Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели производственной программы.




Тема 5. Планирование производственной деятельности

 

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде соответствующий по ассортименту, номенклатуре и качеству требованиям плана продаж, она обуславливает задание по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материальных сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорта. Производственная программа формируется на основе законов потребителей и выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Производственная программа состоит из 2 разделов:

- план производства продукции в натуральном выражении (содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах),

- план производства продукции в стоимостном выражении (содержит следующие показатели: реализованная продукция, валовой доход, товарная продукция, валовая продукция).

Методика планирования производственной программы может быть представлена следующим образом.

 

АНАЛИЗИРУЕМ ЭТАПЫ ВЫЯВЛЯЕМ
Номенклатура, ассортимент, ритмичность, качество Анализ выполнения плана Резервы
Структура, эффективность Анализ портфеля заказов Изделия пред-ль с основ. издел.???
Трудоемкость, фонд времени, состояние оборудования, режим работы, производительность Расчет производственной мощности Производственная мощность
Производственная мощность, портфель заказов, остатки продукции Планирование выпуска продукции в натуральном выражении Производственная программа
Цены, производственная программа Планирование выпуска продукции в стоимостном выражении План производства и реализации продукции
Норма рентабельности Оценка производственной программы Эффективность производственной программы
Баланс мощностей Разработка мер по реализации программы План организационно-технических мероприятий

 

В производственной программе устанавливается задание по объему, номенклатуре, ассортименту, определенного качества продукции, которая должна быть изготовлена и реализована предприятием в плановом периоде с учетом конъюнктуры рынка. План реализации продукции разрабатывается в следующем порядке:

1. Производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении.

2. Изменение остатков готовой, нереализованной продукции.

3. Баланс производственных мощностей подразделений предприятия и их использование.

В первом разделе учитываются все виды продукции по степени ее готовности. Готовая продукция - та, изготовлением которой занимаются на данном предприятии, полностью соответствующая стандартам, техническим условиям, принятая ОТК.

Полуфабрикаты - продукты, технологическая обработка которых закончена в одном цехе и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах. Часть полуфабрикатов может быть реализована на сторону, в этом случае полуфабрикаты рассматриваются как готовая продукция.

Номенклатура - классифицированный укрупненный перечень изделий, характеризующий основные наименования выпускаемой продукции.

Ассортимент - соотношение отдельных видов продукции внутри определенного наименования по артикулам, размерам, сортам.

Показатели производственной программы.

Показатели производственной программы подразделяются на две группы:

1. Натуральные. Планирование и учет позволяет учитывать физические объемы производства различных товаров (при сравнении однородной продукции). Применяются ограниченно.

2. Стоимостные. Позволяют сопоставить результаты труда различных предприятий за различные периоды времени с учетом изменения объемов, структуры и номенклатуры продукции.

При планировании различают следующие показатели:

1. Валовая продукция(ВП). Показатель ВП по сравнению с другими показателями наиболее полно характеризует объем работ, выполненных предприятием. Она включает:

· Товарную продукцию в полном объеме.

· Прирост или убыль стоимости полуфабрикатов и изделий собственного изготовления, предназначенных для внутреннего потребления и находящихся на складе предприятия.

· Прирост или убыль незавершенного производства.

ВП = ТП + (НПк - НПн), (31)

где ТП – товарная продукция, руб.

НПк, НПн – объем незавершенного производства соответственно на конец и начало периода, руб.

ВП рассчитывается для установления физического объема производства, определения его динамики за ряд лет.

2. Товарная продукция (ТП). Это продукция, прошедшая все стадии обработки и готовая к реализации. Она включает в себя:

· Стоимость продукции, реализованной на сторону.

· Стоимость полуфабрикатов, произведенных предприятием и реализуемых на сторону как товар.

· Стоимость продукции основных цехов, которая реализуется на сторону (электроэнергия, пар и так далее).

· Стоимость работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, а также услуги непромышленных служб предприятия.

· Стоимость капитального ремонта, модернизации, транспортировки, произведенных для других предприятий.

ТП признается таковой лишь тогда, когда она сдана на склад готовой продукции или отделу сбыта, соответствующим образом упакована и оформлена. Оценка ТП производится по действующим итоговым ценам, по которым она и реализуется на сторону.

3. Реализованная продукция (РП). Это продукция, отпущенная потребителям и сбытовым организациям, и оплаченная ими. Объем РП определяется как стоимость для поставки заказчикам готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, включая капитальный ремонт собственного оборудования.

Расчет показателя РП ведут от показателя ТП, корректируемого на изменение остатков готовой продукции на складе от начала к концу планового периода и остатков отгруженной, но не оплаченной продукции от начала к концу планового периода.

План производства продукции формируется с учетом маркетинговых исследований. Заранее оговаривается и ужесточается система расчета за отгруженную продукцию. Планирование работы предприятия осуществляется с учетом обязательного резерва производственных мощностей. Этот резерв необходим для создания условий быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию на рынке.

 

Производственная мощность - это максимально возможный выпуск продукции на предприятии в установленной номенклатуре и ассортименте при условии наиболее полного использования оборудования и площадей, применении прогрессивной технологии, передовых форм организации производства и труда.

С увеличением количества оборудования и рабочих мест создаются условия для расширения производства. Но оборудование и рабочие места должны быть подобраны так, чтобы в их пропускной способности был достигнут максимальный уровень согласованности, чтобы не было так называемых «узких мест». Узкое место - определенный недостаток в организации производства или организации труда, который сдерживает полное использование соседних подразделений (участков, цехов и так далее). Чем совершеннее машины и оборудование, тем выше их производительность в единицу времени, тем больше будет производственная мощность подразделений и предприятия в целом.

Производительность машин также зависит от качества предмета труда. Чем выше качество материалов, полуфабрикатов, тем меньше времени потребуется на их обработку, тем больше предприятие сможет изготовить продукции, тем больше будет производственная мощность. Значит, влияние на увеличение производительности машин оказывает совершенствование техпроцесса. Внедрение прогрессивной технологии дает возможность интенсифицировать и ускорить производственный процесс, то есть сократить время изготовления изделия.

Большое влияние также и у личного фактора. Технически грамотные работники быстрее осваивают современную технику, максимально используя ее потенциальные возможности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...