правила: - учитывать реальный уровень развития и подготовленности;
Правила: - обеспечивать восприятие материала по мере возможности всеми органами чувств;
Правила: - формировать профессиональные знач. качества; В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы:
Образование изучает не только педагогика, но ряд других наук: психология (психологические аспекты обучения, личность педагога, личность воспитанника и т.д.), социология (коллектив и личность, взаимоотношения в сообществах и т.д.), философия, история, культурология, валеология и многие другие. Педагогика, несомненно, тесно связана с результатами исследований, проводящихся в этих науках. В целом, различают два вида связи педагогики с другими науками:
К этому виду относят: - использование в педагогике основополагающих идей, общих концепций, которые возникают в других науках (например, из философии); - использование методов исследования, применяемых в других науках (например, из социологии).
Этот вид связи характеризуется:
- использованием конкретных результатов других наук (например, из психологии, медицины, физиологии высшей нервной деятельности и т. д.); - участием в комплексных исследованиях. В принципе, педагогике могут пригодиться любые научные знания, она может взаимодействовать почти с любой научной дисциплиной. Однако с двумя из них ее отношения – особые. Это философия и психология. Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, выполняющей методологическую функцию в педагогике. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Она разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека. Несомненно, наиболее тесная связь педагогики с психологией. Однако нужно очень четко представлять себе, что предметом исследования психологии как науки является психика и психологическая структура личности (главными составляющими которой являются сознание, деятельность, самосознание), а значит, она дает отправные данные, на которых необходимо научно выстраивать всю систему обучения и воспитании. И этим уже занимается педагогика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|