Особенности педагогического общения в вузе
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза – формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: 1) взаимоотношения ведомый-ведущий; 2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего. Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений. Основные требования к отношениям «преподаватель-студент», «студент-студент» можно сформулировать следующим образом:
Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и профессорско-преподавательского состава.
Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемому в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы: – включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности; – создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.; – совместная научно-исследовательская работа; – совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах; – участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, "круглые столы"). Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения.
Основы коммуникативной культуры педагога
Коммуникативная культура преподавателя рассматривается как компонент педагогической культуры, как личностный компонент педагогического мастерства, как условие успешности педагогического процесса и комфортности педагога в его деятельности.
В педагогических литературах выделяют две группы компонентов педагогической техники: 1. умения взаимодействовать с личностью и коллективом; 2. умения управлять собой. Первая группа - умения взаимодействовать с личностью и коллективом - выглядит следующим образом: – дидактические умения; – организаторские умения; – коммуникативные умения; – техника предъявления требований; – техника оценивания. Структура педагогической культуры по С.К. Беркимбаевой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|