Доходный подход в оценке бизнеса
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА: ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА Понятие, цели, принципы и стандарты оценки Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры, главной целью которой является получение прибыли. Ее основой является капитал. Капитал представляет собой чью-то собственность, а значит, может быть не только источником дохода, но и товаром. Основным документом, регулирующим оценочную деятельность в России, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Результатом оценки бизнеса является определение стоимости собственного капитала компании. Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики,обладающие специальными знаниями и практическими навыками. Фирма (предприятие) как предмет оценки имеет смысл, когда рынок объективно ее (его) оценить не в состоянии: оцениваемая фирма является закрытой; оцениваемая фирма является формально открытой, но не находится в листинге фондовых бирж; оцениваемое предприятие представляет собой открытое акционерное общество, но его акции являются недостаточно ликвидными; весь фондовой рынок в стране недостаточно ликвиден. Общепринятые стандарты стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке. Согласно стандартам при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен. При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения. Методология оценки Для того чтобы получить показатели, необходимые для оценки стоимости фирмы, нужно скорректировать и дополнить исходные данные бухгалтерской отчетности. К основным видам корректировок финансовой отчетности относятся: 1. Инфляционная корректировка (в виде инфлирования или дефлирования). 2. Нормализация финансовой отчетности, которая включает в себя:
-корректировку на разовые, нетипичные и неоперационные доходы и расходы; - корректировку на предмет неоперативных и избыточных активов, не участвующих в генерировании денежного потока; -корректировку метода учета операций (фифо, и т.д.) - корректировку данных отчетности с целью определения рыночной стоимости активов. 2. Трансформация. Проводится в случаях, когда заказчик ─ иностранец или компания-аналог ─ зарубежная компания. Традиционными подходами оценки бизнеса считаются: доходный, сравнительный и затратный. В целом все три подхода взаимосвязаны. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на одном и том же рынке, но оценщик имеет дело с различными его аспектами. Их характеристика представлена в таблице 1. Таблица 1 - Традиционные подходы и методы в оценке бизнеса
Временные аспекты применения подходов к оценке бизнеса отражены на рис. 1.2.
Рис. 1 Временные аспекты применения подходов к оценке бизнеса На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Поэтому подходы могут давать различные показатели стоимости. Методология оценки бизнеса в соответствии с используемыми методами может быть выражена следующими формулами: 1. Метод дисконтирования денежных потоков: С1=åДi/(1+R)I, где Дi ─ доход бизнеса i-го прогнозного периода; R ─ ставка дисконтирования. 2. Метод капитализации дохода: С2= V = D/ К, где, D - чистый доход бизнеса за последний отчетный или первый прогнозный период; К - коэффициент капитализации. 3. Метод чистых активов: С3=Ар-Ор, где Ар ─ сумма рыночныхстоимостей всех активов предприятия; Ор ─ сумма рыночныхстоимостей всех обязательств предприятия. 4. Метод ликвидационной стоимости: С4=Ар-Ор-Зл, где Ар ─ сумма рыночныхстоимостей всех активов предприятия с учетом затрат на их реализацию; Ор ─ сумма рыночныхстоимостей всех обязательств предприятия; Зл ─ затратамина ликвидацию предприятия. 5. Метод сделок: С5=Фб∙Цм, где Фб ─ финансовая база оцениваемой компании; Цм ─ ценовой мультипликатор: Цм=Са/Фба, Са ─ рыночная стоимость компании аналога (из реальных сделок);
Фба ─ финансовая база компании аналога. 6. Метод рынка капитала: С6=Еа/Фба∙N∙ Фб, где Еа ─ рыночная цена единичной акции компании-аналога; Фба ─ финансовая база компании-аналога; N ─ количество оцениваемых акций компании; Фб ─ финансовая база оцениваемой компании. 7. Метод отраслевых коэффициентов: С7 =Фб∙Цм, где Фб ─ финансовая база оцениваемой компании в соответствии с порядком расчета отраслевого мультипликатора; Цм ─ ценовой мультипликатор соответствующей отрасли. В результате применения трех подходов получаем значения трех стоимостей, которые определяют интервал возможного итогового значения рыночной стоимости бизнеса. Далее оценщик предлагает одно из возможных значений как наиболее вероятное с его точки зрения. Вывести итоговое значение возможно с использованием метода весовых коэффициентов, суть которого в следующем: -каждой из полученных различными методами стоимостей оценщик присваивает весовое значение в соответствии со своими рассуждениями. Сумма весовых значений должна составлять единицу; -определяется сумма произведений стоимостей на их весовые значения: РСБ=Сд∙Р1+Ср∙Р2+Сз∙Р3, где РСБ – рыночная стоимость бизнеса Сд,Ср,Сз – стоимости, полученные в результате применения методов доходного, рыночного и затратного подходов; Р1,Р2,Р3 ─ весовые коэффициенты, принятые оценщиком (Р1+Р2+Р3=1). Пример 1: Определить стоимость бизнеса, применяя все возможные методы, если: - прогнозируется денежный поток на пять периодов: 100, 120, 150, 180, 200 у.е., ставка дисконтирования 15%; - чистый доход бизнеса за отчетный период 50 у.е., ставка капитализации 10%; - сумма рыночныхстоимостей всех активов предприятия 500 у.е.; - сумма рыночныхстоимостей всех обязательств предприятия 300 у.е.; - затраты на ликвидацию – 30 у.е.; - рыночная стоимость компании аналога 400, выручка компании- аналога 200 у.е., выручка оцениваемой компании – 280 у.е.; - цена единичной акции компании-аналога – 5 у.е., прибыль компании-аналога – 600 у.е., прибыль оцениваемой компании – 40 у.е., количество акций в обращении – 1000шт.; - ценовой отраслевой мультипликатор по прибыли – 12, прибыль оцениваемой компании 40 у.е. Рассчитайте средневзвешенную стоимость на основе полученных стоимостей, если им присвоены одинаковые весовые коэффициенты (ликвидационную стоимость в расчет не применять). Доходный подход в оценке бизнеса Стоимость предприятия доходным подходом определяется на основе доходов, которые оно способно получить в будущем, то есть рыночная оценка бизнеса это текущая стоимость будущих доходов.
Первоначально осуществляется выбор модели денежного потока. Закладываемый в расчет тип денежного потока должен однозначно определить тип адекватной применяемому виду денежного потока ставки дисконта, по которой следует дисконтировать прогнозируемые денежные потоки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|