Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сновные концепции происхождения славян и археология




Основные концепции происхождения славян и археология - раздел Педагогика, Предмет, источники, задачи археологии Вот Повесть Минувших Лет, Откуда Пошла Русская Земля, Кто В Киеве Стал Первым...

 

Вот повесть минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля

Так начнём повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия...

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия...

Иафету же достались страны запада и север:..

Так начинается "Повесть временных лет" - самый древний труд по русской истории, дошедший до нас. Он был создан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1110 года. До нас дошли поздние списки (не ранее 1377 года - Лаврентьевская летопись) её редакций, выполненных другими авторами в 1116 (редакция игумена киевского Выдубецкого монастыря Сильвестра) и 1118 годах (третья редакция), но редактирование в основном касалось текущей политики и в меньшей степени затрагивало исторические данные.

У Нестора были предшественники. К ним относятся автор «Сказания о первоначальном распространении христианства» - чисто житийного произведения, созданного около 1037-1039 гг. и монах Киево-Печерского монастыря Никон, составивший в 1093 году Начальный летописный свод. Он ввёл уже погодную запись событий. (Общепринятые результаты исследований А.А.Шахматова и др.)

Но именно Нестора с полным правом можно назвать не писателем или летописцем, а именно учёным-историком. Нестор создал труд, смысл которого - постижение истории, а методы, использованные Нестором: сравнительный анализ различных сообщений об одном и том же событии, сопоставление сообщений о событиях с памятниками материальной культуры, интерес к причинно-следственным связям, специальные разыскания для выяснения недостающих фактов и т.д. - это вполне научные методы не свойственные ни тем, кто пишет хронику событий, ни тем более житийным писателям.

ПВЛ состоит из погодных записей, рассказывающих о событиях того или иного года. Их предваряет некоторое введение, где Нестор даёт ответы на вопросы: о происхождении славян в связи с происхождением всех известных народов, о происхождении тех славян, которые населяют Русскую землю, и о происхождении самой Русской Земли, как государственного образования, т.е. о начале исторического времени для восточных славян.

Первый вопрос - откуда пошли славяне вообще, Нестор разрешает в библейской традиции, определяя славян наравне с другими народами запада и севера как потомков сыновей Иафета, а их язык как результат вавилонского смешения языков. По разрушении же столпа [Вавилонского] и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошёл и народ славянский от племени Иафета - так называемые норики, которые есть славяне. Т.е. первые славяне были норики. Среди известных народов под нориками можно понимать жителей царства, а затем римской провинции Норик, расположенной на левобережье Дуная на территории современных Австрии, Венгрии, Словении.

Следующий этап - разделение славян на разные племена. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке по имени Морава и прозвались морава, а другие прозвались чехи. А вот ещё славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Второй вопрос - как славяне расселились по Русской равнине, Нестор связывает с первичным расселением славян из Придунавья. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся народ, а по имени его и грамота назвалась "славянская".

Ещё дважды возвращается Нестор к расселению восточных славян.

Поляне же живущие сами по себе, как мы уже говорили, были из словенского рода и только после назвались полянами, древляне произошли от тех же славян и так же не сразу назвались древлянами, радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой Вятко; и пришли и сели; Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки называли их "Великая Скифь". Здесь Нестор дал объяснение эпитету "великая", а не основному названию - Скифь. Ещё во времена императора Диоклетиана (284-305 гг.) территория по побережью Чёрного моря от Дуная до Днестра была выделена в римскую провинцию Малая Скифия и под этим же названием эта провинция была в составе Византии до завоевания её болгарами. Под Великой Скифией греки понимали всю Восточно-европейскую равнину.

Продолжившие Несторово начинание летописцы продолжали его только в одном направлении - делали погодные записи. Следующего историка России пришлось ждать до XVIII века, до петровских времён. Тогда были не только собраны и прочитаны светскими деятелями русские летописи, чем занимался в частности В.Н.Татищев, собрание которого сгорело в московском пожаре 1812 года, но прочтены и труды античных авторов: Геродота, Тацита, Плиния Младшего, Страбона и др. Версия Нестора о нориках и дунайском происхождении славян поддержки не нашла. Первославянами с этих пор стали считать венедов. Ещё у М.В.Ломоносова в работе "Древняя российская история", написанной в 1754-1758 годах, можно прочитать: "Древнейшее всех переселение славян, по известиям старинных писателей, почитать должно из Азии в Европу. Что оное двумя путями происходило усмотреть нетрудно. Ибо венеды от Трои с Антенором плыли Архипелагом [острова Эгейского моря], Посрединным и Адриатическим морем".

С этой же версией, хотя и не в столь экзотической форме, как у М.В.Ломоносова, согласились, впрочем, не придавая проблеме этногенеза большого значения, авторы классических трудов по истории России, С.М.Соловьёв, первый том его "Истории России с древнейших времён" вышел в 1851 году, и В.О.Ключевский, первый том "Курса русской истории" - 1904 г. Время начала истории восточных славян и истории русской государственности эти авторы согласуют с данными

Вопрос 47

В середине и второй половине I тысячелетия н. э. в результате расселения древних славян по территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений складываются новые образова­ния- территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и начало сложения феодальных, клас­совых отнощений. Восточнославянские объединения упоминаются как вполне конкретные образования в древнерусской летописи - «Повести временных лет». Эти новые объединения стали назы­ваться по названию возглавлявшего их племени. Внутри этих сою­зов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории. В верховьях Днепра в это время создается многочисленное объединение славянских племен - кривичей. Установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднеп­ровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах не­много, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.

В середине и второй половине I тысячелетия четко сформиро­вались и другие славянские племена, или племенные союзы. До­вольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции кур­ганов, существовавшей у некоторых славянских народов.

На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остат­ками деревянных оградок внутри. В этих, оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в бо­лотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне - радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно боль­шую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после обра­зования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

Различия между восточнославянскими племенами прослежи­ваются не только в конструкции курганов. Еще в конце прошлого века археологом А. А. Спицыным было замечено, что височные кольца - специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных террито­риях расселения славянских племен. Конструкции курганов и рас­пространение височных колец определенных видов позволили ар­хеологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени. По височным кольцам доста­точно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений. В могилах пле­менного объединения радимичей височные кольца были семилучевые: от нижнего полукружия кольца отходило семь лучей; у древлян они были сделаны в виде перстня; у северян височные кольца делались из проволоки, загнутой внизу в плотную плоскую спираль; у дреговичей височные кольца украшались приделанными снизу бусинками из медных шариков; у вятичей они были семилопастными, состояшими из семи плоских лопастей, припаянных в нижней части кольца.

Отмеченные особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными объединениями Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских пле­мен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н. э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян, потом­ков зарубинецкой культуры. Развитие этих территориально-поли­тических союзов шло постепенно по пути превращения их в госу­дарства.

Раскопками установлен неодинаковый уровень развития произ­водительных сил в разных частях обширной территории восточ­ных славян. У славянских племен, обитавших в лесостепной и степной зонах юга европейской части СССР, в Среднем Подне­провье, в первые века I тысячелетия н. э. было развито весьма производительное пашенное земледелие, им были известны все основные виды зерновых и огородных культур. Распространялись посевы озимой ржи, неприхотливой к почве и дававшей устойчи­вые урожаи. Новая сельскохозяйственная техника (плуг) повы­шает интерес к земле как предмету собственности. У обитателей лесных пространств продолжало господствовать трудоемкое и малопроизводительное подсечное земледелие. Основными ору­диями подсечного земледелия были топор, косарь (большой нож для рубки кустарников) и мотыга. Позже распространяется более прогрессивное пашенное земледелие, основным орудием которого на севере стала соха. Принципиальное различие между плугом и сохой - этими двумя основными сельскохозяйственными орудиями производства - состоит в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт.

Таким образом, процесс экономического развития и разруше­ния первобытнообщинных отношений протекал наиболее интен­сивно на юге восточнославянских земель, в районе Среднего По­днепровья, где историческая обстановка стимулировала процесс классообразования. Этот процесс связан с той славянской терри­торией, которая носила еще до образования государства название Русь или Русская земля.

Вопрос 51

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...