Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение этнонима




Мезолит Беларуси.

Вместе с исчезновением ледника, восстановлением лесной зоны, 8500-8300 лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха, наступил современный геологический период (голоцен), в истории Европы начался мезолит, время охотников на лесного зверя.

Климат изменился. Теперь уже леса разделяли одну общину от другой, а соединяли их только реки. Люди селились на берегах рек, занимая уже не отдельные места, а довольно большие отрезки речных долин, с высокими террасами, дюноподобными песчаными холмами. В Беларуси известно до 120 мезолитических стоянок. Человека привлекали большие реки и кремневые месторождения – берега Западного Буга ниже Бреста, верховьях Припяти при устьях Стохода и Стыри, долина Ясельды, берега Немана, высокие террасы Днепра, Сожа и Беседи.

Потомки верхнепалеолитических родовых общин жили южном западе (поздние стоянки свидерской культуры) и на востоке Беларуси (гренские памятники). Дальнейшее заселение осуществлялось по рекам, в основном в направлении на север. Часть грузов могла доставляться на деревянных челнах или волокушах. Впереди, с оружием наготове, двигались группы мужчин-охотников, их сопровождали собаки, в сзади, иногда отставая на 1-2 дня пути, - остальные. Обнаружив место с богатыми звериными и рыбными ловами, чистой водой, кремневым сырьем, люди строили небольшие конусоподобные жилища. Стоянки закладывались на расстоянии не более 10-15км друг от друга, чтобы легче было поддерживать между собой связи. В мезолите стал широко использоваться лук со стрелами, изобретенный ранее. Наконечники стрел делались из кремневых пластин. При помощи лука можно было убивать животных, “лучить” рыбу, даже добывать огонь и сверлить не только дерево и кость, но и камень.

В условиях лесной местности человеку доводилось в большом количестве изготавливать рубящие орудия – топоры, тесла, долота из кремня, которые насаживались на рукоятки. Определенные достижения в производстве орудий труда сделали общины относительно самостоятельными. С конца палеолита, и особенно в мезолите, в долинах крупных рек Беларуси жило уже самостоятельное (автохтонное) население. Бывшая относительная изолированность племен все чаще нарушалась.

Для мезолита характерно возникновение маленьких кремневых пластинок (микролитов) размером 1-2см, которые имели вид ножиков, треугольников, трапеций. Они использовались как вставки части лезвия при изготовлении составных орудий труда. Одновременно с ними в части мест изготавливались массивные каменные орудия (макролиты): грубо оббитые топоры, тесла, резцы, скребки и скобли.

Раннемезолитические поселения размещались на террасах Днепра, Сожа, Березины. Поздние обычно лежат ниже. Поблизости от стоянок обычно присутствуют удобные походы к водоемам, а нередко и месторождения кремня.

На территории Беларуси создались три области, в которых производство кремневых орудий имело существенные особенности. В западной и восточной областях макролитическая технология преобладала, изготавливались грубо оббитые рубящие орудия разных типов. Третью область – между ними, которую ограничивали с запада реки Горынь и Случь, а с восхода Беседь и Друть, заселяли племена, владевшие микролитической технологией. На их стоянках встречаются в основном микролиты и обломки небольших узких пластин, детали лезвий составных орудий труда, а также мелкие острия, скребки, скобли. Для обработки дерева, вероятно, ими использовались не кремневые, а роговые и костяные топоры и тесла. Несколько таких орудий найдено около Сморгони. Для каждой области характерны определенные археологические культуры.

На западе продолжалось развитие свидерской культуры (ее поздние этапы). Со временем она превратилась в местную микромакролитическую культуру верхней Припяти и Понемонья. На востоке Беларуси существовала гренская и сложилась сожская (днепро-двинская) культура макролитов. Наконец южная микролитическая культура, которая распространилась по южному востоку вплоть до центральной Беларуси, разделила две указанные культуры на несколько тысячелетий. В рамках ее ареала выделяются более мелкие культуры по аналогии с Польшей и Украиной. Вероятно, тогда случился этнический раздел Полесья, была очерчена западная область с исключительно стабильным населением.

На западе Беларуси археологами исследовались памятники наиболее значительной свидерской культуры – Бобровичи Ивацевичского, Валевка (Свитязь) Новогрудского, Гожа Гродненского, Заресье возле г. Березы, Зблян Лидского, Крумплева Полоцкого, Несиловичи Дятловичского, Опаль Ивановского районов. Количество таких стоянок достигает 20.

Свидерцы изготавливали орудия из больших кремневых пластин: наконечники стрел, которые напоминали по форме лист вербы и черенковые, концевые скребки, многочисленные резцы, рубящие орудия (топоры и тесла). Особенно большое их количество их известно из Нобеля.

Гренская культура представлена небольшим количеством памятников (около 10) в сравнительно ограниченном ареале верхнего Поднепровья – Ворнавка (Гренск) Кормянского, Боровка Быховского, Хвойная Могилевского, Кистени Рогачевского районов. Наиболее определительным типом являются несимметричные наконечники стрел, изготовленные из кремневых пластин или отщепов. Вместе с ними использовались другие наконечники стрел, разнотипные резцы, концевые скребки – все довольно короткие по размеру, грубо оббитые топоры.

К наиболее исследованным памятникам следующей по времени сожской культуры принадлежат Глыбовка и Новые Громыки в Ветковском, Горки в Чериковском, Лудчицы, Тайманово в Быховском, Клины в Славгородском, Шыхов в Жлобинском районах. Всего известно 14 памятников.

Область между Поднепровьем и ареалом свидерской культуры занимали племена с микролитическими изделиями (Хильчицы Житковичского, Дорошевичи Петриковского, Белая Сорока Наровлянского, Красноселье Хойникского, Столбун Ветковского районов Гомельской области). Таких стоянок выявлено около 15.

Мезолитические стоянки небольшие, составляют 50-100м в длину, но есть исключения. Обычно на стоянке находилось несколько круглых или овальных жилищ по 2-4м в поперечнике, которые углублялись в грунт на 0,4-0,6м. Очаги разжигались в ямке около стены или посредине жилища. Производство орудий осуществлялось в самих жилищах или в специальных углублениях, на дне которых разлаживались небольшие костры, скорее всего для освещения.

Основные мастерские мезолита встречаются редко. Так, на стоянке Глыбовка было выявлено 5 полуземлянок, 17 очагов, 14 хозяйственных ям, а вокруг них 25 тысяч кремней с признаками обработки, тысячи законченных орудий. Среди нескольких овальных жилищ стоянки Береговая Слобода есть прямоугольное длиной 4,3м. Возле них и соседних очагов округлой формы собрано 7 тысяч кремней, из которых 300 имеют ретушь, а 400 целиком обработанные орудия.

Некоторые из 6-7 очагов на стоянке Шыхов обкладывались камнями. В Клинах выявлены 4 овальных очага (0,7-1,6м).

Мезолитические культуры отличались друг от друга в основном характером производства кремневых орудий – микролитической или макролитической, основными типами пластинчатых наконечников стрел, мелкими остриями, трапециями и другими деталями составных орудий. На памятниках западной Беларуси встречаются своеобразные – широкие, короткие, скошенные наконечники стрел из пластин, которые характерны для оренсбурской культуры. Предполагают, что она распространилась с запада раньше свидерской, а потом слилась с последней. Богат набор кремневых топоров – грубо оббитых, односторонних, трапециевидных, двухсторонних, овальных, также свидетельствует о подобии местного и северогерманского мезолита. В Ивановском районе выявлены памятники культуры лингби (по стоянке в Дании) – Опаль.

 

23 Билет№23 Настоящим переворотом в жизни человечества было освоение металлов. Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди распределены весьма неравномерно по земле. Неолитическая община была уже гораздо менее замкнутой, чем община эпохи палеолита. Это время называется энеолитическим веком. Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы - появилась бронза. В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей. Энеолит является переходной эпохой от неолита к бронзовому веку. В это время происходит знакомство населения с металлургией и металлообработкой меди. Основными материалами для изготовления орудий оставались камень и кость. Единичные металлические предметы - пластины, ножи, иглы, шилья и другие мелкие изделия - выполнены методом ковки. Эпоха энеолита характеризуется распространением и упрочением производящих форм хозяйства, использованием нового природного материала - меди, изобретением колесного транспорта. На ряде обширных территорий, где возможности земледелия были ограничены, скотоводство имело широкие перспективы для выработки новых форм. Постепенно распространяясь в широтном и меридиональном направлении, скотоводство проникло в зону охотничье-рыболовческих культур, население которых достаточно быстро осознало его эффективность. В лесостепных районах производящее хозяйство сочеталось с традиционными формами присваивающего - охотой, рыбной ролью, собирательством. Внедрение новой экономики и ее особенности предопределили образование новых культур и системы связей, создание неизвестных ранее культов и традиций. Идеологические воззрения и верования энеолитических земледельцев Восточной Европы представляли собой составную часть их бытия. Центральное место занимал культ плодородия, на что указывают глиняные женские фигурки, культовый инвентарь, роспись на сосудах, найденных в специально сооруженных святилищах. Особую группу составляют амулеты, связанные с культом солнечного быка и других животных, являвшихся объектом поклонения. Ритуальными являются и глиняные модели жилищ, в которых важнейшим сооружением была печь. Эти модели использовались в домашних обрядах во время выпечки хлеба и в магических действиях, направленных на обеспечение обильного урожая. В начале энеолитической эпохи, восприняв идеи скотоводства, лесостепные племена начали приручать диких лошадей, которые прежде являлись объектом охоты и издревле обитали на территории Волго-Уралья. Распространение крупного и мелкого рогатого скота происходило в результате продвижения энеолитических племен из западных районов Восточной Европы.С началом коневодства стал утверждаться культ коня, что отразилось в устройстве жертвенников с черепами лошадей, распространении изображений лошади.Религиозные верования лесостепных племен нашли отражение в практиковавшемся ими погребальном обряде. Открытие и исследование могильников показало, что по сравнению с предыдущей эпохой, идеологические представления племен, населявших территорию Самарского Поволжья, значительно изменились. Сооружение могильника - древнего кладбища - сопровождалось определенными ритуальными действиями, связанными с представлениями людей о жизни и смерти. Умерших соплеменников клали в неглубокие ямы в вытянутом положении на спине, головой на север или северо-восток. В одной могильной яме могли похоронить от одного до трех человек. Сверху тела посыпали охрой, красной краской, символизирующей кровь, жизнь, тепло.

 

Энеолитические культуры Средней Азии и Кавказа

На базе джейтунской земледельческой культуры развилась яркая энеолитическая культура южных районов Средней Азии.Большое значение имело исследование двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-депе — к западу от Каахка в Туркмении. Раскопки показали, что это памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская культура.Холмы образовались в результате разрушения глиняных жилищ и строительства на их развалинах таких же новых жилищ.Поэтому каждый холм состоит из нескольких отдельных, хронологически последовательных слоев.Распространение земледельческих поселений этого типа в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших, стекающих с гор рек, воды которых орошали прибрежные поля. Население сеяло в основном злаковые культуры, среди которых первое место занимал ячмень. Люди разводили овец и быков, коз и собак; несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делались главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау встречались медные шилья, листовидные ножи, булавки и украшения.Энеолитический облик этой культуры также подчеркивает типичная для древних земледельческих культур посуда, нарядно украшенная расписным орнаментом, глинобитные постройки и глиняные женские статуэтки. Посуда, найденная в Анау и других поселениях Туркмении, расписана главным образом геометрическим узором в виде чередующихся треугольников, ромбов и квадратов. Иногда на поверхности сосудов изображены козлы и птицы. Несколько позже появляется полихромная многоцветная посуда.Люди жили в жилищах, сделанных из сырцового кирпича. Иногда стены этих жилищ, как и сосуды, украшались красочной росписью в виде ромбов и треугольников. Остатки нескольких зданий особенно хорошо сохранились на поселении Намазга-депе, относящемуся к концу III тысячелетия до н. э. Постройки представляли собой мпогокомнатные жилища родовой общины, состоящие из 27 помещений. Большое поселение земледельцев было исследовано также около станции Геоксюрт. В древности там был цветущий оазис. Поселение располагалось на огромном холме, на площади 12 га. Расцвет его относится к позднему энеолиту. Дома здесь, так же как и в ранних поселениях, сложены из крупных прямоугольных сырцовых кирпичей и представляют собой большие многокомнатные постройки. Один из домов имел 14 помещений, расположенных вокруг небольшого внутреннего дворика. Комплекс состоял из жилых комнат, кухни с очагом и кладовых. Одна из комнат этого комплекса носила культовый характер. Вдоль стены обнаружены следы костра и масса костей принесенных в жертву животных.Земледельческая культура Туркмении возникла на местной основе и развивала в себе традиции предшествующей джейтунской культуры. У энеолитических земледельцев Туркмении сложились очень близкие жителям других земледельческих районов культовые представления. Свидетельством этому являются женские статуэтки и орнамент, нанесенный на посуду и украшавший стены некоторых построек. Глиняные статуэтки передавали образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и опущенными вниз руками. Очевидно, и здесь статуэтки являются образами женского божества плодородия. Магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры Анау.Археологов всегда интересует последовательность развития культур. В этом отношении очень важной является периодизация земледельческих культур Туркмении. Исходя из наблюдений залегания слоев в холмах Анау, установили четыре последовательных комплекса: Анау-1 (древнейший), Анау-II, III и IV. Из них Анау-1 и Анау-II относятся к эпохе энеолита. Исследование Намазга-депе позволило разделить материал этого поселения на шесть хронологических комплексов. Так возникли две периодизации древне-земледельческой культуры Туркмении, которые дополняют друг друга и создают более полное представление о развитии земледельческой культуры, так как в Анау отсутствуют материалы позднего энеолита, а в Намазга нет материалов раннего энеолита.Сложившаяся здесь энеолитическая культура была тесно связана с энеолитическими культурами Ирана и всей Передней Азии. Она имела также основные черты сходства со всем обширным кругом земледельческих энеолитических культур Южной Европы и Азии.Кавказ и Закавказье были тоже районами раннего возникновения земледелия и скотоводства. Теплый климат, дикорастущие злаки, постоянные связи со странами Передней Азии способствовали переходу к скотоводству и земледелию. Материалы древнейших земледельческих поселений позволяют говорить о наличии там уже в IV — начале III тысячелетия до н. э. местной земледельческой культуры. Поселения эти еще плохо изучены, но они имеются в различных районах Кавказа.Ранние энеолитические поселения на Кавказе были исследованы у горы Очамчире в Абхазии и Кюль-тепе у Нахичевани.Наиболее характерным памятником той поры является Шенгавитское поселение в Армении у Еревана. Здесь были открыты постройки из сырцовых кирпичей, возведенные на каменном фундаменте диаметром 6—7 м с очагом внутри. Рядом с круглыми постройками располагались и прямоугольные дома. На поселении найдено большое количество кремневых вкладышей для серпов, каменных полированных топоров, мелких изделий из меди, формы для отливки топоров, глиняные фигурки человека и домашних животных, обнаружено большое количество костей домашнего скота и колосья пшеницы. Такой же характер носит и поселение Элар в Армении.Остатки наиболее раннего поселка оседлых земледельцев и скотоводов на Кавказе сохранились в нижних слоях поселения Кюль-тепе. Его обитатели в течение нескольких столетий с IV тысячелетия до н. э. жили на одном месте, строили глинобитные дома, возделывали землю и пасли скот. Остатки глинобитных домов со временем разрушались, наслаивались друг на друга и образовали таким образом высокий холм. В результате раскопок найдены каменные мотыги и зернотерки, серпы с кремневыми вкладышами. Кроме того, в нижнем слое Кюль-тепе обнаружены и кости домашних животных, среди которых основное место занимал крупный рогатый скот.

Такие поселения известны и в других местах на Кавказе. Люди селились в основном там, где природные условия были благоприятны для выращивания злаковых и выпаса скота. В Грузии, например, такие поселки состояли из четырехугольных домов. Стены их представляли собою каркас из прутьев, обмазанный глиной. В некоторых местах, там, где было много строительного камня, дома возводили из камня. Известны также поселения, где жилища устраивали в виде полуземлянок. В результате их раскопок неизменно выяснялась одна характерная черта — основой хозяйства их обитателей было мотыжное земледелие. Неоднократно при раскопках встречались зерна пшеницы и ячменя. Однородна по форме и украшению плоскодонная глиняная посуда из энеолитических поселений Кавказа. Часто встречается черная, тщательно, до блеска залощенная посуда, украшенная спиральным рельефным орнаментом. Несколько позже появляется прорезной геометрический орнамент. Чернолощенная керамика характерна для южных, закавказских поселений; на Северном Кавказе характерной была красноватая керамика.Мировоззрение энеолитических жителей Кавказа было связано с основными видами хозяйственной деятельности, отражало в себе развитие земледелия и скотоводства. Здесь также значительную роль в религиозном культе играло женское божество — связанное с идеей плодородия, поэтому на поселениях встречаются глиняные и каменные женские статуэтки. Однако значительно больше здесь встречаются глиняные фигурки коз, овец и быков. В эти изображения, несомненно, вкладывался

 

41 вопрос. Милоградская культура (железный век).

Милоградская культура (8-7 в.в. – 3 в. до н.э.) охватывала территорию южной Беларуси и северную Украину. Основной ареал распространения: Гомельская, восток Брестской, юг Могилевской областей. Исследователи Третьяков, Мельняковская. Культура открыта в 50-60-х годах в городище Милоград на Днепре.

Это укрепленное городище, но существовали и селища. Погребальный обряд на раннем этапе курганное трупоположение, на позднем – безкурганые могильники и трупосожения. Милоградские жилища представлены полуземлянками.

Милоградцы первыми познали секреты добычи и обработки железа. Эти навыки пришли скорее всего либо от скифов, либо от кельтов.

Основой экономики являлось развитое земледелие и животноводство. Господствовало подсечное земледелие, предполагаются зачатки пашенного земледелия.

Каждое городище было поселением одной родовой общины (100-150 человек). Сам факт появлений укреплений говорит о начинающихся межплеменных и межродовых столкновениях. Они связаны с тем, что в железном веке появился прибавочный продукт, накопление богатств.

Большинство ученых предполагают, что милоградцы послужили основой зарубинецкой культуры, которая на этой же территории развивалась во 2 в. до н.э. – 1 в. н.э.

Этническая принадлежность:

· древние балты;

· древнейшие славяне;

· особая группа индоевропейцев, которая не оставила после себя языковых потомков.

 

42ВОПРОС. Зарубинецкая культура (железный век).

Южную Белоруссию и Северную Украину занимала зарубинецкая культура (2 в. до н.э. – 1 в. н.э.). Изучены зарубинецкие поля погребений. Так в археологии называют могильники без насыпей с могильными ямами, по дну которых рассыпаны остатки трупосожжений. Иногда они заключены в урны. В очень редких случаях в ямах находят костяки. Погребальный инвентарь состоит из лепных сосудов, украшений, иногда встречаются орудия и оружие. Наиболее известны Зарубинецкий, давший название культуре, и Корчеватовский могильники (оба под Киевом).

Поселения как неукрепленные, так и с оборонительными сооружениями, жилища наземные, с очагами, типа мазанок, но в некоторых районах отмечены полуземлянки. Основу хозяйства составляло земледелие и скотоводство. Разводили коров, овец, свиней, лошадей. Социальный строй – развитый патриархат.

Зарубинецкий памятников 3 в. на среднем Днепре нет. Предполагают, что пришельцы вытеснили зарубинцев на север: соответствующие памятники появляются на Десне в Брянской области, на юге Смоленской земли, в Белоруссии. С течением времени остатки зарубинцев слились с местными родственными им племенами, в результате чего появились некоторые новые археологические культуры.

 

43 ВОПРОС. Киевская культура (железный век).

Киевская культура (2 - 5 вв. н.э.), ареал распространения – Белорусское Полесье, Поднепровье, Киевское Поднепровье. Происхождение связывают с предшествующей зарубинецкой культурой (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.).

Основное занятие – пашенное и подсечное земледелие, скотоводство, обработка железа, прядение и ткачество. Приметы обработки черных и цветных металлов присутствуют на каждом поселении.

Основной тип поселений – селища (2-7 га). Они находились на невысоких возвышениях в пойме по берегам рек или у озер. Были распространены 2 типа жилищ: полуземлянки и строения столбовой конструкции.

Погребальный обряд – сожжение на грунтовых могильниках.

Этническая принадлежность – славяне или балты.

Последующая история: принимает участие в становлении средневековых культур Пеньковской и Колонежской.

 

50 ВОПРОС. Банцеровская и колоченская культуры (железный век).

Середина 1 тыс. н.э. это время массового перемещения различных групп населения по территории Беларуси. Происходит смешение некоторых культурных групп: депродвинцев, штриховиков, киевских племен и др.

В 5-6 в.в. н.э. появляются новые культуры, существующие до 8 в. н.э.

Север и центр Беларуси занимает банцеровская культура. Банцеровщина – это городище под Минском. Первооткрыватель – Лявданский.

Колоченская культура занимает юго-восток Беларуси и север Украины.

Основной тип поселений – неукрепленные селища. Жилища представлены полуземлянками.

Погребальный обряд – трупосожения под курганами и без них.

Основное занятие населения – земледелие и скотоводство, прядение и ткачество, лепка глиняной посуды, добыча железной руды.

Происхождение этих культур связано и с балтами и со славянами. Крупнейшим исследователем был Седов.

 

Вопрос 48 11. Пражская (Корчакская) культура.

Пражская культура (5-8 в.в. н.э.), ареал распространения: восточная германия, южная Польша, Чехия, Словакия, Австрия, Румыния, северная Украина, южная Беларусь.

На Беларуси эта культура известна к югу от реки Припять. Найдены поселения в Петрикове, Хотомель (Брестская обл.). Изучали эту культуру Кухоренко, Русанова, Вергей.

Поселения пражского типа были небольшие, укрепленные лишь природой. Жилищ – квадратных полуземлянок с печью-каменкой в центре – в каждом поселении насчитывается до десяти. Жившие в них небольшие семьи вели общее хозяйство, что можно заключить по хозяйственным постройкам (зернохранилища, погреба, сараи), которые сконцентрированы в стороне от жилищ, образуя отдельные комплексы.

Находки обгорелых зерен пшеницы, проса, ржи и других культур, каменных ручных жерновов, железных серпов свидетельствуют о земледельческом хозяйстве, которое в 6-7 в.в. было подсечным.

Костей домашних животных много. Преобладали коровы, свиньи, лошади. Зимой скот содержался в стойлах. Много костей и диких животных, что указывает на большое значение охоты.

Вблизи поселений находились кладбища, состоящие из 10-20 могил. Умерших кремировали, а остатки трупосожжения хоронили в небольших ямках. В большинстве могил сопровождающих вещей нет.

На поселениях пражского типа металла было мало. Можно отметить, что у славян металлических украшений было меньше, чем у других племен. Посуда делалась без гончарного круга и, вероятно, в каждом доме.

Племена пражской культуры, смешиваясь с местным населением положили начало летописным племенным союзам.

ВОПРОС

Подъем сельского хозяйства обусловил увеличение концентрации сельского населения, он способствовал и возникновению городов, которые появились в первую очередь там, где существовало достаточно развитое сельское хозяйство. Но развитие земледелия не было единственной причиной этого явления. Огромную роль играли процессы классообразования и отделения ремесла от земледелия. Число и плотность сельских поселений резко возрастают в 9-10 в.в., отмечая время возникновения городов.

Восточнославянский феодальный город образовался несколькими путями:

· Сразу образовался княжеской властью.

· Вырос из старых племенных центров древней эпохи (Псков, Гомель).

· Развился из обычной боярской усадьбы (Рогачев).

· Развился из военной крепости (Минск на Свислочи).

· Развился из открытого торгово-ремесленного поселения (Ладога).

Обычно считают, что городу свойственны следующие черты: он является центром развитого ремесла; местом деятельности административных органов, значит, административным центром; военным центром, поскольку представляет собой укрепленное поселение и местопребывание дружины или войска. Город – это также торговый центр, он же – центр культовый, т.к. в нем находилось языческое капище или церковь. Сооружение палат и церкви требовало использования архитектуры, живописи, обучения грамоте и музыке. Все это делает город культурным центром. Наконец, город – место концентрации населения.

Важным источником известий о первоначальной истории городов являются древнерусские летописи. При описании событий 9-13 в.в. летописи, хроники и другие письменные памятники называют на территории Беларуси более 35 городов: Полоцк, Туров, Витебск, Заславье, Друцк, Берестье, Копысь, Браслов, Менск, Логойск, Лукмль, Пинск, Борисв, Слуцк, Новогрудок, Гародня, Клецк, Гомель, Рогочев, Брагин, Мозырь, Речица, Слоним, Волковыск, Каменец, Кобрин и др.

В раннефеодальную эпоху небольшие города проходили простой этап развития своей планировки – детинец, торговая площадь и пасад около нее. Более сложную планировку имели крупные города.

Рядом с детинцем образовался окольный город, тоже обнесенный валами рвами, образуя вторую линию обороны города. Неукрепленные пасадские поселения тянулись вдоль берегов рек.

В городах жили светские и духовные феодалы, их слуги, сюда стекалось также население из числа беглых рабов и крестьян, которые занимались ремеслами и торговлей. Ремесленники были основным населением городов. Получили развитие кузнечное, гончарное, кожевенное, ювелирное, косторезное, бондарное и др. ремесла.

Торговля в 9-13 в.в. развивалась в условиях ограниченной потребности в привозных товарах. Основная часть продуктов производства не включалась в процесс обмена. Натуральное хозяйство господствовало в экономической жизни. Значительного товарооборота между городом и селом не существовало. Поэтому городские ремесленники не разрывали с земледелием, занимались огородничеством, садоводством, животноводством, промыслами.

 

Билет №30 Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белорусии и севера Украины). Является ветвью культуры шнуровой керамики на её восточной границе.Имеет ранний (XXIV—XXI века до н. э.) и поздний (XXI—XV века до н. э.) этапы. Выделена советским археологом В. А. Городцовым в 1927 году. Центр её находился в среднем течении Днепра.Население среднеднепровской культуры занималось скотоводством, земледелием, охотой, рыболовствои. Жило на поселениях в наземных жилищах столбовой конструкции с очагами, изготовляло кремнёвые, каменные и бронзовые орудия труда и оружие, металлические. костяные и янтарные украшения, керамическую посуду, преимущественно плоскодонные горшки шаровидной формы.Общественный строй патриархально-родовой с признаками имущественного неравенства.Захоронения проводились в курганах; некоторые из них использовались ещё со времени ямной культуры. В захоронениях обнаружена керамика и каменные топоры. В северной части ареала среднеднепровской культуры отмечены случаи кремации.В Беларуси наибоее исследованы памятники Ксендзова Гора, Лучин, Ходосовичи, Стрелица, Себровичи.В рамках курганной гипотезы Марии Гимбутас среднеднепровская культура является главным источником вторжения индоевропейцев в Северную и Центральную Европу

 

4ВОПРОС Археологическая периодизация и хронология

Вся история человечества, как известно, делится на пять боль­ших периодов, связанных с развитием той или иной социально-экономической формации: первобытнообщинная, рабовладельче­ская, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Первый период развития человечества — первобытнообщинный родовой строй — существовал длительное время, в течение кото­рого менялся человек, развивались и совершенствовались орудия труда, а также общественные отношения людей. Эпоха первобыт­нообщинного строя в свою очередь делится на отдельные истори­ческие периоды, в основе которых лежат изменения в структуре общества, общественные отношения людей: первобытное стадо, родовой строй и эпоха разложения первобытнообщинного строя. Однако из названия периодов не ясно, каким было материальное производство. Археологи разработали свою периодизацию, в ос­нову которой положен ведущий материал, из которого сделаны главные, характеризующие эпоху, орудия труда. По этой периоди­зации вся история человечества делится на эпоху камня, бронзы и железа. В свою очередь каждая из этих эпох подразделяется на отдельные периоды и культуры.

Продолжительность каждой из эпох различна. Так, эпоха камня продолжалась во много раз дольше, чем эпоха бронзы. И все же любая археологическая эпоха — это очень длительный отрезок исторического развития. За 600—800 тыс. лет существования эпохи камня непрерывно совершенствовались каменные орудия труда и приемы их изготовления, изменялся сам человек, накапливались его опыт и умение, поэтому каменный век в науке делят на не­сколько периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Между каменным и бронзовым веком был переходный период, характери­зовавшийся медными орудиями труда, так называемый энеолит (медно-каменный век).

С освоением способа получения бронзы, т. е. сплава меди и олова, начинается бронзовый век. В южных районах он начи­нается с третьего тысячелетия до н. э., а в более северных, лес­ных территориях — несколько позже, примерно во втором тысяче­летии до н. э. Наконец, с изобретением способа массовой добычи и широким распространением железа, примерно с IX—VIII вв. до н. э., человечество вступает в железный век.

Таким образом, археологическая периодизация построена на эволюции основных орудий труда и способах их изготовления; в ней более подробно учтены основные особенности исторического развития. Однако она не дает прямого представления о том, как развивалось человеческое общество в целом. Очевидно, дополнив этапы археологического развития схемой развития общества, можно получить более полную периодизацию, чем отдельно су­ществующие периодизации — историческую и археологическую. Кроме того, некоторые археологические этапы, например периоды каменного века, могут быть синхронизированы с геологическими периодами истории земли.

Разработка периодизации связана с развитием археологии как исторической науки. Основы современной археологической перио­дизации были разработаны в конце XIX — начале XX в. Однако и сейчас ее нельзя считать окончательной: наука развивается и все время вносит свои коррективы в наши знания по археологии. За­дачей археологии является не только установление исторических процессов прошлого, конкретных событий и явлений материаль­ной и общественной жизни, но и определение времени, хронологии исторических явлений. Хронология в археологии выступает в каче­стве основной канвы, отражающей ход исторического процесса, начиная с древнейших времен, и является твердой основой для подлинного научного понимания истории человечества. Археологи пользуются как относительной, так и абсолютной хронологией. Относительная хронология устанавливает, какая из культур на данной территории древнее, какая позже, какое сооружение старше, а какое моложе, скажем, в пределах одного памятника. Археологов также интересует и абсолютная хронология, т. е. уста­новление конкретных дат, привязанных к нашему летосчислению.

Хронология археологических предметов, комплексов предме­тов, отдельных памятников и культур определяется различными, разработанными в археологии и естественных науках методами. Наиболее широко применяемым является метод сравнительного анализа, или типологический метод. С помощью этого метода чаще всего устанавливают относительную хронологию. Археолог имеет дело с большой группой предметов, комплексом или даже несколь­кими комплексами, добытыми из поселений, отдельных культур­ных слоев или могильников (так называемые погребальные комп­лексы). При этом веши внутри комплексов делят по категориям в зависимости от их назначения, а внутри категории — на типы по их внешним признакам. Таким образом получается типологиче­ский ряд вещей, изучая которые устанавливают относительную хронологическую классификацию отдельных вещей и целых комп­лексов. Если археологический комплекс содержит при этом вещи, которые имеют твердые даты, например монеты, надписи, иден­тичные датированным предметы, то археолог может установить и абсолютную датировку. Для датировки поселений каменного века часто используют даты геологического слоя, данные палеон­тологии и палеоботаники. Располагая костями вымерших живот­ных и пыльцой древних растений из проб грунта, взятых на раз­личной глубине, можно определить хронологию памятника или группы памятников, зная геологическое время существования тех или иных животных и растений. В некоторых случаях дату посе­лений, расположенных на озерах, определяют по ежегодным се­зонным отложениям торфа или лёсса. Для поздних памятников, содержащих хорошо сохранившиеся образцы дерева, хронология может быть установлена по годичным кольцам деревьев. У де­ревьев одной породы, растущих в одной климатической зоне, тол­щина годичных колец совпадает. При этом для сравнения надо иметь спилы с датированных, долголетних пород деревьев, позво­ляющих составить шкалу годичных колебаний роста древесины, например: ясень, дуб, американская секвойя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...