Сравнительный подход в оценке бизнеса
Использование этого подхода позволяет определить стоимость собственного капитала компании как сложившуюся на рынке цену на аналогичные предприятия.
Технология сравнительного подхода предполагает выполнение следующих процедур:
- выбор предприятия, аналогичного оцениваемому;
- определение соотношения цены продажи аналогичного предприятия и его финансовой базы (мультипликатора);
- произведение соотношения на финансовую базу оцениваемого предприятия.
Составление списка аналогичных предприятий осуществляется в три приема.
- Отбор аналогов по факту рыночной цены и отраслевому сходству. Формирование списка претендентов (круг «подозреваемых»). В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым.
- Сбор дополнительной информации и отбор из списка претендентов. Формируется новый список (круг «кандидатов»). Т ребуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, собираемая на предприятиях.
- Предварительный финансовый анализ (финансовые и производственные параметры). Формирование заключительного списка.
Тщательный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик приходит к заключению об отсутствии необходимого сходства и невозможности применения данного метода.
После этого проводится финансовый анализ по всем предприятиям аналогам и оцениваемому предприятию. Отличительные черты финансового анализа при сравнительном подходе:
1. С помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов;
2. Он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины;
3. Финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости.
Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база мультипликатора является измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия. Виды ценовых мультипликаторов:
Таблица 3
Ценовые мультипликаторы
Название
| Порядок расчета
| Примечание
|
|
|
|
1.Интервальные мультипликаторы (интервал-1 год)
|
Цена на прибыль
| Ц/П
| В качестве финансовой базы используется любой показатель прибыли (чистая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д.), исчисленный в последний год перед датой оценки, либо среднегодовая сумма прибыли, исчисленная за последние несколько лет. Показатель прибыли сильно зависит от методов бухгалтерского учета.
Экономические критерии, обосновывающие степень надежности и объективности того или иного мультипликатора:
1. Крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли, мелкие компании — на основе прибыли до уплаты налогов (устраняется влияние различий в налогообложении).
2. Ориентация на денежный поток предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора цена/ прибыль.
3. Применение мультипликатора на основе денежного потока является целесообразным, если предприятие убыточно либо величина прибыли незначительна, а также при несоответствии фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете (стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго).
4. При различной структуре капитала (соотношение собственных и заемных средств) целесообразно ориентироваться на прибыль до уплаты процентов и налогообложения
|
Цена на денежный поток
| Ц/ДП
|
Цена на дивидендные выплаты
| Ц/ДВ
| Целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.
Может рассчитываться на базе фактически выплаченных и потенциальных дивидендов. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты по группе аналогичных предприятий, исчисленные в процентах к чистой прибыли*.
При оценке контрольного пакета - потенциальные дивиденды, при оценке миноритарного пакета акций- фактические дивиденды (способность собственников влиять на дивидендную политику).
Используется редко, т.к. порядок выплаты в компаниях открытого и закрытого типов существенно различается.
|
Цена на выручку
| Ц/В
| Этот мультипликатор используется:
-для проверки объективности результатов, получаемых другими способами;
- при оценке предприятий сферы услуг;
- если цель оценки ─ поглощение компании (следует тщательно изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем).
Достоинство: универсальность, т.к. не зависит от методов бухгалтерского учета.
Особенность применения: оценщик должен учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если она существенно отличается, то мультипликатор лучше определяется при расчете на инвестированный капитал
|
Цена на физический объем продаж
| Ц/ФО
| Разновидность мультипликатора Ц/В. Цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности
|
2. Моментные мультипликаторы (фотография на определенную дату)
|
Цена на балансовую стоимость активов
| Ц/БС
| Используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки либо на последнюю отчетную дату. Оптимальная сфера применения - оценка холдинговых компаний либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций
|
Цена на чистую стоимость активов
| Ц/ЧА
| Применяют при соблюдении следующих требований:
- оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;
- основной деятельностью компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности.
При применении необходимо:
- проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибили в выручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;
- изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, используя различные признаки классификации, такие как виды активов, местоположение и т.д.;
- осуществить анализ чистых активов всех компаний, позволяющий определить наличие и долю в них акций, представляющих контрольные пакеты дочерних фирм;
- оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как соотношение доли акций, принадлежащих компаниям открытого и закрытого типов, является определяющим признаком сопоставимости
|
Заключительным этапом является применение ценовых мультипликаторов: их произведение на соответствующую финансовую базу оцениваемого предприятия и внесение соответствующих корректировок определяет рыночную стоимость бизнеса сравнительным подходом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: